Готовность ребёнка к школе
статья (подготовительная группа) на тему
В возрасте 6-ти – 7-ми лет ребенок обладает повышенной чуткостью к языковым явлениям, которая проявляется в способности понимать и употреблять новые слова и их сочетания по аналогии с ранее усвоенными формами и их сочетаниями. Очень важно вовремя использовать и развивать эти возможности ребенка. Таким образом, родители смогут помочь своему ребёнку и обеспечить развитие у него на должном уровне тех качеств и умений, которые в первую очередь необходимы для обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Готовность ребёнка к школе | 129.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Начало обучения в школе – очень важный период в жизни ребенка.
Поэтому задача родителей - часть времени посвятить такой игре с
ребенком, которая позволит обеспечить развитие у него на должном уровне
тех качеств и умений, которые в первую очередь необходимы для обучения в
школе. Для этого следует использовать специально подобранные игры и
упражнения.
Старший дошкольник уже в достаточной степени должен владеть
всеми сторонами родного языка: звуковым составом, грамматическим
строем, словарем.
Особенное значение в этом возрасте приобретает развитие
фонематического слуха: способности воспринимать на слух звуки речи,
различать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. К
шести годам ребенок осваивает нормы правильного произношения. Если же в
речи ребенка все же встречаются дефекты, то следует обеспечить его занятия
с логопедом – в противном случае неправильное произношение приведет к
сложностям в овладении грамотой. Перед ребенком встает достаточно
сложная задача – освоение звукового анализа слова. Взрослый должен
понимать, что 6-летнему ребенку не очень-то просто определить в уме,
сколько звуков в слове «кот» или «мак». Для выработки подобного умения
следует целенаправленно обучать ребенка.
Активный словарь 6-летнего ребенка насчитывает от 3000 до 3500
слов. Однако части речи в словаре ребенка представлены неодинаково.
Характерной особенностью является глагольность речи – используются
глаголы, связанные с движением и деятельностью. Прилагательных в речи
явно недостаточно. Поэтому необходимо особенное внимание уделить
развитию словарного состава речи ребенка – обучать его использованию
сравнений, а также обобщающих слов. Это расширит возможности ребенка в
построении сложных предложений.
В возрасте 6-ти – 7-ми лет ребенок обладает повышенной чуткостью к
языковым явлениям, которая проявляется в способности понимать и
употреблять новые слова и их сочетания по аналогии с ранее усвоенными
формами и их сочетаниями. Очень важно вовремя использовать и развивать
эти возможности ребенка.
КРАТКИЕ СОВЕТЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ
- Формирование обобщений. Предлагайте ребенку назвать
обобщающим словом ряд предметов. Например: помидор, огурец, кабачок,
капуста – овощи.
- Задавайте вопросы, которые требуют размышления и активизации
знаний. Например: Что происходит осенью?- Обращайте внимание ребенка на свойства предметов.
- Учите ребенка образовывать множественное число имен
существительных, глаголов:
Машина - машины, гриб – грибы, кукла – куклы, бежит – бегут и т.п.
- Упражняйте в употреблении уменьшительной формы имен
существительных:
Глаз- глазик, рот – ротик, сад – садик, мост - мостик, петух – петушок…
- Расширяйте глагольный словарь:
Входит – выходит, наливает – выливает, закрыта – открыта;
Причесывает – причесывается, одевается – одевают;
Рисует – нарисовал, несёт – принёс, пишет – написал…
- Вводите в речь детей прилагательные:
Широкий – узкий, горький – сладкий, зелёная – зелёный, быстрый - быстрые…
- Обратите внимание на предлоги. Сначала уточняются пространственные значения предлогов, затем другие.
Можно использовать предлагаемые картинки. Игра сопровождается вопросами взрослого.
Например: Где спрятался котик? На какой картинке котёнок сидит на кроватке?... Необходимо помочь ребёнку давать полный ответ. Например: Где спрятался котёнок? Ответ : Котёнок спрятался под кроватью. (помочь выделить голосом предлог)
-Попросите ребенка выполнить действия с каким-нибудь предметом.
Например: положи книгу на стул, под стул, за кресло…
Потом пусть ребенок дает похожие инструкции вам.
Задавайте вопросы по картинкам. Например: Кто спрятался за…? Кто выглядывает из-под..?
- Обращайте внимание ребенка на свойства предметов.
- Упражняйте в словообразовании.
- Развивайте словесно-логическое мышление. Предложите по аналогии
подобрать недостающее слово:
Писатель – книга, художник - …(картина),
Писатель – читатель, учитель- …(ученик)
На мотоцикле мотоциклист, на велосипеде - …,
- Учите сравнивать. Загадайте предмет, предложите ребенку отгадать
задуманное, послушав сравнения. Например: он похож на чашку с водой, на
пруд с ровными берегами (бассейн); бывает разной формы, разных цветов, лёгкий, можно увеличить при помощи воздуха, называют воздушным (шар).
- Попросите ребенка ответить, что на что похоже? Например: шар-солнце-апельсин, клубок и т.д
-Попросите назвать , например всё жёлтое ( лимон, банан, листья осенью, одуванчики, и т.д)
- Учите ребенка подбирать слова с заданным количеством слогов.
Запишите в словарик слова, в которых ребенок переставляет или пропускает
слоги. Учите его считать количество слогов в слове, начиная с более простых
– двухсложных (ма-ма, ле-то, кош-ка…)
- Больше читайте вслух. Пересказывайте. Ведь иметь возможность
поделиться тем, что ты узнал из книг, очень приятно. Научиться
пересказывать прочитанное нелегко.
Предложите сначала ответить на вопросы по содержанию
прочитанного, затем пересказать.- Часто ребенок понимает многие слова в буквальном смысле. Поэтому
необходимо уточнять значение слов, обращать внимание на многозначные
слова, переносное значение слов.
- Заучивайте стихи.
-Учите отгадывать загадки.
«Загадки учат отыскивать сходство между самыми отдаленными,
внешне несходными вещами на основании существенных свойств. Учат
выделять существенные признаки предметов» (С.Бондаренко)
- Чаще включайте в совместный досуг игры со словами.
- Развивайте умение задавать информативные вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Готовность ребёнка к школе»
Цель: организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению....
Консультация "Год до школы! Речевая готовность ребёнка к школе"
Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его ново...
Психологическая готовность ребёнка к школе. Подготовка ребенка к школе, помогаем ребенку настроиться на школьное обучение. Как помочь маленькому школьнику, разбор проблем первоклашек
Статья включает в себя: из чего состоит психологическая подготовка ребенка к школе, рекомендации родителям будущего первоклассника, как можно помочь ребенку, а также разбор проблем первоклашек....
Школа для родителей будущих первоклассников (семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие в город звуков и слов»)
Школа для родителей будущих первоклассников(семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие ...
Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...
Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"
Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....
«Выявление способа познания, как условие успешного обучения ребёнка в школе. » ( Проблема готовности ребёнка к школе)
Рекомендации для родителей будующих школьников....