Готовность ребёнка к школе
статья (подготовительная группа) на тему

Власова Надежда Николаевна

    В возрасте 6-ти – 7-ми лет ребенок обладает повышенной чуткостью к языковым явлениям, которая проявляется в способности понимать и употреблять новые слова и их сочетания по аналогии с ранее усвоенными формами и их сочетаниями. Очень важно вовремя использовать и развивать эти возможности ребенка. Таким образом, родители смогут помочь своему ребёнку и обеспечить развитие у него на должном уровне тех качеств и умений, которые в первую очередь необходимы для обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Готовность ребёнка к школе129.74 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность ребёнка к школе

     Начало обучения в школе – очень важный период в жизни ребенка.

Поэтому задача родителей - часть времени посвятить такой игре с

ребенком, которая позволит обеспечить развитие у него на должном уровне

тех качеств и умений, которые в первую очередь необходимы для обучения в

школе. Для этого следует использовать специально подобранные игры и

упражнения.

    Старший дошкольник уже в достаточной степени должен владеть

всеми сторонами родного языка: звуковым составом, грамматическим

строем, словарем.

    Особенное значение в этом возрасте приобретает развитие

фонематического слуха: способности воспринимать на слух звуки речи,

различать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. К

шести годам ребенок осваивает нормы правильного произношения. Если же в

речи ребенка все же встречаются дефекты, то следует обеспечить его занятия

с логопедом – в противном случае неправильное произношение приведет к

сложностям в овладении грамотой. Перед ребенком встает достаточно

сложная задача – освоение звукового анализа слова. Взрослый должен

понимать, что 6-летнему ребенку не очень-то просто определить в уме,

сколько звуков в слове «кот» или «мак». Для выработки подобного умения

следует целенаправленно обучать ребенка.

   Активный словарь 6-летнего ребенка насчитывает от 3000 до 3500

слов. Однако части речи в словаре ребенка представлены неодинаково.

    Характерной особенностью является глагольность речи – используются

глаголы, связанные с движением и деятельностью. Прилагательных в речи

явно недостаточно. Поэтому необходимо особенное внимание уделить

развитию словарного состава речи ребенка – обучать его использованию

сравнений, а также обобщающих слов. Это расширит возможности ребенка в

построении сложных предложений.

    В возрасте 6-ти – 7-ми лет ребенок обладает повышенной чуткостью к

языковым явлениям, которая проявляется в способности понимать и

употреблять новые слова и их сочетания по аналогии с ранее усвоенными

формами и их сочетаниями. Очень важно вовремя использовать и развивать

эти возможности ребенка.

КРАТКИЕ СОВЕТЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ

- Формирование обобщений. Предлагайте ребенку назвать

обобщающим словом ряд предметов. Например: помидор, огурец, кабачок,

капуста – овощи.

- Задавайте вопросы, которые требуют размышления и активизации

знаний. Например: Что происходит осенью?- Обращайте внимание ребенка на свойства предметов.

- Учите ребенка образовывать множественное число имен

существительных, глаголов:

Машина - машины, гриб – грибы, кукла – куклы, бежит – бегут и т.п.

- Упражняйте в употреблении уменьшительной формы имен

существительных:

Глаз- глазик, рот – ротик, сад – садик, мост - мостик, петух – петушок…

- Расширяйте глагольный словарь:

Входит – выходит, наливает – выливает, закрыта – открыта;

Причесывает – причесывается, одевается – одевают;

Рисует – нарисовал, несёт – принёс, пишет – написал…

- Вводите в речь детей прилагательные:

Широкий – узкий, горький – сладкий, зелёная – зелёный, быстрый - быстрые…

- Обратите внимание на предлоги. Сначала уточняются пространственные значения предлогов, затем другие.

Можно использовать предлагаемые картинки. Игра сопровождается вопросами взрослого.

Например: Где спрятался котик? На какой картинке котёнок сидит на кроватке?... Необходимо помочь ребёнку давать полный ответ. Например: Где спрятался котёнок? Ответ : Котёнок спрятался под кроватью. (помочь выделить голосом предлог)

http://logoped.sad-108.ru/images/rodit/pred/2.jpghttp://logoped.sad-108.ru/images/rodit/pred/4.jpg

-Попросите ребенка выполнить действия с каким-нибудь предметом.

Например: положи книгу на стул, под стул, за кресло…

Потом пусть ребенок дает похожие инструкции вам.

Задавайте вопросы по картинкам. Например: Кто спрятался за…? Кто выглядывает из-под..?

http://logoped.sad-108.ru/images/rodit/pred/3.jpg

- Обращайте внимание ребенка на свойства предметов.

- Упражняйте в словообразовании.

- Развивайте словесно-логическое мышление. Предложите по аналогии

подобрать недостающее слово:

Писатель – книга, художник - …(картина),

Писатель – читатель, учитель- …(ученик)

На мотоцикле мотоциклист, на велосипеде - …,

- Учите сравнивать. Загадайте предмет, предложите ребенку отгадать

задуманное, послушав сравнения. Например: он похож на чашку с водой, на

пруд с ровными берегами (бассейн); бывает разной формы, разных цветов, лёгкий, можно увеличить при помощи воздуха, называют воздушным (шар).

- Попросите ребенка ответить, что на что похоже? Например: шар-солнце-апельсин, клубок и т.д

-Попросите назвать , например всё жёлтое ( лимон, банан, листья осенью, одуванчики, и т.д)

- Учите ребенка подбирать слова с заданным количеством слогов.

Запишите в словарик слова, в которых ребенок переставляет или пропускает

слоги. Учите его считать количество слогов в слове, начиная с более простых

– двухсложных (ма-ма, ле-то, кош-ка…)

- Больше читайте вслух. Пересказывайте. Ведь иметь возможность

поделиться тем, что ты узнал из книг, очень приятно. Научиться

пересказывать прочитанное нелегко.

Предложите сначала ответить на вопросы по содержанию

прочитанного, затем пересказать.- Часто ребенок понимает многие слова в буквальном смысле. Поэтому

необходимо уточнять значение слов, обращать внимание на многозначные

слова, переносное значение слов.

- Заучивайте стихи.

-Учите отгадывать загадки.

«Загадки учат отыскивать сходство между самыми отдаленными,

внешне несходными вещами на основании существенных свойств. Учат

выделять существенные признаки предметов» (С.Бондаренко)

- Чаще включайте в совместный досуг игры со словами.

- Развивайте умение задавать информативные вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Готовность ребёнка к школе»

Цель:  организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению....

Консультация "Год до школы! Речевая готовность ребёнка к школе"

Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его ново...

Психологическая готовность ребёнка к школе. Подготовка ребенка к школе, помогаем ребенку настроиться на школьное обучение. Как помочь маленькому школьнику, разбор проблем первоклашек

Статья включает в себя: из чего состоит психологическая подготовка ребенка к школе, рекомендации родителям будущего первоклассника, как можно помочь ребенку, а также разбор проблем первоклашек....

Школа для родителей будущих первоклассников (семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие в город звуков и слов»)

Школа для родителей будущих первоклассников(семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие ...

Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...

Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....