СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
проект (средняя группа) на тему

Семья и детский сад не могут заменить друг друга: у каждого свой функционал и назначение в  воспитании и развитии ребенка, но они могут  конструктивно взаимодействовать друг с другом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_galinoy_v_sbornik_ppo_psikhologov.docx166.17 КБ

Предварительный просмотр:

СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОСГалина Р.Х., педагог – психолог

Первак И.Ю., учитель – логопед

МБДОУ «Добрянский детский сад №8», г. Добрянки

На современном этапе развития образования одной из актуальных является проблема увеличения количества детей с проблемами в развитии, которые достаточно часто связанны с неумением родителей  эффективно строить взаимоотношения с детьми.
        Однако в соответствии с 44 статьей Закона об образовании РФ
1. Родители
(законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Семья и детский сад не могут заменить друг друга: у каждого свой функционал и назначение в  воспитании и развитии ребенка, но они могут  конструктивно взаимодействовать друг с другом.

 В связи с этим возрастает необходимость обучить родителей  способам эффективного  развивающего общения с детьми, посредством игровых тренингов и упражнений.

D:\фото непоседы\P1060190.JPG

В коррекционной практике широко используются различные формы работы с семьей, но, не всегда эта работа приносит желаемый результат.

Для нас важно, чтобы родители были не пассивными слушателями, а активными участниками, помощниками и поэтому мы выбрали практические формы взаимодействия с семьей, наполняя их актуальным (значимым для ребенка и взрослого) содержанием.

Исходя из вышесказанного оформилась идея:  разработать  цикл  встреч, в форме «Психолого-педагогической гостиной».

D:\фото непоседы\P1060214.JPG


Форма организации: игровая содеятельность взрослых и детей.
Периодичность: 1 раз в месяц.
Охват: дети дошкольного возраста и их родители.
Цель: Повышение общей родительской компетенции через игровую, познавательно – речевую и творческую  совместную деятельность.
Задачи:
- Разработать сценарии и организовать  игровые – творческие встречи для детей  четвертого и пятого года жизни и их родителей.
- Обучить родителей  способам эффективного общения, посредством игровых тренингов и упражнений
 - Познакомить родителей со способами развития компонентов детской речи: звукопроизношение, фонематическое восприятие, темпо - ритмические навыки.
 - Создать условия для развития творческих способностей и задатков детей и взрослых.

Организация взаимодействия проходила поэтапно
1 этап:  
Анкетирование - позволил выявить уровень компетенции родителей в вопросах развития детей, умения строить межличностные отношения в семье, установить обратную связь, проанализировать эффективность работы педагога психолога и учителя логопеда с родителями в процессе организации коррекционно-развивающей деятельности.

В дальнейшем данная информация помогает при построении и организации образовательного процесса.
2 этап:
Анализ результатов первичного мониторинга  позволил сформировать группу участников игровых взаимодействий.
3 этап:  
Организация и проведение интегрированных занятий - происходит на основании разработанных конспектов.
4 этап: Сбор и анализ отзывов о проведенном мероприятии.
5 этап:  
Итоговый мониторинг – позволяет обобщить результаты работы и обозначить перспективу развития – рекомендации родителям и педагогам.
 

Формы совместной деятельности.

  • Игровые коммуникативные упражнения
  • Логоритмические упражнения
  • Игры на развитие всех форм моторики (общей, мелкой, артикуляционной)
  • Игры на стабилизацию эмоционального состояния
  • Психоэмоциональные тренинги
  • Игровые этюды
  • Продуктивная деятельность.

План мероприятий выстраивается в формате блочно-тематического планирования.
Например:

месяц

тема недельного проекта

тема встречи

план встречи

продукт

май

«Наша дружная семья»

«Цветок счастья»

  1. Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка»
  2. Игра «Найди  малышу маму»
  1. Загадки о семье
  1. Игра  для родителей «Дочки и сыночки»
  2. Музыкальная игра с мамами и папами

Игра в кругу «Назови ласково»

создание своего цветка счастья

Работа с родителями – является одним из ведущих направлений в нашей деятельности по созданию благоприятных условий для развития  детей.
Практика организации игровых форм взаимодействия детей и родителей осуществляется в нашем ДОУ с 2010 года.  Непосредственно «Педагогическая гостиная»  ведется в ДОУ в течение двух лет, с 2013 года.

Мы можем сказать, что используемые нами методы и приемы в работе дали положительный результат и обогатили педагогические знания и умения родителей.

Изначально работа планировалась с детьми четвертого года жизни (вторая младшая группа), в количестве 5 – 6 семей: в том числе двух детей группы риска и СОП, а также ребенком, имеющим диагноз ДЦП и двух детей с диагнозом – заикание.

В течение года наша группа выросла до 14 семей. В совместную деятельность подключились родители, которые выразили желание получить практическую помощь в организации игрового взаимодействия с детьми в условиях семьи.

На втором году существования нашей гостиной палитра игровых методов расширилась за счет привлечения музыкального руководителя.

В связи с увеличением желающих участвовать  в деятельности гостиной «Непоседы», декабрьская встреча была проведена в формате зимнего развлечения «В поисках Деда Мороза» в парке. Все участники которой, получили «море впечатлений и эмоций»!

D:\новогодний поход фотки\DSCN1972.JPG

D:\новогодний поход фотки\RSCN1995.JPG

Активность и желание родителей участвовать в такой форме сотрудничества как психолого-педагогическая гостиная побуждают нас продолжить работу в этом направлении. А доступность и простота, используемых приемов и материалов, позволяет значительно обогатить палитру детско – родительских отношений в условиях семьи.

Список литературы:

  1. Е.В.Шитова «Работа с родителями: практические рекомендации и консультированию по воспитанию детей 2-7 лет» издательство «Учитель» Волгоград;
  2. И.Ю.Запорожец «Психолого-педагогические гостиные в детском саду» Москва 2010г.;
  3. В.В.Горшенина, И.В.Самошкина, Н.П.Черкасова «Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания» издательство «Глобус» 2006г.;
  4. С.В.Крюкова, Н.П.Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь  Москва «Генезис» 2005г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Психологическое сопровождение воспитателей в условиях реализации ФГОС ДО"

В статье рассмотрены основные моменты профессиональной деятельности современного воспитателя в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта. Систематизированы формы и м...

Методическое сопровождение педагогов в условиях реализации ФГОС ДОО

Методическое сопровождение – это правильно организованные действия (процесс) по организации введения ФГОС в образовательном учреждении. Это – процесс, направленный на разрешение актуальных для педагог...

Выступление на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях реализации ФГОС»

Выстраивая общую концепцию программы взаимодействия педагогов, родителей и детей мы исходили из того, что психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях реализации ФГОС - это целостная, систе...

Опыт работы по методическому сопровождению педагогов в условиях реализации ФГОС ДО

Актуальной задачей педагогических работников ДОО с момента введения ФГОС ДО стал пересмотр приоритетов профессиональной деятельности и приведение ее в соответствие со Стандартом....

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ "Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО"

Задачами данного проекта являются:1. Разработка и описание технологии проектной деятельности в условиях ДО в рамках организационно-методической работы педагогического коллектива МБДОУ № 3;2. Внедрение...

Программа методического сопровождения педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования «Школа педагогического мастерства»

Данная Программа способствует повышению не только профессионального мастерства, но и личностного  роста каждого педагога, раскрытию его творческих возможностей, включает в себя следующие инноваци...