Тематическое родительское собрание
методическая разработка (старшая группа) по теме

Плотникова Жанна Юрьевна

Данная технология позволяет не только школьнику, но и воспитаннику детского сада освоить позиции исследователя, экспериментатора и научиться применять добытые знания в жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_roditelskoe_sobranie.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое родительское собрание

Тема: «Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования технологии проблемного обучения»

Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно  направлена      на познание окружающего  мира и построение своей картины этого мира.

В  наше сложное противоречивое  время особенно остро стоит  вопрос «Как сегодня воспитывать ребенка человеком  завтрашнего дня? Какие знания  дать ему  в  дорогу?». Осмысление этого  вопроса должно  происходить   через осознание  резко измененного социального заказа: вчера  нужен  был  исполнитель,  а сегодня - творческая  личность с активной  жизненной позицией,  с собственным  логическим мышлением.

Поэтому  необходимо ребенка «учить сомневаться», сомневаться  в истинности знаний как таковых, в средствах  их добывания.

Решение  познавательных  задач вместе со взрослыми и сверстниками -путь к развитию   способности сомневаться, критически  мыслить. В педагогической литературе такой путь называется проблемным обучением.

Технология проблемного обучения - это специально созданная совокупность специфических приемов и методов, которые способствуют формированию самостоятельной познавательной деятельности ребенка и развитию творческого мышления (добывать знания, применять их в решении новых познавательных задач).

Технология проблемного обучения (ТПО) обеспечивает реализацию задач оптимизации социального взаимодействия в системах «взрослый-ребенок», «ребенок-другой ребенок» на основе партнерства и сотрудничества, а также успешной адаптации ребенка к предстоящему школьному обучению.

Основатель проблемного обучения Дж. Дьюи, американского философ, психолог и педагог (1859-1952гг.). Он считал, что ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а удовлетворяя свои потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. Отечественны психологи - Т.В.Кудрявцева, А.М.Матюшкина, З.И.Калмыковой, утверждают, что суть проблемного обучения в постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи, создания условий для исследования путей и способов ее решения для того, чтобы ребенок сам добывал знания.

Проблемное обучение – это организация непосредственной образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

Важно отметить, что знания и способы деятельности при проблемном обучении не преподносятся детям в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой.

Данная технология позволяет не только школьнику, но и воспитаннику детского сада освоить позиции исследователя, экспериментатора и научиться применять добытые знания в жизни. В ней отражены требования к современному образованию (по Дьюи):

  • собственное добывание знаний ребенком, устраняя, таким образом, противоречие между логикой отдельной научной области знания и логикой процесса познания конкретной личности;
  • субъектность присвоения знаний;
  • учет интересов и склонностей ребенка, его ценностных ориентаций;
  • «радость открытий», получение удовольствия и позитивное подкрепление.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, на конструировании дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Для того чтобы большинство детей могли видеть и решать проблемы, необходима система проблемных ситуаций, включенных в содержания образования и процесс обучения.

Что же касается содержания учебного материала, то оно подчиняется главному содержательному принципу системы проблемных ситуаций, основанному на выделении в различных областях науки «сквозных» или «аспектных» проблем. Поэтому структуру проблемного обучения можно схематически представить как систему проблемных ситуаций, каждая из которых включает в себя соответствующую задачу или вопрос, систему средств обучения и деятельность по преобразованию условий задачи и получению искомых результатов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое родительское собрание "Скоро в школу"

Даны представления о понятии "готовность к школе", знакомство родителей с критериями готовности ребенка к школе, дана возможностьоценить степень готовности   ребенка к школе....

Сценарий тематического родительского собрания "23 февраля"

Предлагаю для вашего просмотра сценарий тематического родительского собрания «23 февраля», для средней группы....

Сценарий тематического родительского собрания "Игра слов"

Предлагаю для вашего просмотра сценарий тематического родительского собрания «Игра слов», для средней группы....

Сценарий тематического родительского собрания «Театр – наш друг и помощник»

Предлагаю вашему вниманию сценарий тематического родительского собрания "Театр - наш друг и помощник"...

Тематическое родительское собрание

Повышение мотивации родителей к основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста...

Тематическое родительское собрание « Дорога не терпит шалости - наказывает без жалости!»

Цель. Формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения, привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми....

Конспект тематического родительского собрания в нетрадиционной форме «Круглый стол». Тема «Современная семья. Детско – родительские отношения»

Конспект тематического родительского собрания в нетрадиционной форме «Круглый стол».Тема «Современная семья. Детско – родительские отношения»...