Проектный метод в деятельности ДОУ
методическая разработка по теме
Данная деятельность взаимодействия ребенка-дошкольника и взрослого позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимоотношения со сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар-практикум | 16.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов «Проектный метод в деятельности ДОУ»
Государство ставит перед нами задачу, подготовить совершенно новое поколение: любознательное, активное. Дошкольное учреждение, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Использование инновационных технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
Метод проектов был разработан в начале ХХ столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859-1952) . По мнению Д. Дьюи, обучение должно строиться "на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями". Этот метод актуален и очень эффективен, т. к. даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе. Данный метод интересен и полезен не только детям, но и самим педагогам, т. к. он даёт возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя партнёром детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания интересным, привлекательным и творческим. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а так же заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста: обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; развитие познавательных способностей; развитие творческого воображения; развитие творческого мышления; развитие коммуникативных навыков. Следуя принципам отечественных ученых и педагогов-практиков, можно отметить, что детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия: учет интересов ребенка; деятельность без принуждения; тематика (проблема) адекватна возрасту; предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы; совместное со взрослыми достижение цели.
Проекты классифицируются по разным признакам: по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов: исследовательско – творческие,игровые, информационно – практико-ориентированные, творческие.
Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
Игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы) ;
Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) ;
Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя») .
Процесс проектирования состоит из нескольких этапов.
Этапы проекта: постановка цели; разработка проекта (разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта) ; выполнение проекта (практическая часть) ; подведение итогов (презентация по деятельности конкретного проекта).
Продолжительность проекта: краткосрочные (несколько занятий, 1-4 недели) ; среднесрочные (до 1 месяца) ; долгосрочные (до 1года) .
Механизм проектирования
Воспитатель- организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он - основной руководитель проекта, при этом - партнер и помощник ребёнка в его саморазвитии. Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребёнок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать своё мнение.
Технологии проектирования необходима соответствующая организация предметно - развивающего пространства группы. В группе помещают предметы, книги, энциклопедии, доступные для их понимания. Технология проектирования, включённая в организационную систему ДОУ, становится инструментом развития, саморазвития ребёнка, его познавательных и творческих способностей, является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых. Реализуя данный метод в воспитательно-образовательной работе детского сада, можно достигнуть значительных успехов. Метод проектов в работе с дошкольниками – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен знать своё место в системе дошкольного образования.
Литература:
1. Журавлева В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников. - Волгоград: Учитель, 2009. - 202 с. : ил.
2. Киселева Л. С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М. : АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
3. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/ Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова – М. : Айрис-пресс, 2008. –208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектный метод в деятельности ДОУ
Постояннодействующий семинар-практикум. Теоретические основы проектного метода....
Проектный метод в деятельности ДОУ
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...
Проектный метод в деятельности ДОУ
Материал предназначен для педагогов ДОУ. В презентации дается характеристика проектного метода: понятие, классификация, виды проектов, а также примерные темы. Раскрываются этапы работы над проектом с ...
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКИХ САДАХ.ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОО
Презентация для студентов пед.колледжей и ВУЗов по специальности "Дошкольное образование"...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...
Консультация для педагогов «Проектный метод в деятельности ДОУ как инновационный метод познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста».
цель: познакомить педагогов с проектным методом в педагогической деятельнрости...