Развитие мелкой моторики у дошкольников
консультация на тему
В статье говорится о развитии мелкой моторики и представлены игры, в которые можно играть дома
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki.docx | 37.11 КБ |
Предварительный просмотр:
В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.
Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.
Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладения письмом.
Кроме того, развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Зачастую, первоклассники не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия»), не умеют точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, у многих детей отмечается плохая координация движений при беге, прыжках, общая двигательная неловкость и неуклюжесть. Даже нормально развивающемуся ребенку не помешает массаж рук, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук. Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет детям
- овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения,
- лучше адаптироваться в практической жизни,
- научиться понимать многие явления окружающего мира.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу. На логопедических занятиях для решения этой задачи используются различные средства:
- ИГРЫ С БУМАГОЙ. Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами
- ИГРЫ СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ. Нехитрые задания помогают ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии
- ИГРЫ С КОНСТРУКТОРОМ, МОЗАИКОЙ
- РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ, ИГРЫ С ПУГОВИЦАМИ, С КРУПОЙ
Игры с крупами: пересыпаем крупу; «кормим птичек»; раскладываем по тарелочкам; находим игрушку в сухом бассейне из бобов, фасоли и гороха
«Чудесные мешочки» – это просто круглые тряпочные мешочки, заполненные разными материалами. Ребенок ощупывает наполнитель через ткань. Наполнители разные: песок, палочки, фасоль, вата, бусинки, монетки
- РИСОВАНИЕ – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. Не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге. Можно рисовать на снегу, песке и на асфальте. Полезно рисовать пальцем, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.
- ИГРЫ С ПЕСКОМ: прячем и находим в песке игрушки; разглаживаем песок; делаем следы ладонью, палочкой, крышечкой и т.д.
- МОЗАИКА, КОНСТРУКТОР, ШНУРОВКИ, ВОЛЧКИ
8. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Включение пальчиковых игр и упражнений в занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает действие на развитие речи.
9. ИГРЫ С МЯЧАМИ, ПРИЩЕПКАМИ
Игры с предметами домашнего обихода
Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.
Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.
Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.
Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая: У сосны, у пихты и елки очень колкие иголки.
Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли и прячем там маленькую игрушку из Киндер-сюрприза. Пусть малыш найдет ее, а потом спрячет игрушку от вас.
Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Строим "сруб" из спичек (головки спичек хорошо отрезаются ножницами) или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.
Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.
Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.
Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
"Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех".
Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.
Попросите ребенка помочь приготовить блюдо из теста, и ваш пирог украсится необычными узорами, созданными детскими руками и фантазией.
Удачи Вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект«Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму»
Данный проект направлен на развитие мелкой моторики у дошкольников. Он способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы ребёнка. Проектом предусмотрено проведение комплекса меропр...
Оригами как средство развития мелкой моторики у дошкольников с ОНР
Презентация. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Оригами, как вид конструирования из бумаги, позволяет развить моторику рук, заставляя работать ...
Развитие мелкой моторики у дошкольников при подготовке руки дошкольника к письму
При поступлении ребенка в школу, навряду с общей физической развитостью, к детям дошкольного возраста предъявляется еще одно особенное требование: желательно, чтобы у них хорошо была развита мел...
статья Развитие мелкой моторики рук дошкольников как средства развития речи
статья Развитие мелкой моторики рук дошкольников как средства развития речи...
Консультация для родителей дошкольников на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»
Консультация для родителей дошкольников на тему:«Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»...
Развитие мелкой моторики у дошкольников, как средство речевого развития у детей"
Статья на тему: "Развитие мелкой моторики у дошкольников, как средство речевого развития у детей"...
Презентация из опыта работы "Интеграция экологического воспитания с ОО "Познавательное развитие" (ФЭМП) по средствам развития мелкой моторики младших дошкольников"
Данная презентация из опыта моей работы о применении интеграции с целью улудшения качества образовательного процесса....