"Развитие речи детей младшего дошкольного возраста"
консультация (младшая группа) на тему
В данном материале представлены теоретический и практический подход к развитию речи детей младшего дошкольного возраста, а также содержаться советы по развтию речи детей 3-4 года жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста. | 20.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста».
| часть: теоретическая.
Одним из условий нормального развития ребенка и его дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирование речи в дошкольном возрасте.
Кто же является проводником ребенка в мир речевой культуры?
- Такими проводниками являются взрослые, другие дети, сам окружающий мир.
Какие существуют компоненты речи? Другими словами, что мы развиваем для формирования речи?
- Звуковая культура речи: это развитие речедвигательного аппарата, слухового восприятия, речевого слуха и речевого дыхания, уточнение и закрепление артикуляции (т.е. произношение) звуков.
Ребята, давайте покажем нашим мамам как плачет малыш – «А-а-а!», он плачет очень громко, а теперь очень тихо. А в далеком лесу воет голодный волк: «У-у-у!» Он воет очень грустно, теперь очень громко.
Дети произносят звуки с разной силой голоса и интонацией.
Таким образом, мы видим, что такие небольшие упражнения очень хорошо помогают развивать произносительную сторону речи.
- Формирование словаря: это расширение и активизация словарного запаса детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении, уточнение названий и назначение предметов одежды, обуви, посуды, мебели, видов транспорта, умение различать и называть их существенные детали.
Ребята, посмотрите и назовите эти предметы, назовите, из каких деталей состоит этот предмет.
Дети называют предметы изображенные на картинках,
их составные части: машина – колесо, дверь, руль; платье – воротник, рукава, поясок; чайник – крышка, носик, ручка и т.д.
- Грамматический строй речи: формирование умения грамматически правильно употреблять в речи разные части речи, согласовывать их, использовать в речи предлоги, составлять простые распространенные предложения.
- Ребята, расскажите, какая это игрушка? (педагог показывает разные простые игрушки)
Маленькая синяя машинка, большой мягкий медвежонок.
- Связная речь: развитие диалогической формы речи, умения отвечать на вопросы, рассказывать об окружающем.
|| часть: практическая.
Для того чтобы полноценно развивать речь детей, мы в своей работе используем самые разные игры и упражнения.
- Артикуляционная гимнастика – это специально разработанные упражнения для развития речедвигательного аппарата.
«Сказка о Веселом Язычке».
Жил на свете Язычок. Был у него свой домик. Домик назывался ротик. Домик открывался и закрывался. Посмотри, чем закрывался ротик.
Взрослый медленно и четко смыкает и размыкает зубы.
Зубами! Нижние зубки – крылечко, а верхние зубки – дверка. Жил Язычок в своем домике и часто глядел на улицу. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется в домик. Посмотри!
Взрослый несколько раз показывает широкий язык и прячет его.
Язычок был очень любопытным. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает: «Дай-ка и я так попробую!» Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Высунет и спрячет, высунет и спрячет. Сначала медленно, а потом быстрее. Совсем как у котенка получается. А ты так умеешь? А ну-ка, попробуй!
Взрослый показывает выполнение упражнения,
дети повторяют упражнение.
А еще Язычок любил песни петь. Веселый он был. Что увидит и услышит на улице, то и поет. Услышит, как дети кричат: «А-а-а», откроет свою дверку широко-широко и запоет: «А-а-а!». Услышит, как лошадка рже: «И-и-и», узенькую щелку в дверке сделает и запоет: «И-и-и!». Услышит, как поезд гудит: «У-у-у», кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: «У-у-у!».
Дети вместе со взрослым выполняют упражнения.
Так у Язычка незаметно и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется. Вот и сказке конец!
- Пальчиковая гимнастика – упражнения для развития подвижности пальцев, кистей рук. Перед тем как начать гимнастику для пальчиков, необходимо разогреть ладони до приятного ощущения тепла.
- «Здравствуй, солнце золотое!»
Здравствуй, солнце золотое! Пальцы правой и левой руки
Здравствуй, небо голубое! Попеременно соединятся, в конце
Здравствуй, вольный ветерок! Соединяются все пальцы в Здравствуй, маленький дубок! крепкое сплетение всех пальцев.
Мы живем в одном краю!
Вас я всех приветствую!
- «Птенчики в гнезде»
Улетела птица-мать Все пальцы правой руки обхватить
Малышам жучков искать. Левой ладонью. Получается «гнездо»
Ждут малютки-птицы Шевеление пальцами правой руки
Мамины гостинцы. Создает впечатление живых
птенцов в гнезде.
- Описание предмета – умение рассказать о предмете, описывать его.
- Ребята, у вас есть любимая игрушка, какая она, почему вы ее любите?
1-2 ребенка рассказывают о своей любимой игрушке, родители помогают им.
- Посмотрите, вокруг нас сегодня собрались разные игрушки. Они очень хотят, чтобы вы рассказали о них своим мамам. Давайте, попробуем! А мамы будут помогать своим деткам описать выбранную игрушку.
Дети выбирают игрушку, составлять рассказ о ней, рассказывают
своим мамам о ней. Затем по желанию 1-2 ребенка рассказывают
об игрушке всем присутствующим.
||| часть: советы по развитию речи.
- Разговаривайте с ребенком о том, что вы делаете с ним вместе, о том, что он видит и слышит вокруг, о ваших планах на сегодняшний день.
- Помогайте ребенку расширять словарный запас и усваивать новые речевые конструкции, для чего читайте и рассматривайте вместе с ним книжки с картинками. Побуждая повторять прочитанное или рассказанное.
- Давайте простые указания, повторяя простые предложения.
- Будьте хорошим слушателем – дайте ребенку время договорить то, что он хотел рассказать.
- Постарайтесь не перебивать его, поправляя произношение и порядок слов, ведь он и сам на слух, в конце концов, воспринимает правильную речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация по развитию речи (младшая группа) по теме: «Игротерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Материал в помощь родителям...
"Роль иры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста: приемы и методы развития речи в игре"
В данной статье Вы сможете ознакомиться не только со значением ИГРЫ в жизни ребенка,а также узнать ,как правильно и эффективно организовать игру с ребенком,овладеть практическими приемами и различными...
Консультация для родителей по развитию речи дошкольников "Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"
laquo;Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш-Не получит...
РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ
В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...
Памятка для родителей «Роль семьи в развитии речи детей младшего дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Ведущая роль в воспитании и развитии ребенка, принадлежит семье....
Памятка для родителей «Роль семьи в развитии речи детей младшего дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Ведущая роль в воспитании и развитии ребенка, принадлежит семье....