Игротека
консультация (средняя группа) на тему
Многих родителей волнует вопрос: чем занять малыша дома, как отвлечь от капризов и баловства? Маленькие дети начинают себя "плохо" вести, когда им скучно. А так как пока они не могут сами себя занимать играми или, если могут, то недолго, предлагаю родителям поиграть вместе с малышом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей по теме : «Развивающие игры для дошкольников от 3-4 лет» воспитателя Улдукис И.В.
Многих родителей волнует вопрос: чем занять малыша дома, как отвлечь от капризов и баловства? Маленькие дети начинают себя "плохо" вести, когда им скучно. А так как пока они не могут сами себя занимать играми или, если могут, то недолго, предлагаю родителям поиграть вместе с малышом.
Развиваем память, внимание
- "Найди куклу!" Ребенок уходит в другую комнату или отворачивается, взрослый в это время прячет куклу, потом говорит ребенку: Кукла Ляля убежала. Ах, куда она пропала? Петя, Петя (имя ребенка), поищи, с нашей Лялей попляши! (А. Ануфриева) Ребенок находит куклу, пляшет с ней. Вместо куклы можно использовать любую игрушку.
- "Какой игрушки не хватает?" Перед ребенком раскладывается 5-6 игрушек, он их рассматривает около минуты, затем отворачивается. Взрослый убирает одну или 2 игрушки, остальные можно переставить. Ребенок должен вспомнить, какой игрушки не хватает. В эту игру можно играть часто, меняя набор игрушек, усложняя (раскладывать большее количество игрушек, убирать 2-3).
Развиваем восприятие величины, формы
- "Мячи" Берем мячи различной величины (для малыша 2-х лет достаточно 3-4 мяча, для ребенка постарше можно взять больше). Взрослый стоит вдалеке от ребенка (несколько метров) и просит принести ему самый большой мяч. Ребенок выбирает и подает его. Если он не ошибся, обязательно похвалите и продолжайте игру, мячи снова перемешиваются и ребенок должен выбрать самый маленький. Если малыш ошибся, взрослый объясняет и показывает разницу, давая ребенку подержать маленький и большой мячи, обвести по окружности. Так можно играть не только с мячами, но и с кубиками, мягкими игрушками, для детей после 2-х лет можно предложить картинки (бабочки, матрешки, куклы и т.д.).
- Игры с мозаикой. Используйте элементы крупной мозаики, заранее откладывая необходимое для игры количество и цвет.
- "Курочка и цыплята" Возьмите 6 элементов желтого цвета и один - белого, несколько элементов других цветов. Начинам с чтения потешки:
- Курочка-рябушечка, куда пошла?
- На речку.
- Курочка-рябушечка, за чем ты пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
- Цыпляток поить.
- Курочка-рябушечка, как твои детки просят пить?
- Пи-пи-пи-пи-пи-пи!
Взрослый показывает белый элемент мозаики и говорит: "Курочка у нас будет белого цвета", демонстрируя желтую мозаику, он поясняет: "Желтого цвета будут цыплятки". В отверстие игровой панели взрослый вставляет белую мозаику, напоминая, что это - курочка, за ней идут цыплятки, ставит желтый элемент, затем просит ребенка еще поставить цыпленка следом за мамой - курочкой. Если малыш неуверенно выполняет задание, можно ему помочь. Ребенок должен выстроить всех "цыплят" желтого цвета. Потом взрослый предлагает малышу самостоятельно поставить курочку и цыплят. Эта игра хорошо тренирует знание и различие цветов.
- "Елочки и грибочки" В этой игре малыш учится чередовать предметы по цвету. Необходимо взять 10 элементов зеленого цвета, 10 - красного, по 5 штук белого, желтого и синего. Взрослый показывает элементы мозаики и, объясняя, что елочки бывают зеленого цвета, размещает на панели "елочку". Потом показывает красный элемент, говорит, что грибочки бывают красными. Взрослый размещает на панели елочку - грибочек - елочку - грибочек, при этом читает: "Елочки нарядные встали все в рядок, и за каждой елочкой - красненький грибок!" Затем ребенок продолжает выкладывать ряд самостоятельно. Если он ошибается, взрослый говорит: "Проверь, все ли у тебя правильно. Почему два грибка вместе?" некоторые дети размещают 2-3 пары правильно, а затем начинают ошибаться. Если ребенку трудно выполнять задание, взрослый диктует последовательность элементов: "Елочка, грибочек, елочка, грибочек..." Постепенно ребенок должен выполнять задание самостоятельно.
- "Гуси с гусятами" Задача усложняется: нужно выбрать три цвета из пяти предложенных. Взять 10 элементов желтого, 10 белого, по 5 синего, красного, зеленого. Взрослый показывает синюю мозаику, поясняя, что такого цвета бывает речка. Затем размещает все элементы синего цвета на панели слева, сверху вниз - получилась речка. Показывая один белый и один желтый элементы, взрослый говорит, что это гусь и гусенок. Размещаем на панели белый элемент, за ним - желтый: "Гусь пошел и гусенка повел". После ребенку предлагается самому найти гуся и гусенка, разместить их на панели. Во время выполнения взрослый читает стихотворение про гусей, например:
Белые гуси на речку идут,
Белые гуси гусяток ведут.
Белые гуси вышли на луга,
Крикнули гуси: "Га-га-га!" (Н. Клокова)
Затем ребенок выполняет все самостоятельно (от речки и до гусей), сам выбирает нужные цвета, расставляет. При затруднении взрослый может помочь либо продиктовать очередность элементов. Таким образом, можно самим придумывать сюжеты, подбирать стишки, цветовые сочетания. Фантазируйте!
Развиваем двигательную активность, координацию
- "Мы ногами топ-топ-топ!" Дети поют вместе со взрослым и повторяют за ним движения:
Мы ногами топ-топ-топ, (ходим по комнате, высоко поднимаем ноги)
А в ладошки хлоп, хлоп, хлоп! (хлопаем в ладоши)
Ай да малыши, ай да крепыши!
По дорожке мы шагаем(идем по комнате)
И в ладошки ударяем.(хлопаем в ладоши)
Топ-топ, ножки, топ!(стоя на месте, топаем)
Хлоп, хлоп, ручки, хлоп!(и хлопаем)
Ай да малыши! (руки на пояс, кружимся)
Ай да крепыши! (А. Ануфриева)
- "Вот сидит наш пес Барбос" Взрослый сиди на стуле, в руках у него игрушечная собачка, она "спит". Взрослый говорит:
Вот сидит наш пес Барбос,
В лапы спрятал черный нос. (ребенок подходит к собачке)
Ну, Барбос, скорей вставай!
И Наташу догоняй! (Е. Тихеева)
Взрослый с собачкой бежит за ребенком, говорит "Гав, гав!", ловит его
В игре могут принимать участие несколько детей. Подобные игры можно придумать и самим, подбирая стишки и придумывая движения. У нас, например, любимая игры была "Паровоз", мы "ездили" по комнатам, напевая песенку. Полезно изображать разных животных: зайчика, лягушку, лисичку, птичку; как они двигаются, "говорят". Для детей постарше можно попробовать изобразить паровоз, самолет, какие-либо неодушевленные предметы.
Игры и упражнения, которые могут пригодиться Рисунок "Какой я есть и каким бы я хотел быть"
Ребенку предлагается дважды нарисовать себя. На первом рисунке - таким, какой он сейчас, на втором - таким, каким он хочет быть. Далее Вы смотрите на рисунки и сравниваете их. Различия между рисунками отражают самооценку ребенка.
В рисунках некоторых детей наблюдается совпадение между "реальным и "идеальным" Я. У таких детей несколько завышенная самооценка.
В рисунках других детей наблюдается расхождение, но оно небольшое, у них самооценка адекватная (
Дети с заниженной самооценкой рисуют себя одним цветом, часто темным, маленького размера, рисунок неаккуратный. А при рисовании идеального Я используется большое количество цветов, яркая одежда... После рисования полезно обсудить с ребенком, что нужно сделать, чтобы стать таким, каким он хочет быть.
"Разыгрывание ситуаций"
Для разыгрывания и обсуждения можно предложить ситуации, наиболее сложные для ребенка:
- Ты пришел в новую группу детского сада, познакомься с детьми...
- Ты пошел в магазин...
- Дети играют во дворе, тебе тоже хочется играть с ними; что нужно делать...
- Пришли гости, покажи им свою комнату, игрушки...
Игра "Торт" (с 4-х лет)
Положите ребенка на коврик, вокруг него другие дети или родственники. Ведущий: "Сейчас мы из тебя будем делать торт". Один участник — мука. Другой — сахар, третий - молоко и т.д. Ведущий - повар, сейчас он приготовит великолепное блюдо. Сначала надо замесить тесто. Нужна мука - "мука" руками "посыпает" тело лежащего, слегка массируя его. Теперь нужен сахар - он "посыпает" тело, осторожно дотрагиваясь, потом молоко "разливается" руками по телу и т.д. Когда все положено, повар хорошенько "размешивает" (массирует) тесто, кладет в печь, тесто там поднимается (ровно, спокойно дышит, все "составляющие" тоже дышат). Наконец тесто испеклось. Чтобы торт был красивый, надо его украсить кремовыми цветами. Все участники, прикасаясь к торту, дарят ему «цветочек», описывая его. Торт очень красив!
Следите за выражением лица "торта", оно должно быть довольным, смеяться тоже можно. Вместо торта можно готовить все, что угодно ребенку - курицу, блины, компот...
"Зеркало"
В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в "зеркало", которое повторяет все его движения, жесты, мимику. "Зеркалом" может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого. "Зеркало" должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.
Можно поиграть и в "Прятки", и в "Магазин", и просто надувать шары, кто быстрее. Главное, чтобы ребенок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать.
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала,
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам».
Я пойду и помирюсь.
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играй давай!»
(А.Кузнецова)
Почему девочки поссорились? Почему они хотят помириться? Как они это сделают? Часто ли ты ссоришься со своими друзьями? Почему с друзьями нельзя ссориться?
Есть у меня товарищ Федя он очень жаден и упрям.
Мы стали с ним делить медведя
И разделили пополам.
С тех пор никто на свете снова
Обоих мишек сшить не мог.
У Феди мишка безголовый,
А у меня без задних ног.
С.Маршак
Почему мальчики порвали игрушку? Как им нужно было поступить? Можно ли мальчиков назвать настоящими друзьями? Что ты делаешь, когда твой друг и ты хотите играть одной игрушкой?
Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка
Вдруг приглянулась ей:
Лягушка заводная,
Веселая, смешная.
Мне скучно без игрушки –
Любимая была,-
А все - таки подружке
Лягушку отдала.
Е.Благинина
Какая игрушка была у девочки любимой? Почему она отдала ее? Делишься ли ты своими игрушками с друзьями? Делятся ли твои друзья с тобой игрушками?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Домашняя игротека"
В этом конспекте предложены советы для родителей по использованию игровых заданий дома....

Перспективный план кружка "Математическая игротека"
Предлагаю вашему вниманию перспективный план кружка по математике, где мы закрепляем изученный материал и спользуя развивающие игры, задания повышенной трудности, занимательный материал по математике....

Буклет для родителей (в помощь уч.логопеду)"Игротека в кругу семьи"
У родителей порой не так много времени в детском саду,они в спешке забирают своих детей домой, торопятся...Бывает так, что педагоги размещают интересный материал на стендах, а прочитать успевают...

Игротека развивающих и подвижных игр для дошкольников
Различные подвижные и логические игры, собранные в игротеку для удобного использовани в формате А5....

Игротека речевых игр
Речевые игры на образование существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения....