Словесная похвала или материальное поощрение?
консультация (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Словесная похвала или материальное поощрение?
Хорошее поведение всегда радует родителей. И каждый из нас стремится к тому, чтобы ребенок соблюдал режим, помогал по дому, вел себя достойно. Мы стремимся достичь этого разными способами: убеждением, наказанием и, конечно, поощрением. Один из способов — стимулирование правильного поведения с помощью денег или их эквивалентов (баллов, магнитов, наклеек и т.п.). Можно ли применять этот метод и как правильно это делать? Вопросы материального поощрения детей, особенно в дошкольном возрасте, вызывают споры, как среди специалистов, так и среди родителей. Одни занимают непримиримую позицию, говоря, что детей нельзя поощрять ни с помощью денег, ни их эквивалентов. Ребенок, дескать, должен слушаться родителей и помогать по дому совершенно бескорыстно. Вторые, напротив, утверждают, что современная действительность очень коммерциализирована, и чем раньше ребенок войдет в мир денежных отношений, тем лучше. Как и во многих спорных вопросах, истина оказывается где-то посередине. Все системы поощрения ребенка чем бы то ни было, связаны прежде всего с культивированием желательного поведения, а уже во вторую очередь — с наказаниями за нежелательное поведение. Когда речь идет о системах стимулирования, то, как правило, используется система баллов, о которой взрослые договариваются с ребенком. Такие системы рекомендуется применять, когда ребенку уже исполнится 5 лет, потому что до этого возраста система будет слишком сложна для детского понимания. За каждое желаемое действие назначается определенное количество баллов. Определенную сумму баллов можно обменять на привилегии, которые заранее определены. Иногда родители вводят также систему наказаний: за плохое поведение у ребенка баллы отнимаются.
За что стоит поощрять?
На этот вопрос родители ищут ответ самостоятельно. У каждого ребенка есть индивидуальные проблемы в поведении, требующие коррекции. Для одного — это соблюдение режима, для другого — поддержание порядка в комнате, для третьего — что-то еще. Список поощряемого поведения не должен быть слишком длинным. В нем желательно обозначить не более пяти позиций, иначе их трудно будет отследить и ребенку, и вам. Список должен быть написан (если ребенок умеет читать) или его позиции должны быть нарисованы (картинки, обозначающие желаемое поведение). Этот лист повесьте на видном месте, например, в игровой зоне ребенка.
В список можно вносить пункты, связанные с режимом (вовремя и без капризов лег спать, утром спокойно встал и оделся, сразу пришел на кухню, когда позвали к столу и т.д.), а также с домашними обязанностями (сам аккуратно повесил свою одежду и поставил сушиться обувь, убрал свои игрушки перед сном, помог вымыть посуду и т.д.). На определенный период можно выбрать для стимулирования 2-3 обязанности. Но это не означает, что от других обязанностей ребенок будет освобожден.
Для поощрения других дел применяйте похвалу (как приватную, так и публичную, высказанную при других людях) и иные поощрения («ты мне поможешь, и мы сделаем это дело быстрее, а потом пойдем играть»). Это необходимо, чтобы избежать формирования у ребенка позиции «ни шагу без баллов».
Не рекомендуется вносить в список пункт о еде, поскольку считается, что ребенок сам способен контролировать свое пищевое поведение, если ему не мешать и не перекармливать сладостями. Иногда можно стимулировать ребенка любимыми лакомствами («съел большую часть порции, не капризничал, попробовал новое блюдо — получи сладкую награду»). Иногда и с этой позицией спорят, но все же это более безобидный вариант, чем «условные деньги» за хороший аппетит.
Аккуратное выполнение задания (например, по подготовке к школе) поощрять можно, но осторожно, чтобы не закрепилась позиция «я делаю уроки за поощрение». Так снижается познавательный интерес и естественная мотивация. Поэтому стимулируйте только одно действие, самое важное в данный момент, и периодически меняйте эти действия. Например, аккуратное выполнение письменного задания на рисование «крючков и палочек», что очень близко родителям будущих первоклассников.
Не забывайте о словесной похвале! Это для ребенка, пожалуй, даже важнее, чем баллы!
Что выбрать в качестве поощрения?
Лучше всего здесь подходит посещение вместе со взрослыми каких-то интересных мест: кинотеатров, кафе, парков аттракционов, театров и музеев. Привилегией может быть покупка долгожданной игрушки. Рекомендуется включить позицию «Сюрприз!». Взрослый задумывает какое-то развлечение, но не говорит ребенку. Например, слово «музей» ребенок может воспринимать как скучное и не выберет его, предпочтя аттракционы. А тут вы не говорите, куда пойдете, пока не окажетесь на месте. А там уже ваша задача — показать и рассказать так, чтобы ему еще раз захотелось в музей!
Не стоит использовать в качестве поощрения шоколад и компьютерные игры.
Нужны ли меры наказания?
Это уж решайте в каждом конкретном случае сами — какой кары заслуживает поступок. Часто наказания нужны только в начале, а потом ребенок привыкает беречь то, что он «заработал». Штрафуйте только по пунктам вашего списка. Исключением могут быть только очень серьезные проступки: ложь или намеренно грубое поведение.
Важные правила
Итак, если вы решили применять эту систему, помните, что:
Система, прежде всего, предназначена для поощрения желаемого поведения, а не для наказание за плохое!
Начинайте использовать систему не раньше, чем с 4,5-5 лет.
Для отработки желаемого поведения выбирайте не более 5 пунктов.
Главное — наглядность! Список желаемого поведения вывесите на видном месте, баллы должны быть доступны для пересчета, привилегии тоже должны быть очень наглядны.
Убедите ребенка делать больше, чем оговорено списком, поощряйте сына или дочь иными способами, никак не связанными с баллами.
Помните о силе словесной похвалы!
Взрослые должны предлагать ребенку больше совместных развлечений.
Если наказания тоже вводятся, то списание баллов может быть связано только с поведением, оговоренным пунктами списка. За иные проступки выбирайте наказания, не предусмотренные вашей системой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Похвали меня
В данном материале описаны основные принципы правильного поощрения и подбадривания ребенка....
Похвала для ребенка.
Правильно ли вы хвалите своего ребенка и что он при этом чувствует? Верит он вам или нет?...
План создания условий материально-технической базы во второй младшей группе на 2012-2013 учебный год.
Разработка модели предметно-развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в конкретно заданных условиях МДОУ "Сланцевского детского сада № 2" в группе 6....
«Нормативно-правовая основа принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с Федеральными государственными требованиями к учебно-материальному обеспечению».
“Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая с...
Оценка или похвала, что важнее для дошкольника?
В последнее время педагоги детского сада стали выставлять оценки (звездочки, цветочки и т.д.) детям дошкольного возраста. Оправданно ли это? В данной консультации я предлагаю педагогам задуматься над ...
Примерный перечень игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений
Перечень игрового оборудования по ФГТ...
Консультация для родителей "Словесная похвала или материальное поощрение?"
Хорошее поведение всегда радует родителей. И каждый из нас стремится к тому, чтобы ребенок соблюдал режим, помогал по дому, вел себя достойно. Мы стремимся достичь этого разными способами: убеждением,...