ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СО СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ
консультация на тему
Данная консультация поможет вам организввать работу со слабослышащим ребенком в семье
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_so_slaboslyshashchimi_detmi_v_seme.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СО СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА В СЕМЬЕ.
С детьми дошкольного возраста, воспитывающимися в семье, продолжается
работа, начатая еще в раннем возрасте. В дошкольный период обучения
родители должны трезво оценивать достижения в развитии ребенка. Переоценка
родителями успехов в обучении ребенка может иметь тяжелые последствия в
виде педагогической запущенности, отставания в развитии от сверстников,
воспитывающихся в детском саду. Если деятельность родителей по воспитанию и
обучению детей оказывается малоуспешной, целесообразно начать обучение в
специальном детском саду или группе. Родители должны систематически
консультироваться у сурдопедагога, который контролирует развитие ребенка и
результаты обучения, может выявить сложные для родителей направления
работы, дать конкретные советы по продолжению коррекционно-педагогической
работы с ребенком. Если есть такая возможность, детям, воспитывающимся
дома, целесообразно посещать занятия в группах кратковременного пребывания,
где сурдопедагоги проводят занятия с детьми в присутствии родителей, дают
рекомендации по поводу занятий дома.
Родителям, чьи дети воспитываются и обучаются дома, важно поддерживать
контакты с семьями, в которых есть глухие и слабослышащие дошкольники.
Родителям необходимо постоянное чтение литературы по проблемам воспитания и
обучения в семье детей с нарушениями слуха дошкольного возраста. Большое
значение может иметь знакомство с публикациями родителей, подготовленными
на основании своего опыта. Много таких статей предлагается в разделе
«Университет для родителей» журнала «В едином строю».
Основные требования к организации и содержанию работы с дошкольниками,
имеющими нарушенный слух, в семье остаются те же, что предъявляются и к
работе с детьми раннего возраста. Однако содержание работы расширяется и
углубляется по различным направлениям.
Организация работы с детьми дошкольного возраста в семье. Воспитание и
обучение их происходит в течение всего дня: в процессе режимных моментов
(гигиенических процедур, еды, прогулок), игр, свободной деятельности.
Ежедневно проводятся два или три занятия с детьми, длительность которых
колеблется от 20 до 30 мин. Занятия включают в себя различные виды работы,
чередование которых делает их неутомительными для детей.
Так же как и при организации работы с детьми раннего возраста,
обязательным условием является создание слухоречевой среды в семье,
предполагающей постоянное речевое общение с ребенком всех членов семьи.
Использование слуховых аппаратов является еще одним фактором успешности
проведения работы с ребенком.
В работах различных специалистов подчеркивается необходимость работы по
всестороннему развитию ребенка. Наиболее полно различные направления работы
с глухими и слабослышащими дошкольниками и методика их проведения
представлены в работах А. А. Венгер, Г. Л. Выгодской, Э. И. Леонгард; Б. Д.
Корсунской (1970); Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсоновой (1991).
Физическое воспитание в семье рассматривается как одно из важнейших
направлений развития ребенка. Обучение основным движениям, выполнение
общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, развитие
пространственной ориентировки и координации движений, формирование
правильной осанки — таково содержание работы по физическому воспитанию в
семье. Родители могут успешно вести эту работу, сочетая упражнения с
разнообразными играми детей на прогулках, занятиях в спортивном уголке.
В семье должно проводиться и трудовое воспитание. На различных этапах
дошкольного периода она включает в себя воспитание гигиенических навыков и
поведения в быту; хозяйственно-бытовой труд, направленный на выполнение
некоторых обязанностей в семье; расширение представлений о труде взрослых;
труд в природе, предполагающий участие ребенка в работе на участке, уходе
за комнатными растениями; ручной труд, в процессе которого дети учатся
изготовлять поделки из бумаги, картона, природного материала.
Ознакомление с окружающим миром позволяет сформировать представления об
окружающих ребенка предметах, их свойствах и назначении; явлениях живой
природы (растениях, животных), временные представления. Важнейшее значение
следует придавать наблюдениям за деятельностью людей, условиями их жизни,
занятиям; обучению ориентированию в окружающей обстановке; знанию различных
бытовых учреждений; усвоению норм поведения, активизации их в собственном
опыте ребенка при общении с людьми.
Ознакомление с окружающим миром является основой для формирования речи:
усвоения значений слов, обозначающих предметы, свойства, действия;
понимания фраз с этими словами; самостоятельного использования вопросов,
побуждений, ответов на вопросы, сообщений в общении со взрослыми и детьми.
Этому разделу отводится важная роль в социальном и познавательном развитии
дошкольников с нарушениями слуха.
Познавательное развитие ребенка также связано с проведением игр и
упражнений по развитию зрительного восприятия (зрительное внимание,
запоминание, формирование целостного образа предмета, развитие восприятия
цвета, формы, величины, пространственных отношений), развитию наглядно-
действенного, наглядно-образного, элементов логического мышления, развитию
воображения.
Формирование элементарных математических представлений дошкольников: дети
в семье, как и в детском саду, должны уметь считать в пределах двадцати;
освоить прямой и обратный счет, счет группами; знать состав числа в
пределах десяти; уметь решать примеры в пределах десяти; понимать и решать
простые задачи при условии наглядно представленного условия. Математические
знания ребенка используются в различных бытовых ситуациях, в играх, в связи
с познаванием окружающего мира, когда возникает потребность использовать
различное количество предметов, убирать часть их, добавлять, распределять
между участниками и т. д.
Игровая деятельность ребенка направлена на формирование сюжетно-ролевой
игры, участие ребенка в ней наряду с другими детьми, изготовление атрибутов
и элементов костюмов. Важно учить детей передавать свои впечатления в
играх, отражать отношения между людьми и взрослыми, использовать предметы-
заместители, воображаемые ситуации и др. Как и в других видах деятельности,
важное значение придается игре как средству развития речи: обозначению
атрибутов игры, называнию ролей и определению сюжета, общению с другими
детьми в процессе игры.
Развитие изобразительной деятельности дошкольников в семье связано с
продолжением обучения рисованию, лепке, аппликации, которое было начато на
предыдущих этапах развития ребенка. Обучение рисованию направлено на умение
передавать в рисунке свои впечатления; уметь обследовать предметы сначала с
помощью взрослого, а затем и самостоятельно; отражать свойства предметов;
умение радоваться рисункам и лепным поделкам. Важнейшим элементом работы по
рисованию является формирование замысла рисунка, развитие сюжетного
рисования, лепки, конструирования, соотнесение с реальными предметами,
людьми, событиями. Важное значение придается развитию творчества в про
цессе рисования, аппликации, конструирования. Развитие изобразительной
деятельности тесно связано с расширением словаря и использованием
фразеологии — этот вид деятельности может быть связан с обучением
рассказыванию.
Все виды деятельности ребенка носят развивающий характер и являются
основой для формирования речи: накопления словаря, уточнения значений слов
и фраз, понимания и развития самостоятельной речи. Весь речевой материал
используется в общении со взрослыми и другими детьми в связи с наблюдениями
за предметами и явлениями, играми и упражнениями, различными видами
изобразительной деятельности и конструирования.
Работа по речевому развитию глухих и слабослышащих детей в семье требует
также и организации специальных занятий, где проводится планомерная работа
по развитию устной и письменной речи детей.
Обучение произношению строится на основе развивающегося слухо-зрительного
восприятия ребенка при систематическом использовании фонетической ритмики.
Рекомендуется проведение двух 5—10-минутных занятий по фонетической ритмике
в течение дня. На них проводится работа по вызыванию звуков, произнесению
их в слогах и, главное, в словах, фразах. В процессе занятий по
фонетической ритмике используются упражнения, направленные на развитие
речевого дыхания, слитности, ритма речи, интонации. Детей старшего
дошкольного возраста учат использовать в речи некоторые нормы орфоэпии.
Обучение чтению. В работе с дошкольниками в семье оно имеет большое
значение. При обучении чтению используется методика послогового чтения,
которая подкрепляется работой с разрезной азбукой, собственным письмом
ребенка печатными буквами (Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова, 1991). Для
формирования чтения первоначально в процессе разных видов деятельности, в
быту, в играх широко используются таблички с написанными печатным шрифтом
словами и фразами, которые вначале ребенок воспринимает целостно, а
постепенно, по мере овладения чтением, начинает прочитывать по слогам.
Принципиально важно уточнять правильность понимания прочитанных слов и
фраз. С этой целью после чтения слова ребенок указывает на предмет,
выполняет действие, отражает свое понимание в рисовании, лепке и других
видах деятельности. Для формирования навыков осознанного чтения
рекомендуется изготовление и чтение книжек-самоделок, отражающих события из
жизни ребенка. Рисунки в книжке делают сначала взрослые при участии
ребенка, а затем сами дети. Изготовление книжек-самоделок и их
неоднократное чтение поддерживает у ребенка интерес к чтению. Постоянное
чтение подписей к картинкам, материала различных занятий, книжек-самоделок
должно подвести к формированию навыка чтения адаптированных и
неадаптированных текстов, пониманию их содержания.
В качестве одного из важных средств развития внимания, воображения,
словесной памяти рассматривается рассказывание, в процессе которого
взрослый рассказывает ребенку короткие рассказы, сказки. Для лучшего
понимания содержания в качестве наглядной опоры используются игрушки,
фигурки действующих лиц, картинки. Ребенка учат следить за эмоциональным
рассказом взрослого. Многократное рассказывание одних и тех же историй в
занимательной, доступной для ребенка форме приводит к тому, что постепенно
он сам начинает пересказывать сначала фрагменты рассказов, а затем и целые
истории. В процессе рассказывания у старших дошкольников может развиваться
творческое отношение: придумывание продолжения рассказов, а потом и
самостоятельное сочинение небольших историй и сказок.
Для закрепления структуры слова, уточнения звукобуквенного состава
используется письмо печатными буквами, сначала в виде списывания слов с
табличек и запоминания их, а затем и письмо слов и фраз по памяти. Для
формирования интереса к письму используются разнообразные методические
приемы: подписывание рисунков, письмо-поручение, письмо-просьба,
слухозрительные и слуховые диктанты. Старшие дошкольники должны уметь
написать отчет о выполненных ими действиях, о выполняемых действиях других
людей, дать описание сюжетной картинки, написать несколько связных
предложений о выходных днях. Все написанное ребенком обязательно должно
уточняться в плане понимания значения написанных слов и фраз.
Развитие речи ребенка, овладение произносительной стороной речи тесно
связано с развитием речевого слуха, расширением представлений о звуках
окружающего мира.
В дошкольный период продолжается поэтапное формирование слухового
восприятия речи, начатое в ранний период развития ребенка. Детей учат
различать и опознавать знакомый (на слух) речевой материал, т. е.
воспринимать его сразу на слух, без наглядной основы. Опознавание детьми
знакомого речевого материала способствует формированию в долговременной
слуховой памяти акустических образов, оперированию ими в процессе
восприятия речи.
Параллельно проводится работа по различению новых слов, словосочетаний,
фраз, которые знакомы ребенку в письменной и устной формах. В соответствии
с последовательностью работы по развитию слухового восприятия детям
постепенно начинают предъявляться на слух и новые слова, незнакомые по
звучанию, а затем и совсем незнакомые по значению и по звучанию слова.
Накопление слухового словаря, которое происходит на специальных занятиях, в
быту, в разных видах деятельности, становится условием полноценного
усвоения данного материала, обеспечивает формирование смысловой и
произносительной стороны слов и фраз различного типа. Работа по развитию
слухового восприятия тесно связана с работой над произношением, так как
весь предъявляемый на слух материал ребенок воспроизводит устно и в
процессе уточнения акустических образов происходит дифференциация и
уточнение звуко-слоговой и ритмико-интонационной характеристики слов и
фраз. В процессе развития слухового восприятия увеличивается расстояние, с
которого дети воспринимают речевой материал с аппаратом и без него. Глухих
и дошкольников учат воспринимать голос нормальной громкости, а
слабослышащих — и шепот. Результаты работы по развитию слухового
восприятия, естественно, будут разными у слабослышащих и глухих детей в
зависимости от состояния слуха, сроков слуховой тренировки.
Развитие слухового восприятия обеспечивается также в ходе восприятия
неречевых звучаний: дифференциации различных музыкальных инструментов,
голосов животных и птиц, количества звучаний, мужского и женского голосов,
сольного и хорового исполнения. Одним из средств развития слухового
восприятия является восприятие бытовых звуков, сигналов транспорта,
природных шумов. Воспитание и обучение неслышащего ребенка в семье создает
для этой работы значительно больше возможностей по сравнению с условиями
детского сада.
Работа по формированию речи, развитию слухового восприятия в семье
включается во все звенья педагогической деятельности родителей и может быть
связана со всеми моментами жизнедеятельности ребенка.
Условиями эффективности воспитания и обучения ребенка с нарушенным слухом
в семье является постоянная помощь и контроль за развитием ребенка со
стороны сурдопедагогов сурдокабинетов, групп кратковременного пребывания,
Центров реабилитации слуха и речи, где консультируют родителей по вопросам
воспитания детей в семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по организации работы с семьёй. "Школа молодой семьи"
"Школа молодой семьи" была создана в МБДОУ № 58 г.Ковров в 2007г. Опыт работы, накопленный в работе с детьми раннего возраста воспитателем Дорофеевой Ириной Вячеславовной применяем в работе с родителя...
Мастер-класс "Коммуникативные танцы-игры, как одна из форм работы со слабослышащими детьми".
Данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать и в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию...
Организация работы с одаренными детьми в дошкольной образовательной организации
Одаренность - понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах де...
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников. Организация работы со способными детьми и их родителями.
Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться.А. Бебель Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольног...
Республиканский научно-практический онлайн - «Организация работы с одарёнными детьми в условиях ДОО и семьи"
сертификат...
Статья на тему "Работа со слабослышащими детьми
Статья поможет спланировать и построить работу воспитателя с детьми имеющими ограничения слуха ...
Работа со слабослышащими детьми
Статья поможет спланировать и построить работу воспитателя с детьми имеющими ограничения слуха...