"я+ты=мы, мы - сила!"
проект на тему

С начала XX века в психиатрии и психологии постоянно растет интерес к роли семейных факторов в развитии личности ребенка, в этиологии психических заболеваний и эмоционально-личностных нарушений. Постепенно отношения между родителем и ребенком, супругами, семьей и внесемейным окружением, превращаются в самостоятельный предмет психологического изучения. Их исследования осуществляются в самых разных теоретических подходах: от психоаналитической традиции, центрированной на раннем опыте человека, до работы с актуальными состояниями семьи как целостной системы в системном подходе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ "Детский сад №43"

Проект

"я+ты=мы, мы - сила!"

подготовил: педагог-психолог

 Полесовщикова Н.А.

2014-2015 уч.г.

        

Творческий проект

Тип проекта: долгосрочный

Вид проекта: комплексный

  • по составу участников – коллективный;
  • по целевой установке – общественно-полезный.                                                                                                        

Этапы проекта.

             Проект  включает в себя три основных этапа:

             1-й -  подготовительный: постановка цели и задач, определение методов  исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;

            2-й – исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

           3-й – обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой    различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

Участники проекта: педагоги, дети, родители

 СТРУКТУРА ПРОЕКТА

  1. Проблема, которую мы хотим решить. При этом традиционное решение проблемы по тем или иным причинам не устраивает нас или оно не известно либо вообще отсутствует.
  2. Замысел. Это ключевое понятие проекта.  «Я хочу решить эту проблему, и я попробую пойти вот таким путём…»
  3. Поиск нового пути решения проблемы. Человек, решая проблему, отыскивает свой собственный, новый путь, а не просто повторяет уже известный.
  4. Реализация проекта. Хороший проект не может ограничиваться одним только замыслом, он должен быть реализован.
  5. Рефлексия. Сравнение целей, которых изначально пытались достичь, и результатов.

   

Правила  работы в рамках проекта

  • Работа должна быть организована так, чтобы каждый ребенок участвовал в ней с желанием, проявлял инициативу, чувствовал, что экологический проект – это та деятельность, которой, кроме него, никто заняться не может.
  • Детям необходима свобода выбора. Кто-то из детей (особенно в подготовительной к школе группе) может предложить что-то своё: самостоятельно понаблюдать за объектом, сделать дополнительные рисунки и т.д. Свобода выбора также реализуется при определении объекта исследований. Ребёнок должен почувствовать, что это именно его выбор. В процессе работы по проекту в вопросах, действиях ребенка проявляется его индивидуальность. Исследования, организованные в разных группах, будут различными. Их интересно обсуждать, сравнивать. В процессе реализации проекта ярко проявляются характеры детей, их психологические особенности.
  • Относитесь к наблюдениям детей серьёзно. Дети должны чувствовать значимость того, что они делают. Как можно чаще хвалите их: похвала взрослого – прекрасный стимул для них.
  • Проявляйте доброжелательное, заинтересованное отношение к детским исследованиям. Никогда не говорите, что ребенок сделал что-то неправильно, а его выводы ошибочны. Это может погасить интерес к работе. Даже если кто-то сделал ошибочный вывод, не акцентируйте на этом внимание, а при помощи наводящих вопросов ненавязчиво вместе с ребенком проанализируйте его вывод, чтобы он сам понял, в чем не прав. Дети необыкновенно искренни в своих высказываниях, но эту искренность легко свести на нет повелительным окриком, указанием на ошибки, повышенной требовательностью. Ребёнок не должен бояться ошибиться!
  • Старайтесь избегать надзирательства, морализаторства. Дети ничего не должны – это педагог должен деликатно подвести их к пониманию правил поведения в природе. Экологически грамотное поведение основывается на понимании, а не на  запоминании.
  • Поддерживайте естественный интерес ребенка к природе, его любознательность. Эти качества – залог успеха реализации проекта. Иногда кажется, что ребенок приводит факты, не относящиеся непосредственно к проблеме. Не торопитесь его прервать. У него своя логика, дайте ему возможность все объяснить, и вы наверняка в конце концов согласитесь с ним.
  • В процессе исследований должны быть задействованы все органы чувств – и зрение, и обоняние, и слух, и осязание. Важно также поддерживать и развивать эмоциональное отношение дошкольников к проблеме. Именно в этом возрасте дети после специальной подготовки способны воспринимать объекты растительного мира как живые существа. Ведь и в сказках многие растения ведут себя как живые существа.
  • Помогайте видеть необыкновенное в повседневном. В процессе изучения объекта, явления, на которые ребенок раньше не обращал     внимания, они открываются для него в новом качестве, он узнает много нового, неожиданного, необыкновенного.
  • Работу в рамках проекта надо вести регулярно, постоянно давая детям небольшие по объему задания, пусть несложные. Только так можно увидеть сезонные изменения в природе.
  • Необходимо помнить о личностной ориентации, индивидуальном подходе, которые очень важны для дошкольников. Исследуя предмет, им хочется доказать, что он – самый лучший, самый необыкновенный. Поддерживайте в них эту уверенность. Ребенок должен чувствовать ответственность за свой объект, уметь передавать свои впечатления о природе друзьям, родителям, воспитателям в разных формах: сказках, рисунках, пластических этюдах, музыке.
  • Работа в рамках проекта предполагает сотрудничество, сотворчество ребенка и педагога. Чтобы дети почувствовали это, расскажите им о своих любимых объектах исследования в заданной области.
  • Никогда не делайте нравоучительных выводов на основе высказываний, заключений ребенка.
  • Развивайте детскую фантазию. Иногда дошкольники дополняют реальные исследования фантастическими рассказами, причем искренне в них верят. Не переубеждайте их и не уличайте во лжи: им просто хочется придумать что-нибудь такое, что сделало бы их объект исследования особенным. Постарайтесь выйти из ситуации с юмором.
  • Важно творчески развивать идеи предполагаемого проекта, разработав собственную методику, дополнительные задания с учетом особенностей природы, истории вашей местности.
  • Старайтесь привлечь к участию в проекте семью ребенка. Многие родители по собственной инициативе подключаются к работе с детьми; им нужно помочь выбрать предмет исследования, оформить вместе с ребенком альбом наблюдений, рассказать о своем опыте проектной деятельности. Тем самым работа в рамках проекта способствует формированию и поддержанию семейных традиций, совместной работе  детей и родителей.

Актуальность

С начала XX века в психиатрии и психологии постоянно растет интерес к роли семейных факторов в развитии личности ребенка, в этиологии психических заболеваний и эмоционально-личностных нарушений. Постепенно отношения между родителем и ребенком, супругами, семьей и внесемейным окружением, превращаются в самостоятельный предмет психологического изучения. Их исследования осуществляются в самых разных теоретических подходах: от психоаналитической традиции, центрированной на раннем опыте человека, до работы с актуальными состояниями семьи как целостной системы в системном подходе.

В нашей стране всплеск интереса и внимания к закономерностям детско-родительских отношений, структуре и развитию семьи, развитию личности в контексте семьи, поддерживающим, развивающим и патологическим влияниям семьи, приобрели огромный размах в последние годы. Помимо того, что ценность семьи в российском обществе безусловно растет, интерес к данной теме в отечественной психологии связан еще и с малочисленностью и разрозненностью теоретических исследований, а также с запросами практики, с необходимостью создания эффективных и экономичных технологий практической работы с семьей в современном российском обществе.

Родительское отношение по своей природе противоречиво и неоднозначно: ребенок является для родителей самоценной и уникальной личностью (личностное начало родительского отношения), а с другой – является предметом воспитания и педагогических воздействий родителя (предметное начало).

Личностное начало проявляется в безоценочном отношении к ребенку, родительской эмпатии, отсутствии конкретных ожиданий и требований к ребенку, гибкости родительской позиции и пр[1].

Предметное начало проявляется в наличии у родителя внешней оценочной позиции ребенка, наличии родительских установок, ценностей, системы требований и ожиданий по отношению к нему, а также в характере стратегии поведения родителя, направленной на воспитание определенных способностей, свойств характера. Эти два начала не являются разными типами или формами отношений, они образуют два момента, в определенной мере присущих каждому конкретному отношению, различие которых сводится к относительному преобладанию или содержательному наполнению каждого из них.

Актуальность проблематики детско-родительских отношений  и их влияние на развитие ребенка неоднократно рассматривалась в работах отечественных и зарубежных психологов и психотерапевтов (К.Роджерс, Д.Винникотт, М.Кляйн, А.С.Спиваковская, А.И.Захаров, В.В.Столин, А.Е.Личко и др.).

Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.

Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком (Е.О.Смирнова, М.В.Быкова и другие).

Поэтому актуальность и значимость проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики.

Цель проекта: способствование гармоничному развитию ребёнка в условиях психолого-педагогического сопровождения системы «ребенок-родитель-педагог».

Задачи проекта:

  • создание обстановки психологического комфорта и знание индивидуально-личностных особенностей каждого ребенка, педагогов, родителей, а также особенностей внутрисемейных отношений;
  • формирование активной педагогической позиции родителей, привлечение их к активному включению в образовательный процесс;
  • реализация системы мероприятий, направленных на гармоничное развитие личности ребенка.  

План-схема 

реализации проекта

Этапы

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Участники

I этап

Изучение литературы по теме, разработка цели, задач и плана работы

Сентябрь-ноябрь

Педагог-психолог

II этап

Акция "Елочка Желаний"

декабрь

Все дошкольные группы

Акция "Папы разные важны, папы детям всем нужны!"

Январь, февраль

Все дошкольные группы

Акция  «Украсим Землю цветами»

Февраль, март

Все дошкольные группы

Акция «Аптечка для души»

март

Все дошкольные группы

Акция «Подари улыбку»

апрель

Все дошкольные группы

III этап

Анкетирование родителей

май

Родители детей-участников акций

Презентация, подведение итогов

июнь

Педагог-психолог

Акция «Елочка желаний»

Цели акции:

  • Укрепить детско-родительские отношения;
  • формировать ценностное отношение к близким людям.

Формы и методы проведения:

  • индивидуальная беседа с детьми на тему «Новый год;
  • стенд в виде елочки;
  • письма к Деду Морозу с пожеланиями детей в виде новогодних шаров.

Подготовительная работа:

  • изготовление эскиза для стенда;
  • оформление бумажных елочных шаров, на лицевой стороне которых написано имя ребенка, на обратной - пожелания;
  • объявление для родителей, привлекающее внимание к елочке желаний;
  • организация выставки.

Перед новогодними утренниками с каждым ребенком индивидуально проводится беседа.

– Ты знаешь, какой скоро праздник? Правильно, Новый год! Праздник исполнения желаний и подарков. Самый главный волшебник – Дед Мороз. Что бы ты попросил у Деда Мороза? А для мамы? Для папы? Для своих близких и друзей? (ответы ребенка записываются) Спасибо. При встрече с дедом Морозом я обязательно передам ему твои пожелания.

Ответы ребят записываются на обратные стороны елочных шаров. Шары крепятся к елочке так, чтобы прочитав имя ребенка, можно было перевернуть и узнать его пожелания. Стенд с елочкой и объявлением для родителей помещается на видное место.

Такие Акции укрепляют детско – родительские отношения, формируют ценностное отношение к близким людям.

Акция "Папы разные важны, папы детям всем нужны!"

Цели акции:

  • Укрепить детско-родительские отношения;
  • формировать ценностное отношение к близким людям.

Формы и методы проведения:

  1. Выставка фотографий детей с папой в приемниках групп
  2. Информация для стенда
  3. Изготовление буклетов для родителей

Простой житейский опыт показывает нам, что многие мужчины вполне способны обеспечить полноценный уход и заботу о ребенке самостоятельно. Сделать это может не обязательно кровный отец, но и другой значимый для ребенка взрослый - дедушка, старший брат, отчим. Доказано также, что отсутствие отца у ребенка может компенсировать другой близкий ребенку мужчина, с которым установлена тесная эмоциональная связь.

Безусловно, все мы знаем, что отец является важной и знаковой фигурой в жизни ребенка. Это влияние всегда очень индивидуально и зависит от множества факторов: личностных особенностей самого взрослого, от особенностей его родительской семьи, стиля установившихся отношений с ребенком в собственной семье, от личного опыта мужчины.

Рождение ребенка существенно влияет на личность взрослого человека.«Стать» отцом и «быть» отцом - это большой путь, который должен пройти каждый мужчина. Понимание родительской роли, ответственность, навыки общения с ребенком не приходят сами по себе в связи с рождением ребенка.

Дело в том, что мужчины в основном больше нацелены на результат, на совершение конкретных действий для достижения конкретной цели. Именно поэтому, попав в ситуацию каждодневных (зачастую бесконечных) забот и длительного беспокойства, «начинающие» отцы испытывают стресс и не совсем понимают, что именно делать в данный период. А женщина, не понимая этого (многим вообще не до понимания!), злится и нервничает из-за того, что муж мало помогает по дому или по уходу за ребенком. Мужчине проще купить кроватку, объехать весь город и купить лекарство, а то и привезти тещу, т.е. сделать что-то конкретное, чем быть «в процессе».

Вот почему, когда вам что-то нужно от мужчины, не говорите абстрактно и не заходите издалека. Его внимание к этому вопросу совершенно иссякнет, и вы не добьетесь своего. Конкретно и по существу. Как в армии. В противном случае, мужчина начинает нервничать, он искренне не понимает, чего вы от него хотите.

Важно с самого рождения младенца давать молодым папам возможность побыть с ребенком наедине: пусть малыш лежит на папином животе, можно отправить «сладкую парочку» на прогулку. Чуть позже – соревнования «кто быстрее доползет до игрушки», но проследите, чтобы ребенок выиграл, а то папы имеют тенденцию входить в азарт и увлекаться, тогда горькие слезы проигравшего малыша вам гарантированы. Важно помнить, что мужчинам проще и спокойнее, когда даются четкие инструкции и есть конкретная цель. Тогда и у мамы появляется замечательная возможность посвятить себе любимой час – другой времени.

Различия в любви.

Считается, что отцы и матери оказывают сильное влияние на ребенка, но способы и механизмы этого влияния у них отличаются.

Немецкий психолог и философ Эрих Фромм четко разделил родительское отношение на отцовское и материнское. Мама любит своего ребенка просто за то, что малыш есть, а не потому, что ребенок выполняет какие-то условия или соответствует ожиданиям. Мы сейчас не берем сложные случаи искаженного восприятия собственного ребенка. Любовь отца в большей степени основана на некоторой успешности ребенка, в результате его действий. Для папы ребенок – это собственное продолжение в социальном плане, собственное достижение, трофей. Основной посыл от отца: «Я люблю тебя за то, что ты сильный/ похож на меня/ победил на соревнованиях». Таким образом, любовью отца можно управлять. Есть повод задуматься…

 Буклеты для родителей

Чему ребенок учится от мужчины, который находится рядом?

1. Помощь ребенку в развитии самостоятельности и сепарации (отделения) от мамы.

Отец дает ребенку другой, не похожий на материнский опыт общения взрослого с маленьким человеком. В течение первого года жизни ребенок воспринимает мать как продолжение себя самого. Даже мамин голос воспринимается как собственный на первых порах. Существует сильная симбиотическая связь между мамой и младенцем. Папа – это объект внешний, неизвестный, а потому очень интересный для ребенка и важный источник всего нового. Благодаря общению с «третьим» внешним лицом (папой) ребенок учится самостоятельности, учится воспринимать себя отдельно от мамы.

2. Половая идентификация.

К трем годам у ребенка активно происходит процесс половой идентификации. Мальчики подражают поведению папы (или другому близкому мужчине). Постепенно ребенок начинает понимать, что мальчики и девочки отличаются друг от друга. Приходится долго объяснять трехлетнему «джентльмену», почему девочке надо уступать, помогать подняться или залезть на горку, даже если она «очень вредная».

3. Развитие моторики ребенка.

Дети обожают играть с вечно занятыми папами, иногда почти мифическими героями, так редко их видят собственные дети. Во-первых, это уже праздник, если папу удалось уговорить поиграть в детские игры. Во-вторых, игры с папами очень сильно отличаются от игр с мамочками. Это «грубые» (не в смысле жестокости, а по тактильным ощущениям) кинестетические игры. Как обычно играют папы? Это подбрасывания малыша вверх, игры в «лошадку», катание на плечах, лазание по деревьям, футбол, борьба, сражение на подушках. Это совершенно другой жизненный опыт для ребенка, который обогащает жизнь маленького человека.

4. Развитие речи.

Мужчинам не свойственно «сюсюкание» или разговоры на языке младенца. Даже самые заботливые папы не проводят такого огромного количества времени с ребенком по сравнению с мамами, поэтому мужчинам некогда изучать «марсианский» язык ребенка. А общаться с собственным карапузом как-то надо! Проще говорить по-взрослому, тем самым способствовать речевому развитию ребенка. И, поверьте опыту, у пап это прекрасно получается! А дети прекрасно их понимают, даже обижаются, если мамы не верят в то, малышу все ясно.

5. Эмоциональное развитие.

В данном случае большое значение имеет степень эмоциональной близости и доступности отца для ребенка, включенность мужчины в отношения с ним. Это другой опыт выражения эмоций, отличный от мамы. Это возможность посмотреть на трудную ситуацию ребенка под другим углом и научить его по-новому справляться с возникшими сложностями.

6.Авторитет и ориентир в жизни ребенка.

Мужчина играет в жизни ребенка, и мальчика, и девочки, несколько иную роль, чем мама. Это всегда некий авторитет, судья и «свод правил», некий общий социальный ориентир для ребенка во внешнем мире. Женщины в большинстве своем, чаще более эмоциональны, чем мужчины, и, как результат, более непоследовательны в воспитательном процессе. Мама может наказать ребенка, лишить его чего-то важного - мультиков, конфет, компьютера, а через некоторое время капитулировать под напором горьких детских слез, совершенно раскаявшихся милого взора детских хитрющих глаз.

Приблизительно к 6-ти годам у ребенка появляется потребность в авторитете и руководстве со стороны отца. Мужчина учит ребенка, направляет его в решении конкретных задач, которые ставит перед подрастающим человеком общество. Если отношения ребенка с отцом будут спокойными, принимающими и терпеливыми, чем властными и пугающими, ребенок обеспечивается стойким чувством уверенности в своих силах, формируется ощущение собственной значимости и состоятельности. В будущем такие чувства обеспечат ребенку уверенность в собственных силах, помогут крепко стоять на ногах.

Наши дети не изолированы от жизни. Серьезные жизненные ситуации зачастую являются причиной возникновения у ребенка целого комплекса негативных переживаний и психологических проблем. Самое главное – услышать в этот момент ребенка, понять глубину и серьезность его переживаний, найти способ помочь маленькому человечку, вместе справиться с этим новым и сложным для него жизненным опытом. А в этом ему пригодится как мудрый папин совет, так и поддержка понимающей мамы.

Акция  «Украсим Землю цветами»

Выставка работ детей совместно с родителями.

Цель — привлечь и заинтересовать родителей в совместной работе с воспитателем, сблизиться с родителями, формировать эстетический вкус и любовь к природе.

Условия конкурса: смастерить цветы, используя любую технику работы.

Во время утренников, посвященных Международному дню «8 марта» выставку разместить на площадке у входа в музыкальный зал.

Акция «Аптечка для души»

(авторская разработка совместно с А.А. Фазлетдиновой)

Цели акции: создание положительного эмоционального фона в детском саду.

Формы и методы проведения: стенд в виде домика с окошками – кармашками и вывеской «Аптечка для души».

Подготовительная работа:

  • изготовление эскиза для стенда;
  • подготовка листовочек с позитивными высказываниями, установками, пословицами, поговорками, крылатыми фразами, которые вкладываются в кармашки «Аптечки».

Например:

  • Улыбнись и весь мир улыбнется тебе.
  • Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего её заслуживает.
  • Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью.
  • Лучшее, что отец может сделать для своих детей – это любить их мать.
  • Надежда подобна ночному небу: нет такого уголка, где бы глаз, упорно ищущий, не отыскал, в конце концов, какую-нибудь звезду.
  • Все золото мира не имеет никакой ценности; вечны лишь те милосердные деяния, которые мы способны сотворить ради своих ближних.
  • Люди одиноки. Потому что вместо того, чтобы строить мосты между собой, люди возводят стены.
  • Если бы мы хорошо видели и чувствовали человеческую жизнь, мы бы слышали, как растет трава и как бьется сердце белки.
  • Добрые слова оставляют в душах людей прекрасный след, они смягчают, утешают и исцеляют сердце того, кто их слышит.
  • Тот, кто ищет цветы, найдет цветы; тот, кто ищет сорняки, найдет сорняки.
  • Птица счастья садится только на раскрытую ладонь.
  • Святая наука – расслушивать друг друга.
  • Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей.
  • Люди похожи на оконные стекла. Они сверкают и сияют, когда светит солнце. Но, когда воцаряется тьма, их истинная красота открывается лишь благодаря свету, идущему изнутри.

Можно также повесить плакат в фойе детского сада, чтобы родители и педагоги, приходящие утром в детский сад получили заряд бодрости и хорошего настроения.

Необходимо заготовить побольше листовочек с позитивными установками и постоянно заполнять опустевшие кармашки.

Акция "Подари улыбку"

Цель: развитие позитивного восприятия жизни у всех участников образовательного процесса.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального микроклимата;
  • гармонизация детско-взрослых отношений (дети, родители, педагоги);
  • снятие психоэмоционального напряжения конструктивными методами;
  • формирование навыков межличностного общения.

Предварительная работа:

  • праздничное оформление фойе воздушными шарами;
  • изготовление позитивных агитплакатов для всего пространства детского сада;
  • подбор музыкального сопровождения для акции;
  • изготовление шаблонов - кругов для изображения эмоций.

Материально – техническое оснащение:

  • музыкальный центр;
  • фотоаппарат;
  • видеокамера;
  • ноутбук;
  • цветной принтер;
  • цветная бумага и картон.

Ход акции.

(с 7 утра до 8 утра)

  1. Девчонки - веселушки (сотрудники социально-психологической службы) встречают детей и родителей в празднично украшенном фойе под музыкальное сопровождение

Девчонки – веселушки:

«Мы девчонки – веселушки,

Вот такие хохотушки!

Дарим Вам веселье, смех,

Пусть сопутствует успех»!

Каждому родителю, ребенку, сотруднику наклеиваются смайлики с улыбкой, сопровождаемые доброжелательными пожеланиями, шутками  и предлагается сфотографироваться.

  1. С 8.00 до 8.45 - девчонки – веселушки под веселое музыкальное сопровождение проводят утреннюю зарядку во всех возрастных группах. Последними на утреннюю зарядку приглашаются специалисты ДОУ.
  2. С 9.00-9.30 - девчонки – веселушки посещают все возрастные группы, раздают ребятам и воспитателям шаблоны - круги для изображения своих эмоций, яркий лист картона и предлагают сделать коллективное панно «Мое настроение».
  3. С 10.30-12.00 -девчонки – веселушки проводят веселые игры – шутки и забавы с целью создания положительного эмоционально микроклимата во всех возрастных группах, делая коллективные фотографии на фоне панно «Мое настроение».
  4. 12.30-16.00 - сотрудники психолого – педагогического сопровождения ребенка создают коллаж из утренних фотографий родителей, детей и сотрудников.

Используемая литература:

  1. Воробьева Е.Н., Колесников В.Н., Мерк В.Т. Программа родительских тренингов «Невероятные годы» // Психолог в детском саду. 2008. № 3. С. 42-63.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., «МАСС МЕДИА», 1995. – 240 с.
  3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.
  4. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова.- Изд. 2-е.- Ростов н / Д: Феникс, 2008. - 568.
  5. Орлова И.В. Тренинг профессионального самопознания: теория, диагностика и практика педагогической рефлексии. – Спб.: Речь, 2006. – 128 с.
  6. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 160 с.
  7. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996. – 144 с.
  8. Рамендик Д.М. Тренинг личностного роста: Учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2007. – 176 с.


[1] Валитова И.Е. Концептуальные основы взаимодействия взрослого и ребенка// Проблема взаимодействия в исследованиях философов, психологов, педагогов. – Брест: БрГУ, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по физкультуре для детей подготовительной группы "Целебная сила цвета"

Призовое место на краевом конкурсе "Учитель здоровья"...

Сила слова или о чём не стоит говорить детям

Следим за словами, которые произносим, обращаясь к детям......

Кружок "Познание - сила"

Работакружка "Познание - сила" направлена на:   Формированию мыслительной деятельности и познавательных способностей. Создание условий для развития познавательных способностей: объе...

ПАТРИОТИЗМ - источник духовной силы русского человека

Патриотизм-источник духовной силы русского человека...

буклеты "Каша - сила наша" выпуск 1 "Каша - сила наша" выпуск 2

8 января - народный праздник "Праздник каш". В народе говорили: "Бабий праздник, праздник каш" В этот день готовят традиционные старинные блюда - каши...

Методическая разработка в ДОУ в старшей группе «Уроки служения Отечеству: «Сила не в силе, а сила в любви!»

Цель методической разработки познакомить детей с писателем, историком, богословом, врачом, иконописцем, музыкантом Офицером и патриотом своей Родины- митрополитом Серафимом, в миру Леонидом Михайлович...

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в старшей группе к конкурсу педагогических работ «Уроки служения Отечеству». «Сила не в силе, а сила в любви!»

Познакомить детей с писателем, историком, богословом, врачом, иконописцем, музыкантом Офицером и патриотом своей Родины- митрополитом Серафимом, в миру Леонидом Михайловичем Чичаговым....