Родители и детский сад.
методическая разработка на тему

Методические рекомендации воспитателям по организации взаимодействия с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №67

структурное подразделение детский сад «Русалочка»

Автозаводского района городского округа Тольятти

Выступление на педсовете

Детский сад

и родители

/из опыта работы/

Подготовил: воспитатель высшей категории

                        Богданова Ю. А.

2014 год

Взгляд на семью.

     Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка. Педагогам известна зависимость стиля жизни человека от степени развития чувства общности в семье. Именно этот уровень представляет систему представлений о себе и о мире, которая создается каждым человеком.

     К сожалению современная семья в ситуации всеобщей нестабильности переживает серьезный кризис, он выражается в обострениях супружеских, родительских отношений, ослаблении внимания к духовным ценностям.

     Серьезной проблемой является отсутствие у родителей знаний о способах воспитания и развития ребенка. Положителен тот факт, если родители просто любя ребенка и стараются в меру сил и возможностей помочь ему. Тогда, как правило они воспринимают рекомендации специалистов. Но гораздо чаще встречающиеся перепоручить своего ребенка педагогам и полностью возложить на них ответственность за результаты воспитательно – образовательной работы. Зачастую такой тип родителей бывает довольно агрессивным и свою позицию отстаивает настойчиво, неадекватно воспринимая обращенные к нему требования. И тем более необходимо вырабатывать подходы к этой категории родителей. Максимального их привлечения к процессу воспитания ребенка.

     Проведя изучения родителей, дети которых поступают в детский сад, мы выделяем для себя наиболее типичные группы родителей:

  1. не понимающие значения дошкольного образования в развитии ребенка;
  2. «равнодушные» к работе детского сада, не проявляющие интереса к жизни ребенка в ДУ;
  3. не уделяющие должного внимания воспитанию детей;
  4. чрезмерно опекающие своего ребенка, постоянно проявляющие тревогу за ребенка, требующие от воспитателя пристального внимания и особого отношения к ребенку, предпочтения его другим детям;
  5. сверхтребовательные и чрезмерно строгие родители;
  6. не воспринимающие воспитателя как авторитетное лицо;

     Поэтому первоочередная задача, стоящая перед каждым педагогом ДУ, состоит в том, чтобы не используя элементов назидания, вовлечь родителей в процесс воспитания их детей, уметь предложить свой способ оценки потребностей детей и оказать помощь родителям в приобретении умений наблюдать за своими детьми, следить за их развитием, а также способствовать развитию. Работа должна строиться целенаправленно и дифференцированно.

Формы работы с родителями.

     Всю работу в ДУ с родителями можно разделить на три блока:

  1. педагогический;
  2. психологический;
  3. медицинский;

     Педагогический блок.

     Обследование и работа в этом блоке осуществляются такие формы работы, как:

  1. анкетирование (основные взгляды родителей на воспитание детей в семье, уровень педагогической культуры родителей, анкета для отцов, «Знаете ли вы своего ребенка», «Портрет моего ребенка»);
  2. посещение семей воспитанников;
  3. встречи за круглым столом;
  4. вечера знакомств;

на втором этапе педагоги приглашают родителей на индивидуальные и фронтальные занятия, подбирают для родителей папки с индивидуальными рекомендациями и практическими советами по воспитанию ребенка, по организации различных видов деятельности. Большое внимание уделяется оформлению наглядной агитации и информации и информации для родителей (тематические выставки, папки – передвижки, педбюллетени. Ширмы, семейные газеты, фотовитрины и фотомонтажи, альбомы из жизни группы и альбомы по различной тематике, экраны для родителей, тетрадь отзывов, прайс – листы, родительская газета).

     Для родителей проводятся консультативные дни. Тематика этих дней составляется на основе предварительного опроса родителей с учетом их пожеланий («Каков ваш ребенок», «Развивающая предметная среда дома», «Поощрение и наказание: ваш выбор» и т.д.)

     Возможна организация библиотеки и игротеки для родителей, где педагогами проводятся обсуждения новинок педагогической художественной литературы, и где родители могут получить интересную развивающую игру для занятий с детьми дома.

     По проблемным вопросам проводятся устные журналы, вечера вопросов и ответов, деловые игры с решением педагогических ситуаций, дискуссионные этапы.

     Третий этап – итоговый, включает в себя показ детских спектаклей развлечения, праздники, в которых родители не только как зрители, но и как активные участники. Педагоги выпускают педбюллетени, где освещают успехи детей в различных видах деятельности. Проводится анкетирование родителей с целью выявления эффективности проведенной работы с ними в течение года.

Психологический блок.

     Работа в этом блоке организуется психологом детского сада. Начинается работа с психодиагностики семей. Проводятся тесты, анкетирование, опросы родителей, индивидуальные беседы. На основе результатов диагностики определяется работа по оказанию родителям психологической консультативной и коррекционной помощи.

Медицинский блок.

     Руководит деятельностью этого блока старшая медсестра детского сада. При поступлении детей в ДУ медицинские работники и его родителях. В своей работе медицинские работники опираются на результаты обследования веденного педагогами, результаты психодиагностики.с результатами оздоровления и лечения детей, родителей знакомят через ежемесячные выпуски санбюллетеней, звуковые дорожки.

Нетрадиционные формы работы с родителями.

     Здесь мне бы хотелось остановиться на нескольких достаточно новых формах работы с родителями.

«Встречи трех поколений». Здесь родители имеют возможность поделиться своими проблемами, а также пополнить свой педагогический опыт знаниями людей старшего поколения – бабушек и дедушек.

«Аукцион семейного творчества». Еще задолго до него дети с родителями мастерят поделки, готовят концертные выступления. Цель их – повысить самооценку детей и родителей, разбудить «спящие» таланты и просто сдружить всех друг с другом.

«Встречи с интересными семьями» проводятся для повышения педагогической компетенции родителей. Мы стараемся, чтобы информацию на этих встречах родители получают не в форме назидания, а в виде доброго совета или игра.

     Вот те наиболее интересные находки в проблеме подбора оптимальных форм работы с родителями, которыми и хотели бы вас познакомить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с родителями МКДОУ "Детский сад № 47"

Обобщение опыта работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с родителями МКДОУ "Детский сад № 47"...

Консультация для родителей "Особенности детского общения в детском саду".

Особенности детского общения в детском саду.Содержание детского общения....

Выпускники детского дома: проблемы, поиски решений, результат. (из опыта работы) Калинина Наталья Ильинична – воспитатель высшей квалификационной категории КГБОУ для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей Алтайского детского дома им. В.

работа направлена на развитие взаимосвязи личности ребенка с социальной средой, развитию способности воспитанников к мобилизации жизненного опыта в нужный момент, формированию познавательной и социаль...

Буклет для родителей в детском саду "Режим дня в детском саду".

Памятка для родителей второй младшей группы....

Консультация для родителей в детском саду по ПДД: «Безопасность детей — забота взрослых» Консультация для родителей в детском саду по ПДД — одна из востребованных форм работы, ведь охрана жизни, здоровья детей —приоритетная задача дошкольного учреждения и

Консультация для родителей в детском саду по ПДД — одна из востребованных форм работы, ведь охрана жизни, здоровья детей —приоритетная задача дошкольного учреждения и семьи. О том, что и к...

Проект: «Вместе дружная семья – детский сад, родители и я» (Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду) в средней группе №10 «Почемучка»

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что все роди...