Сила семейного воспитания
консультация на тему

Ракитёнок Наталия Александровна

Информационный материал для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_semi.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

СИЛА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

«Творчество - является уделом всех, ... оно обязательно должно являться
нормальным и постоянным спутником детского развития»
,

В.В.Давыдов (психолог)

«Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения!»

Антуан  де Сент-Экзюпери

Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Все виды художественной деятельности возникают в дошкольном детстве - и восприятие произведений с первыми их оценками, и выразительное их исполнение, и даже попытки проявить себя творчески. Дело взрослых - создать все условия для приобщения ребенка к разнообразным видам художественной практики.
 Все понимают, что в своей зрелой и развитой форме искусство не может быть освоено ребенком, но ко всем наиболее доступным его формам можно и надо приобщать детей с раннего детства. Лишь в своих разносторонних формах искусство может помочь становлению разносторонних художественных способностей ребенка. Все виды искусства нужны ему. С ранних лет они должны входить в его жизнь. Художественная игрушка, сказка и присказка, загадка и пословица, песни и инструментальная пьеса, картинка и декоративные изделия - вот с чего начинается знакомство ребенка с искусством. Как бы ни были просты эти изделия мастеров искусств - они вводят ребенка в особый, новый для него мир художественных переживании.

    Почему же именно эти несложные художественные произведения могут сыграть особую роль в воспитании ребенка? Взрослый, приобщая ребенка к накопленному человечеством опыту, помогает освоить то, что доступно малышу на этом этапе развития. И мир осваивается ребенком не только путем приобщения его к деятельности мышления. Есть путь и художественного освоения действительности. Им овладевает человек в течение всей своей жизни, но в дошкольном детстве этот путь особенно эффективен.

Дело в том, что художественные образы искусства являются специфической формой и отражения, и познания жизни в ее очень конкретных и индивидуальных проявлениях. Чтобы отразить какое-либо явление жизни, писатель, композитор, художник пользуются такими наглядно-конкретными средствами, как музыкальные звуки, поэтические слова, колорит и форма.

Искусство для детей - это яркая страница в большом искусстве, в искусстве взрослых. Оно подчинено тем же законам, хотя и имеет свои особые черты. Но оно также разнообразно по видам и жанрам. Отбирая произведения для детей, мы опираемся на народное творчество, классику и современное искусство. Каждый источник этого «золотого фонда» выполняет свое незаменимое назначение.

Народное творчество - первооснова, на которой строится приобщение детей к искусству. Каждый народ веками отбирает, шлифует формы, краски, орнаменты на игрушках, мелодии и ритмы песен, движения танцев, меткость и образность языка словесного фольклора. Все это впитывается ребенком с самого раннего детства и становится его достоянием.

Классика - выступает как своеобразный эталон, по которому равняются мастера искусств многих наших поколений. Можно воспринять как чудо, что произведения искусства, созданные много десятков лет тому назад в совершенно иных социальных условиях, продолжают так волновать и радовать маленьких слушателей и зрителей.

       Развивая лучшие традиции прошлого, мастера искусств создают и современное искусство. Отвечая на запросы общества, изучая жизнь ребенка и его интересы, они пишут произведения на актуальную тему. Конечно, детям очень близки, понятны образы живой современности. Деятели искусств ведут непрестанные поиски новых способов художественного воплощения. Появляются поэтические обороты, порой непривычные для слуха, своеобразные ритмы стихов, интересные драматургические планы сказок и рассказов. Композиторы находят яркие, свежие звучания, необычные гармонии. В живописи, графике устанавливается новая мера условности изображения, поиски современного стиля - доступного и яркого. Эта «триада», включающая народное творчество, классику, современное искусство, вносит гармоничность в художественное воспитание маленьких детей.

У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, иногда, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребёнок не приобретает положительный опыт творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему не доступно. А ведь именно через творчество человек может раскрыться как личность.

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.

        Современная         наука         располагает         многочисленными         данными,

свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.

Известный отечественный психолог А.Н.Леонтьев из всего многообразия окружающего мира, который так или иначе влияет на маленького ребенка, выделил круг интимно-близких малышу людей, к воспитательным воздействиям которых он особенно чувствителен. Оказывается, что ребенок в первые годы жизни не восприимчив к замечаниям, уговорам, советам «чужой тети» (попутчицы в транспорте, воспитательницы другой группы). Это позже, в начале подросткового возраста, ему важно мнение друга, приятеля, его задевает реплика прохожего, а в первые 7-8 лет самое авторитетное - «Так мама сказала!»; «Так велел папа».

Поэтому очень важно, что бы семья и детский сад были связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов.

Изобразительное искусство - мощный источник художественно-эстетического воспитания и развития ребенка в семье. Рисование часто является для ребенка самым первым средством выражения на бумаге его замыслов, переживаний. Но представляют ли детские рисунки интерес для нас, взрослых? Может быть, «каракули» маленьких детей служат лишь прелюдией к зрелому мастерству и не заслуживают особого внимания? Если это так, то почему же тогда, вот уже многие десятки лет, мы так часто видим детские рисунки на выставках, в книгах, альбомах, журналах? Не только потому, что мы, взрослые, обнаруживаем в них много свежести и неожиданной смелости, экспрессии, забавной прямоты и наивной убежденности. Не только потому, что в них в полной мере проявляются те качества, которые иногда с годами утрачивают взрослые: способность от всей души радоваться, изумляться, огорчаться, мечтать. Но и потому, что в детских рисунках порой проявляется острая наблюдательность, умение во всем найти важное и интересное, искренняя увлеченность, взволнованность.

Каждый ребенок должен не только уметь рисовать, но и обладать развитым художественным вкусом, уметь видеть окружающий мир во всей красоте его линий, форм, красок. Разговоры о том, что если у ребенка нет таланта, то ничего уж не поделаешь - абсурдны. Ведь речь идет не о подготовке художников - профессионалов, а о художественном воспитании детей. Художественное воспитание должно начинаться с первых лет жизни ребенка, чтобы с самого раннего детства он ощущал необходимость в прекрасном, в творчестве и находил в этом источник радости.

Если ребенок тянется к карандашу и краскам, необходимо учить его пользоваться ими. Если он изобразит человека с тремя ногами или небо отделит от земли полосой нетронутой бумаги, то надо подсказать ребенку путь к исправлению ошибки. Даже если родитель не умеет рисовать, то все равно он может содействовать развитию художественных способностей ребенка - создать условия, поддержать, воспитать у него любовь к рисованию, наблюдательность, стремление к красивому.

Главное не мешать ребенку творить, не убивать в нем интерес к изобразительной
деятельности. Одновременно необходимо постепенно развивать этот интерес, иначе
он долго не сможет существовать и погибнет.

Родители должны понимать необходимость для ребенка всестороннего развития - духовного, эстетического, умственного, а занятие рисованием развивает мыслительные способности человека, так как занятие изобразительным искусством приучают ребенка думать, анализировать, заставляют пребывать в состоянии активного творческого мышления, развивая его память, оттачивая восприятие, обогащая эмоциональный мир. Особенно, если эти занятия рисованием или другой творческой деятельностью         совместные. Роль семейного творчества в художественно-эстетическом развитии ребенка невозможно переоценить. Продуманная окружающая домашняя среда становится богатейшей базой для развития чувств, мыслей, поведения ребёнка, развития его способностей.

       Социальные ценности и семейная атмосфера помогают домашней среде стать средой воспитательной, а также ареной для саморазвития и самореализации ребёнка.

Особенность воспитательной деятельности семьи - в её непреднамеренности, естественности. Домашнее воспитание индивидуально, конкретно, персонализировано, благодаря чему оно благоприятно для инициирования активности ребёнка. Активность ребёнка, реализующаяся в той или иной деятельности, служит основой для формирования социально-психологических новообразований в структуре его личности и для его всестороннего развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно – нравственного воспитания дошкольников. Семейный клуб «Ковчег»

Доклад о работе с семьёй по возрождению семейных традиций  в духовно - нравственном воспитании....

Конспект индивидуальной консультации по вопросам семейного воспитания "Влияние семейного воспитания на нравственное развитие ребёнка"

Дошкольное детство - важный период в нравственном становлении личности. Несмотря на то, что в дошкольном возрасте формируются только зачатки подлинной нравственности - именно они, окрепнув, станут фун...

Актуальные проблемы семейного воспитания в современных условиях и некоторые советы по вопросам семейного воспитания детей.

Неуверенность в завтрашнем дне, отсутствия стабильности в экономике страны, постоянные стрессы - все это негативно отражается на материальном, нравственном здоровье семьи как института естественной би...

Нравственно - патриотическое воспитание с ранних лет. «Семья и семейные ценности» (опыт семейного воспитания многодетной семьи Долматова Михаила)

Проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социал...

Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно – нравственного воспитания дошкольников. Семейный клуб «Ковчег»

Материал предназначен для педагогов ДОУ .Представлен опыт работы ДОУ с семьей в деле духовно - нравственного вопитания....

Консультация для родителей по вопросам семейного воспитания "Основные правила семейного воспитания"

Консультация для родителей по вопросам семейного воспитания "Основные правила семейного воспитания" (старшая группа)...