Круглый стол."Общаться,а как?"
консультация (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Круглый стол для родителей на тему Общаться, а как ?
Подготовила педагог Пеликсанова Т.Н.
Цель: дать возможность родителям задуматься над проблемой общения с ребёнком. Вооружить родителей приёмами эффективного общения.
Материалы к встрече с родителями: вопросы мини-анкеты, «капельки воды» из бумаги, мольберт, памятки «Умей слушать и слышать своего ребёнка».
Ход собрания:
Участники располагаются по кругу
- Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада приветствовать вас на нашей встрече. Сегодня мы поговорим с вами о том, как правильно общаться с детьми. Но прежде чем мы приступим к основной теме нашей встречи, давайте немного познакомимся. Я предлагаю сейчас по очереди каждому представиться и рассказать о себе двумя – тремя предложениями. Например: «Меня зовут Елена Владимировна, у меня есть сын, ему 5 лет. Я работаю поваром. В свободное от работы время увлекаюсь вязанием».
(Ответы родителей)
- Как вы думаете, что такое общение? Насколько важно общение для ребёнка? (ответы родителей)
- Общение ребёнка с окружающими взрослыми не только условие, но и главный источник его психического развития. Ребёнок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми знаниями, умениями, способностями, отношениями, которые существуют в человеческом обществе. Всё это он может освоить только в общении с другими людьми – носителями общечеловеческого общества.
Психологические исследования показали, что дефицит общения с окружающими взрослыми, дефицит тепла, любви нарушает формирование личности ребёнка. Чем меньше ребёнок, тем большее значение имеют для него контакты со взрослыми членами семьи.
Если в первые месяцы жизни ребёнок не получит должного тепла от близких людей, то дальнейшем он будет скованным и пассивным, неуверенным в себе или, напротив, жестоким, агрессивным…
Истории известны факты, когда маленькие дети были лишены общения с близкими людьми, это дети – маугли. Такие дети не владели способами общения с другими людьми, способами социального поведения, обнаруживали низкий уровень психического развития и практически не могли адаптироваться в человеческом обществе.
Очень важно, чтобы в семье каждый мог по настоящему слушать, искренне выражать свои эмоции, мирно разрешать конфликты, уважать достоинство другого. Невозможно создать правильные отношения с ребенком, если нет мирной и доброжелательной атмосферы в семье в целом.
Уважаемые родители, а как же, по-вашему, надо правильно общаться с ребёнком? (ответы родителей)
- Прежде всего, надо безусловно принимать ребёнка – любить не за то, что он умный, спокойный, красивый, а за то, что он Ваш, за то, что он есть! Говорите ему чаще, что он вам дорог, важен, нужен, что он просто хороший, обнимайте своего сына или дочку.
А сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы мини-анкеты. Затем мы вместе попытаемся обсудить их.
Мини-анкета.
Посчитайте по возможности, вспомнив, сколько раз вы в течение дня обращались к ребёнку эмоционально положительными высказываниями (одобрением, поддержкой)?
Сколько раз с отрицательным упрёком, замечанием?
Сколько раз вы в течение дня обнимаете и целуете ребёнка?
Какие говорите ласковые слова?
Как называете ребёнка, когда сердитесь?
(Желающие родители высказываются, совместное обсуждение вопросов)
- Помните: если мы раздражаемся на ребёнка, постоянно одёргиваем и критикуем его, то малыш приходит к обобщению: «Меня не любят». Человеку нужно, чтобы его любили, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок. Счастливость человека зависит от психологического благополучия той среды, в которой он живёт, а также от эмоционального багажа, накопленного в детстве. А климат и багаж зависят от стиля общения, и прежде всего – родителей с ребёнком.
А сейчас, я предлагаю вам игру” Продолжи фразу”
«Дети – это…» (например: цветы жизни, солнышки, лучики, ангелы и т. д.) (родители продолжают фразу).
- Да, ребёнок – это цветочек, очень хрупкий, ранимый и беззащитный, который нуждается в любви, ласке, защите взрослого. И, чтобы цветочек рос и не увядал, ему нужна вода. Так давайте подарим этому цветочку капли любви, которыми он будет питаться всю жизнь.
(Родителям предлагается назвать ребёнка ласковым словом, которое они должны написать на капельке.После этого они на магнитной доске составляют картинку из капелек).
- Да, да. Именно эти слова хочет услышать ребёнок из уст самых близких людей. Это очень важные слова, которые питают всё существование малыша, а потом и существование юношей и девушек. Говорите их своему ребёнку каждый день.
Упражнение “Слушание в разных позах”.
- Разбейтесь, пожалуйста, на пары. Один из вас – родитель, второй – ребёнок. Между вами диалог. Мама спрашивает о том, как прошёл день в детском саду, а ребёнок сообщает о неприятности, случившейся с ним (подрался, обидели или сам обидел и т.д.). Но разговаривать вы будете в разных положениях.
1. Мама сидит, ребёнок стоит.
2. Ребёнок сидит, мама стоит.
3. Оба сидят или оба стоят (выбор)
- Выскажитесь с позиции мамы, когда вам комфортнее было разговаривать с ребёнком? Когда, по-вашему, он был предельно раскрепощён и откровенен?
- А ребенку, какая позиция при разговоре наиболее комфортна?
- Как Вы думаете, почему при изменении взаимного расположения меняется эффективность общения?
Вывод: эффективным является общение на “одном уровне”, “глаза в глаза”
Эффективное общение предполагает наличие взаимного уважения. Взаимное уважение означает, что и дети, и взрослые могут без страха выражать свои убеждения и чувства, зная, что они будут приняты. Принять – значит показать, что вам понятны переживания ребёнка, даже если вы и не разделяете его убеждений.
С правилами эффективного общения родителей с детьми вас познакомит памятка. (Раздать родителям памятки)
Памятка «Умей слушать и слышать своего ребёнка».
1.Слушая эмоциональный рассказ ребёнка о каком-то событии из его жизни, поддерживайте разговор уточняющими вопросами «А что было дальше?». Дайте ему почувствовать, что вы понимаете его состояние и переживание. Выслушайте, затем своими словами повторите то, что он вам сказал. Убедите ребёнка, что вы понимаете его правильно.
К тому же, когда ваш ребёнок видит, что вы внимательно и с интересом слушаете его, он с большей охотой будет слушать вас, когда Вы захотите ему что-то сказать.
2. Слушая ребёнка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети, уверяют вас, что всё в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, жестам, тону голоса.
3. Поддерживайте и подбадривайте его без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потреплите по голове, посмотрите в глаза, возьмите за руку.
Вообще тактильных прикосновений родителя к ребёнку должно быть не менее 7 в день. Погладить по голове, обнять, подержать за руку, погладить по «маминому месту»- между лопатками, чуть ниже шеи.
4. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на его вопросы. Ваш тон говорит больше, чем слова.
- В итоге нашей беседы хочу привести одну очень точную цитату.
«Отношения между родителями и детьми столь же трудны и столь же драматичны, как отношения между любящими» А.Моруа.
- Помните, если ваше общение с детьми будет эффективным, они не будут чувствовать себя одинокими. Выстраивая правильную модель общения с вами, ребёнок научиться грамотно общаться в социуме. А это очень важно для дальнейшей жизни.
Сейчас я предлагаю ответить вам на несколько вопросов относительно нашей встречи.
Родители достают по одному вопросу и отвечают на него.
1. Является ли актуальной тема, заявленная сегодня?
2. Является ли полезной информация, услышанная Вами сегодня?
3. Хотели бы Вы изменить свое общение с детьми после нашей беседы?
– Спасибо за внимание. Успехов вам.
Памятка для родителей
Умеете ли Вы общаться со своим ребёнком?
Советы для родителей
“Правила поведения в общении с детьми”.
Дайте понять вашему ребёнку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения: “Ты самый любимый”, “Мы любим, понимаем, надеемся на тебя”, “Я тебя люблю любого”, “Какое счастье, сто ты у нас есть”.
Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут сообщение ребёнку о его самоценности. Стремитесь создавать у вашего ребёнка высокую самооценку, подкрепляя это словами: “Я радуюсь твоим успехам”, “Ты очень многое можешь”. И только тогда ваш ребёнок будет способен видеть, принимать и уважать вас.
Обратите внимание на то, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважении со стороны детей.
В общении с ребёнком уделяйте больше внимание невербальному (неречевому общению). Так вместо того, чтобы категорично сказать слово ” нельзя”, попробуйте использовать едва заметный жест, взгляд или мимику.
Старайтесь высказывать своё отношение к поведению ребёнка без лишних объяснений и нравоучений. Выберите правильное, своевременное обращение к нему, например “Саша, Сашенька, сын, сынок”.
Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребёнку в процессе общения. Подчёркивайте это кивком, восклицаниями. Слушая его, не отвлекайтесь. В общении с детьми помните, что ребёнок имеет право голоса в решении какой-либо проблемы. Поэтому старайтесь советоваться с ним, а не принимайте решение только сами: например, вместо фразы “Не твоего ума дело…” – скажите: “Как ты думаешь, что для этого нужно сделать? Твоё мнение всем интересно”.
Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми.
Не допускайте, чтобы ваш ребёнок находился наедине со своими переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему: “Я вижу, что тебя кто-то огорчил”.
Используйте разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности) в общении с детьми. Не забывайте утром поприветствовать ребёнка, а вечером пожелать ему “спокойной ночи”. Произносите эти слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребёнком, не забывайте поблагодарить его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол для родителей на тему: "Общаться. А как?"
Дать возможность родителям задуматься над проблемой общения с ребёнком. Вооружить родителей приёмами эффективного общения....
Круглый стол для специалистов "Использование загадок в работе с детьми с общим недоразвитием речи с целью активизации их мыслительной деятельности и обучения составлению описательных рассказов"
Проводился в рамках работы над темой "Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи"...
«Круглый стол» для родителей:« КАК ОБЩАТЬСЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ»
Рекомендации родителям по эффективному взаимодействию с гиперактивным ребенком....
План работы «Круглого стола» на семинаре «Реализация ФГОС дошкольного образования» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №90» в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования, мастер класс по обмену опытом, 2017 год
Проведение мастер-класса в подготовительной группе детского сада "Подсолнушек"...
Круглый стол «Проблемы преемственности и пути их решения. Общие понимания и требования готовности ребёнка к школе»
Программа направлена на развитие интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья.Па...
круглый стол «Как общаться со своим ребенком?»
Дает родителям возможность задуматься над проблемой воспитания детей, поделиться друг с другом опытом воспитания детей старшего дошкольного возраста...
Круглый стол для педагогов: «Использование загадок в работе с детьми с общим недоразвитием речи с целью активизации их мыслительной деятельности и обучения составлению описательных рассказов»
В литературе подчеркивается важность следующего момента: ребенок должен не только отгадать, но и суметь доказать отгадку, т.е. обратить внимание на все указанные в ней условия, выяснить, что в них сущ...