Консультация для родителей "Искусство мышления - здоровье народа"
консультация (старшая группа) по теме

Михайлова Лилия Хусяиновна

            Что такое мышление и почему его надо организовывать? В психологии различают разные виды мышления: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное, теоретическое, практическое, эмпирическое, аналитическое и интуитивное, реалистическое и аутическое. Есть замечательные книги по развитию математического, литературного, технического мышления, а также «ума полководца». Как разобраться взрослому, кто перед ним – будущий математик или будущий полководец? Надо ли мышление разных детей развивать по-разному.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Искусство мышления – здоровье народа»

   Что такое мышление и почему его надо организовывать? В психологии различают разные виды мышления: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное, теоретическое, практическое, эмпирическое, аналитическое и интуитивное, реалистическое и аутическое. Есть замечательные книги по развитию математического, литературного, технического мышления, а также «ума полководца». Как разобраться взрослому, кто перед ним – будущий математик или будущий полководец? Надо ли мышление разных детей развивать по-разному.

    Все психологи сводятся в одном: мышление человека – это высшая форма его познавательной деятельности. Воспроизведение (вспоминание) уже имеющихся знаний – одна из функций памяти, в то время как «искание и открытие нового» действительно творческий, не рутинный, высший познавательный процесс.

    Взрослый ставит перед детьми цель, и он начинает мыслить? Если бы. Цель не может быть задана извне, она не задание. Цель возникает у каждого индивидуально и только в том случае, если человек принял задачу (проблему) к решению, т.е. захотел её решить и попал тем самым в проблемную ситуацию. Значит задача взрослого – создать условия для возникновения проблемной ситуации, в которой ребёнок захотел мыслить. Чтобы сделать это правильно, рассмотрим естественный процесс познания ребёнком окружающего мира.

    Наблюдая, воспринимая окружающий мир, ребёнок находит что-то непонятное ему, не укладывающееся в его систему причинно-следственных отношений. Отсюда многочисленные вопросы (почему?», «как?», «зачем?») у маленьких почемучек. Вот тут взрослый выбирает разные стратегии: прерывание размышлений ребёнка («подрастёшь-узнаешь»), воспитание интеллектуального иждевенца («разжевать и положить в рот», лишив ребёнка возможности самому поискать ответ) или поддержка познавательного процесса («А ты сам как думаешь?»).

    Может показаться удивительным, но процесс мышления происходит по одной и той же схеме у ребёнка и взрослого, неграмотного и учёного.

  • Усмотрение противоречия («что-то не так, что-то не то»), сопровождающегося тревогой, отрицательными эмоциональными состояниями.
  • Осознание проблемы и возникновение желания её разрешить (проблемная ситуация), которые в эмоциональном плане порождают интерес, мотивацию к решению.
  • Поиск решения – процесс выдвижения гипотез, а не перебор готовых, уже имеющихся решений; в эмоциональном плане – азарт и разочарования.
  • Момент нахождения решения (инсайт) сопровождается, как правило, яркими положительными эмоциями, радостью, восторгом.
  • Проверка решения – эмоциональное состояние, чувство удовлетворения или досады, если ответ неправильный.

    Здесь уже можно ответить на вопрос: по-разному ли нужно развивать мышление у разных детей? Если этапы процесса мышления едины, то мышление будет развиваться на любом материале. Но задатки и способности у детей разные; причём мы можем о них и не догадываться, пока они не проявятся. Разнообразный материал поможет выявить эти способности.

    Например, известно, что мышление математиков строго логично, инженеры способны к пространственным построениям, педагоги особенно чутки к анализу межличностных отношений и т.д.

    Опасно давать детям однотипные задачи – тем самым можно лишить их возможности проявить себя, узнать, что легче даётся, что больше нравится и, следовательно, какая область знаний станет для них в будущем наиболее перспективной. Кроме того, нельзя загонять ребёнка в прокрустово ложе одной профессии, если мы хотим воспитать гармоничную личность.

    Таким образом, детей мы учим мыслить одинаково – через создание проблемных ситуаций и решение проблем, но проблемный материал должен быть разнообразным, однотипным

    Процесс мышления имеет свои закономерности и феномены. Например, например он происходит по собственному желанию мыслящего и не может быть навязан, т.е. нельзя заставить мыслить. Вспомните нетерпеливых родителей, с безуспешным раздражением твердящих своим бедным детям: «Думай, думай». Именно поэтому так трудно решаются в науке и технике «спущенные сверху» задачи и так легко и щедро находят решения изобретатели-энтузиасты, у которых есть внутренняя потребность к решению проблемы.

    Попробуйте задать ребёнку противоречивую загадку и не девайте ответа до следующего дня. Например, такую:

- Это какая, красная?

- Нет, чёрная.

- А почему белая?

- Потому, что зелёная.

    Вы убедитесь, что ребёнок продолжает её решать, подключив всех домашних. Кстати, большинство загадок построено на противоречии, несовместимой или необычной информации и легко вводит детей в проблемную ситуацию. Загадка может быть настолько захватывающей, что ребёнок (и взрослый тоже) не может сосредоточиться ни на чём другом, пока не найдёт ответ. Загадки – благодатный материал для развития мышления; причём они работают и при разгадывании, и при составлении их детьми.

    Воспитание находчивости, конструктивности, гибкости мышления успешно достигается при решении бытовых или ситуационных задач. Например:

  • Ты с родителями едешь в электричке. Они сошли на платформу, а ты не успел. Что будешь делать? Почему?
  • Родители сели в поезд, а ты остался. Твои действия? Поясни, зачем ты так поступил?
  • В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?
  • Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?

    Конструктивность мышления хорошо развивается в процессе разбора бытовых ситуаций: что-то приспособить, починить, заменить, усовершенствовать. Соревновательный игровой эффект заражает творческой энергией и доставляет много радости.

    Подведём итоги:

  1. Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.
  2. Ребёнку интереснее мыслить, чем запоминать.
  3. Найденное в процессе мышления становится знанием, включаясь в причинно-следственные связи в сознании.
  4. Процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления.
  5. Вопросы «почему?», «как ты считаешь?», «зачем?», «с какой целью?», «из-за чего?», «как сделать?» - проблемные, они направлены на развитие мышления.
  6. Вопросы «где?», «что?», «какой?», «когда?», «сколько?» контролируют память.
  7. Никого нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно.

        В заключении: искусство мышления нужно рассматривать как здоровье народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: Развитие математического мышления при помощи методического пособия «Занимательная математика»

Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве и на занятиях по математике. Ведь  математике заложены огромные возможности для развития математического мышления детей, в проц...

Консультация "Развиваем логическое мышление"

Для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать «стихию ребёнка» — игру.  Ф. ФребельДошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических ...

консультация Формирование логического мышления

момента  появления на свет у ребенка начинают развиваться все высшие психические процессы: мышление, память, воображение и, конечно же, логик...

Консультация «Развитие конструктивного мышления посредством развивающих игр»

Игра-это ведущая деятельность у детей в дошкольном возрасте. Иными словами, игра- это то, чем и в чем наши дети живут с рождения и, как минимум, до школы. А раз игра и жизнь у детей волшебным образом ...

Консультация "Рука речь мышление"

Консультация для родителей...

Методическая разработка "Пословицы и поговорки о здоровье народов Поволжья"

Здесь собраны пословицы и поговорки о здоровье народов Поволжья для детей старшего дошкольного возраста...