Характеристика раннего детского аутизма (РДА)
консультация на тему
Характеристика раннего детского аутизма (РДА)
Ранний детский аутизм (РДА) или расстройство аутистического спектра (РАС) – тяжёлое расстройство в период младенчества и начала хождения, отмеченное крайним одиночеством, патологической потребностью в однообразии и мутизмом или некоммуникативной речью. [8.,2.]
Эпидемиологические исследования, проведённые в разных странах, показали, что частота проявления детского аутизма 3-4 случая на 10000 детей, причём он встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. [2.,7.]
В настоящее время большинство исследователей полагают, что ранний детский аутизм (РДА), (РАС) является следствием особой патологии, в основе которой лежит недостаточность центральной нервной системы. Эта недостаточность может быть вызвана широким кругом причин: генетической обусловленностью, хромосомными аномалиями, врождёнными обменными нарушениями, органического поражения ЦНС в результате патологии беременности и родов, последствием нейроинфекции рано начавшегося шизофренического процесса. Аутизм может проявляться вследствие самых разных заболеваний.
Характерные черты РДА (РАС) определяются следующим образом:
- нарушение способности к установлению эмоционального контакта;
- стереотипность в поведении. Она проявляется, как стремление сохранить постоянство условий существования и непереносимость малейших его изменений; наличие в поведении ребёнка однообразных действий – моторных (раскачивание, прыжков, постукиваний и т. д.); речевых (произнесение одних и тех же звуков, слов или фраз), стереотипных манипуляций каким – либо предметом, однообразных игр; пристрастий к одним и тем же объектам; стереотипных интересов;
- совершенно особые нарушения речевого развития (мутизм, эхолалия, речевые штампы, стереотипные монологи, отсутствие речи первого лица и др.), сутью которых является нарушение возможности использовать речи в целях коммуникации.
Самый тяжёлый период поведенческих проблем, чрезмерной стереотипностью поведения, страхами, агрессией и самоагрессией с 3 до 5-6 лет. Затем аффективные трудности могут постепенно сглаживаться, ребёнок может больше тянуться к людям, но на первый план выступает задержка психического развития, дезориентированность, непонимание ситуации, неловкость, социальная наивность. С возрастом неприспособленность в быту, несоциализированность становятся всё более явными.
Сравнительная характеристика аспектов раннего нормального развития и раннего развития при аутизме № 1
Возраст в месяцах |
Нормальное развитие |
Раннее развитие при аутизме |
2 | Издавание гласных звуков, руление. |
|
6 | «Диалоги» в виде издавание гласных звуков или поворачивание в сторону родителей. Появление согласных. | Плач тяжело интерпретировать. |
8 | Различные интонации в гулении, включая интонации вопроса. Повторяющиеся слоговые произнесения: ба-ба-ба, ма-ма-ма. Появляются указательные жесты. | Ограниченные или необычные гуления (визги или крики). Не имитируют звуки, жесты, выражения. |
12 | Появление первых слов. Использует жесты и вокализацию для привлечения внимания, указывания объектов и просьб. | Могут появиться первые слова, но часто не используются со значением. Частый громкий крик, остающийся трудным для интерпретации. |
18 | Словарный запас 3-50 слов. Начинает составлять словосочетания из 2-х слов. Старается привлечь внимание людей. Возможны частые эхолалия и имитация. |
|
24 | Задаёт простые вопросы. Называет себя по имени. Может кратко повторить высказывания. | Слова появляются, затем исчезают. Жесты не развиваются. |
36 | Словарный запас около 100 слов. Задаёт много вопросов, для продолжения разговора. Эхолалическое повторение не часто в этом возрасте. | Комбинация слов встречается редко. Может повторять фразы, эхолалия, но использование языка не творческое. У половины или более речь не осмысленная. |
48 | Использует комплексные структуры предложения. Может поддерживать тему разговора и добавлять новую информацию. | Эхолалия остаётся. Произносит просьбы. Может творчески создать несколько комбинаций из 2-3 слов. |
60 | Использует больший комплекс структур. Способен оценивать предложения как грамматические и делать исправления. | Не может поддерживать разговор. Присутствует эхолалия. Редко задаёт вопросы, если появляются. Нарушен тон и ритм речи. |
Социальные взаимодействия №2
2 | Поворачивает голову и глаза на звук. Улыбается при общении. |
|
6 | Протягивает руки в ожидании, когда его возьмут на руки. Повторяет действия, имитируя взрослого. | Менее активен и требователен, чем нормальный ребёнок. Слабый зрительный контакт нет ответных социальных проявлений. |
8 | Отличает родителей от незнакомых людей. Игры «Дай и возьми» с обменом предметами со взрослыми. Игры в прятки («ку-ку»). Показывает объекты взрослым. Машет на прощанье Плачет или ползет за мамой, когда она уходит. | Ребёнка трудно успокоить. Чрезмерно замкнуты и могут активно отвергать взаимодействие. Любят внимание, но мало выражают интереса к другим. |
12 | Ребёнок чаще инициирует игры. Возрастает зрительный контакт со взрослыми во время игр с игрушками. | Контактность обычно уменьшается как только ребёнок начинает ходить, ползать. Нет дистресса при разлуке с матерью.
|
18 | Появляется что-то похожее на игру: показывает, предлагает, берёт игрушки |
|
24 | Появляются эпизоды, похожие на игру. Среди большой моторной активности появляется похожая на игровую деятельность. | Не различает взрослых (кроме родителей). Могут иметь сильные фобии. Предпочитают быть в одиночестве. |
36 | Обучаются взаимодействию со сверстниками. Часто ссорятся со сверстниками. Хочет сделать что-то хорошее родителям. | Не может допустить к себе других детей. Чрезмерно возбудим. Не понимает значения наказания. |
48 | Распределяет роли со сверстниками в игре. Предпочитает друзей по игре. Взаимодействует со сверстниками вербально, иногда физически. | Не способен понять правила игры. |
Развитие воображения №3
6 | Недифференцированные действия с одним объектом. |
|
8 | Действия дифференцированы в соответствии с характеристиками объекта. | Повторяющие движения доминируют в деятельности во время бодрствования. |
12 | Социально приемлемые действия с объектами. |
|
18 | Частые символические действия (воображают разговор по телефону т.д.). Игра связана с каждодневным распорядком дня ребёнка. | Активная роль в деятельности, похожей на игру. |
24 | Часто использует правила игры применительно к куклам, к животным, взрослым. Выполняет действия, похожие на неограниченную собственную деятельность (воображает, что гладит бельё). | Небольшая любознательность, исследование окружающей среды. |
36 | Замена одного объекта другим. Объекты воспринимаются как имеющие независимую деятельность, (кукла поднимает свою собственную кружку). | Не владеет символической игрой. Продолжительные повторяющиеся моторные движения покачивания, кружения и т.д.
|
48 | Социодраматическая игра – творческая игра с двумя или более детьми. Использование пантомимы для представления предмета. | Функциональное использование объектов. Некоторые действия направлены на куклы, ребёнок выступает в качестве ведущего лица. Символическая игра есть, ограниченная до простейшей, повторяющейся схемы. |
60 | Речь очень важна при представлении темы, распределение ролей и разыгрывании драмы. | Нет способностей к пантомиме. Нет социодраматической игры. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Характеристика раннего детского аутизма (РДА) | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика раннего детского аутизма (РДА)
Ранний детский аутизм (РДА) или расстройство аутистического спектра (РАС) – тяжёлое расстройство в период младенчества и начала хождения, отмеченное крайним одиночеством, патологической потребностью в однообразии и мутизмом или некоммуникативной речью. [8.,2.]
Эпидемиологические исследования, проведённые в разных странах, показали, что частота проявления детского аутизма 3-4 случая на 10000 детей, причём он встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. [2.,7.]
В настоящее время большинство исследователей полагают, что ранний детский аутизм (РДА), (РАС) является следствием особой патологии, в основе которой лежит недостаточность центральной нервной системы. Эта недостаточность может быть вызвана широким кругом причин: генетической обусловленностью, хромосомными аномалиями, врождёнными обменными нарушениями, органического поражения ЦНС в результате патологии беременности и родов, последствием нейроинфекции рано начавшегося шизофренического процесса. Аутизм может проявляться вследствие самых разных заболеваний.
Характерные черты РДА (РАС) определяются следующим образом:
- нарушение способности к установлению эмоционального контакта;
- стереотипность в поведении. Она проявляется, как стремление сохранить постоянство условий существования и непереносимость малейших его изменений; наличие в поведении ребёнка однообразных действий – моторных (раскачивание, прыжков, постукиваний и т. д.); речевых (произнесение одних и тех же звуков, слов или фраз), стереотипных манипуляций каким – либо предметом, однообразных игр; пристрастий к одним и тем же объектам; стереотипных интересов;
- совершенно особые нарушения речевого развития (мутизм, эхолалия, речевые штампы, стереотипные монологи, отсутствие речи первого лица и др.), сутью которых является нарушение возможности использовать речи в целях коммуникации.
Самый тяжёлый период поведенческих проблем, чрезмерной стереотипностью поведения, страхами, агрессией и самоагрессией с 3 до 5-6 лет. Затем аффективные трудности могут постепенно сглаживаться, ребёнок может больше тянуться к людям, но на первый план выступает задержка психического развития, дезориентированность, непонимание ситуации, неловкость, социальная наивность. С возрастом неприспособленность в быту, несоциализированность становятся всё более явными.
Сравнительная характеристика аспектов раннего нормального развития и раннего развития при аутизме № 1
Возраст в месяцах | Нормальное развитие | Раннее развитие при аутизме |
2 | Издавание гласных звуков, руление. | |
6 | «Диалоги» в виде издавание гласных звуков или поворачивание в сторону родителей. Появление согласных. | Плач тяжело интерпретировать. |
8 | Различные интонации в гулении, включая интонации вопроса. Повторяющиеся слоговые произнесения: ба-ба-ба, ма-ма-ма. Появляются указательные жесты. | Ограниченные или необычные гуления (визги или крики). Не имитируют звуки, жесты, выражения. |
12 | Появление первых слов. Использует жесты и вокализацию для привлечения внимания, указывания объектов и просьб. | Могут появиться первые слова, но часто не используются со значением. Частый громкий крик, остающийся трудным для интерпретации. |
18 | Словарный запас 3-50 слов. Начинает составлять словосочетания из 2-х слов. Старается привлечь внимание людей. Возможны частые эхолалия и имитация. | |
24 | Задаёт простые вопросы. Называет себя по имени. Может кратко повторить высказывания. | Слова появляются, затем исчезают. Жесты не развиваются. |
36 | Словарный запас около 100 слов. Задаёт много вопросов, для продолжения разговора. Эхолалическое повторение не часто в этом возрасте. | Комбинация слов встречается редко. Может повторять фразы, эхолалия, но использование языка не творческое. У половины или более речь не осмысленная. |
48 | Использует комплексные структуры предложения. Может поддерживать тему разговора и добавлять новую информацию. | Эхолалия остаётся. Произносит просьбы. Может творчески создать несколько комбинаций из 2-3 слов. |
60 | Использует больший комплекс структур. Способен оценивать предложения как грамматические и делать исправления. | Не может поддерживать разговор. Присутствует эхолалия. Редко задаёт вопросы, если появляются. Нарушен тон и ритм речи. |
Социальные взаимодействия №2
2 | Поворачивает голову и глаза на звук. Улыбается при общении. | |
6 | Протягивает руки в ожидании, когда его возьмут на руки. Повторяет действия, имитируя взрослого. | Менее активен и требователен, чем нормальный ребёнок. Слабый зрительный контакт нет ответных социальных проявлений. |
8 | Отличает родителей от незнакомых людей. Игры «Дай и возьми» с обменом предметами со взрослыми. Игры в прятки («ку-ку»). Показывает объекты взрослым. Машет на прощанье Плачет или ползет за мамой, когда она уходит. | Ребёнка трудно успокоить. Чрезмерно замкнуты и могут активно отвергать взаимодействие. Любят внимание, но мало выражают интереса к другим. |
12 | Ребёнок чаще инициирует игры. Возрастает зрительный контакт со взрослыми во время игр с игрушками. | Контактность обычно уменьшается как только ребёнок начинает ходить, ползать. Нет дистресса при разлуке с матерью. |
18 | Появляется что-то похожее на игру: показывает, предлагает, берёт игрушки | |
24 | Появляются эпизоды, похожие на игру. Среди большой моторной активности появляется похожая на игровую деятельность. | Не различает взрослых (кроме родителей). Могут иметь сильные фобии. Предпочитают быть в одиночестве. |
36 | Обучаются взаимодействию со сверстниками. Часто ссорятся со сверстниками. Хочет сделать что-то хорошее родителям. | Не может допустить к себе других детей. Чрезмерно возбудим. Не понимает значения наказания. |
48 | Распределяет роли со сверстниками в игре. Предпочитает друзей по игре. Взаимодействует со сверстниками вербально, иногда физически. | Не способен понять правила игры. |
Развитие воображения №3
6 | Недифференцированные действия с одним объектом. | |
8 | Действия дифференцированы в соответствии с характеристиками объекта. | Повторяющие движения доминируют в деятельности во время бодрствования. |
12 | Социально приемлемые действия с объектами. | |
18 | Частые символические действия (воображают разговор по телефону т.д.). Игра связана с каждодневным распорядком дня ребёнка. | Активная роль в деятельности, похожей на игру. |
24 | Часто использует правила игры применительно к куклам, к животным, взрослым. Выполняет действия, похожие на неограниченную собственную деятельность (воображает, что гладит бельё). | Небольшая любознательность, исследование окружающей среды. |
36 | Замена одного объекта другим. Объекты воспринимаются как имеющие независимую деятельность, (кукла поднимает свою собственную кружку). | Не владеет символической игрой. Продолжительные повторяющиеся моторные движения покачивания, кружения и т.д.
|
48 | Социодраматическая игра – творческая игра с двумя или более детьми. Использование пантомимы для представления предмета. | Функциональное использование объектов. Некоторые действия направлены на куклы, ребёнок выступает в качестве ведущего лица. Символическая игра есть, ограниченная до простейшей, повторяющейся схемы. |
60 | Речь очень важна при представлении темы, распределение ролей и разыгрывании драмы. | Нет способностей к пантомиме. Нет социодраматической игры. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аутизм и высокофункциональный аутизм.
Признаки и физиологические отклонения. Поведенческие отклонения. Сложности в социализации....
2 апреля - Всемирный день распространения информации об аутизме «АУТИЗМ - ДИАГНОЗ, КОТОРОГО НЕТ!»
В 2005 году крупнейшей американской организацией Autism Speaks («Аутизм говорит») была придумана акция «Зажги синим». В знак солидарности с людьми с аутизмом и их семьями, а та...
«Клинико-психологическая характеристика детей с аутизмом»
laquo;Клинико-психологическая характеристика детей с аутизмом»...
«Клинико-психологическая характеристика детей с аутизмом»
laquo;Клинико-психологическая характеристика детей с аутизмом»...
Характеристики аутизма.
Характеристики аутизма....
Психолого-педагогическая характеристика детей с ранним детским аутизмом.
Аутизм — это нарушение развития, неврологическое по своей природе, которое влияет на мышление, восприятие, внимание, социальные навыки и поведение человека.Расстройства аутистического спектра (Р...
Психолого-педагогическая характеристика детей с ранним детским аутизмом.
Аутизм — это нарушение развития, неврологическое по своей природе, которое влияет на мышление, восприятие, внимание, социальные навыки и поведение человека.Расстройства аутистического спектра (Р...