Игры для формирование фонематического восприятия
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slukh.docx | 244.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.
«Кто больше?»
Цели: развивать фонематические представления, слуховое внимание.
Ход игры-соревнования. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)
«Внимательный слушатель» (или «Где звук?»).
Цели: развивать фонематические представления, внимание.
Ход игры. Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.
«Нужное слово».
Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ.
Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
«Зоркий глаз»
Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.
Ход игры. Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.
«Чудесный художник»
Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.
Ход игры. Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука.
«Запоминайка».
Цели: развивать слуховое внимание, память.
Ход игры. Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д.), например:
сад—сани
сок—шок
сумка—суп—сапоги
шапка—сын—шуба
При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия, фонематических представлений.
«Бусы»
Цели: развивать фонематические представления, анализ, слуховое внимание, память.
Ход игры. После слов ведущего:
- Рассыпались бусы... Мы их соберем, Нанижем на нитку И слово найдем. — участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов), например:
на звук [Р] — радуга—ракета—каравай—пар—рука — ... на звуки [Р]—[Л] — рак—лампа—нора—лук—рыба—мыло — ...
«Повтори и прибавь»
Цели: развивать слуховое внимание, память.
Ход игры. Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов, например: на звук [Ж] —
жук
жук, жаба
жук, жаба, ужи
жук, жаба, ужи, ежи и т. д.
«Сложи звуки».
Цели: развивать фонематический синтез, слуховое внимание,
память.
Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова, например:
[П], [А] - ПА; [Н], [О], [С] - НОС.
«Скажи наоборот».
Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, анализ и синтез, слуховое внимание и память.
Ход игры. Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.
1 вариант — с гласными звуками А, У — У, А И, О —...(О, И) У, О, А — А, О, У Э, Ы,И—... (И,Ы, Э)
2 вариант — с твердыми согласными звуками
ПА — АП | АП — ПА |
ПО — ...(ОП) | ОП—...(ПО) |
ПУ — ... (УП) | ЫП — ... (ПЫ) |
ПЭ— ...(ЭП) | УП—...(ПУ) |
ПЫ — ... (ЫП) | ЭП — ... (ПЭ) |
3 вариант — с твердыми и мягкими согласными звуками
ПА — ПЯ | ПЯ — ПА |
ПУ — ... (ПЮ) | ПИ — ... (ПЫ) |
ПЭ—...(ПЕ) | ПЮ—...(ПУ) |
ПО—...(ПЁ) | ПВ— ...(ПО) |
ПЫ — ... (ПИ) | ПЕ — ... (ПЭ) |
«Услышишь — хлопни». Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие. Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши. | «Кто больше?» Цели: развивать фонематические представления, слуховое внимание. Ход игры-соревнования. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.) |
Внимательный слушатель» (или «Где звук?»). Цели: развивать фонематические представления, внимание. Ход игры. Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них. Шапка Машина Ковш | «Нужное слово». Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ. Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова. |
«Бусы» Цели: развивать фонематические представления, анализ, слуховое внимание, память. Ход игры. После слов ведущего: - Рассыпались бусы... Мы их соберем, Нанижем на нитку И слово найдем. — участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов), например: на звук [Р] — радуга—ракета—каравай—пар—рука — ... на звуки [Р]—[Л] — рак—лампа—нора—лук—рыба—мыло — ... | «Запоминайка». Цели: развивать слуховое внимание, память. Ход игры. Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д.), например: сад—сани сок—шок сумка—суп—сапоги шапка—сын—шуба При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия, фонематических представлений. |
«Чудесный художник» Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику. Ход игры. Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука. | Сложи звуки». Цели: развивать фонематический синтез, слуховое внимание, память. Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова, например: [П], [А] - ПА; [Н], [О], [С] - НОС. |
«Повтори и прибавь» Цели: развивать слуховое внимание, память. Ход игры. Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов, например: на звук [Ж] — жук жук, жаба жук, жаба, ужи жук, жаба, ужи, ежи и т. д. | «Зоркий глаз» Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание. Ход игры. Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на формирование фонематического восприятия по лексическим темам: «Транспорт», «Правила дорожного движения»
Представлены игры на развитие фонематического восприятия на материале лексических тем "Транспорт","БДД" для детей старшей логопедической группы...
Игры на формирование фонематического восприятия по теме: "Транспорт"
Игры на формирование фонематического восприятия по теме: "Транспорт"...
Игры на формирование фонематического восприятия
Картотека игр...
Игры на формирование фонематического восприятия
Материал взят из интернета....
Методическая разработка "Использование словесно - дидактической игры в формировании фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня"
Данная методическая разработка может быть использована учителями-логопедами для коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевым дианозом "Общее недоразвитие речи 3 уровня"....
Интерактивные игры по формированию фонематического восприятия у детей 5-6 лет с ОНР.
Использование информационно – компьютерных технологий в работе логопеда позволяет оптимизировать образовательный процесс, индивидуализировать обучение, а так же повысить мотивацию, что существен...
Интерактивная игра на формирование фонематического восприятия "На чём играет Маша?"
Игра "На чём играет Маша?" Задача: формирование фонематического восприятия. Предварительная работа: логопед знакомит детей сбубном, барабаном, колокольчиком, трубой, пианино(и...