Развиваем мелкую моторику у малышей
статья на тему

Костина Марина Васильевна

Почему необходимо развивать мелкую моторику у детей и каким образом это делать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika.docx32.58 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваем мелкую моторику  у  малышей.

В последнее  время современные родители  часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое  мелкая моторика и почему она так важна?
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику
Мелкая  моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий
Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста
Как же лучше развивать мелкую моторику? Можно делать массаж пальчиков и кистей рук малыша, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы – пуговицы, бусины, крупы.

Игрушки для мелкой моторики ребёнка (игра с меленькими предметами)

Специальные игрушки, развивающие пальчики. Они есть в любом магазине детских игрушек и стоимость их различна. Принцип основан на передвижении по проволоке и кручении разноцветных деревянных бусин.

Детские бусы и чётки позволят ребёнку покрутить бусины, особенно если они разной формы, цвета и фактуры.

Кубики интересны и самым маленьким и детям постарше. Различный материал, цвета и рисунки (буквы, цифры, животные, геометрические фигуры) на кубиках позволяют не только строить башни и гаражи, но и учить названия предметов, фигур и животных во время игры.

Пирамидки, конструкторы существуют различной сложности и для разных возрастов. Для самых маленьких более простые, но яркие деревянные и пластмассовые пирамидки с различными на ощупь элементами. Для детей немного старше – усложненные варианты с несколькими стержнями разной формы, на которые нужно нанизать подходящие геометрические фигуры. Разновидностей конструкторов много, они помогают в развитии пространственного мышления малыша. Психологи рекомендуют приобрести первый конструктор деревянный – дерево приятно вертеть в ручках, а само по себе оно несёт положительный эмоциональный заряд.

Шнуровка (игрушка или книжка) для деток от 1 года является подготовкой к письму, развивает мелкую моторику и глазомер. Ребёнок учится быть усидчивым в процессе игры. В случае шнуровки-игрушки придумайте сюжет, который позволит малышу изучить цвета и сделает кисти его рук более гибкими.

Фигурки на магнитах (животные, буквы, картинки) на холодильник. Это и удобно и наглядно. Начать можно с фигурок животных и картинок разной формы, по мере взросления ребёнка, включая в игру буквы и цифры. Можно приобрести и магнитную мозаику.

Пианино позволит малышу познакомиться со звуками, нажимая на клавиши разными пальчиками.

Пазлы, мозаика, матрешка. Чтобы собрать интересную картинку, ребёнку надо будет подключить к моторике логику и внимание, скоординировать зрение и кисти рук. Мозаику приобретайте ребёнку от года. Для этого возраста есть мозаики с крупными, яркими деталями и большой дощечкой. Поиск фигурки (матрешки) внутри другой заинтересует ребёнка. Кроме моторики эти игры помогают в развитии творческих способностей детей.

Кубик или тематическая игрушка с фигурами (сортёр). Ребёнок пытается подобрать геометрическую фигуру по силуэту отверстия в игрушке. Моторика пальчиков, знакомство с фигурами, цветами, развитие логики – вот то, что дают такие игры. В некоторых сортёрах есть музыкальные кнопки и клавиши.

Мячики с пупырышками разного размера можно использовать с раннего возраста. Изучаются тактильные ощущения «ёжика» и одновременно происходит массаж руки. Обратите внимание на качество материала таких мячей и соответствие санитарным нормам – дети обязательно потянут их в рот.

Крупа на подносе – в одно из самых простых пособий. На поднос ровным слоем насыпаете манку (гречку, пшено и др.) и, взяв ручку малыша, начинаете рисовать солнышко, дорожку, цветок. Все, что подскажет фантазия. Потом попросите ребёнка нарисовать что-то самостоятельно. Кончики пальцев ощущают и ровную поверхность подноса, и форму крупы. В старшем возрасте (после 2-х лет) можно попробовать аппликацию круп на картоне, смазанном клеем.

Прищепки. Что может быть проще и интересней? Пусть ребёнок пробует нажать пальчиками на концы прищепки, что бы надеть её на фигуру из картона, веревку или чашку. Так можно сделать уши зайчику или лучики солнышку.

Фасоль двух цветов. Игра в «Золушку» очень полезна – разбирая из миски мелкую фасоль, тренируются пальчики, и формируется правильный захват мелких предметов. Насыпьте фасоль в кастрюлю и спрячьте в ней мелкие игрушки (киндеры). Пусть малыш найдет все игрушки.

Волшебный мешочек (с крышками и игрушкой). Возьмите любой тканевый мешочек и наполните его обычными крышками от пластиковых бутылок. Покажите ребёнку, что спрятали внутрь мешочка мелкую игрушку. Попросите «найти» машинку или зверушку. Поиск рукой среди неровных, ребристых крышек представляет собой массаж активных точек на ручке и занимательное задание.

Крючки и шпингалеты, «молнии» - умение открывать застежки, замочки и задвижки помогает развитию пространственного мышления и моторики.

Почистим орешки или порвем бумагу. Если вы гуляете в парке или лесу, поищите фундук. Пусть малыш поможет очистить зеленую оболочку ореха. Упрощенный вариант – попросить порвать на мелкие клочки ненужную маме бумажку.

Пуговицы, липучки. Из ненужных карманов (с разными застежками) от старой одежды сделайте коллаж и повесьте его на спинку кроватки. Ребёнок сможет спрятать в кармашках мелкие игрушки (уложить на ночь спать) и застегивать/расстегивать кармашки по желанию.

Рамки и вкладыши развивают моторику, внимание и самостоятельность. Учат воспринимать фигуры как одно целое и по частям. Смысл: ассоциативное сравнение отверстий на рамке и формы деталей. Есть разные степени сложности.

Копеечки и пуговицы в копилку. Если в доме нет копилки или она хрупкая, проделайте отверстие в крышке банки от кофе, только позаботьтесь, чтобы не было острых краёв, о которых можно пораниться. Детвора с огромным удовольствием складывает в банку крупные монеты и пуговки. Попадание в узкую прорезь так же развивает мелкую моторику ребёнка.

Откручивание крышки от пластиковых бутылок очень по душе многим детям. Пусть откручивают - полезное занятие для кистей, пальцев, логики и памяти.

Природные материалы (камушки, шишки, ракушки, стручки гороха и фасоли), всё, что сможете предложить маленькому исследователю. Природные материалы имеют различную поверхность и формы, к тому же они бесплатны и доступны.

Пальчиковые игры для мелкой моторики ребёнка

«Коза рогатая» и «Сорока-ворона», «Ладушки»- начальный этап пальчиковых игр. Сгибание и разгибание пальчиков делаем с прибаутками, например:

   Этот пальчик– в лес пошёл (разгибаем мизинец),
   Этот пальчик – гриб нашёл (безымянный),
   Этот пальчик – жарить стал (средний),
   Этот пальчик – резать стал (указательный),
   Этот пальчик – много ел, потому и потолстел (большой
).

Потом учим ребёнка изображать из пальцев животных или предметы – эта своеобразная гимнастика не только развивает моторику, но и тренирует образное мышление малыша.

Мелкая моторика у детей старше года отлично тренируется следующими занятиямилепка из теста или пластилина, рисование  пальчиковыми красками. Ведь это не только увлекательное творческое занятие, но ещё и очень полезное упражнение для развития гибкости и подвижности пальчиков. Для деток 1.5-2 лет продается специальный пластилин или готовое соленое тесто.  Соленое тесто можно сделать и самостоятельно – это обычное тесто «как на пельмени»: на 1 ст. муки 1/2 ст. соли и красителей из сока свеклы или пищевых красок для яиц на Пасху. Хранят такое тесто в холодильнике, в закрытом контейнере. Не бойтесь, что ребёнок испачкается сам или все вокруг – попробуйте провести первое занятие в стульчике для кормления. Для начала, продолжительность не должна превышать 2-3 минуты, иначе ребёнок устанет и потеряет интерес к дальнейшим занятиям. Пусть пока вы успеете нарисовать только разноцветные ладошки и точечки от пальчиков, но на следующий день ребёнок с радостью захочет попробовать новенькое – повозить руками по листу бумаги или сделать цветные дорожки (маме надо подсказать, каким образом это можно выполнить). Со временем можно будет вешать лист ватмана на стену, предоставив поле деятельности для маленького художника. Нанесите слой пластилина на пластиковые крышечки от пищевых упаковок. Ребенку будет интересно выложить на них солнышко из фасоли или посадить цветочки из разных макарошек.

Помните, что чем умелей руки, тем ваш ребёнок умнее и сообразительней. Не забывайте, что любая игра и игрушка сама по себе значит мало, только общая игра с родителями даст ожидаемый результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ У МАЛЫШЕЙ

Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет...

Развиваем мелкую моторику у малышей

В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. После мытья ручки...

РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ У МАЛЫШЕЙ

Развитие мелкой моторики – это одно из самых важных направлений развития детей в возрасте 2-3 лет. Развивая детские пальчики, мы не только помогаем ребенку научиться виртуозно владеть своими рук...

«Развиваем мелкую моторику у малышей»

Специалисты отметили, что при плохой развитости руки наблюдается задержка речевого развития, что влечет за собой замедление процессов внимания, памяти, восприятия, отражается на становлении инте...

Консультация "Зачем развивать мелкую моторику рук малыша"

Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, насколько вы облегчаете жизнь ребенка дома и в саду.  Обувь на липучках, ...

Консультация"Развиваем мелкую моторику рук малыша"

Консультация "Развиваем мелкую моторику рук малыша"...

Для чего необходимо развивать мелкую моторику рук малыша.

Многие родители слышали о том, что необходимо развивать мелкую моторику рук малыша. Однако не все знают для чего это необходимо....