Современные проблемы детско-родительских отношений и пути их коррекции.
статья на тему
Дошкольный возраст столь значим для формирования психологического развития ребенка и столь многогранен, что трудно претендовать на однозначное описание факторов риска детско-родительских взаимоотношений, тем более что здесь уже сложно рассматривать отдельное взаимодействие матери или отца с ребенком, а необходимо обсуждать факторы риска, исходящие от семейной системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_problemy_detsko.docx | 19.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные проблемы детско-родительских отношений и пути их коррекции.
Семья - маленький социум и самое близкое, самое важное в жизни каждого человека. И, как и где бы человек ни родился, семья – источник прошлого, настоящего и будущего. Ведь именно в семье зарождаются чувства безопасности, уверенности, взаимопонимания и любви, которые в дальнейшем сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Важный момент в воспитании, когда ребенок растет и воспитывается в любви и заботе близких людей. Однако не все родители стремятся оказать должного воспитания своим детям.
Рассматривая семью как важнейшее условие обеспечения психологического благополучия ребёнка, можно полагать следующее:
Существуют «нормальные» и «нарушенные» детско-родительские отношения, которые непосредственно обусловливают трудности в развитии ребёнка.
Многие социальные проблемы современности, в том числе, такие как катастрофическое падение уровня здоровья людей, рост преступности и различных видов зависимостей, неуправляемая агрессия, «произрастают» из единого корня - из непонимания людьми самих себя, смысла своей жизни, неспособности координировать свое взаимодействие друг с другом и средой обитания.
Итак, какие же семьи попадают в «зону риска»
Неблагополучная семья — это семья, в которой обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания. У супругов отсутствуют общие интересы, взаимопонимание, нарушается ценностная ориентация, которая отвечает общественным нормам и требованиям. Из-за неблагоприятных внутрисемейных межличностных отношений нарушается психика ребенка. В неблагополучных семьях негативные последствия проявляются быстрее и чаще.
Печальная примета нынешнего времени - рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. И внебрачных семей, в которых мать не состояла в браке с отцом своего. Часто ей всего 15-16 лет, или
зрелые женщины (возраст около 40 лет), сознательно сделавшие выбор «родить для себя».
Как показывают данные, в неполной семье ослаблена материальная поддержка детей, снижена реализация репродуктивной функции, затруднена возможность организации содержательного досуга и отдыха, по причине занятости одинокого родителя.
Во многих семьях преобладает дефицит общения родителей с детьми. Основными причинами, которые мешают родителям общаться с ребенком являются:
- дефицит времени (66 %);
- усталость (10 %);
- недостаточная компетентность в воспитании детей (24 %).. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает
дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитание на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам-монстрам, компьютеру. Рассуждая при этом таким образом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы было занято».
Кроме того можно выделить следующие факторы риска в семейной системе:
- взаимодействие по типу «ребенок — кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребенка превалирует над удовлетворением потребностей остальных членов семьи.
- конфликтные отношения между родителями. Известно, что у лиц, воспитывающихся в конфликтных семьях, заметно возрастает массивность невротических, особенно неврастенических, реакций.
- родительское программирование, которое может влиять на развитие ребенка неоднозначно. С одной стороны, через явление родительского программирования происходит усвоение нравственной культуры — предпосылки духовности. С другой стороны, вследствие чрезвычайно выраженной потребности в любви родителей ребенок стремится адаптировать свое поведение, чтобы соответствовать их ожиданиям, опираясь на их вербальные и невербальные сигналы.
Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие ошибки воспитания:
1.Безразличие. «Делай что хочешь, мне все равно».
2. Слишком много строгости
«Ты должен делать то, что я тебе сказала. Я мама, я в доме главная».
3. Детей надо баловать.
«Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это пока не по силам».
4. Навязанная роль. «Мой ребенок – мой лучший друг».
5. Денежная. «Больше денег – лучше воспитание».
6. Наполеоновские планы. «Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, другим). Он не должен упустить свой шанс».
7. Слишком мало ласки. «Поцелуи, объятия и прочие нежности не так уж и важны для ребенка».
8. Ваше настроение. «Можно или нет? Это зависит от настроения».
9. Слишком мало времени для воспитания ребенка.
«К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя. Поиграем завтра».
Для благополучного развития ребёнка необходимо осознание проблем супружеских и детско-родительских отношений и гармонизация влияния семьи на воспитание ребёнка.
Можно выделить факторы гармоничных детско-родительских отношений.
§ Принимать активное участие в жизни семьи;
§ Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
§ Интересоваться проблемами ребенка;
§ Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
§ Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
§ Уважать право ребенка на собственное мнение;
§ Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру;
Важный показатель благополучной семьи - стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, преподносить друг другу приятные сюрпризы, вместе путешествовать. И еще один признак благополучной семьи - открытость, добрые отношения с родственниками, с соседями, с друзьями и знакомыми.
- Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный климат, когда никто ни на кого не кричит, даже когда ошибки и проступки обсуждаются без брани и истерики.
- Больше проявляйте к ребенку эмоционального тепла, уважительного отношения (не менее 4, а лучше 8 обниманий в день).
- Дорожите любовью своего ребенка. Помните, что от любви и ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов.
- Учитесь быть своему ребенку другом.
- Критикуйте, не унижая, а поддерживая.
- Учите своего ребенка быть честным с друзьями и не искать выгоды от дружбы.
- Приглашайте друзей своего ребенка в дом, общайтесь с ними.
- Если ваш ребенок поверят вам свои тайны как друзьям, не шантажируйте его ими.
- Следите за выражением своего лица, когда обращаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо — «психологическая пощечина» ребенку
- Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева, нелестных, злых высказываний о других людях, проявлений желания отомстить кому-нибудь за обиду
Используйте в общении в семье спокойный, доброжелательный тон
Уважаемые родители, помните!
Психологическая безопасность и психологическое здоровье детей – в ваших руках!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современное состояние проблемы детско-родительских отношений в психолого-педагогических исследованиях
Дошкольное детство - это один их самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого времени идет интенсивное созревание всех систем и...
Консультация для родителей «Психологические проблемы детско-родительских отношений»
Консультация для родителей:«Психологические проблемы детско-родительских отношений»...
Работа с родителями «Качественное время семьи» — профилактика проблемы детско-родительских отношений
Работа с родителями «Качественное время семьи» — профилактика проблемы детско-родительских отношений В стремительном темпе современной жизни, стараясь сделать для ребенка как можно б...
Психологические проблемы детско-родительских отношений
Детско-родительские отношения являются средой определяющей развитие его личности. Семья может выступать в качестве как положительного так и отрицательного фактора воспитания. П...
Конспект тематического родительского собрания в нетрадиционной форме «Круглый стол». Тема «Современная семья. Детско – родительские отношения»
Конспект тематического родительского собрания в нетрадиционной форме «Круглый стол».Тема «Современная семья. Детско – родительские отношения»...
Конспект тематического родительского собрания в нетрадиционной форме «Круглый стол». Тема «Современная семья. Детско – родительские отношения»
Уточнить, закрепить и углубить знания родителей о правах человека. Систематизировать знания по осуществлению прав ребенка в семье.Развивать у родителей инициативу, творчество....
Консультация для родителей: Современные проблемы детско-родительских отношений и пути их коррекции.
Современные проблемы детско-родительских отношений и пути их коррекции.Семья - маленький социум и самое близкое, самое важное в жизни каждого человека. И, как и где бы человек ни родился, семья ...