Готовность к школьному обучению как комплексная психологическая и педагогическая проблема.
статья на тему
Предварительный просмотр:
Конкина Ирина Николаевна
педагог –психолог
МОУ «Центра диагностики и
консультирования»
г.Кунгур
Готовность к школьному обучению как комплексная психологическая и педагогическая проблема.
Переходный период от дошкольного к школьному детству, пожалуй, является наиболее сложным и «уязвимым». Именно, несформированность на предшествующем этапе как необходимых психологических образований, так и требуемых учебных умений и навыков, может привести к школьной дезадаптации.
В младшем школьном возрасте школьная дезадаптация проявляется в низкой школьной успеваемости, крайних формах недисциплинированности.
Школьная незрелость проявляется в низком уровне развития таких функций, как мелкая моторика, скоординированность «глаз-рука» и т.д..
Кроме того, причиной школьной дезадаптации служит недостаточное развитие произвольной сферы (точно выполнять указания взрослого, развитие произвольной памяти, произвольного внимания), несформированность собственно дошкольных видов мышления, недостаточно развитая речевая сфера, низкий уровень развития познавательной сферы, несформированность внутренней позиции школьника.
Современная школа предъявляет к первоклассникам определенные требования, часто пугающие родителей, и они, не учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, начинают усиленно «готовить к школе». Это и научение механическому чтению без осмысливания текста, это и механический счет до 100 без умения ориентироваться в пределах десятка, это и нарушение занятий по длительности без учета игровых интересов ребенка. Это говорит о низкой психологической грамотности населения.
Поэтому возникает острая необходимость проведения своевременной ранней диагностики и коррекции психических процессов, компетентная психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке детей к школьному обучению.
Проблема психологической и педагогической готовности детей к школьному обучению существовала и в нашем городе до определенного периода. Дошкольный отдел управления образования г.Кунгура выступил с инициативой создания модели взаимодействия различных структур по вопросам готовности дошкольников к обучению в школе.
Данная модель предполагает психолого-педагогическую помощь детям и их родителям через комплексную, совместную работу дошкольного отдела Управления образования, педагогов-психологов Центра диагностики и консультирования, зам. заведующих ДОУ, завучей школ, педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений, учителей начальных классов. Сотрудничество всех специалистов способствовало глубокому анализу проблем, были намечены пути на дальнейшую работу. Эффективными стали следующие формы работы: круглые столы, проблемные группы, деловые игры по разработке коррекционных программ, проблемные совещания. На совместных совещаниях обсуждались проблемы эффективности психолого- педагогической готовности дошкольников к обучению в школе. Суть работы заключается в совместной постановке проблем, имеющих актуальность для учителей 1-ступени, педагогов ДОУ, родителей.
Залог успеха решения проблем готовности к школьному обучению безусловно является правильно выявленная причина той или иной проблемы ,поэтому на первоначальном этапе главнейшей задачей становится диагностическая работа. Важно определить не созревшие на сегодняшний день психологические процессы, а процессы находящиеся в периоде их созревания. Это и есть нахождение зоны ближайшего развития ребенка. Практическое значение данного диагностического принципа связано с проблемой обучения. Существуют оптимальные сроки для каждого вида обучения. В результате обследования выявляются базисные патогенные факторы, а не актуальный уровень знаний и умений. Ведь внешне и патохарактерологические особенности ребенка, и педагогическая запущенность, и первичная несостоятельность фонематического слуха могут проявляться одинаково – «двойка по русскому». только нейропсихологический анализ такой недостаточности может вскрыть механизмы, лежащие в ее основе, и подойти к разработке специфических, особым образом ориентированных коррекционных мер. Таким образом, более точно определяем подходы к дифференциально – диагностической работе, устанавливаем базовый, первичный дефект, препятствующий полноценной адаптации ребенка, усвоению школьных знаний.
В рамках взаимодействия с разными структурами был создан единый пакет диагностического психолого- педагогического инструментария. Педагогическая диагностика осуществляется по комплексным программам, выполняющим стандарты образования, педагогами ДОУ, точечно – заместителями заведующих ДОУ , методической службой города.
Психолого-педагогическое обследование детей дошкольного возраста проводится комплексно психологами ЦДК, психологами ДОУ в начале и конце учебного года.
По ходу обследования составляется протокол, где фиксируются предлагаемые задания, успешность их выполнения, оказываемая ребенку помощь и уровень его обучаемости.
Данные об истории развития ребенка берутся из беседы с родителями. Это необходимо для обоснованного психологического заключения по результатам обследования, для составления индивидуальной программы коррекционно - развивающих занятий и для консультационно – просветительской работы с родителями.
Общие результаты психолого-педагогического обследования помещаются в таблице на сайте «образование» города, обобщаются дошкольным отделом в брошюру аналитических данных.
Педагогические и психологические аспекты неразрывно связаны между собой, так например, при недостаточно развитой памяти ребенок с трудом усваивает программный материал, несформированность пространственных представлений влечет за собой трудности в освоении математических знаний. Таким образом, следующий этап работы –коррекционно-развивающий – представляется наиболее ответственным.
По результатам диагностического обследования выстраивается дальнейшая работа: составляются рекомендации по коррекционно-развивающей работе с детьми для педагогов и родителей.
Основываясь на том, что развитие ребенка проходит по 4 уровням – сенсорный, когнитивный, эмоциональный, социальный-педагоги и психологи определяют дальнейшую коррекционно-развивающую работу через основные шаги:
- совершенствование достижений сенсомоторного развития,
- коррекция отдельных сторон психической деятельности,
- развитие основных мыслительных процессов,
- развитие различных видов мышления,
- развитие связной речи,
- коррекция в развитии эмоционально – волевой сферы.
Чем в большей мере выражены признаки неблагополучия у ребенка, тем в большей мере он нуждается в специализированной помощи врача (психиатра, невролога), психолога, общей психологической поддержке со стороны родителей и педагогов.
Только комплекс совместных усилий помогает обеспечить полноценную реабилитацию ребенка, стабильную коррекцию сложившихся дефектов, предупреждение более серьезных нарушений.
Планируя работу с ребенком, на первоначальном этапе делаем акцент на заданиях для сенсомоторного развития. На формирование одновременных и реципрокных координаций оказывают положительное влияние упражнения, включающие взаимодействия рук или ног. Чем больше задействовано анализаторов, тем эффективнее работа, тем увлекательней проходит процесс обучения
Большое значение отводится зрительно – моторной координации, в противном случае два полушария работают как одно, то есть не выстроены межполушарные связи и вся информация поступает в правое полушарие, не позволяя развиваться левому полушарию, которое отвечает за логическое мышление. В результате могут возникнуть проблемы в обучении.
В дошкольном возрасте необходимо проводить работу по развитию мелкой моторики руки и координации движений рук. Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела.
Согласно возрастной периодизации психического развития ребенка определяется и ведущая деятельность дошкольника как игра (Д.Б.Эльконин), поэтому вся коррекционно-развивающая работа проводится в форме игры.
В процессе подготовки детей к школе необходимо делать акцент на развитие учебных навыков, а не на операциях счета, письма и чтения. По возможности, ориентируем на это и родителей. На конкретных примерах показываем, каким образом ребенок должен научиться мыслить, анализировать, находить нестандартные решения, грамотно и связно разговаривать, удерживать необходимое время свое внимание и т.д. Это и индивидуальные беседы с родителями, и собрания, и семинары-практикумы, и заседания «круглых столов».
На заключительных совещаниях в конце учебного года выявляем оставшиеся проблемы, разработали карты развития ребенка, в которые заносятся данные психолого-педагогического обследования, делается анализ. В результате к концу учебного года количество детей с высоким уровнем готовности к школьному обучению увеличивается и составляет 27% ( начало года –19%), низкий уровень- 1% ( начало года- 4%).
Таким образом, комплексно решая психолого-педагогическую проблему подготовки ребенка к школе
можно помочь ребенку-дошкольнику в самый сложный для него период – период перехода на новую ступень социального развития -стать школьником.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. "Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению".
Готовность к школе (физическая готовность и физиологическая зрелость ребенка, специальная и психологическая готовность), школьная зрелость. Школьная зрелость как совокупность морфо-физиологических и п...
Программа диагностики готовности к школьному обучению. Компонент психологической подготовки к школе - эмоционально-волевая готовность
Учиться в школе успешно ребенок будет если сможет управлять своим поведением, подчинять свои желания требованиям школы, и адекватно общаться со сверстниками и взрослыми. В связи с этим в процессе набл...
Интеллектуальная готовность к школе как один из компонентов психологической готовности к школьному обучению.
Конспект и презентация для родительского собрания в подготовительной группе....
Консультация для родителей "Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения."
материал для родителей о том, как подготовить ребенка к обучению в школе...
Статья: Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению.
Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы....
План комплексной диагностики психологической готовности к школьному обучению
Данные методики представляют собой набор заданий для определения дифференциального уровня готовности детей к школе. Данные методики позволяют оценить мотивационную готовность, уровень развития р...
Определение понятия «готовность к школьному обучению», критерии и виды психологической готовности к школьному обучению
Готовность к школе - совокупность психологических, личностных, морфологических особенностей ребенка, обеспечивающая успешный переход к школьному обучению.Основные виды готовности к школьному обучению....