Задержка речевого развития
статья (средняя группа) на тему

Дюгай Ирина Рудольфовна

Материал для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaderzhka_rechevogo_razvitiya.docx24.77 КБ

Предварительный просмотр:

Задержка речевого развития (ЗРР) у детей

Задержка речевого развития (ЗРР) у детей – это отставание в речи от нормы развития детей до 4 лет. При диагнозе ЗРР ребенок может говорить, но по сравнению со сверстниками очень слабо.

Термин «задержка речевого развития у детей» широко применяется в логопедической практике. Специалисты обращают внимание родителей, на то что ЗРР у детей – очень опасная вещь. Она может повлиять на общее психическое формирование и развитие межличностных отношений ребенка. К тому же речь серьезно влияет на воображение, развитие памяти и мышление в целом.

Задержка в развитии речи у детей отражается на формировании психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими людьми, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на формирование и выражение эмоций.

Диагноз ЗРР ставится детям до 3-х лет, у которых к этому возрасту не сформировался минимальный словарный запас слов. Дети с задержкой психо-речевого развития говорят короткими предложениями, употребляют мало прилагательных, редко задают вопросы

Диагноз ЗРР ставится на основании комплексного обследования невропатологом, логопедом и психологом.

Чаще всего такой диагноз ставится, когда время уже упущено, поэтому родителям стоит уделять внимание развитию речи ребенка уже с самого раннего возраста.

Задержка речевого развития у детей формируется, если:

С ребенком не говорят или же по невнятным звукам определяют, что ему нужно. В подобном случае речь не развивается, так как у ребенка нет в ней объективной необходимости

Травмы, заболевания и поражения головного мозга. Также причиной развития задержки речевого развития у детей могут стать инфекционные заболевания, перенесенные еще в утробе матери или в первый год жизни

У ребенка есть проблемы со слухом, потому он не может внятно повторять то, что слышит от других

О задержке психо-речевого развития могут свидетельствовать:

Младенец молчит и не произносит никаких звуков, даже элементарного «м-м-м»

12-месячный ребенок не реагирует на обращение к нему, а к себе внимание привлекает исключительно плачем

В возрасте 1,5 лет дети должны распознавать на слух предметы, показывать их на картинке и т.д.

1,5–2-годовалый ребенок может свободно выполнять команды взрослого: «открой рот», «возьми ложку»

2-3 года – период произнесения отдельных слов и целых фраз

к 4-м годам дети произносят полноценные предложения, даже если большинство звуков пока выражаются неверно

Первым, к кому следует обратиться, если вы заподозрили задержку речевого развития у детей – это детский психолог.

Для того чтобы предотвратить появление задержки речевого развития у детей, с малышом нужно постоянно разговаривать. Комментируйте каждое свое действие, объясняйте происходящие вокруг события.

 Лечение:

Определить ЗРР у детей можно лишь в то время, когда ребенок уже должен разговаривать, то есть к 3-4 годам. Время к тому моменту уже упущено, потому пускать решение проблемы на самотек преступно. Если у ребенка есть показания, которые способствуют развитию задержки речи, усиленно заниматься с ребенком следует на самых ранних периодах.

Сам диагноз ЗРР в психиатрии ставится на основе выводов невропатолога, психолога и логопеда, однако, «задержка психо-речевого развития» – это лишь запись в карточке, а что же происходит с ребенком на самом деле?

Лечение задержки речевого развития следует начать с изучения причины ее возникновения.

Лечение ЗРР у детей проводится опытным специалистом — детским психологом или психоаналитиком.

Если задержка речевого развития у детей стала следствием психологических проблем (недостаток внимания взрослых, отсутствие потребности в разговоре), то лучшим методом лечения ЗРР будет дополнительная стимуляция речи.

Работа с психоаналитиком должна побудить ребенка к общению через речь. Подобные занятия особенно важны с аутичными детьми, страдающими задержкой психо речевого развития. Их внутренний мир очень сложно постичь даже подготовленным людям.

Лечение ЗРР – сложный процесс, но вполне успешный при соблюдении некоторых условий, главным из которых является заинтересованность родителей.
Если вовремя не приняться за лечение ЗРР у детей, это может привести к выраженному отставанию развития ребенка, в таком случае ребенок будет вынужден отправиться для обучения в спецшколу.

По последним данным, задержкой речевого развития страдает чуть ли не каждый четвертый ребенок.

«В это было трудно поверить! Подозревая и раньше, что малышка «не как все», я уверяла себя, что в этом «виноват» ее темперамент, ее «индивидуальные особенности». Забив тревогу в 2 года и 8 месяцев, я начала нервно крутить диск телефона в попытке узнать, что я могу сделать, как и кто может помочь моей дочери, которой врачи поставили диагноз Задержка Речевого Развития (ЗРР).»

Это тонкое и сложное заболевание, в причинах которого врачам порой бывает трудно разобраться.

Поэтому первое, что должны знать родители, заподозрившие у своего малыша проблемы с речью, это то, что необходимо провести комплексное обследование ребенка у детского невропатолога (ЭКГ, ЭХО-ЭГ), психоневролога, логопеда, отоларинголога, дефектолога и психолога.

Специалисты склонны видеть причину недоразвития речи в наличии ММД (минимальной мозговой дисфункции), так как у половины таких детей обнаруживаются клинические симптомы и электроэнцефалографические феномены, свидетельствующие о нарушении работы подкорковых структур мозга. Однако не надо бояться диагноза «ММД». На то они и «минимальные» нарушения, чтобы не мешать нормальному развитию ребенка.

Изучая анамнез детей с задержкой речевого развития, специалисты установили, что к нарушению нормального становления речи у детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание.

Тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени все это может служить причиной отставания в речевом развитии. При воздействии неблагоприятных биологических (или социальных) факторов наиболее существенно повреждаются именно те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются. Исследования показали, что задержкой речевого развития часто страдают дети, чьи мать или отец имеют какие-либо психические расстройства, часто ссорятся или злоупотребляют алкоголем. И еще. Малыши с ЗРР это, как правило, дети не от первой, а от повторных беременностей, поздние дети или дети из неполных семей, воспитывающиеся в плохой языковой среде, в двуязычных семьях. И хотя отрицательные социальные факторы не оказывают на ребенка патологического влияния непосредственно, они всегда так или иначе, преломляясь в его биологической природе, воздействуют на психическое развитие, тормозя его в большей или меньшей степени.

Существенную роль играет, конечно, и наследственный фактор. Если один из родителей или кто-то из близких родственников страдает косноязычием, то вполне вероятно, что малыш также будет иметь проблемы с речью.

Часто задержка речевого развития бывает связана с задержкой психомоторного или психического развития. Кроха начинает позже, чем другие дети, держать головку, сидеть, ходить. Это как раз те симптомы, которые, прежде всего, должны насторожить взрослых.

У таких «проблемных» детей может отмечаться дневной и ночной энурез вплоть до младшего школьного возраста.

Очень важно, чтобы родители, заметив у малыша признаки задержки речевого развития, не просто уповали на помощь специалистов, но и сами активно занимались с ребенком.

Здравствуйте, пальчики!

Почему важно, чтобы у ребенка работали пальчики?

В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому, если у ребенка ведущая рука правая, у него больше развито левое полушарие среди же левшей гораздо больше детей с ЗРР, т.к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся речевые и двигательные центры.

Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста.

Очень важно раннее применение данного массажа, уже на втором-третьем месяце жизни крохи. Его нужно проводить 2 3 раза в день с 1 2-дневным перерывом. Четко определите место и время массажа в режиме дня ребенка, например, перед кормлением.

Данный тренинг хорошо проводить не только с детьми, имеющими проблемы со здоровьем, но и с «непроблематичными» малышами. При этом уже к шести месяцам у грудничков появляются активный лепет и первые слова. Построить элементарную фразу получается у большинства детей, прошедших этот курс, уже в год и два-три месяца. В дальнейшем речевое развитие малышей протекает интенсивно и без отклонений.

В тех случаях, когда у ребенка имеются отклонения в психофизическом развитии, применение массажа (в системе коррекционно-развивающего обучения) нужно продолжать в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Для развития общей (крупной) и мелкой моторики ребенку необходимы также: мозаика, конструкторы, кубики, пазлы. Учите малышей застегивать пуговицы, завязывать шнурки (в 2 3 года). Ведь значительная часть детей с недоразвитием речи «моторно» неловкие, с трудом переключаются с одного движения на другое. Они плохо рисуют и лепят. Заниматься с такими малышами нужно с применением интересного наглядного материала.

Рекомендуется использовать подвижные игры, развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений (»Лиса и гуси», «Кот и мыши», «Гуси-гуси» и т.п.), а также игры, в которых движения сопровождаются речью.

Если малышу уже около 4-х лет, можно определить его в какой-нибудь художественный кружок, например, лепки или рисования. Или займитесь музыкой, научите кроху ее слушать. Такие игры, как «Угадай, что звучало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот» и другие, имеют большое значение для развития слухового внимания. Ведь почти у всех детей с ЗРР недостаточно развито внимание (меньший объем запоминания и воспроизведения материала), они не умеют сосредоточиться, часто отвлекаются.

Работа над воспитанием зрительного внимания может проводиться путем подбора парных предметов, картинок (используйте любые виды лото). Умение дифференцировать картинки по их цвету нужно развивать при помощи разноцветных полосок, палочек, кружков и т.п. Целесообразно использовать настольные дидактические игры типа «Цветных фонов», «Цветного домино», «Маленького художника».

На более поздних этапах можно предлагать детям задания типа: «Какой карандаш нужно взять, чтобы нарисовать солнышко, травку, помидор?».

Для развития зрительного восприятия формы рекомендуются следующие занятия:

- подбор геометрических фигур по аналогии (найти фигуру такой же формы и цвета); 
- подбор геометрических фигур по неполной аналогии (найти фигуру такой же формы, но другого цвета, найти фигуру такой же формы, но другой величины); 
- распознание геометрических фигур по форме, величине и цвету; 
- соотношение геометрических фигур с формой предметов.

Кроме того, нужно учить кроху находить недостающую часть предмета, отгадывать, какой игрушки или предмета не стало на столе. В этом вам помогут игры типа: «Что пропало?», «Что прибавилось?», «Сделай, как было».

При этом важно помнить, что все игры должны быть непродолжительными по времени; они не должны утомлять ребенка. Необходимо четко объяснять правила игры, давать один и тот же разрешающий сигнал «теперь ты», «можно», «начинай».

Учимся говорить

Словарь детей с недоразвитием речи беднее, чем у их развивающихся «по плану» сверстников.

В фонетике характерны недостатки, связанные с неправильным произношением отдельных звуков.

В области словообразования затруднение вызывает разграничение оттенков значения слова.

Преобладающими в грамматике являются ошибки на нарушение управления, преимущественно глагольного. Дети неправильно употребляют предлоги при именах существительных, заменяют формы одного падежа формами другого. Характерно и нарушение форм согласования по родам при именах существительных среднего рода (»чистый окно»), нарушение залоговых форм, упрощение сложных союзов и др.

Такие дети порой не понимают значения многих слов, не умеют составлять предложения, рассказ по серии картинок.

Появление у них связной речи нередко задерживается до 3 лет и более.

В связи с этим необходима постоянная работа по обогащению активного словаря, над грамматическим строем и развитием связной речи ребенка.

Если вам повезет и на вашем пути встретится хороший логопед, он посоветует интересные пособия по логопедии для занятий с малышом. Обратите внимание: лет до трех с крохой лучше заниматься родителям. Упражняться с чужой тетей ребенок вряд ли захочет. А для малыша с ЗРР важен каждый день. Время терять нельзя. Не стоит хвалиться тем, что ваш ребенок в 2,5 года умеет уже считать до 10 или зазубрил длиннющий стишок Агнии Барто. Для детей раннего возраста это не главное. Для них самое важное научиться ориентироваться в ближайшем предметном мире. Кроха должен знать, что это серое животное, которое мяукает и мурлыкает, киска, а это пасется на лугу корова; что чай надо пить, а булочку кушать, жевать, машинка едет, а самолет летит высоко и т.п. Малыш должен понимать, что словом «стол» называется не только ваш стол на трех ножках, под который он любит забираться, но и письменный, журнальный, кухонный столы.

В раннем возрасте важно расширять словарь детей в первую очередь за счет имен существительных, а за ними уже и глаголами и прилагательными: «Кто это?» «Это мальчик», «Что он делает?» «Мальчик играет»; «Что это?» «Это ручеек», «Ручеек звенит, струится, журчит».

Далее нужно отрабатывать эти модели, включая в них новые слова с наиболее часто употребляемыми предлогами: «в», «на», «за», «около», «над», «под». Например, «Где лежит игрушка?» (Ответ: «Около книги»).

Когда вы начнете видеть первые результаты своей работы, помогите крохе овладеть механизмом соединения слов в предложении. Основными вопросами, с помощью которых закрепляются грамматические формы в моделях словосочетаний и предложений, являются вопросы косвенных падежей (например «Что Таня достает из волшебного сундучка?» «Куклу, кубики, бусы». «На чем Таня будет перевозить свои игрушки?» «На вертолетах; на вертолете; на машинах; на машине». «Чего нет у Тани?» «Автобуса, лодок» и др.)

Примерно через полгода вы увидите, что малыш уже способен включать различные словосочетания в предложение: их можно будет расширять за счет возможной сочетаемости слов по типу согласования, управления и примыкания (например, «Это маленький весенний ручеек. Весенний ручеек струится (журчит) весело (звонко)».

Кроме того, необходимо учить детей дифференцировать слова, близкие по звучанию (уточка, удочка, бочка, почка, бабочка, папочка), выделять заданный звук из ряда других звуков и из слов, определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце), придумывать слова на заданную букву.

Наиболее трудной для детей с недоразвитием речи является слоговая структура и звуконаполняемость слов. Поэтому следует научить их обращать внимание на изменения смысла слов при пропуске и перестановке слогов (»рога - гора»).

Также нужно учить детей воспринимать и воспроизводить заданное количество хлопков, заданный ритм.

ВНИМАНИЕ, родители! Чем раньше будет начата работа по преодолению недоразвития речи, тем эффективнее будут результаты!

Дети с задержкой речевого развития должны посещать специализированные психоневрологические или неврологические ясли, затем логопедический детский сад. Если такой возможности нет, то нужно, чтобы с ребенком занимался логопед из детской поликлиники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задержка речевого развития или задержка психоречевого развития

Данный материал отражает разницу между ЗРР и ЗПРР. Здесь вы узнаете:Когда ребенок должен начать говорить?Где граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием?В чём различие задержки ...

«Задержка речевого развития. Что это такое? Работа воспитателя с детьми с отставанием в речевом развитии. Сообщение из опыта работы»

  Наиболее чувствительный, или сензитивный, период для развития речи – период дошкольного возраста. Ранний возраст является уникальным, важным для всего последующего умственного, физ...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к ре...