Статья для родителей и педагогов "Психологические особенности дошколят"
статья по теме
Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) - это период когда ребенок активно познает окружающий мир. Как ему можно в этом помочь? Ответы ищите в статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologicheskie_osobennosti_doshkolyat.docx | 382.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические особенности дошколят.
Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) - это период когда ребенок активно познает окружающий мир. Начав ходить, ребенок делает множество открытий, знакомится с предметами, которые находятся в комнате, на улице, в детском саду. Беря в руки разнообразные предметы, рассматривает их, прислушивается к звукам, познает какими качествами и свойствами обладает этот предмет. В этот период у ребенка формируется наглядно-образное и наглядно-действенное мышление.
Возникает ощущение что ребенок, словно губка, впитывает всю информацию. Ученые доказали, что в этот возрастной период ребенок запомнит столько информации, сколько потом он не запомнит в жизни никогда. Это период, когда ребенок интересуется всем что может расширить его кругозор и в этом ему помогает окружающий мир.
Существенной особенностью дошкольного возраста является возникновение определенных взаимоотношений ребенка со сверстниками, образование «детского общества». Собственная внутренняя позиция дошкольника по отношению к другим людям характеризуется возрастающим осознанием собственного «я» и значения своих поступков, огромным интересом к миру взрослых, их деятельности и взаимоотношениям.
Особенности социальной ситуации развития дошкольника выражаются в характерных для него видах деятельности, прежде всего в сюжетно-ролевой игре. Стремление приобщиться к миру взрослых в сочетании с отсутствием необходимых для этого знаний и умений приводит к тому, что ребенок осваивает этот мир в доступной для него игровой форме.
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Игра вызывает качественные изменения в психике ребенка: в ней закладываются основы учебной деятельности, которая станет ведущей в школьные годы.
Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше. Сами условия игры требуют от участников сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета.
Очень большое влияние оказывает игра на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенной способности к коммуникации. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции товарищей по игре, то им будут тяготиться сверстники. Эмоциональное неблагополучие в этом случае стимулирует развитие речи.
Вхождение в игровую ситуацию является условием развития умственной деятельности ребенка. От мышления в предметном манипулировании ребенок переходит к мышлению представлениями уже тогда, когда начинает давать предмету не его собственное название (хотя ребенок хорошо его знает), а название того предмета, который нужен в данной игровой ситуации. В этом случае выбранная вещь выступает, во-первых, как своеобразная внешняя опора для мысли о подразумеваемом предмете и, во-вторых, как опора для реальных действий с этим предметом. Таким образом, в ролевой игре начинает развиваться способность действовать в мысленном плане. Первоначально, конечно, действие в мысленном плане протекает только при опоре на реальные предметы. Ребенок от реальных действий с предметами, которым он дает новые названия и, следовательно, новые функции, постепенно переходит к внутренним, собственно умственным действиям. Основу для перехода к умственным действиям составляет сокращение и обобщение игровых действий.
Наряду с игрой существенную роль в психическом развитии дошкольника играет продуктивная деятельность – рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждая из них характеризуется направленностью на получение продукта (рисунка, постройки), обладающего определенными заданными качествами. От ребенка требуется, чтобы он умел добиваться нужного результата даже в том случае, если сам процесс деятельности в данный момент его не привлекает, чтобы он умел создавать и последовательно воплощать замысел. Естественно, что младшие дошкольники еще не могут подчинять свои действия подобным требованиям. На первых порах их привлекает не столько результат, сколько сам процесс деятельности – накладывание кубиков, изменение формы глины, появление следов на бумаге при пользовании карандашом. Направленность на получение результата складывается постепенно в ходе овладения деятельностью. И по мере формирования этой направленности ребенок овладевает необходимыми внешними, практическими, и внутренними, психическими, видами действий, у него формируются эстетические переживания и творческие способности.
Дети-дошкольники приучаются выполнять и отдельные трудовые задания. Хотя здесь еще рано говорить о труде как об особом самостоятельном виде деятельности, но при выполнении таких заданий складываются некоторые психологические качества, характерные для труда в его развитых формах. Основным из них является умение подчинять свою деятельность общественным мотивам, руководствоваться той пользой, которую эта деятельность приносит другим людям. В итоге ребенок дошкольного возраста овладевает элементами учебной деятельности. Научение в тех или иных формах включено в любые виды деятельности детей. Но для самого ребенка учение становится особой деятельностью только при появлении учебной задачи – научиться чему-то новому. Выделение учебных задач происходит лишь к концу дошкольного детства. В связи с этим у детей возникает умение внимательно слушать и выполнять указания взрослого, формируется интерес к способу выполнения заданий, складываются первоначальные навыки самоконтроля. Учебная деятельность предъявляет весьма высокие требования к психике ребенка, прежде всего к произвольности, управляемости его психических процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления,– и тем самым способствует формированию соответствующих психических качеств.
Характерной особенностью внимания ребенка раннего дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остается сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес к воспринимаемым объектам. Внимание в этом возрасте, как правило, редко возникает под влиянием внутренне поставленной задачи или размышлений, т. е. фактически не является произвольным. Можно предположить, что с началом формирования произвольного внимания связаны внутренне регулируемое восприятие и активное владение речью.
Развитие памяти в дошкольном возрасте также характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и неопосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию. У детей младшего и среднего дошкольного возраста неплохо развита непосредственная и механическая память. Эти дети сравнительно легко запоминают и без особых усилий воспроизводят виденное, слышанное, но только при условии, если оно вызвало у них интерес. Благодаря такой памяти дошкольники быстро совершенствуют речь, научаются пользоваться предметами домашнего обихода, неплохо ориентируются в обстановке, узнают, что видели или слышали ранее.
В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления, полученные ребенком в результате непосредственного восприятия действительности, прослушивания рассказов, сказок, просмотра видео - и кинофильмов. В данном типе воображения еще мало точного сходства с реальностью и нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Сами образы-воображения такого типа восстанавливают действительность не на интеллектуальной, а в основном на эмоциональной основе. В образах обычно воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление, вызвало у него вполне определенные эмоциональные реакции, оказалось особенно интересным. В целом же воображение детей-дошкольников является еще довольно слабым.
Основные линии развития мышления в дошкольном детстве можно наметить следующим образом: дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения; улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредствованной памяти; начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.
Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Способность использовать словесные рассуждения при решении задач можно обнаружить уже в среднем дошкольном возрасте. Развитие понятий идет параллельно с развитием процессов мышления и речи и стимулируется тогда, когда они начинают соединяться друг с другом. В дошкольном детстве речь ребенка становится связной и приобретает форму диалога.
Таким образом, за относительно короткий промежуток времени, первые семь лет, происходит отделение ребёнка от взрослого, превращение беспомощного младенца в относительно самостоятельную, активную личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для родителей "Гиперактивные дети. Причины, признаки, особенности воспитания"
Статья для родителей: "Гиперактивные дети. Причины, признаки, особенности воспитания"...
Статья: "Значение экологического воспитания в жизни дошколят".
Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. ...
Статья "Роль коммуникативных игр в развитии дошколят".
Статья посвящена роли комммуникативных игр в развитии дошколят. Рассмотриваются вопросы причины актуальности роли коммуникативных игр в развитии дошколят и способности коммуникативных игр снимать эмоц...
Статья для родителей. "Психологические особенности детей 3 - 4 лет"
Три года — очень важный этап в жизни ребенка. Именно в возрасте 3-4 лет формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развити...
Статья для родителей "Возрастные особенности детей 4-5 лет"
Статья для родителейВозрастные особенности детей 4-5 летНаписано Лепехиной Еленой АлександровнойВозраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в...
Статья для родителей "Возрастные особенности детей старшего возраста"
Статья для родителей "Возрастные особенности детей старшего возраста"...
Статья для родителей "Музыка - релаксация для дошколят".
Статья об умении расслабляться и наполняться музыкой.Рекомендации по подбору музыки для релаксации для детей ошкольного возраста....