Мастер-класс для родителей и педагогов
методическая разработка (старшая группа) на тему
Пальчиковый театр центр развития способностей и талантов вашего ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_palchikovyy_teatr_-_igra_po_nastoyashchemu.docx | 102.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
№ 5 «ДУБОК» СТАНИЦЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ
Мастер – класс для воспитателей и родителей
«Пальчиковый театр центр развития способностей и талантов вашего ребенка»
Подготовила:
воспитатель Нехорошева Е.Н.
2014г.
Пальчиковый театр центр развития способностей и талантов вашего ребенка
Первые элементы пальчикового театра входят в жизнь малыша уже в младенчестве. Вы выносите ваше сокровище, бессмысленно хлопающее ресницами и старающееся сосредоточить взгляд на окружающих предметах, к пришедшей порадоваться бабушке, а она делает «козу» и умиленно приговаривает: «Это кто у нас такой ма-а-аленький? Кто такой хоро-о-ошенький?» В 3–4 месяца малыш смеется в голос и гулит, когда вы «пробегаете» по его пузику большим и указательным пальцами: «Прибежал Антошка поиграть немножко!» В 7–8 месяцев увлеченно наблюдает, как ваши пальцы «вышли погулять», а потом спрятались в домик-кулак. Ваша рука стала для него театром, где исполнители – пальцы, а действующие лица – да кто угодно!
Постепенно вовлекая в это театральное действо ручку ребенка, вы развиваете его мелкую моторику и координацию движений, тренируете мышцы рук, способствуете формированию образного мышления, стимулируете творческую деятельность. Поэтому любые занятия для малышей должны включать в себя такой элемент, как пальчиковый театр.
Первый выход на сцену
Для первых представлений пальчикового театра вовсе не обязательны костюмы и декорации. Ручки малыша могут превращаться в разных животных: слона, зайчика, козу, птицу, жука. В этот зоопарк может приходить посетитель – человечек на ножках-пальчиках. Два человечка – правая и левая руки – могут вести диалоги и разыгрывать несложные сценки.
Как элемент гимнастики в занятия для детей можно включать пальчиковые пляски. Каждый пальчик представляет собой участника хоровода. Можно, например, пальцы правой руки сделать «девочками», а левой – «мальчиками» и под музыку руководить: «Все танцуют по очереди. А сейчас танцуют только девочки. Только мальчики. А теперь все танцоры делают «волну»…»
По мере взросления пальчики могут разыгрывать короткие сказки или ситуации из жизни. Представление можно уже готовить, продумывая сценарии, костюмы, грим и декорации.
Связанные одной нитью
Героев пальчикового театра можно связать. В дело пойдут остатки ниток – любого цвета, качества, толщины… Вывязываете крючком или спицами колпачки – они могут быть разной длины, цвета, фактуры. Распределять роли может сам ребенок. Например, вы связали розовый, синий, красный, зеленый колпачки. Пусть малыш сам решит, кто это будет – мальчик, девочка, Баба Яга, синьор Помидор, Зайка-побегайка, Лиса Патрикеевна или еще кто-то. Отсюда – и дальнейшее оформление героя: ушки, прическа, усы, большой нос, хвостик... Мордашки можно вышить нитками, а можно использовать бисер или мелкие бусинки. Обсудите с ребенком, какое у героя должно быть настроение: веселое, грустное, злое… Детям помладше будет интересно наблюдать за тем, как в результате нескольких стежков на «лице» появляется то или иное выражение. Лет с 4 ребенок уже сам может участвовать в изготовлении действующих лиц пальчикового театра.
Ну а уж «костюмы» – тут полный простор для фантазии – и вашей, и вашего ребенка. Их можно связать, сшить, сделать из бумаги…
Склеить героя
Сделать героев для пальчикового театра можно и при помощи ножниц, клея, цветной бумаги. В ход пойдут старые открытки, журналы, рекламные постеры. Зачастую на них изображены зверюшки, мультяшные герои, забавные человечки…
Для изготовления «артистов» необходимо вырезанные головки наклеить на картон, а затем с обратной стороны приклеить колечко из плотной бумаги, которое будет надеваться на пальчик ребенка.
Еще один вариант – сделать из плотной бумаги или клеенки небольшие пакетики, которые можно надеть на один или несколько пальцев. На одной стороне можно нарисовать или наклеить лицо или мордочку, а на другой – затылочную часть головы.
Работа с ножницами – прекрасное упражнение для развития мелкой моторики. А занятия с клеем и кисточкой требуют от ребенка аккуратности, терпения, тренируют волю и усидчивость.
Шарик налево, шарик направо…
Еще один вариант изготовления действующих для пальчикового театра – это шарики для настольного тенниса. Когда-то великий кукольник Сергей Образцов показывал целые представления, полные эмоций и драматизма, действующими лицами которых были его руки и белые шарики.
Итак, вырезаете в шарике дырочку по размеру пальчика малыша. Отверстие можно проделать раскаленной металлической трубочкой соответствующего диаметра, тогда края будут ровнее, без острых заусенцев. Кроме того, чтобы острые края не поранили ребенка или не вызвали неприятных ощущений, можно надевать шарик-головку на перчатку, которая послужит и костюмом героя. Шарик можно слепить из соленого теста. Такой материал легко делается в домашних условиях: смешать одинаковые по весу части муки (обычной, не блинной) и мелкой (не йодированной) соли, а потом замесить, добавляя холодную воду (примерно половину части или чуть больше), до крутого теста. Для окрашивания можно добавлять акварельные или гуашевые краски, сок свеклы и моркови, какао. Из теста скатывается шарик, в котором карандашом или другим инструментом соответствующего диаметра выдавливается углубление для пальчика. Тесто удобно еще и тем, что из него можно вылепливать разные детали головы героя. На шарике рисуется личико или мордочка. Из ниток делаются разные прически. Для аксессуаров и дополнительных деталей можно использовать крышечки от флакончиков, наперстки и даже гайки и колечки для штор. В ход могут идти ткань, бумага, картон, фольга. Голова надевается на указательный палец, а большой и средний – служат ручками или лапками героя. Очень хорошо, чтобы ребенок показывал представление обеими руками, создавая разные образы, меняя голос при произнесении слов героев. Это стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, развивает координацию движений, формирует образное мышление, тренирует быстрое переключение внимания, способствует развитию артистических способностей.
Что нам стоит дом построить?
Ребенок взрослеет, совершенствуется его мыслительная деятельность, формируется система образов. Ему уже недостаточно просто бегать пальчиками по пустому столу. Он пытается «наладить контакты» действующих лиц пальчикового театра с игрушками, обыгрывает разные предметы. Ну что ж, пришло время строить декорации. В этом вам могут помочь, скажем, коробки от обуви или от конфет и печенья, спичечные коробки, пластмассовые яйца от киндер-сюрпризов. Очень просто сделать ширму для пальчикового театра по принципу книжки-раскладушки. Количество секций выбираете по своему усмотрению. Высота ширмы должна быть такой, чтобы она прикрывала руки ребенка от локтя до запястья. Верх раскладушки может быть вырезан фигурно – повторять зубчатый контур леса, изображать заснеженную равнину. На ширме можно рисовать декорации: избушку, море, лес, сказочный дворец… Пока ребенок мал, ему можно поручить закрашивать фон декорации. По мере взросления он может уже рисовать детали, вырезать их из открыток и старых журналов, придумывать какие-то приспособления. Декорациями для пальчикового театра могут служить элементы от конструктора «Лего», но их можно и сделать вместе с ребенком. В качестве подставок и держателей могут быть использованы половинки яиц от киндер-сюрпризов с прорезями, прищепки. Крестообразные подставки можно сделать из картона.
Пальчиковый театр можно легко превратить в кукольный. Если надеть головку героя на трость или спицу, можно сделать тростевую куклу. Нужно будет только дополнить персонажа костюмом. Можно приделать к голове подставку из склеенного из бумаги конуса – тогда это будет настольный театр.
Кстати, стоит продумать с ребенком и место хранения вашего пальчикового театра. Для этого можно использовать готовые коробки для рукоделия. Но можно сделать «дом актера» самим, учитывая потребности именно вашей «труппы». В этом вам может помочь коробка от обуви, в которой при помощи картонных перегородок или коробочек меньшего размера делается столько отсеков, сколько надо: для связанных героев, картонных, шариковых, отсек для декораций и так далее. Это очень полезное занятие: ребенок учится использованию подручных средств для своих нужд, аккуратности, систематизации, бережному отношению к своим вещам.
Театральный деятель
Можно поиграть с ребенком в деловую игру на тему «Театр»: составлять репертуар, рисовать афиши, изготавливать билеты, приглашать на представления друзей, родственников, знакомых. Это хороший повод пригласить к сотрудничеству других детей, воспитывать в ребенке умение общаться, способность к взаимодействию.В качестве сценариев для пальчикового театра можно использовать известные сказки. А можно инсценировать события из жизни ребенка. Придуманная ребенком для представления история может быть показателем его эмоционального состояния, индикатором психологического дискомфорта, что поможет родителям вовремя обратить на них внимание. Пальчиковый театр открывает широкие возможности для применения сказкотерапии, отработки внутренних проблем ребенка и психологической коррекции. При помощи пальчикового театра ребенок может поздравлять друзей, родных с праздниками и днями рождения.
Одним словом, пальчиковый театр может превратиться в настоящий центр развития способностей и талантов вашего ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс по квиллингу "Букет" для педагогов и родителей.
Квиллинг – искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок из бумаги. Чтобы усвоить это искусство, достаточно освоить изготовление отдел...
презентация "Ниткография" мастер-класс для детей, родителей и педагогов
Ниткография (ниткопись)— это художественные работы, которые создаются с помощью ниток, уложенных на поверхность листа, определенным способом....
ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА «Презентация проекта по взаимодействию педагогов и родителей по повышению статуса отца в семье «Папа – мой лучший друг».
В соответствии с ФГОС ДО, действующим с 01 января 2014 года, одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, является взаимодействие с родителями (законными предст...
«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация
Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...
Конспект мастер - класса по повышению профессионального мастерства педагогов - участников мастер класса по экспериментированию. как метода музыкального воспитания и развития дошкольников
Педагогам показать, как можно использовать опыты со звуком в ээкспериментальной деятелььности детей....
Мастер - класс для детей, родителей и педагогов. Открытка 9 Мая!
Мастер класс для детей, родителей и педагогов. Изготовление открытки для ветерана ВОВ 9 мая!Аппликация с пластилином.Автор идеи и реализации: Воспитатель Беляева Елена Владимировна.[[{"type":"media","...
Мастер - класс для дошкольников с участием педагогов и родителей "Вместе встанем мы на лыжи"
Ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку организма ребенка. Она вовлекает в работу почти все мышечные группы, способствует энергичному обмену веществ в организм...