Курсовая работа "Эмоционально-волевое развитие дошкольников в семье".
методическая разработка на тему
В курсовой работе освещена проблема коррекции эмоционально – волевой сферы дошкольников в семье, пути и средства развития эмоционально – волевой сферы дошкольников в семье (игры и упражнения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat._emotsion.-volev._sfera.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУВПО
«Курский государственный университет»
Кафедра коррекционной
Психологии и педагогики
Реферат
на тему
«Эмоционально – волевое развитие дошкольников в семье»
Выполнила
студентка 44 гр.
дефектологческого
факультета
Припачкина Е.
Проверила
Кулакова Е. Ю.
Курск 2007
Содержание
1.Эмоционально – волевое развитие дошкольников в семье как психолого –
педагогическая проблема………………………………………………………..3
2.Пути и средства развития эмоционально – волевой сферы дошкольников в семье……………………………………………………………………………….9
3.Игры для развития эмоционально – волевой сферы………………………...17
Заключение…………………………………………………………………..…25
Литература………………………………………………………………………26
1.эмоционально – волевое развитие дошкольников в семье как психолого – педагогическая проблема
Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребёнка период времени от трёх до шести лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребёнка. За эти годы ребёнок приобретает многое из того, что остаётся с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении – все эти качества личность приобретает в семье (Немов Р. С. 2001).
Ценность личности определяется её значимостью для общества и зависит от воспитателя. Это понимают большинство родителей – главных воспитателей своих детей. Осознавая свою ответственность за успешное воспитание ребёнка, уважая мнение старших членов семьи, родители дошкольников берут на себя основную заботу о воспитании детей, не перекладывая ответственность на бабушек, дедушек или детское дошкольное учреждение. Через взаимодействия с близким взрослым ребенок учится понимать и строить отношения со сверстниками (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Я. Варга, К.Н. Дембеле, В.В. Зеньковский, Е.И. Захарова, А.Г. Ковалев, М.И. Лисина, П.М. Якобсон и др.). Не все родители, в том числе и имеющие высшее образование, осознают огромные потенциальные возможности развития ребёнка, заложенные в дошкольном возрасте. К теме детско-родительских отношений в последние годы обращаются многие авторы (А. Спиваковская, А. Захаров, Ю. Гиппенрейтер, А. Фромм и др.)
Уже в дошкольном возрасте важно создать у детей правильные представле-ния о явлениях общественной жизни, формировать положительное отношение к лучшим её сторонам, заботиться о том, чтобы эмоционально – волевые и нравственные качества и представления детей проявлялись в их привычках, поступках. В этом возрасте эмоции имеют бурный, но нестойкий характер, что проявляется в ярких, хотя и кратковременных аффектах, в быстром переходе от одного эмоционального состояния к другому. Ребёнка легко испугать, вызвать у него удовольствие, радость (Реан А. А. 2003).
Дошкольник необычайно восприимчив ко всякого рода воздействиям, очень эмоционален, склонен к подражанию. При этом он не всегда может разобраться в том, что хорошо, что плохо – опыт ещё мал, сознание часто подчиняется эмоциям. На психику и поведение ребёнка влияют разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и негативные. Это важно учитывать при организации жизни взрослых и детей в семье. Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, стараться быть достойным образцом для подражания. Чем богаче, содержательнее общение взрослых и детей, тем более положительным оказывается педагогическое воздействие взрослых.
«Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям» (А. И. Захаров).
В каждой семье, которая хочет как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности, те условия, которые исключительно важны для эмоционально – волевого, нравственного и трудового воспитания дошкольников. Во – первых, особо эмоциональный, интимный характер семейного воспитания, основанный на родственных чувствах, глубокой кровной любви родителей к детям и детей к родителям. Ребёнок – дошкольник повседневно ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радости и удовольствия исходят от родных. Если в семье нет отца, двойную заботу берёт на себя, как правило, мать. Недаром как взрослые, так и дети многое прощают друг другу в силу любви, чего не простили бы посторонним.
Изучение влияния эмоционального компонента детско-родительского взаимодействия на психическое развитие ребенка представлено в работах Е.И. Захаровой. Автором выделены качественные и количественные критерии полноценного эмоционального общения родителей с дошкольником. При дефиците эмоциональных контактов процесс психического личностного развития затрудняется и искажается, а недооценка развития эмпатии у детей дошкольного возраста в практическом плане приводит к тому, что возникают затруднения во взаимоотношениях детей со сверстниками.
В тех случаях, когда детям недостаёт любви, рано или поздно это драмати-чески скажется на их духовном и нервно – психическом развитии. Ребёнок может жить, находясь хотя и при родителях, но фактически в одиночестве. Когда отец и мать ведут аморальный образ жизни или в доме постоянные конфликты, грубость, упрёки, то родителям бывает не до детей. Чувствительные дети восполняют недостаток эмоциональности и непосредственности тем, что часто приходят в возбуждённое состояние, кричат, плачут, словно опасаясь, что о них забудут, не приласкают. Если ребёнок не удовлетворён чувством любви, причину нужно искать, прежде всего, в родителях (Шнейдер Л. Б. 2005).
В отношениях родителей и детей существует обратная связь. Чем больше мать и отец общаются с ребёнком, познают его, организуют дома занятия, игры и труд, тем стабильнее отношения между родителями и семье в целом. Содержательное общение взрослых и детей обогащает и семейные отношения. Отношения привязанности ребёнка к родителям способствует снижению чувства тревоги, то есть, семья обеспечивает базисное чувство безопасности (Шнейдер Л. Б. 2005).
Жизнь ребёнка в семье, общение с родными и воспитывает у него либо что–то хорошее, либо плохое, поэтому необходимо строго следить за своим поведением, заботиться о том, чтобы даже мимолётные воздействия оказались ценными для детей.
Для дошкольников семья является главным обществом, помимо детского сада, в котором он живёт. Если родители – люди добрые, отзывчивые, внимательные, живут разнообразными интересами, а семейный коллектив сплочён общими трудовыми обязанностями, такая семья положительно влияет на воспитание детей. Но если они ведут праздный образ жизни, не хотят трудиться, семья замкнута в своём узком мирке или каждый член её живет своей жизнью, в такой семье воспитание серьёзно осложнено.
По мнению А. Д. Кошелевой, эмоциональные нарушения детей можно условно разделить на две основные группы. В основе этого деления лежат те сферы жизни, в которых, прежде всего может проявляться эмоциональное неблагополучие ребёнка: сфера взаимоотношений ребёнка с другими людьми и собственный мир его переживаний. Первая группа – это дети неуравновешенные, быстровозбудимые. Эмоции выражаются очень бурно: в громком плаче, отчаянной обиде. Вторая группа – дети преимущественно «легкотормозимые», с устойчивым негативным отношением к общению.
Острая восприимчивость и впечатлительность ребёнка могут привести к многочисленным страхам. Страх можно определить как эмоциональное состояние, которое появляется в случае осознания человеком надвигающейся опасности. Со страхом связано также и состояние тревоги, которое возникает в том случае, когда ситуация, чреватая опасными последствиями, не очень определена. Страх и тревожность могут занимать значительное место в эмоциональной жизни ребёнка, который начинает пребывать в таком состоянии слишком часто и без видимых причин. Одним из главных источников страхов является конфликтная атмосфера в семье (Белкин В. Н. 1998).
О природе других страхов догадаться не так просто. У многих дошкольников развивается страх темноты, мешающий им заснуть после того, как родители выключают свет и оставляют их одних. Эта разновидность страха часто связана в большей степени с фантазиями и сновидениями самого ребенка, чем с какими-то реальными событиями его жизни.
Молодые родители должны осознавать, что свои отношения можно координировать так, чтобы, проявляя терпение и такт, воспитывать у ребёнка уважение к каждому из родителей. Не желательно критиковать друг друга в присутствии детей. Между супругами могут накапливаться отрицательные чувства друг к другу, разрушаться эмоциональная близость и контакт. Авторитет родителей держится на поддержке друг друга, уважении, возвышении личности каждого. В глазах детей авторитет родителей основан на достойном образе поведения. Формирование ребёнка определяется всем образом жизни семьи. Если у отца или матери нет авторитета, то такой сильный воспитательный фактор, как любовь к детям теряет силу. Непризнание авторитета родителей или одного из них выражается обычно в невыполнении ребёнком требований взрослых, в непослушании. В других семьях складывается противоположный стиль воспитания, когда родители начинают применять физическую силу. Отрицательная сила такого метода общеизвестна.
Чем моложе ребёнок, тем он более возбудим, чем меньше приучен подчиняться правилам, чем меньше умеет сдерживаться и преодолевать трудности, тем большее значение для развития его воли имеет мера требований, предъявляемых к нему родителями. Это значит, что различной должна быть сложность задач, на решение которых ребёнок направляет свои усилия, и длительность волевого напряжения, которого требует достижение поставленной цели. Особенное значение имеет положительная оценка, которой взрослый подкрепляет волевые усилия, проявленные ребёнком в процессе деятельности. Важно поддерживать сам процесс выполнения ребёнком действия, его желание достичь поставленной цели, проявленную выдержку и самообладание. Положительная оценка побуждает ребёнка повторять свои усилия.
Общение с окружающими развивает, формирует эмоциональную сферу дошкольника. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает в условиях общения с другими людьми (Лисина М. И. 1978).
Таким образом, в дошкольном возрасте происходят существенные изменения в эмоционально – волевой сфере детей. Если поведение ребёнка раннего возраста определяется по преимуществу непосредственно воспринимаемыми обстоятельствами, то в регуляции деятельности дошкольника всё возрастающую роль начинают играть правила и требования, предъявляемые к нему окружающими. У ребёнка формируются умение действовать произвольно, регулируя и подчиняя своё поведение достижению определённой цели, которая ставится перед ним взрослым, а затем и им самим.
2.Пути и средства развития эмоционально – волевой сферы дошкольника в семье
Развитие эмоционально – волевой сферы ребёнка и её воспитание является одной из неотъемлемых задач единого всестороннего процесса воспитания.
В отечественной психологии накоплены данные, позволяющие рассматривать развитие эмоциональной сферы в контексте процесса формирования личности (Г.М. Бреслав, Ф.Е. Василюк, В.К. Вилюнас, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, В.К. Котырло, А.Д. Кошелева, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Я.З. Неверович, А.Г. Рузская, С.Л. Рубинштейн, Л.П. Стрелкова, Д.Б. Эльконин, П.М. Якобсон и др.). Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.
Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребёнка – дошкольника к труду. Трудовые поручения, которые ребёнок выполняет в семье, по содержанию разнообразны. Ребёнок наглядно убеждается в значимости своего труда для членов семьи. Характерные мотивы труда детей в семье: любовь к родителям, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость, чувство долга перед семьёй, стремление к общению с родителя-ми. Велико значение совместного труда. Он удовлетворяет потребность детей в общении с родителями, позволяет взрослым осуществлять контроль за детской деятельностью. Взрослый собственным трудом даёт ребёнку пример правильного выполнения работы, передаёт ему рациональные приёмы труда. Однако нельзя рассчитывать на то, что, видя только положительные примеры старших, ребёнок обязательно будет поступать так же. Пассивное восприятие примера взрослых не создаёт у ребёнка стремления к подражанию. Необходимы условия для постоянных упражнений в подобных поступках, для проявления накапливаемых представлений.
Отсутствие в современных семьях потребности в участии детей дошкольного возраста в хозяйственно – бытовом труде приводит к тому, что ребёнок ограничивается трудом по самообслуживанию. Отстранение ребёнка от участия в труде семьи наносит урон его нравственному воспитанию.
Труд должен приносит ребёнку радость. Поэтому его не надо упрекать в медлительности или небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде в следующий раз. Опыт придёт постепенно. Сначала нужно вызвать интерес. Отношение взрослых к делам детей также имеет значение. Если дошкольники видят серьёзное, внимательное, тактичное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение родителей к процессу и результатам их деятельности, то они сами с ответственностью относятся к ней. Неприятные переживания, связанные с какой-либо деятельностью, могут сохраняться в памяти ребёнка достаточно долго, ребёнок начинает чувствовать неуверенность в своих силах, бояться новых заданий, что может привести к устойчивому отрицательному отношению к деятельности (Кошелева А. Д. 1985).
В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Всё виденное ими, и хорошее, и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, отец и мать должны быть примером для подражания. Если они и сами не будут класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станут лишь требовать этого от детей, то им не удастся воспитать у своего ребёнка привычки к аккуратности.
Методы работы с детьми, стимулирующие детскую деятельность, разнообразны: обучение отдельным способам работы; выбор из них наиболее экономных и целесообразных; совместное с детьми продумывание последовательности операций.
Выполнение ребёнком работы содержит разный социальный мотив: вещь изготавливается в подарок близким (как сюрприз, украшение дома к празднику), друзьям, сверстникам из детского сада и т. п. Ручной труд требует от ребёнка проявления старательности, инициативы, настойчивости и других качеств.
Формирование мотивов труда ребёнка в семье возможно в том случае, если дошкольник видит значимость своего труда для семьи, если выполняемая им работа воспринимается как необходимая для удовлетворения потребностей близких людей, а её выполнение или невыполнение существенны для них.
Содержание труда ребёнка старшего дошкольного возраста в семье не должно быть нарочно придуманным. Взрослые члены семьи должны вносит в трудовую деятельность ребёнка нравственные мотивы: оказывать помощь, проявлять внимание, сочувствие, заботу; связывать эти мотивы с целью деятельности, различными
методами закреплять эту связь, вызывая у ребёнка стремление качественно довести работу до нужного результата.
Необходимо включать ребёнка дошкольного возраста в совместную со взрослым деятельность: наведение порядка в квартире, посадка цветов, подготовка к праздникам. Интересным и полезным для воспитания, сплачивающим всех членов семьи, может стать семейный досуг: прогулки в парк и лес, организация спортивных и других игр, пение, игра на музыкальных инструментах.
Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без существования в нём игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учит общаться и познавать себя. Выбор игрушек для детей — это серьёзное и важное дело. У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет ему преодолеть страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с игрушкой — подружкой. Поэтому, узнав о заветной мечте ребёнка иметь ту или иную игрушку, надо сначала подумать, а по- настоящему ли она ему нужна. Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления и кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым: игрушки из реальной жизни (кукольное хозяйство, мебель, посуда, машины, инструменты и т. д.); игрушки, помогающие «выплеснуть» агрессию (солдатики, ружья, мячи, дикие животные, скакалки, дротики для метания и т.д.); игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения (кубики, конструкторы, настольные игры, мозаика, бумага для аппликаций и т. д.). Дошкольник будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолётов красивым фломастерам и занимателыной настольной игре, разборному роботу — трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других.
Дети любят в этом возрасте делать игрушки — подарки. Радость и гордость вызывает в ребёнке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям. Поэтому любое желание ребёнка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить, должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребёнке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим (Кряжева Н. Л. 1996).
На развитие личности ребёнка влияет также труд по уходу за растениями и животными. В какой-то момент каждый малыш обязательно обращается к родителям с просьбой завести в доме собачку или кошечку. Не всегда это возможно — не позволяют размеры квартиры, у мамы аллергия, забот взрослым и без этого много. Отношение ребёнка к животному имеет много сходного с отношением древних людей к животному. Ребёнок не проявляет и следа того высокомерия, которое побуждает впоследствии взрослого человека отделить резкой чертой собственную природу от всякого другого животного. Не задумываясь, ребёнок предоставляет животному полную равноценность. В безудержности своих эмоций он чувствует себя, пожалуй, более родственным животному, чем кажущемуся ему загадочным и непонятным взрослому человеку. Животные очень близки детям, они с лёгкостью отождествляют себя с ними.
Для ребёнка окружающий мир полон волшебных красок, необычайных цветов, сказочных изображений. Неструктурированное восприятие детей отличается от конкретных представлений взрослых. Карандаши и краски, рисование и раскрашивание уже с трёх лет становится одним из любимых занятий малыша. Рисование — увлекательный процесс, и родители должны показать, как правильно его построить. Сначала дети рисуют самостоятельно то, что сами захотят, со временем можно рисовать в процессе рассказывания взрослым сказки. После рисования рисунок можно обсудить, спросив у ребёнка, что он чувствовал. Чтобы развить в ребёнке ощущение свободы и творческой активности можно рисовать вместе с ним.
Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их кругозор, показывающие, что помимо реального существует волшебный мир приключений и побед. Именно через сказки, обращённые к сердцу ребёнка, он получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Даже когда действующие лица сказки кажутся неправдоподобными, истинные сказки всё же исполнены огромного жизнеутверждающего смысла. Ребёнок, услышав и представив сказочный образ, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верит в силы добра, обретает уверенность в них и себе.
Сказки не в коей мере нельзя рассматривать только как интересное время- препровождение, как приятное, доступное ребёнку занятие; напротив, они очень существенный механизм развития в ребёнке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своём будущем. С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребёнка, помогать преодолеть негативные стороны его формирующейся личности. Например, жадному, эгоистичному ребёнку полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», «О трёх жадных медвежатах»; пугливому и робкому - «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино»; капризному — «Принцесса на горошине»; активному и подвижному непоседе — «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей и т. д.
Особое внимание следует обратить на детей с ослабленной волей. Эти дети обычно не могут поставить перед собой цели будущей работы. Они не верят, что могут что-либо сделать. Прежде всего надо выяснить причины такой неуверенности и если систематически поддерживать у неуверенного ребёнка веру в свои способности и возможности, терпеливо и настойчиво воспитывать у него полезные навыки и привычки, создавать возможность переживать радость от полученных результатов занятий и заботиться об общем его развитии и здоровье, тогда нерешительность и неуверенность ребёнка не только исчезнут, но и перейдут в противоположные, т. е. волевые качества.
Важнейшими условиями для развития и воспитания воли являются организованность, порядок и сознательная дисциплина. Поэтому необходимо, чтобы родители перед началом каких-либо занятий сообщали детям правила и приучали их руководствоваться ими во время занятий. Доводить начатое дело до конца, не создавать у ребёнка привычки бросать неоконченным то дело, за которое он взялся, особенно не допускать срывов раз за разом, - самые основные правила для воспитания и развития воли.
Правильнее разрешить ребёнку, если у него не хватает времени оставить работу, закончив какую-либо определённую её часть, но с условием, что на следующий день он обязательно закончит.
Одним из самых необходимых условий для развития эмоционально-волевой сферы дошкольников является правильно организованный режим детской жизни. Режим способствует формированию устойчивого поведения детей. Режим надо считать необходимым условием развития волевых качеств началом, дисциплинирующем волю детей. Необходимо создать условия для физического воспитания детей.
Болезненные дети требуют индивидуального, особого режима, снижения определённых требований к правилам поведения. Соблюдение гигиенических требований, достаточная площадь для движений и проведения режимных процессов, расстановка мебели, общий спокойный тон жизни дошкольника в семье — всё это имеет большое значение для развития и воспитания эмоционально - волевых качеств поведения.
Движения играют значительную роль в развитии волевого поведения. Без движения не может быть совершено ни одно волевое действие. Следовательно, правильно организованные физические упражнения действенно развивают эмоциональную сферу ребёнка, способствуют развитию волевых качеств (Кряжева Н. Л. 1996).
Маленькие дети владеют естественной грацией и свободой тела. Энергичные, шустрые, они всё своё поведение проявляют через движение. Чем младше ребёнок, тем больше степеней свободы и лёгкости имеет его тело. Изначально почти всю информацию об окружающем ребёнок получает через телесные ощущения. Не зря считается, что память тела— самая крепкая. Поэтому очень важно при развитии ребёнка постараться оставит на его теле как можно меньше негативных «отпечатков, напряжений и зажимов». Имеются ввиду, не только физические наказания, раны и травмы, но и психологические зажимы на теле, образующиеся в результате переживаний, эмоциональных проблем.
Тревожный, робкий, скрытный ребёнок к 5 годам выглядит сутулым, согнутым, малоподвижным и пассивным. У многих агрессивных, гиперактивных детей наблюдаются болезни внутренних органов, появляются травмы и переломы. Взаимосвязь психики и тела очевидна.
Чем меньше мышечных зажимов и отрицательных отметин на теле человека, тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает. Именно поэтому родители могут использовать в развитии ребёнка не только методы воздействия на его сознание, но и упражнения, отвлекающие контроль сознания над телом, то есть телесные и танцевальные методы, упражнения, развивающие пластику, гибкость, лёгкость тела, снижающие мышечные зажимы, дающие ребёнку ощущение свободы и радости, способствующие игровой инициативе, стимулирующие моторное и эмоциональное самовыражение.
Целеустремлённость самих родителей, режим детской жизни и его выполнение, забота о физическом и нравственном здоровье, умственном и трудовом воспитании детей являются необходимой основой воспитания эмоционально – волевой сферы детей.
Жизнь детей в семье должна быть наполнена не только интересными, но и обязательными делами, требующими умения добиваться цели преодолевать трудности, уступать, ждать. От интересного к обязательному —таков путь развития у детей умения управлять собой. Хозяйственно- бытовой и ручной труд, общение с животными, уход за ними, в условиях семьи воспитывают не только гуманные качества – доброту, отзывчивость, любовь и бережное отношение к природе, но и волевые - самостоятельность, организованность, настойчивость, ответственность.
Таким образом, основной путь влияния взрослого на развитие личности ребёнка – организация условий для практического усвоения им необходимых моральных норм и правил поведения. Первым таким условием является образец взрослого, его дел и поступков. Ребёнок подражает взрослым, перенимает их манеры, заимствует у них оценку людей, вещей, событий. Поэтому, здоровая семья с положительными примерами во всех сферах жизни – залог успеха в воспитании ребёнка. Каждая семья накапливает свой опыт воспитания, вырабатывает взгляд на его цели, конкретное содержание, способы реализации, создаёт свою культуру отношений.
3.Игры для развития эмоционально – волевой сферы
Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Надо отметить, что по своей сути страх, как и другие неприятные переживания (гнев, аффект, страдание и пр.) не является однозначным опасным и вредным для ребёнка. Очень часто страх защищает ребёнка от излишнего риска, уводит от опасностей, регулирует и строит поведение. Детский страх — это обычное явление для психического развития ребёнка. Не боящийся ничего, слишком открытый ребёнок беззащитен перед лицом жизненных ситуаций. «Тепличные» же, гиперопекаемые дети, выходя из привычной семейной среды, испытывают часто трудности в общении и поведении. Обычно страхов много у детей, чьи родители сами многого боятся, не уверены в жизни.
Всякий раз, когда это возможно, надо давать ребёнку возможность действовать самому — это лучший способ избавиться от страхов. Ребёнок должен понять, что родители не собираются перекладывать на его плечи заботу о его безопасности, они всегда будут о нём заботиться и защищать. Но в некоторых ситуациях со своим страхом он в состоянии справиться сам. Задача взрослых — не подшучивать над детскими страхами, не углублять их, загоняя в глубину детской души. Накопление достаточного опыта и знаний, овладение методами саморегуляции позволяет ребёнку справиться со своими страхами, быть уверенным в себе.
Игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе:
«Соломинка на ветру!» (для детей с 6 лет)
Упражнение выполняется с группой детей и взрослых не менее 6-7 человек. Все встают в круг, вытягивают руки ладонями вперёд. Выбирается «соломинка». Она встаёт в центр круга с завязанными или закрытыми глазами. По команде взрослого:
«Не отрывай ноги от пола и падай назад» — участники игры по очереди прикасаются к плечам «соломинки» и, осторожно поддерживая, передают её следующему. В результате каждый страхует другого, и «соломинка» плавно покачивается по кругу.
Недоверчивые и робкие дети сначала должны побывать в роли поддерживающих. Приятные ощущения и улыбка на лицах «соломинок» заставит их побывать в этой роли. Участие в этой игре взрослых обязательно.
«Гармоничный танец» (для детей с 6 лет)
В игре участвуют двое. Один закрывает глаза (лучше надеть повязку). Встают друг против друга, прикасаются легко ладонями. Звучит плавная музыка. Ведущий делает плавные движения руками, телом, приседает, слегка отходит в стороны, вперёд назад. Задача ведомого следовать за руками ведущего и повторять его движения, не потеряться.
Смена ролей не допускается, то есть ведомый не должен вести ведущего.
Можно разрешить ведомому выполнять упражнения сначала с открытыми глазами.
«Нарисуй свой страх, победи его» (для детей с 5 лет)
До упражнения желательно поговорить с ребёнком: «Чего ты боишься, когда тебе бывает страшно, было ли такое, когда ты сильно испугался». Затем ребёнку предлагают нарисовать то, чего он боится. Необходим большой лист бумаги, карандаши или краски. После рисования ещё раз поговорите, чего же он конкретно боится. Затем возьмите ножницы и попросите ребёнка «разрезать» страх на мелкие кусочки, а мелкие — на ещё более мелкие, помогите ребёнку в этом. Когда «страх» рассыплется на крошечные кусочки, покажите ребёнку, что теперь его собрать невозможно. Заверните эти мелкие кусочки в большую бумагу, подойдите к мусорному ведру и выкиньте туда, затем с ребёнком сходите и выбросите мусор — он вам не нужен, его увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и «страх», и больше его никогда не будет.
Упражнение необходимо повторить через 1-2 недели, надо наблюдать, что изменилось в изображении страха (цвет, сюжет, композиция), и делать это до того момента, пока не появится недоумённое выражение на лице ребёнка в ответ на просьбу: «Нарисуй свой страх».
«Жмурки» (для детей с 4 лет).
Старинная, проверенная веками игра. Водящему завязывают глаза, остальные игроки бегают по комнате, издавая весёлые звуки: «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я!».
Схватив попавшегося, водящей угадывает, кто это, и только после этого снимает повязку.
Необходимо следить, чтобы ребёнок долго не «жмурился» в поисках игроков, как только почувствуете, что они затянулись, поддайтесь.
«Расскажи свой страх» (для детей с 5 лет)
Минимальное количество участников — 2, чем больше, тем продуктивнее упражнение. В тесном доверительном круге взрослый рассказывает о детских страхах: « А вот когда я был таким, как ты, то...» Затем задаёт вопрос: «А у вас было такое?», «А кто чего боится, расскажите!». Дети, пожеланию, рассказывают о ситуациях, когда им было страшно.
Ведущий каждый раз просит поднять руку тех, у кого было похожее.
Необходимо следить затем, чтобы сюжеты рассказов были непохожими, обговорить все возможные детские страхи: темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т. д.
Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка— большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива. Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, щипать других, ломать и т. д. Их поведение часто носит провокационный характер. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников. Они не успокаиваются до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку.
Детская агрессивность — признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты. Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным.
Только поняв и приняв это, взрослые «догадаются», что ребёнок ни в чём не виноват, и если его не будут обижать, то он будет доброжелателен и приятен в общении.
Игры и упражнения на снижение агрессивных и ослабление негативных эмоций:
«Подушечные бои» (для детей с 5 лет)
Для игры необходимы маленькие подушки. Играющие кидают друг в друга подушкам и, издавая победные кличи, колотят друг друга ими, стараясь попадать по различным частям тела. Сюжетом игры может быть «Сражение двух племён» или «Вот тебе за...»
Игры начинает взрослый, как бы давая разрешение на подобные действия, снимая запрет на агрессию.
«Выбиваем пыль» (для детей с 4 лет)
Каждому участнику достаётся «пыльная» подушка. Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её «почистить».
«Детский футбол» (для детей с 4 лет)
Вместо мяча — подушка. Играющие разбиваются на две команды. Взрослый- — судья. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель — забить в ворота гол.
Взрослый следит за соблюдением правил: нельзя пускать в ход руки и ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.
«Час тишины и час можно» (для детей с 4 лет)
Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребёнку разрешается делать всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них и т. д.
«Часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.
«Ругаемся овощами» (Для детей с 5 лет)
Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а... овощами: «Ты—огурец», «А ты — редиска», «Ты — морковка», «А ты — тыква» и т. д.
Прежде чем поругать ребёнка плохим словом, неплохо и взрослому вспомнить это упражнение.
Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности, напротив, замкнутости, робости, а часто плаксивости. Уравновешенный и радостный ребёнок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Всё это признаки внутреннего психо-эмоционального напряжения, следствие какой - то «детской» проблемы, в которой взрослые ещё не разобрались. Надо научить ребёнка помогать самому себе, то есть познакомить с методами саморегуляции. Некоторые упражнения ребёнок сможет выполнить самостоятельно, в других ему должны помочь родители или взрослые.
Методы саморегуляции и снятия психо-эмоционального напряжения у детей:
« Возьмите себя в руки» (для детей с 5 лет)
Ребёнку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого- нибудь стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди — это поза выдержанного человека.
«Ты лев» (для детей с 5 лет)
3акрой глаза, представь льва — царя зверей, сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут, как тебя, у него твоё имя, твои глаза, ноги, тело. Лев — это ты!
«Замри» (для детей с 5 лет)
«Если ты расшалился и тобой недовольны, скажи себе мысленно: «3амри!» Посмотри вокруг, что делают другие, найди себе интересное занятие, подойди к кому-нибудь и попроси поиграть с тобой. Кто-то обязательно согласится, и тебе будет интересно».
«Театр прикосновений» (для детей с 6 лет)
Ребёнка просят свободно лечь в позу «звезды» на коврик и закрыть глаза. Включается спокойная музыка. Все участники склоняются, и взрослый объясняет, что они должны нежно и осторожно, необычным образом коснуться тела лежащего ребёнка, показывая как это делается. Можно одновременно прикоснуться одним пальцем ко лбу, а ладонью к ноге, ребром ладони к животу, кулачком — к груди, локтем — к животу и т. д. Все одновременно начинают и заканчивают прикосновение. Затем лежащего оставляют на некоторое время в расслабленном состоянии. Взрослый следит за силой прикосновений, наблюдает за лицом лежащего, оно должно быть спокойным и расслабленным. Поглаживаний должно быть мало.
Имеются и другие, специальные программы и методики снятия психо-эмоционального напряжсния. Выполнять их надо с детьми, когда они возбуждены, тревожны, чего-то боятся, устали.
В жизни человека очень важно уметь понимать чувства других — это источник благополучного общения, бескорыстия и взаимности. В детях чувство эмпатии (понимания чувств другого, сопереживание) заложено изначально. Дети чувствуют, кто их любит, и действительно редко ошибаются. Настроение мамы чётко улавливается ребёнком, правда реагировать на тревогу он может совсем противоположным, на первый взгляд, поведением: перевозбуждаться, капризничать, упрямствовагь. В грустные и тревожные минуты ребёнок обратится к родителям, самым любимым и близким ему людям, попросит у них защиты, помощи, утешения и ласки. Ведь он надеется на них, уверен, что всегда найдёт у них понимание, сочувствие, сопереживание, что они никогда не предадут его.
Главным формирующем фактором в развитии эмпатии является сама жизнь, взаимоотношения в семье и с окружающим миром. Научиться понимать чувства и настроения людей ребёнку помогут также и специальные упражнения.
Упражнения на развитие умения чувствовать настроение
и сопереживать окружающим:
«Фотография» (для детей с 4 лет)
Рассмотрите с ребёнком свой семейный альбом. Показывая фотографии его самого и близких, расспрашивайте, какое настроение было у них при этом, что они чувствовали: удивление, испуг, радость, грусть и т. д. Там, где ребёнок затрудняется, помогите ему, расскажите о ситуации, когда была сделана фотография. Упражнение позволяет ребёнку развивать понимание чувств и эмоций, укрепляет семейные связи и привязанности.
«Тренируем эмоции» (Для детей с 4 лет)
Попросите ребёнка: нахмуриться, как:
- рассерженный человек;
- злая волшебница.
Улыбнуться, как:
- кот на солнце;
- само солнце;
- как хитрая лиса;
- как радостный ребёнок;
- как будто ты увидел чудо.
Позлись, как:
- ребёнок, у которого отняли мороженое;
- два барана на мосту;
- как человек, которого ударили.
Испугайся, как:
- ребёнок, потерявшийся в лесу;
- заяц, увидевший волка;
- котёнок, на которого лает собака.
Устань, как:
- папа после работы;
- человек, поднявший тяжёлый груз;
- муравей, притащивший тяжелую муху.
«Колечко» (для детей с 4 лет)
Дети садятся в круг. Ведущий прячет в ладонях колечко. Ребёнку предлагается внимательно смотреть на лица соседей и угадать, кто из них получил в свои ладони колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим.
« Как ты себя сегодня чувствуешь?» ( для детей с 5 лет)
Ребёнку предлагаются карточки с изображением различных оттенков настроений. Надо выбрать наиболее похожую на его настроение, на настроение мамы, папы, друга, кошки и т. д. (см. таблицу 1).
«Классификация чувств» (для детей с 5 лет)
Ребёнок рассматривает те же карточки и раскладывает их по следующим признакам:
- какие нравятся;
- какие не нравятся.
Затем необходимо назвать эмоции, изображённые на карточках, поговорить, почему он их так разложил (см. таблицу 1).
Таким образом, играя с ребёнком, выполняя различные упражнения, родители помогают детям преодолевать важные в первую очередь эмоционально – волевые проблемы, развивать уверенность в себе, воображение, ловкость, а также получать огромную радость от общения друг с другом.
Заключение
В современном мире роль семьи, как первого звена в воспитании человека,
трудно переоценить. Воздействие семьи на формирование ребёнка очень значительно и многогранно, особенно в раннем детстве, когда закладываются первые «кирпичики» будущей личности.
Существует много сложных проблем в вопросах семейного воспитания.
Драматичны ситуации, связанные с алкоголизмом родителей, наркоманией. Велико число детей, от которых при их рождении отказались матери. Немало отцов и матерей лишены родительских прав. Но наряду с негативными явлениями имеются и положительные тенденции становления молодой семьи. Большинство родителей всё же осознают необходимость формировать личность ребёнка с малых лет, заниматься воспитанием в семье, укреплять контакты с детским садом, устанавливать единые требования в семейном и общественном воспитании.
Повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубление взаимодействия между семьёй и общественными организациями, занимающимися воспитанием подрастающего поколения, тесно связано с решением задач педагогического просвещения. Поэтому ознакомление родителей с приёмами и методами формирования личности ребёнка в семье – важная составляющая успеха воспитания подрастающего поколения.
Современное общество в целом отличается от общества прошлых веков не только взлётом технического прогресса, но и большей взаимозависимостью людей, большим гуманизмом, большей ценностью человеческой жизни для общества.
В этих условиях необходимо всё большее внимание уделять развитию эмоционально-волевых и нравственных качеств человека. Известно, чем совершеннее общество, тем более высокой культуры воспитания оно требует.
Важность и дальнейшего совершенствования содержания форм и методов эмоционально- волевого воспитания детей очевидна.
Литература
1.Крайг Г. Психология развития.- СПб.: Питер, 2001.
2.Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей.- Ярославль: Академия развития, 1996.
3.Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.- М.: ВЛАДОС, 2001.- кн.2.
4.Психология детства. Учебник. Под ред / А. А. Реана.- СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003.
5.Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие.- М.: Аспект Пресс, 2001.
6.Урунтаева Г. А. Дошкольная психология.- М.:ACADEMA, 1999.
7.Шнейдер Л. Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие.- М.: НПО «МОДЭК», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ «Предметно-пространственная среда как стимул речевого развития дошкольников»
Курсовой проект для воспитателей ДОУ в образовательной деятельности "Речевое развитие"...
Познавательно-речевое развитие дошкольников в семье
Презентация для родителей...
Советы родителям Тема: «Коммуникативное развитие дошкольников в семье»
Советы родителямТема: «Коммуникативное развитие дошкольников в семье» Формирование коммуникативных качеств – это важное условие для нормального психологиче...
Буклет для родителей «Интеллектуальное развитие дошкольников в семье».
Буклет для родителей «Интеллектуальное развитие дошкольников в семье».Краткое содержание:* От чего зависит интеллектуальное развитие?* Когда начинать развивать...
Статья «Развивающие игры, как одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания и формирования интеллектуального развития дошкольника в семье»
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, пон...
Консультация для родителей «Создание условий для речевого развития дошкольников в семье»
Консультация для родителей «Создание условий для речевого развития дошкольников в семье»...
Статья "Математическое развитие дошкольника в семье"
Статья "Математическое развитие дошкольника в семье"...