Можно ли научить творчеству?
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Можно ли научить творчеству?
«Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
Фантазии, творчества.»
В.А. Сухомлинский.
Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Просто кого-то из них не растормошили, не доучили, не доразвили Нельзя упускать такой благодатной, с точки зрения развития, разнообразных способностей, детский возраст, когда ребенок наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего его мира. Пока он не разучился удивляться лучику солнца, пробудившемуся сквозь тучу, маленькой букашке на лепестке цветка и многому. Многому другому, чему мы взрослые, разучились радоваться.
Предмет музыки, как никакой другой, располагает возможностями для созидания. Но мало организовать процесс общения с музыкой так, чтобы соединить с ней детскую душу, необходимо вызвать у детей такое чувство, когда музыка для них — это и есть сама жизнь их души.
Важно пробудить постоянную потребность в общении с музыкой творческую активность.
Творческие задания.
У детей, как правило, существует потребность в самореализации — как у способных к музыке, так и у не столь одаренных. Но желающих приобщиться к творчеству.
На занятиях используются различные творческие задания, развивающие непосредственные навыки, предлагаются творческие задания для развития пластической выразительности образа, задания для развития речевой интонационной выразительности, творчества в движениях, пантомимике и театрально — игровой деятельности.
- Творчество в движениях, пантомиме и театрально-игровой деятельности
Упражнение-игра « У зеркала»
1. Нахмуриться, как
а) король;
б) ребенок, у которого отняли игрушку
2. Улыбнуться, как
а) кот на солнце;
б) мать младенцу;
в) вежливый японец
3. Сесть, как
а) пчела на цветок
б) обиженная собачка
в) наказанный Буратино;
г) обезьяна, изображающая нас
- Превращения
( Для развития у ребенка выразительности и воображения при передачи различных эмоциональных состояний можно использовать лаконичные игровые упражнения)
« Два клоуна» Д.Б .Кабалевского
Изобразить следующую ситуацию: два веселых клоуна жонглируют воображаемыми разноцветными кольцами не замечая друг друга
Вдруг они сталкиваются спинами и падают. Им немножко грустно; они сидят на полу и качают головами.
Успокоившись, клоуны помогают друг другу встать, собирают кольца и снова жонглируют. Теперь они бросают кольца друг другу.
«Новая кукла» П.И. Чайковского.
Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, показывает всем желанный подарок, прижимает ее к себе и снова кружится.
- Игровые задания для развития пластической выразительности при создания образа
(Важно, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику)
- Детям необходимо пройти по камешкам через ручей
- (от лица любого персонажа. Сказки, рассказа, мультфильма по их выбору)
- Предложить ребенку от лица любого персонажа подкрадываться к спящему зверю (зайцу. Медведю. Волку)
- Изобразить прогулку семейства трех медведей, но так, чтобы все три медведя вели себя и действовали по-разному.
- Задания для речевой интонационной выразительности
предложить детям произнести фразы
«радуга появилась»
«солнышко встало»
«у меня зазвонил телефон»
по-разному.
Затем повторить эти варианты, но без слов, обращая внимание на то, что слова исчезли, но мелодика произношения фразы:
то восторженная,
то удивленная
то горестная
то сердитая — осталась.
Когда все варианты произношения текста исчерпаны, можно предложить пропеть. фразы самыми разнообразными голосами и способами:
Напевно
Отрывисто
С легким звуком и т. д.
- Творческие упражнения при восприятии музыки.
«Какую линию выбрать?»
При звучании музыкального произведения ребенок должен начертить на листе бумаги разные линии, например:
плавные, волнообразные — под медленную и спокойную;
прямые, изогнутые — под решительную
прерывные — под легкую отрывистую музыку
Линии могут быть такого цвета, который, по мнению ребенка, больше всего подходит к настроению исполняемого музыкального фрагмента.
«Волшебная картинка»
Для работы потребуется:
акварельные краски или гуашь, кисть, промокательная бумага (белая) палитра (можно использовать кафельную плитку)
При прослушивании музыкальнаго произведения, найти краску, созвучную настроению в данный момент, и методом набрызга капнуть ее на палитру.
Во время прослушивания настроения, а следовательно
и краски, могут меняться несколько раз.
По окончанию прослушивания предложить детям аккуратно положить промокательную бумагу на палитру. Краски сольются, и появится цветовая гамма, соответствующая ощущению каждого ребенка.
- Творческие задания на развитие воображения
« Волшебник»
В качестве музыкального материала использовать музыку П.И. Чайковского «Спящая красавица»
После прослушивания музыкальной характеристики феи Сирени и феи Карабас предложить шаблоны «волшебниц». Дорисовать эти фигуры, превратив одну в «добрую», а другую в «злую» волшебницу.
Целесообразности сделать выставку детских рисунков и отметить старание детей.
« Танец»
(психологический тренинг — танцевальная психотерапия)
Ребенку предлагается в танце выразить какой-нибудь образ придуманный им самим или предложенный.
Главное правило подбора тем:
идти от простого образа к сложному, от одушевленного к неодушевленному
Например: станцуй «бабочку», «кошку», «лошадку», «Цветок», и т. д.
Чтобы дети могли проявить свои дарования, нужно умелое руководство со стороны взрослых, которые должны быть всегда в «форме», уметь в нужный момент вызвать в себе эмоциональный подъем и передать его детям.
«Кто испытал наслождение творчества, для того уже все другие наслождения не существуют.»
А.П. Чехов.
«Без впечатлений, восторгов, вдохновения, без жизненного опыта — нет творчества.»
Д.Д. Шостакович.
«Творить искусство может лишь избранник.
Любить искусство — всякий человек»
Жюльен Грюн.
«Вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых.»
П.И. Чайковский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почему слон у взрослого стал шляпой или можно ли научить детей думать самостоятельно?
Мышление - одно из самых естественных и в тоже время, самых загадачных, способностей человека....
Можно ли научить ребёнка слушаться?
laquo;Как заставить ребёнка слушаться?» - вопрос, который часто задают многие мамы. Возможно это и не вопрос, так как чаще всего мать не надеется услышать ответ. Это больше похоже на жалобу, на...
Можно ли научить дошкольника читать легко и с удовольствием?
Сейчас многие дети учатся читать еще до школы. И хотя программа первого класса предполагает начинать обучение с элементарных букв, более 70% первоклассников приходят в школу уже читающими.Нельзя одноз...
Детская дружба. Можно ли научить дружить?
Дружба — это бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.Дружба всегда помогает нам и в учебе, и в работе, и в жизни в...
квест-игра "А можно ли научиться дружить?"
Игра может быть использованадля сплочения детей ,для развития социально-коммуникативных навыков,для классных часов....
игра -квест по проекту "А можно ли научиться дружить?"
заключительное мероприятие проекта о дружбе,можно использовать на занятиях по развитию речи,познавательному развитию и для сплочения группы детей....
Можно ли научить ребенка доброте
Можно ли научить ребенка доброте...