Можно ли научить творчеству?
методическая разработка на тему

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorchestvo.odt25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Можно ли научить творчеству?

                                            «Дети должны жить в мире красоты,

                                        игры, сказки, музыки, рисунка,

                                        Фантазии, творчества.»

                                     

                                                  В.А. Сухомлинский.

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования — это  умелое руководство со стороны взрослых.

    У каждого ребенка есть способности и таланты. Просто кого-то из них не растормошили, не доучили, не доразвили Нельзя упускать такой благодатной, с точки зрения развития, разнообразных способностей, детский возраст, когда ребенок наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего его мира. Пока он не разучился удивляться лучику солнца, пробудившемуся сквозь тучу, маленькой букашке на лепестке цветка и многому. Многому другому, чему мы взрослые, разучились радоваться.

     Предмет музыки, как никакой другой, располагает возможностями для созидания. Но мало организовать процесс общения с музыкой так, чтобы соединить с ней детскую душу, необходимо вызвать у детей такое чувство, когда музыка для них — это и есть сама жизнь их души.

      Важно пробудить постоянную потребность в общении с музыкой творческую активность.

       

 Творческие задания.

У детей, как правило, существует потребность в самореализации — как у способных к музыке, так и у не столь одаренных. Но желающих приобщиться к творчеству.

На занятиях  используются различные творческие задания, развивающие непосредственные навыки, предлагаются творческие задания для развития пластической выразительности образа, задания для развития  речевой интонационной выразительности, творчества в движениях, пантомимике  и театрально — игровой деятельности.

  • Творчество в движениях, пантомиме и театрально-игровой деятельности

Упражнение-игра « У зеркала»

1. Нахмуриться, как

     а) король;

     б) ребенок, у которого отняли игрушку

   

2. Улыбнуться, как

    а) кот на солнце;

    б) мать младенцу;

    в) вежливый японец

3. Сесть, как

    а) пчела на цветок

    б) обиженная собачка

    в) наказанный Буратино;

    г) обезьяна, изображающая нас

  • Превращения

 ( Для развития у ребенка выразительности и воображения при передачи различных эмоциональных состояний можно использовать лаконичные игровые упражнения)

   « Два клоуна» Д.Б .Кабалевского

Изобразить следующую ситуацию: два веселых клоуна жонглируют воображаемыми разноцветными кольцами не замечая друг друга

 Вдруг они сталкиваются спинами и падают. Им немножко грустно; они сидят на полу и качают головами.

Успокоившись, клоуны помогают друг другу встать, собирают кольца и снова жонглируют. Теперь они бросают кольца друг другу.

  «Новая кукла» П.И. Чайковского.

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, показывает всем желанный подарок, прижимает ее к себе и снова кружится.

  • Игровые задания для развития пластической выразительности при создания образа

 (Важно, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику)

  1. Детям необходимо пройти по камешкам через ручей
  2. (от лица любого персонажа. Сказки, рассказа, мультфильма по их выбору)
  1. Предложить ребенку от лица любого персонажа  подкрадываться к спящему зверю (зайцу. Медведю. Волку)
  2. Изобразить прогулку семейства трех медведей, но так, чтобы все три медведя вели себя и действовали по-разному.

  • Задания для речевой интонационной выразительности

    предложить детям произнести фразы

        «радуга появилась»

        «солнышко встало»

        «у меня зазвонил телефон»

  по-разному.

 Затем повторить эти варианты, но без слов, обращая внимание на то, что слова исчезли, но мелодика произношения фразы:

 то восторженная,

 то удивленная

 то горестная

 то сердитая — осталась.

Когда все варианты произношения текста исчерпаны, можно предложить пропеть. фразы самыми разнообразными голосами и способами:

 Напевно

 Отрывисто

 С легким звуком и т. д.

  • Творческие упражнения при восприятии музыки.

«Какую линию выбрать?»

При звучании музыкального произведения ребенок должен начертить на листе бумаги разные линии, например:

плавные, волнообразные — под медленную и спокойную;

прямые,  изогнутые —           под решительную

прерывные —                         под легкую отрывистую музыку

Линии могут быть такого цвета, который, по мнению ребенка, больше всего подходит к настроению исполняемого музыкального фрагмента.

«Волшебная картинка»

Для работы потребуется:

акварельные краски или гуашь, кисть, промокательная бумага (белая) палитра (можно использовать кафельную плитку)

 При прослушивании  музыкальнаго  произведения, найти краску, созвучную настроению в данный момент, и методом набрызга капнуть ее на палитру.

Во время прослушивания настроения, а следовательно

и краски, могут меняться несколько раз.

По окончанию прослушивания предложить детям аккуратно положить промокательную бумагу на палитру. Краски сольются, и появится цветовая гамма, соответствующая ощущению каждого ребенка.

  • Творческие задания на развитие воображения

« Волшебник»

В качестве музыкального материала использовать музыку П.И. Чайковского «Спящая красавица»

После прослушивания музыкальной характеристики феи Сирени и феи Карабас предложить шаблоны «волшебниц». Дорисовать эти фигуры, превратив одну в «добрую», а другую в «злую» волшебницу.

 Целесообразности сделать выставку детских рисунков и отметить старание детей.

« Танец»

(психологический тренинг — танцевальная психотерапия)

Ребенку предлагается в танце выразить какой-нибудь образ придуманный им самим или предложенный.

Главное правило подбора тем:

идти от простого образа к сложному, от одушевленного к неодушевленному

Например: станцуй «бабочку», «кошку», «лошадку», «Цветок», и т. д.

Чтобы дети могли проявить свои дарования, нужно умелое руководство со стороны взрослых, которые должны быть всегда в «форме», уметь в нужный момент вызвать в себе эмоциональный подъем и передать его детям.

«Кто испытал наслождение творчества, для того уже все другие наслождения не существуют.»

                                   А.П. Чехов.

«Без впечатлений, восторгов, вдохновения, без жизненного опыта — нет творчества.»

                                   Д.Д. Шостакович.

«Творить искусство может лишь избранник.

Любить искусство — всякий человек»

                                  Жюльен Грюн.

«Вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых.»

                                  П.И. Чайковский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему слон у взрослого стал шляпой или можно ли научить детей думать самостоятельно?

Мышление - одно из самых естественных и в тоже время, самых загадачных, способностей человека....

Можно ли научить ребёнка слушаться?

laquo;Как заставить ребёнка слушаться?» - вопрос, который часто задают многие мамы. Возможно это и не вопрос, так как чаще всего мать не надеется услышать ответ. Это больше похоже на жалобу, на...

Можно ли научить дошкольника читать легко и с удовольствием?

Сейчас многие дети учатся читать еще до школы. И хотя программа первого класса предполагает начинать обучение с элементарных букв, более 70% первоклассников приходят в школу уже читающими.Нельзя одноз...

Детская дружба. Можно ли научить дружить?

Дружба — это бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.Дружба всегда помогает нам и в учебе, и в работе, и в жизни в...

квест-игра "А можно ли научиться дружить?"

Игра может быть использованадля сплочения детей ,для развития социально-коммуникативных навыков,для классных часов....

игра -квест по проекту "А можно ли научиться дружить?"

заключительное мероприятие проекта о дружбе,можно использовать на занятиях по развитию речи,познавательному развитию и для сплочения группы детей....

Можно ли научить ребенка доброте

Можно ли научить ребенка доброте...