Мотивация ребенка – как фактор готовности к школе.
консультация (старшая группа) на тему
В старшем дошкольном возрасте родители начинают задаваться вопросом: готов ли их ребенок к школе? Многие из них посещают дополнительные занятия по подготовке к школе. Но если ребенок научился читать и писать, не значит, что он к ней готов.
Мотивация ребенка – один из определяющих факторов готовности к школе. И ее формирование должно начинаться в детском саду с посильной помощью родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnaya_motivatsiya_doshkolnika.docx | 16.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Мотивация ребенка – как фактор готовности к школе.
В старшем дошкольном возрасте родители начинают задаваться вопросом: готов ли их ребенок к школе? Многие из них посещают дополнительные занятия по подготовке к школе. Но если ребенок научился читать и писать, не значит, что он к ней готов.
Мотивация ребенка – один из определяющих факторов готовности к школе. И ее формирование должно начинаться в детском саду с посильной помощью родителей. Дошкольный возраст, как писал А.Н.Леонтьев - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.
Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в дошкольном возрасте и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.
На примере мотивации достижения прослеживается изменение мотивации на протяжении дошкольного возраста. На мотивацию и эффективность выполняемых ребенком действий влияют те отдельные удачи и неудачи, с которыми он сталкивается. Младшие дошкольники не особенно чувствительны к этому фактору. Средние дошкольники уже переживают успех и неуспех. Но если успех всегда положительно влияет на работу ребенка, то неудача - всегда отрицательно: она не стимулирует продолжения деятельности и проявления настойчивости. Для старших дошкольников успех остается сильным стимулом, но многих из них побуждает к деятельности и неуспех. После неудачи они стараются преодолеть возникшие трудности, добиться нужного результата инее собираются «сдаваться».
В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Разнообразные мотивы, присущие ему, приобретают относительную устойчивость. Среди этих относительно устойчивых мотивов, обладающих разной силой и значимостью для ребенка, выделяются доминирующие мотивы - преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии. Долго наблюдая за поведением старшего дошкольника, можно определить, какие мотивы для него наиболее характерны. Один ребенок постоянно соперничает со сверстниками, стараясь лидировать и во всем быть первым, у него доминирует эгоистическая мотивация. Другой, старается всем помочь, интересы детсадовской группы, общие игры, радости и заботы для него - главное. Это - коллективист с альтруистической мотивацией. Для него важно каждое «серьезное» занятие в детском саду, каждое требование, замечание воспитателя, выступающего в роли учителя, - у него уже появились широкие социальные мотивы, сильным оказался мотив достижения успеха. Здесь значимо не столько что делать, сколько как делать: старательно, под руководством взрослого, получая указания и оценки. Несколько детей увлечены делом, но совсем по-другому: кто-то погружен в процесс рисования, кого-то не оторвешь от конструктора. У них преобладает интерес к содержанию деятельности.
Итак, главное достижение дошкольного детства - соподчинение мотивов, построение стабильной мотивационной системы.
Формирование мотивов, побуждающих к учению, - одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Имеется в виду воспитание действительной и глубокой мотивации, которая должна стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. Это и отношение к обучению как к необходимому и важному делу, и интерес к учебным занятиям.
Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:
-положительных представлений о школе;
-желания учиться в школе, чтобы узнать и уметь много нового;
-сформированной позиции школьника.
Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах. Если вы будете формировать позитивный образ школы, то это непременно поможет улучшить мотивационную сферу ребенка. Прививать любовь к получению знаний, к высокому искусству, расширять кругозор своих детей.
Таким образом, основная задача взрослого - показать ребенку, что очень много неизвестного и интересного он может узнать в школе.
В формировании у дошкольников мотивационной основы школьного учения решающую роль играет семья, так как отношение ребенка к поступлению в школу во многом определяется отношением к этому событию их родителей. Поэтому при планировании работы по подготовке детей к школе особое внимание нужно уделить ориентации родителей на вопросы, обеспечивающие становление внутренней позиции школьника, и формирование на этой основе позитивного образа современной школы у родителей. Для того чтобы правильно понимал поведение и действия ребенка и управлял ими, необходимо проводить ранжирование мотивов учения детей, чтобы знать какие мотивы доминируют в данной ситуации, формировать и поддерживать те из них, которые обеспечивают высокий уровень эффективности деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: «Личностные универсальные учебные действия старших дошкольников как один из факторов готовности к успешной деятельности в школе».
Проект на тему:«Личностные универсальные учебные действия старших дошкольников как один из факторов готовности к успешной деятельности в школе»....
Обобщение опыта по теме: «Развитие связной речи, как основной фактор готовности детей к обучению в школе».
Доклад об опыте работе. Может быть использован родителями при подготовке ребёнка к школе....
Тип характера ребенка и его готовности к школе.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ...
Сенсорное воспитание как фактор готовности к школе
Содержание Введение ………………………………………………………&helli...
Тип личности ребенка и его готовность к школе
Повышение психологической грамотности родителей....
Игры на формирование мотивации готовности к школе в подготовительной группе
Практические задания на формирование мотивационной готовности детей к школе...
"Ваш ребенок и его готовность к школе"
Психологический практикум для родителей подготовительных групп...