статья
статья (средняя группа) по теме
Интеграция детей с ОВЗ в образовательное пространство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 43 КБ |
statya_2.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья
в дошкольное образовательное пространство
Даньшова Мария Викторовна
педагог-психолог высшей категории
СП ГБОУ СОШ с. Алексеевка –
детский сад «Светлячок»
В условиях современного дошкольного образования произошли изменения в образовательных технологиях, в организации развивающей среды. Они обусловлены повышением уровня современных государственных требований к дошкольному образованию. Ребенок, находясь в условиях дошкольного образовательного учреждения, должен накопить необходимый опыт деятельности и общения, активно взаимодействуя с окружающей средой, сверстниками и взрослыми, чтобы быть готовым к саморазвитию и успешной самореализации в будущем. Сложившаяся ситуация продиктовала необходимость открытия в нашем структурном подразделении (далее СП) групп комбинированной направленности, в которых предусмотрено совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время в нашем СП воспитывается 140 детей. Функционируют 6 групп, из них 2 – комбинированные, где интегрированы 16 детей с ОВЗ, имеющих заключения ЗПР, ОНР разного уровня. Остановимся более подробно на детях, имеющих заключения ЗПР. Таких детей у нас пять. Это дети с ЗПР церебрально-органического генеза, ЗПР неясного генеза, выраженная ЗПР смешанного генеза Изучению психолого-педагогических особенностей детей с задержкой психического развития посвящены труды многих российских педагогов, психологов, дефектологов (Л.С. Выготский, Т.А. Власова, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, В.И.Лубовский, М.С.Певзнер, Г.Е.Сухарева). Важным для понимания психолого-педагогических особенностей этой категории дошкольников является обращение к понятию «задержка психического развития», которое характеризует отставание в развитии психической деятельности ребенка в целом, обусловленное инфекцией, интоксикацией, травмой головного мозга, перенесенной внутриутробно, при родах или в раннем детстве, нарушениями эндокринной системы или другими хроническими соматическими заболеваниями, а также нарушение речи. Большое внимание в нашем учреждении уделяется работе именно с такими детьми. Данная категория детей, принятая в комбинированные группы имеет заключения ПМПК. Взаимодействие педагогов, специалистов и родителей осуществляет психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, используя разнообразные формы психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы. Для проведения успешной коррекционно-развивающей работы систематически проводятся ПМПк, на которых разрабатывается индивидуальная программа развития на каждого ребёнка с ОВЗ. На консилиуме специалисты совместно со старшей медицинской сестрой и педагогами находят наилучшие пути для развития и социализации дошкольников. В соответствии с разработанной индивидуальной программой развития каждого ребёнка по психологическому направлению проводятся индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие мероприятия. Индивидуально проводятся игры на коррекцию отдельных познавательных процессов, совершенствованию моторных навыков, развитие различных видов и операций мышления. В своей работе использую инновационные компьютерные технологии, развивающие компьютерные игры для детей 4-7 лет:
- Игра «Собери фрукты» - ребенок четко должен знать, что такое фрукты. Развивает мышление и внимание.
- Игра "Найди тень" отлично развивает внимание. Для детей 5-7 лет.
- Где мой домик? В этой игре нужно найти домик зверушке. Выполняется в 2 этапа: ребенок анализирует, а потом выбирает правильный вариант. Игра "Где мой домик?" будет интересна детям от 3 до 7 лет.
- Летает? Не летает? В игре ребенок может пофантазировать, но точно угадать, что или кто летает. Игра развивает мышление, внимание
- Один лишний - ребенок анализирует, по какому признаку объект лишний и выбирает правильный вариант. В игре у ребенка развивается мышление и внимание.
Группой проводятся занятия на оптимизацию эмоционального и личностного развития (игры на преодоление повышенной тревожности и детских страхов, формирование мотивации к общению и др.). Использую в своей работе мною составленную программу по коррекции тревожности у детей, релаксационные техники для дошкольников, позволяющие ребёнку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние. Игры проводятся совместно с нормально развивающимися детьми. Интеграция воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей, а опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ способствует формированию у детей с нормой толерантного отношения. Успех коррекционной работы с ребенком с ЗПР обеспечивается многими составляющими, среди которых важную роль играет педагогическое взаимодействие с семьей. Важно, чтобы родители ребенка с ЗПР стали активными участниками коррекционно-развивающего процесса, поверили в возможности своего ребенка и в положительный результат коррекционно-развивающего обучения. Такой формой взаимодействия с родителями стала работа семейного клуба «Гармония», где осуществляется взаимодействие специалистов ДОУ СП: учителя-логопеда, педагога-психолога с привлечением воспитателей, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания. Встречи способствуют распространению среди родителей специальных педагогических и психологических знаний, укреплению доверия к психолого-педагогическому персоналу и желанию сотрудничать в деле помощи ребенку с ЗПР. Направление работы с родителями нацелено на привлечение родителей к развитию социальной компетентности дошкольников, на повышение психолого-педагогической компетентности и стимулирование развивающего взаимодействия с детьми. Дискуссионный клуб как активная форма работы стимулирует активность родителей и повышает интерес к деятельности ДОУ по воспитанию и развитию детей с ЗПР. Данная форма работы с родителями создает условия для активного участия их в обсуждении заявленных проблем. Они не просто слушают, а включаются в педагогическую деятельность в ходе дискуссий, имитационно-ролевых игр, обсуждения за «круглым столом». Систематическая работа педагогов и специалистов СП, тесный контакт с родителями, использование в процессе воспитания и обучения детей разнообразных современных программ, методик, технологий, форм и методов работы ведет к положительным результатам: у детей наблюдается положительная динамика в развитии. Рекомендую использование данной разработки в работе с детьми с задержкой психического развития.
Литература 1. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М., 1994 2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – Приложение к журналу «Управление ДОУ» 3. Зубова О.Н., Лукьянова Н.А. Клуб заботливых родителей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2010. № 11 4. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: «Владос», 2008 5. Приказ №655 Минобрнауки России от 23.11.2009 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» Интернет-ресурс:
Предварительный просмотр:
Не отчаивайтесь,
если у Вас растет ребенок с проблемами в развитии!
Автор: Даньшова Мария Викторовна
педагог-психолог высшей категории
СП ГБОУ СОШ с. Алексеевка –
детский сад «Светлячок»
В последние годы возрастает количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Появление в семье ребенка с проблемами в развитии влечет за собой тяжелые эмоциональные переживания родителей. Особенно тяжело протекает дезадаптация родителей в тот момент, когда возникает вопрос о прогнозе состояния ребенка и возможностях его дальнейшего развития и обучения.
У многих детей после рождения в диагнозе стоят такие замысловатые буквы - ППП ЦНС. Что это такое? Другими словами – это перинатальная патология центральной нервной системы (обширная группа состояний, синдромов и заболеваний нервной системы плода и новорожденного, развивающихся вследствие воздействия повреждающих факторов в перинатальный период: беременность, роды и первый месяц жизни). Невропатолог правомочен поставить такой диагноз, если ребенок неправильно исполняет, хотя бы один рефлекс. Причины ее разнообразны: осложненное течение беременности (токсикозы, перенесенные будущей матерью заболевания инфекционного и другого генеза, угроза выкидыша, гипоксия плода) и неблагоприятные воздействия на организм беременной женщины (экология, воздействие химических веществ, нездоровый образ жизни), тяжелое течение родов.
Последствиями перинатальных повреждений ЦНС является задержка речевого развития, нарушение психомоторного развития, гипервозбудимость, синдром дефицита внимания/гиперактивности и другое. Характер и выраженность этих нарушений зависят от степени тяжести перинатальной патологии ЦНС, к проявлениям которой относятся: трудности в овладении основными движениями и речью, невнимательность, двигательная расторможенность и т.д. В ряде случаев наблюдается повышенная возбудимость, непоседливость, низкая работоспособность. Эти особенности развития, имеющие физиологическую основу, в полном объеме проявляются на уровне психического функционирования, затрудняя адаптацию детей в коллективе сверстников, препятствуя своевременному формированию возрастных новообразований, а в результате негативно отражаясь на развитии ребенка в целом.
Очень часто негативные проявления в поведении и характере малыша, взрослые не соотносят с имеющейся проблемой, оправдывая их чрезмерной опекой, избалованностью, ранним возрастом и т.д. Однако быстрая утомляемость, невнимательность, чрезмерная двигательная активность, неподчинение требованиям взрослых, отказ от совместной деятельности, цикличность в действиях, наличие стереотипий и другое являются следствием неблагоприятного органического фона, слабости нервной системы, что кроме лечения требует педагогической коррекции.
В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.
Одной из общих закономерностей проблемы ребенка с недостатками речевого развития являются отклонения в формирования личности. Трудности социальной адаптации таких детей, сложности их взаимодействия с социальной средой отмечали Л.С.Выготский, Ж.И.Шиф, В.И.Лубовский. Доказано, что речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки.
Изучая особенности развития дошкольников с ОНР, А.О.Слинько отмечает, что несформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников.
Личность ребенка с ОНР характеризуется специфическими особенностями, среди которых имеют место заниженная самооценка, коммуникативные нарушения, проявления тревожности.
Воспитать ребенка – большой труд, но воспитывать особого ребенка – труд вдвойне. Такому малышу тяжелее сказать «нет», сложно уговорить и научить. Поэтому, чем раньше родители получат квалифицированную помощь не только медиков, но и специалистов, тем больше возможностей у ребенка успешно социализироваться в обществе.
Многие семьи, воспитывающие детей с особенностями развития, сталкиваются с проблемами психологического характера. Большинство родителей глубоко переживают за ребенка, жалеют его, окружают чрезмерным вниманием и опекой, стремятся все выполнить за него, лишая его тем самым возможности стать самостоятельным и должным образом приспособиться к жизненным условиям. Некоторые родители не хотят видеть реальные проблемы малыша, преувеличивают его возможности, не замечают недостатков. Есть мамы и папы, которые стесняются своего ребенка, не посещают с ним общественные места, лишая малыша жизненных впечатлений. В итоге ребенок развивается медленно, растет робким и застенчивым. Родители оказываются неготовыми к взаимодействию с «проблемным» ребенком. Беспокойство родителей возрастает по мере взросления ребенка и повышения требований, предъявляемых к нему обществом. Близкие взрослые начинают замечать особенности в развитии своего ребенка после достижения им возраста 2 лет, связывая их с отставанием в речевом развитии, а иногда и не замечают этого вовсе. Дети, посещающие дошкольное образовательные учреждения, с раннего возраста ежегодно диагностируются педагогом-психологом с целью определения хода его психического развития, соответствия возрастным нормативам. И уже на ранних стадиях может прогнозироваться, имеются ли у ребенка различные отклонения в психическом развитии, даются рекомендации родителям.
Максимально возможное развитие может быть достигнуто только при соблюдении ряда условий. К ним относятся следующие: возможно более раннее начало медикаментозного лечения, коррекционной работы, благоприятная семейная обстановка, тесная связь специалистов с семьей, применение программы и методов обучения, соответствующих реальному возрастному периоду и реальным возможностям детей. Своевременная педагогическая коррекция позволяет не упустить сенситивный период становления ведущей деятельности, основных психологических новообразований и личностных качеств ребенка. Только квалифицированная помощь специалистов и совместная работа с родителями поможет достигнуть значительных результатов у ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...
Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....
статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...