Консультация для родителей "Кризис 3 лет"
консультация (младшая группа) на тему
В суете и бесконечных заботах о физическом здоровье ребёнка, первые 2 года проходят мягко и незаметно и быстро выветриваются из родительской памяти. А вот этот - третий по счёту - порою устраивает такую перетряску в отношениях родитель-ребёнок, что нерешённые проблемы этого года могут ещё долго аукаться.
Почему такая разница? Дело в том, что тогда, раньше, самосознание ребёнка только зарождалось. А вот теперь оно расцвело. Причём это самое самосознание эмоционально окрашено - в глазах ребёнка. Он искренне считает себя самым-самым. Самооценка его не страдает скромностью, она явно завышена. И, знаете, это хорошо. Именно такая завышенная самооценка толкает его вперёд, заставляет тянуться к той планке, которую он сам для себя поднял.
Лучшая тактика родителей - поддерживать отличное мнение малыша о себе. Потому что примерно в 2,5-3 года маленький человечек впервые по-настоящему осознаёт себя как единственного и неповторимого. «Я сам!» означает рождение новой личности, и эта личность начинает самостоятельно управлять своей жизнью. К этому родившемуся «Я» надо относиться бережно и тактично. Сейчас от вступает в кризисный возраст - время напряжённое и трудное. И не только для родителей. В первую очередь - для него самого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsia.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 35 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Консультация для родителей
"Кризис 3 лет. Что делать?"
Составила:
воспитатель
высшей категории
Левченко Е.А.
Санкт-Петербург
2014 год
В суете и бесконечных заботах о физическом здоровье ребёнка, первые 2 года проходят мягко и незаметно и быстро выветриваются из родительской памяти. А вот этот - третий по счёту - порою устраивает такую перетряску в отношениях родитель-ребёнок, что нерешённые проблемы этого года могут ещё долго аукаться.
Почему такая разница? Дело в том, что тогда, раньше, самосознание ребёнка только зарождалось. А вот теперь оно расцвело. Причём это самое самосознание эмоционально окрашено - в глазах ребёнка. Он искренне считает себя самым-самым. Самооценка его не страдает скромностью, она явно завышена. И, знаете, это хорошо. Именно такая завышенная самооценка толкает его вперёд, заставляет тянуться к той планке, которую он сам для себя поднял.
Лучшая тактика родителей - поддерживать отличное мнение малыша о себе. Потому что примерно в 2,5-3 года маленький человечек впервые по-настоящему осознаёт себя как единственного и неповторимого. «Я сам!» означает рождение новой личности, и эта личность начинает самостоятельно управлять своей жизнью. К этому родившемуся «Я» надо относиться бережно и тактично. Сейчас от вступает в кризисный возраст - время напряжённое и трудное. И не только для родителей. В первую очередь - для него самого.
В чём трудности?
Малыш находится между двух огней.
- Он слишком уверен в себе и своих силах. Он хочет всего добиться сам, и он должен научиться удовлетворять свои потребности самостоятельно.
- И в то же время он знает: без взрослого ему не обойтись.
И вот эта двойственность буквально разрывает его на части. Он сердится, капризничает, злится и совершенно не понимает, что же с ним происходит. Потому он так яростно отвергает вашу помощь - и сам же тянется к вам.
Но с протестами его управиться несложно. Просто надо взять за правило: относиться к нему (к его личности) уважительно. Ребёнок должен знать, что вы считаетесь с ним, с его мнением, с его интересами.
Он всё равно протестует?
- Не настаивайте, а предложите альтернативный вариант: «Мы идём гулять. Что ты понесёшь сам, машинку или велосипед?» Дать право выбора, что ему нести, а более серьёзное решение примите сами.
- Не заставляйте что-то делать, а просите помочь. «Мама боится без тебя переходить через дорогу. Переведи меня, пожалуйста» - будьте уверены, трёхлетка не отпустит вашу руку (но всё же держите его, ладно?).
- Не делайте вместо него то, что он способен сделать сам (детей это очень возмущает).
- Учитывайте, что ребёнок может всё сделать медленнее, чем вы рассчитываете, что он может отвлечься, поэтому делайте «временной запас».
- Ничего не объясняйте долго и подробно. Скажите коротко, чётко, что вам от него надо, и сразу вовлекайте в это действие (заговаривать зубы можно - например, рассказывать историю, «самодельную» сказку).
- Создайте приятные перспективы. («Ты сейчас умоешься, а потом пойдём гулять».)
Малышу очень трудно выразить свои чувства: он сам их не понимает: если ребёнок ведёт себя слишком «не так», родители обычно спрашивают: почему? что с тобой? — и тем ещё больше допекают его. Этим вы только ухудшите ситуацию - ведь спрашивая «чем ты расстроен», вы подтверждаете, что он должен быть расстроен, - и он расстроится на всю катушку. Потому что «мама сказала». Ваше дело - не допытываться, а помочь. Помогите ему осознать, что он чувствует. Помогите высказать эмоции. «Тебе плохо? Ты сердишься? Ты испугался, что я буду ругать?» Озвучьте чувства своего малыша, помогите ему выразить их - и освободиться от негатива. Это и успокоит ребёнка, и расслабит его, так как снимет внутреннее напряжение. И даже если он снова разрыдается, это будут уже слёзы-которые-успокаивают.
Самоуверенность малыша - очко в вашу пользу
- Меня в садике все будут любить. Почему? Потому что у меня и глазки, и носик, и скоро хвостик вырастет.
Ребёнок очень самоуверен, иногда до такой степени, что это раздражает родителей. Так и хочется сказать: «Ну хватит целовать зеркало!» - а дочь, конечно, целовала саму себя. Но - сдержитесь. Сейчас это полезно для малыша. Именно такая САМОуверенность делает его отважным исследователем и оптимистом. Посмотрите, как карапуз раз за разом повторяет свои попытки, когда у него что-то не получается. Он не сдаётся, он учится, он отважно идёт вперёд. Если родители признают это поступательное (наступательное!) движение, никаких особых проблем в семье не возникает. Буйствует, много капризничает и бунтует тот малыш, чьи родители не видят (или не признают) происходящих в нём изменений. Протест против семейного тоталитаризма - вот что такое детский бунт.
Держи дистанцию: задача этого кризиса - поднимаясь на новую ступеньку, оторваться от родителей. Пока ещё не совсем, нет, но всё-таки сделать так, чтобы появилась какая-то дистанция. Знаменитый эдипов комплекс как раз в это время поднимает голову. Так что первое (и главное), что надо сейчас малышу от нас: понимание и терпение, терпение и снова понимание. Давайте посмотрим, что появляется в малыше сейчас, на границе между ранним и дошкольным детством, из-за чего поднимает иголки наш маленький ёжик. Только не пугайтесь. Все, что дальше перечислено, не обязано проявляться в вашем ребёнке на все сто. К счастью, эти явления могут проявляться с разной интенсивностью. Просто - знайте и будьте готовы к «неправильному» поведению.
Что нас ожидает?
- Негативизм. Малыш отказывается что-то выполнять только по одной причине: потому что сделать это предложили ему вы, взрослый человек.
- Упрямство. Настаивает на чём-то не потому, что ему действительно этого очень хочется, а потому, что сам об этом сказал.
- Обесценивание того, что было привычно, дорого и интересно раньше (так, может сломать игрушку, которую ему не вовремя предложили).
- Строптивость малыша направлена не против конкретного человека (мамы, папы), а против принятых в семье норм поведения.
- Своеволие. Ребёнок хочет делать всё сам. Но если во время кризиса первого года жизни он стремился к физической самостоятельности, то теперь своеволие идет от того, что он желает осуществить свои самостоятельные (личные, персональные) намерения.
- Протест, бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями. Ребёнок «находится в состоянии войны вообще - с окружающими; в постоянном конфликте с ними».
- Деспотизм. Малыш стремится властвовать надо всеми окружающими. Особенно проявляется деспотизм тогда, когда в семье один ребёнок и ему слишком потакают и опекают его.
Кризис и негативное поведение доводят нас больше всего тем, что, как нам кажется, малыш неуважительно к нам относится. И наш родительский авторитет (в случае бездействия) пострадает. На самом деле ребёнок борется со всеми подряд, кто подвернётся ему под руку, - просто для того, чтобы побороться.
Обойдёмся без истерик: после года любой ребёнок морально дорастает до истерик. В принципе, поэкспериментировать он может в любое время от года до двух с половиной, но обычно не по своей вине. В этом возрасте он ничего не пытается добиться истерикой, он просто не в силах с собой совладать. В это время истеричное поведение чаще всего случается из-за эмоциональных перегрузок или от усталости. (Пока малыш не может контролировать свои эмоции и не может вовремя остановиться, если его «понесло».) Когда вы чувствуете, что ребёнок вот-вот сорвётся, сразу же принимайте меры. Предвестники истерики: малыш возбуждён, хнычет, раздражается, капризничает, устал и еле-еле «ползёт» за вами и другие признаки перегрузок. Истерика после 2,5-3 лет - совсем другое дело. Это уже не признак крайней усталости, а признак вредности. Теперь, закатывая истерику, он скорее всего проверяет вас на прочность и добивается своего. И от того, как вы будете на эти истерики реагировать, зависит, продолжит он свои эксперименты или прекратит.
Дети подчиняются нам, родителям, в двух случаях:
- когда им это выгодно;
- когда знают, что за «преступлением» непременно последует наказание.
Так что тактика ваша может быть очень простой:
- показать, что истерикой они ничего не добьются (нет выгоды);
- доказать, что они будут лишены чего-то приятного (лишить удовольствия - хорошее наказание).
Если ребёнок привык с помощью истерик регулярно добиваться своего, то, конечно, будет продолжать в том же духе много лет. До тех пор, пока хорошенько не усвоит: этот номер не пройдёт. Так что вся трудность не в его поведении, а в вашем отношении.
Практикум
Ваш малыш закатил истерику. Что делать? Главное - спокойствие, только спокойствие… Выучите правило трёх «НЕ»:
- не паниковать;
- не реагировать;
- не уступать.
Ребёнок постарается втянуть вас в диалог, словесный или действенный, то есть постарается, чтобы вы начали что-то делать.
- Очень твёрдо скажите «нет» и ни в какие споры, уговоры и переговоры не вступайте.
- Никаких шлепков и подзатыльников. Иначе у ребёнка появится «официальный» повод рыдать дальше, а вы, почувствовав свою вину, уступите.
- Истерика любит зрителей. Если она проводится дома, оставьте ребёнка одного (проверьте, чтоб «зона», где находится ваш ребёнок, была безопасной).
- Если уйти невозможно (например, истерика настигла ваше дитя на улице) - оставайтесь рядом, но сделайте вид, что эти вопли вам не мешают. (Да, понимаем, что трудно, зато действенно.) Не реагируйте на реплики прохожих! (Не поддавайтесь, даже если окружающие взывают к совести - ребёнка или вашей.) В конце концов прохожие пройдут, а ребёнок (и его фокусы) останутся при вас.
- Не уступать ни за что. Ребёнок должен понять, что манипулировать собой вы не позволите.
- Ждите. Время работает на вас. Ребёнок должен понять (и поймёт), что таким способом вас из равновесия не выведет и своего не добьётся.
- В переговоры можно вступать только тогда, когда ребёнок утихнет.
- О чём говорить? Обнимите и посочувствуйте: «Мне очень жаль, что ты не сдержался…», «Я знаю, тебе было плохо».
- Спросите, что он чувствует. Учите ребёнка выражать своё недовольство словами: как ни странно, но дети этого делать не умеют. Пусть ребёнок скажет, что он чувствует: «я злюсь», «мне обидно», «я расстроена». Такое словесное выражение своих чувств научит его снимать напряжение заранее, не доводя себя (и вас) до истеричного состояния.
1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....