Рекомендация для родителей: Развитие мелкой моторики у дошкольников.
консультация на тему
В настоящее время является актуальной проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Нужно обратить внимание, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melkaya_motorika_.docx | 19.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендация для родителей
Развитие мелкой моторики у дошкольников.
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев», – писал В. А. Сухомлинский
Уважаемые родители
Учёные доказали, что между мелкой моторикой рук и общим развитием ребёнка существует тесная связь. Пальчиковая гимнастика и упражнения, развивающие мелкую моторику, позитивно влияют на темпы и качество формирования речи. Поэтому целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями положительно влияет на речевое развитие ребенка. И все это напрямую готовит ребёнка к успешному обучению в школе.
В настоящее время проблема речевого развития детей дошкольного возраста становиться все более актуальной, ведь с каждым годом заметно возрастает количество детей с нарушениями речи.
В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования выделено речевое направление, которое направлено на достижение следующих задач: 1. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми; 2. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; 3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Пальчиковые игры помогают овладеть практическими навыками, облегчают развитие умения пользования карандашом, кистью, ножницами. Включение в занятие пальчиковых игр и упражнений вызывают у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывают неспецифическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга.
Проводя пальчиковую игру, нужно следить за правильной постановкой кисти ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Если упражнения вызывают у детей сложность, то нужно помогать ребёнку, удерживать остальные пальчики от неправильных движений. Указания должны быть спокойными, доброжелательными и чёткими. Нельзя требовать от ребёнка немедленного выполнения того или иного упражнения: отработав одну игру, постепенно переходим к другой. В процессе игры у ребёнка развивается слуховое внимание, вырабатывается координация движений как артикуляционная, так и двигательная.
О необходимости целенаправленной работы по развитию мелкой моторики написано немало статей, доказано, что развитие функциональных возможностей кистей рук положительно сказывается на становлении детской речи, и на их интеллектуальном развитии. Развитие движений пальцев подготавливает почву для последующего формирования полноценной речи.
Подборка рекомендуемых упражнений по развитию мелкой моторики дошкольников
«Горошина» Прокатывать горошинку пальцем по кругу, прижимая ее к столу по очереди с начало одной, потом другой рукой. | Дома я одна скучала, горсть горошинок достала. Прежде чем игру начать, надо пальчику сказать: «Пальчик, пальчик, мой хороший, ты прижми к столу горошек. Покрути и покатай и другому передай. | Цель: развивать тактильную чувствительность, координацию движений. |
«Игрушки» Прокатывание шарика с шипами между растопыренными пальцами от большого пальца к мизинцу и обратно сначала одной, потом другой рукой. Движения соответствуют тексту. | Я мячом круги катаю (между ладоней по кругу) Взад – вперед его гоняю (движения вверх–вниз) Им поглажу я ладошку А потом сожму немножко А теперь последний трюк Мяч летает между рук (переброс мяча из руки в руку) | Цель: развитие сложно- координированных движений пальцев и кистей рук, зрительно–моторной координации. |
«Осень» Растирать ладони шестигранным карандашом, движениями вверх–вниз | Если листья пожелтели Дождь холодный моросит Птицы к югу полетели Значит осень к нам спешит. | Цель: развивать тактильную чувствительность, моторную ловкость. |
«Деревья, грибы» Дети прокатывают мяч–прыгун по столу пальцами правой или левой руки. Движения сопровождают стихотворение. Обращать внимание на то, чтобы движения были круговыми. | Хочет белка все грибочки Поразвесить на сучочки, Чтоб когда придет зима Вдоволь кушала она. | Цель: развивать координацию движений, тактильную чувствительность. |
«Моя семья» Дети правой руки поочередно показывают пальцы левой руки с большого пальца до мизинчика. | Этот пальчик дедушка, Этот пальчик бабушка, Этот пальчик папочка, Этот пальчик папочка, Этот пальчик мамочка, Этот пальчик я- вот и вся моя семья! | Цель: развивать координацию движений, тактильную чувствительность. |
«Овощи» Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стихотворения. Движения должны быть слабыми, не давящими. | Вырос у нас чесночок Перец, томат, кабачок Тыква, капуста, картошка Лук, и не много горошка. | Цель: развивать тактильную чувствительность, моторную ловкость. |
«Наши пальчики» Дети сначала правой рукой поочередно показывают пальцы левой руки с большого пальца до мизинчика, затем левой на правой. | Палец большой- парень с душой. Палец указательный – господин влиятельный, Палец средний – тоже не последний, Палец безымянный- с колечком ходит чванно, А мизинец –наш малыш, Всех пугает- кыш-кыш-кыш! | Цель: развивать у детей точность движений, тактильную чувствительность. |
«Фрукты» Используется решетка для раковины. Дети поочередно шагают с начало одной, потом другой и обеими руками вместе по решетке, сопровождая игру произнесением стиха. | Будем мы варить компот Фруктов нужно много. Вот: будем яблоки крошить Грушу будем мы рубить, Отожмем лимонный сок Слив положим и песок. | Цель: учить выполнять движение одновременно двумя руками. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей . Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОНР
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОНР...
Методические рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста» .
«Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»...
Методические рекомендации для родителей "Развитие мелкой моторики у дошкольников"
Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. О том, какую работу необходимо проводить родителям задолго до школы....
Методические рекомендации для родителей: "Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников"
В своей работе мы опираемся на то, что для полноценного формирования навыков устной речи ребёнка важно развивать у него мелкую моторику рук. Современные научные данные подтверждают, что области коры г...
Рекомендации для родителей "Развитие мелкой моторики дошкольников в домашних условиях с использованием подручного материала"
этот материал поможет воспитателю познакомить родителей с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики, которые можно организовать в домашних условиях....
Рекомендации тифлопедагога для родителей «Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения в домашних условиях»
Дети с нарушением зрения получают ограниченную, а иногда и искажённую информацию об окружающем их мире. У них снижена познавательная и двигательная активность. Это сдерживает развитие чувствительности...
Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома» Консультация для родителей
Советы по развитию мелкой моторки дома...