Развитие мелкой моторики с помощью пластилина.
материал на тему

Родительское собрание: "Развитие мелкой моторики с помощью пластилина".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание.

Тема: «Развитие мелкой моторики с помощью рисования пластилином».

Ход беседы:

Дети подрастают, их психические процессы продолжаю развиваться и совершенствоваться. Устойчивость внимания возрастает, но по-прежнему зависит от степени заинтересованности ребенка. Он может сосредоточить свое внимание на неинтересном задании в присутствии взрослого 25-30 минут, а на интересном до 50 минут.

Но хотелось бы остановиться на развитии мелкой моторики детей. «Что это такое?» - спросите вы. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. А ведь это так необходимо детям.

«Для чего?» - опять спросите вы.  С одной стороны все очень просто, но если заглянуть глубже… Скоро ваши дети пойдут в школу, а значит столкнуться со многими трудностями.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Кроме того, учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Зачастую, первоклассники не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия»).

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Можно ускорить развитие мелкой моторики разными способами, которые вы можете использовать дома, например, такими:

  • Рисование или раскрашивание картинок.
  • Изготовление поделок из бумаги.
  • Изготовление поделок из природного материала.
  • Конструирование.
  • Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.
  • Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
  • Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков.
  • Всасывание пипеткой воды
  • Нанизывание бус и пуговиц
  • Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
  • Переборка круп.
  • Лепка из разных материалов (пластилин, тесто, глина).

Как часто вы даете пластилин детям дома? А напрасно!

Польза пластилина заключается в самой лепке, а не в ее результате. Важно, чтобы ребенок мял пластилин, отрывал от него кусочки, катал их между ладошками. 

Работа с пластилином способствует развитию сенсомоторики у детей - согласованность в работе глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости и точности в выполнении действий,

Работа с пластилином развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, активизирует мыслительную и речевую деятельность ребенка.

Детям нравится все нетрадиционное, и, поэтому я предложила детям не просто лепить, а рисовать пластилином. Рисование пластилином - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это еще и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости.

Такие занятие тренируют мелкие мышцы руки, делают ее движения сильными и координированными.

Посмотрите на работы ваших детей, они приготовили для вас ромашки. Обратите внимание, что серединка ее «выкрашена» пластилином. Я думаю, вы согласитесь со мной, что цветок будет выглядеть наряднее, если его дополнить каким-нибудь насекомым: божьей коровкой, бабочкой, пчелкой, стрекозой и т. д. И вот сейчас я предлагаю вам «дорисовать» ромашки ваших детей. А чем вы ее украсите – решайте сами.

Родители вместе с детьми лепят насекомых и украшают ими цветы.

Вот такой работой мы и будем заниматься в течение года, а вы можете вместе с ребенком рисовать такие картины для подарка своим близким.

Зачем необходимо развивать мелкую моторику 

Самый простой и эффективный способ подготовки руки к письму - это лепка из разных материалов (пластилин, тесто, глина), раскраски, обводки, рисование по контуру, по клеточкам и так далее. Такие занятие тренируют мелкие мышцы руки, делают ее движения сильными и координированными.

Обычнопринято считать, что поделки малышей не долговечны, и важен лишь сам процесс творчества, а совсем не результат. Конечно, это отчасти верно: для детей рисование или лепка — это в первую очередь увлекательная игра, а не труд, как для взрослых. Но чем старше становится ребенок, тем сильнее он хочет видеть плоды своей деятельности. И, конечно же, положительную реакцию на них родителей.

Некоторые психологи утверждают обратное: мол, результат труда должен радовать в первую очередь самого ребенка, а восхищение мамы и папы могут сделать малыша слишком зависимым от чужого мнения. Но если не родители, то кто же будет поощрять позитивную детскую деятельность? Как иначе ребенок поймет, что созидать — хорошо, а вот ломать — плохо? Лично я считаю, что кособокая вазочка, с любовью и интересом сделанная малышом, куда лучше, чем ее отсутствие.

В философии многих народов есть такое понятие, как «внутренняя красота» - она может быть как у человека, так и у вещи. И именно мама с папой должны как можно раньше научить ребенка ценить не только внешний блеск, но и внутренний свет — свет доброты, творчества, дружбы... Будет очень здорово, если родители смогут сохранить результаты творчества малыша — картинки, фигурки, вышивку... А через несколько лет, когда ребенок подрастет, сказать ему: «Погляди, ты уже в 3 (5, 7...) лет мог сделать что-то интересное, и если постараешься, то в будущем у тебя получится еще лучше». Потом, когда ребенок повзрослеет, это поможет ему стать уверенным в своих силах человеком, и маленькие неприятности — хоть в учебе, хоть на работе — не смогут его сломить. Ведь теперь он будет знать, что главное — приложить усилие, и все сложится удачно!

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку: Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому в нашем детском саду развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание. Обычно острую необходимость в этом испытывают дети подготовительной группы к школе, готовящиеся к освоению сложнейшего навыка – навыка письма. Но в нашем детском саду ведется работа по развитию мелкой моторики, начиная с группы раннего возраста. Ежедневно, за 3–5 минут до обеда, сидя уже за столами мы играем с детьми в пальчиковые игры. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно, и используешь разнообразные приемы, то она становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Родителей должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. В этом случае ребенок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток можно выявить, предложив малышу нарисовать одним движением окружность, диаметром примерно 3-4 см (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: он нарисует вам вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или рисовать ее он будет в несколько приемов, передвигая руку.

В результате целенаправленного и систематического обучения на этих занятиях ребенок научится ориентироваться на листе, складывать его, что разовьет координацию его рук и обеспечит ему глазной контроль за движением руки с тем или иным инструментом. Он будет свободно владеть техникой линейной графики, что в дальнейшем позволит
 избежать проблем с почерком и другими навыками письма. Разовьются его способности к анализу и синтезу впечатлений от окружающего мира, выработается сознательный подход к выбору тем, сюжетов, графических техник. Сформируются понятия о плоскости, рельефе, объеме, пространстве и времени, что позволит ему в дальнейшем учиться без лишнего напряжения психических и физических сил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики с помощью "Су-Джок"-терапии

"Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев" - В.А.Сухомлинский...

Презентация. Развитие мелкой моторики с помощью дидактических игр в разных областях образовательной деятельности.

В этой работе показаны примеры разных дидактических игр,которые я использую в своей работе,направленные на развитие мелкой моторики.Ведь мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, в поцессе ...

Развитие мелкой моторики с помощью природного материала

Рекомендации для родителей старших дошкольников...

Развитие мелкой моторики с помощью природного материала

Рекомендации для родителей старших дошкольников...

Развитие мелкой моторики с помощью игр с использованием нестандартного оборудования.Картотека игр.

"Представление, что при любом двигательном тренинге... упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов" Н.А БерштейнБольше всего на свете реб...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по развитию речи на развитие мелкой моторики «На помощь лесной фее»

Цель: -Закреплять умение отгадывать загадки, называть правильно детенышей животных. - Развивать связную и правильную оформленную грамматически речь. - Совершенствование координации движений, мелко...