"Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду"
консультация (младшая группа) на тему

Особенности возраста  2-3 лет. Что такое адаптация? Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду. Советы взрослым.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_pomoch_rebenku_adaptirovatsya_k_detskomu_sadu.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду

(советы взрослым родителям)

Кажется, еще вчера ваш малыш делал свои первые шаги. Время летит незаметно, и вот уже маме пора выходить на работу - а это значит, что пришло время отдавать его в детский сад. Что ждет вашего кроху за стенами садика, быстро ли он привыкнет, будет ли часто болеть. Вопросы, сомнения, переживания естественны для родителей, ведь на 4-5 лет детский сад станет частью вашей жизни, от него во многом будет зависеть и развитие, и здоровье, и душевное благополучие ребенка. Поэтому очень важно, сможет ли ваш малыш успешно адаптироваться к детскому саду, и помочь ему в этом  задача не только воспитателей. В первую очередь - это забота мамы и папы. На момент поступления ребенка в детски сад, родителям необходимо познакомиться с информацией о психологических особенностях своего чада.   Для детей 2-3 летнего возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.

 На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.  Дети начинают ориентироваться в своих действиях на культурную модель, воспроизводимую взрослым. И вот вы с малышом на пороге детского сада. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. Отрыв от дома, близких и родных и встреча с новыми взрослыми людьми и незнакомыми детьми может вызвать у ребенка нехарактерное для него беспокойство. Малыш воспринимает эту ситуацию как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Впереди - трудный период привыкания (адаптация).

Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Адаптация к детскому учреждению, одна из самых характерных трудностей в воспитании детей раннего возраста, поскольку именно в этот период детства ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Согласно социологической энциклопедии слово "адаптация" (от латинского слова «adaptare» приспособление) означает процесс, в ходе которого личность приспосабливается или осваивает новые для себя социальные условия, или новую социальную среду.

 С момента поступления ребенка в садик, начинается более самостоятельная жизнь малыша. Ребенок попадает не просто в новые условия, а новую психологическую атмосферу, приобретает новый статус. От того насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, и от того, как организуют период его адаптации воспитатели, зависят и течение адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша.

 Как правило, эмоциональное состояние детей с проблемами в адаптации характеризуется преобладанием ярко выраженных отрицательных эмоций (гнев, ярость) и состояний, таких как: эмоциональная напряженность, беспокойство, тревожность. В поведении детей нередко преобладают страхи: ребенок побаивается идти один в незнакомое место, боится, что мама может не забрать сто вечером.  Одним из показателей того что адаптация идёт не совсем удачно, является тот факт, что ребёнок отказывается общаться с воспитателем и детьми, спокойно выполнять требования режима, его познавательная активность снижается.  Для детей с трудностями в адаптации, характерен плохой и беспокойный сон, отказ от пищи, ухудшения состояния здоровья в целом.

Воспитатель, тот человек, который помогает ребенку успешно пройти период адаптации, мобилизировать силы малыша. В детском саду ребенок учится социальному взаимодействию со сверстниками и взрослыми (воспитателями), что, несомненно отличается от общения  в семье. Кроме того, ребенок учится принимать решения самостоятельно, отстаивать свою позицию, идти на компромисс или защищаться. В саду у ребенка появляется возможность проявить себя, он более самостоятельный, так как рядом нет мамы (бабушки),  которая за него уберет игрушки или покормит с ложечки, в саду ребенок выполняет все то, что необходимо согласно его возрасту, в том числе и ухаживает за собой. При посещении детского сада у ребенка формируется режим питания, сна и бодрствования, что полезно для здоровья и позволяет верно, распределить силы.

Основная работа по адаптации ребенка к детском саду ложится на плечи воспитателей, но родителям тоже по силам внести свою лепту в этот непростой процесс.  Итак, давайте разберемся, в чем же состоит помощь родителей при адаптации ребенка?

  • Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях.
  • Соблюдайте режим дня, близкий к режиму в садике. Не меняйте его даже в выходные. Тогда ранние подъёмы не будут причиной плохого настроения ребенка.
  •  Никогда не пугайте  ребенка детским садом:
  • Поддерживайте и настраивайте ребенка на положительное отношение к детскому саду.
  • В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного, побудьте с ним какое-то время. Не опаздывайте,  особенно в первые дни забирайте ребенка вовремя.
  • Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уговорить оставить ее переночевать в садике, чтобы ребёнок наутро снова с нею встретился.
  • Оставляя ребенка в садике, не показывайте ему свою озабоченность. Нужно весело попрощаться с ним, объяснить, что ему будет хорошо с другими детьми, с которыми так интересно играть.
  • укреплять здоровье ребенка, так как стресс, который ребенок переживает в новых условиях, сам по себе снижает защитные силы организма;
  • избегать критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников

Помогите своему малышу  освоить навыки самообслуживания.

Адаптацию можно считать законченной, если у ребенка нормальный аппетит, сон, обычное активное поведение.

Будьте терпеливы, проявляйте заботу и внимание к своему малышу, и тогда у него обязательно все получится!

Литература:

«Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям. «Автор: А.С. Русаков  Издательство:  Речь. Год выпуска: 2010.

Т.Н. Зенина «Родительские собрания в детском саду». Педагогическое общество России 2006г.

Программа и  руководство по воспитанию, образованию и развитию детей двух-трех лет. Радуга. Москва Линка-пресс,1996г.

Дошкольная педагогика, апрель,2007г.

http://www.tvoyrebenok.ru/adjusting_to_kindergarten.shtml

http://mamuli.info/blog/malishi

http://www.7ya.ru

http://www.maam.ru

http://www.smishlenok-club.ru

Атякшева, Т. Дети могут быть счастливы в детском саду // Воспитание дошкольников. – 2009. – №1. – С. 52-63.

Баданина, Л. Организация адаптации родителей к детскому саду // Дошкольное воспитание. – 2007. - №5. – С. 100-102.

Доронова, Т. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы // Обруч. – 2006. - №5. – С. 32-34.

Литература:

«Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям.»Автор: А.С. Русаков  Издательство:  Речь. Год выпуска: 2010.

Русаков А.С. «Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям.» Сборник.

Т.Н. Зенина «Родительские собрания в детском саду». Педагогическое общество России 2006г.

Программа и  руководство по воспитанию, образованию и развитию детей двух-трех лет. Радуга. Москва Линка-пресс,1996г.

Дошкольная педагогика, апрель,2007г.

http://www.tvoyrebenok.ru/adjusting_to_kindergarten.shtml

http://mamuli.info/blog/malishi

http://www.7ya.ru

http://www.maam.ru

http://www.smishlenok-club.ru

Атякшева, Т. Дети могут быть счастливы в детском саду // Воспитание дошкольников. – 2009. – №1. – С. 52-63.

Баданина, Л. Организация адаптации родителей к детскому саду // Дошкольное воспитание. – 2007. - №5. – С. 100-102.

Доронова, Т. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы // Обруч. – 2006. - №5. – С. 32-34.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мини эссе: "Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду".

Знак       Знакомство   ребёнка с миром, где он остаётся один на  один со сверстниками, не может немедленно прибегнуть к защите (а порой просто совету, ласке мамы, папы, бабуш...

«Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?»

Большинству детей бывает крайне тяжело адаптироваться к детскому саду.Чтоб не травмировать психику ребенка во время адаптации, важно полное взаимопонимание родителей и воспитателей....

Буклет "Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду"

Буклет для родителей, чьи дети готовятся к посещению детского сада....

Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду

Заочное коСкоро в детский сад!Как  помочь ребенку адаптироваться в детском саду? ·   Объясните когда и восколько вы заберете его из детского сада ( когда ты позавтракаешь, поиграеш...

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду

Советы родителям по адаптации детей к дошкольному учреждению...