Чтобы знали дети, должны знать взрослые
консультация (подготовительная группа) по теме

Комиссарова Наталья Евгеньевна

О вопросах патриотического воспитания для воспитателей и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patriotizm.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Чтобы знали дети, должны знать взрослые» (о вопросах патриотического воспитания для воспитателей и родителей).

        ПЛАН СЕМИНАРА

I. Теоретический блок

1. Основные понятия, необходимые в работе по патриотическому воспитанию.

2. Нормативно-правовое обеспечение работы по патриотическому воспитанию.

3. Задачи патриотического воспитания в ДОУ.

4. Методические приемы  и формы организации работы по патриотическому воспитанию.

5. Содержание работы по патриотическому воспитанию в разных возрастных группах.

6. Реализация задач патриотического (нравственного) воспитания через парциальные программы.

7. Задачи патриотического воспитания в свете требований пр. № 655 от 23 11.2009г.

8. Методическое сопровождение работы по патриотическому воспитанию.

II. Практический блок

1.  «Это нужно знать» - календарь памятных дат.

2. Разработать программное содержание к занятию «Моя семья» в разных возрастных группах.

З. Анализ методической литературы, используемой в  организации работы с детьми по патриотическому воспитанию.

«Чтобы знали дети, должны знать взрослые» (о вопросах патриотического воспитания для воспитателей и родителей).

  • А что же такое патриотизм? Патриотизм  - это преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу, это естественное человеческое чувство, глубокая духовная привязанность к семье, дому, Родине, природе, толерантное отношение к другим людям.

  • С какого возраста мы прививаем детям патриотизм?  - с рождения

  • Что такое гимн? Гимн – это официально принятая торжественная песнь в честь государства.
  • Государственный флаг – это один из важнейших атрибутов государства, символ государства, национального суверенитета, отличительный знак государства.
  • Государственный герб – отличительный знак, официальная эмблема государства, изображается на знамёнах, печатях, денежных знаках и других официальных.

  • 13.03.1995г. вступил в силу Федеральный закон № 32-ф3 «О Днях воинской славы и памятных датах России (Принят Госдумой 10.02.1995г.);
  • Государственные программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”, “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы”, утвержденные соответствующими Постановлениями Правительства РФ;
  • Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 13 марта 1995 г. №32-Ф3 “О днях воинской славы (победных днях) России” (с изменениями от 22 августа 2004 г.); письмо Министерства образования РФ от 2 апреля 2002 г. №13-51-28/13 “О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении”;
  • Письмо Министерства образования РФ от 1 марта 2002 г. №30-51-131/16 “О рекомендациях “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации”;
  • Письмо Министерства образования РФ от 15 января 2003 г. №13-51-08/13 “О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации”;
  • Письмо Министерства образования РФ от 10.05.01г. № 22-06-626 “Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов РФ”;
  • Письмо Министерства образования РФ от 02.04.02г. № 13-51-28/13 “О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении”;
  • Письмо Министерства образования РФ от 31.01.01г. № 90/30-16 “ О направлении обобщенных материалов по итогам проведения Всероссийского родительского собрания и методических рекомендаций о взаимодействии образовательного учреждения с семьей”;
  • Постановление от 05 Октября 2010 г. N 795 Правительством Российской Федерации "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы".

      Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации

от 5 октября 2010 г. N 795

  • Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы ", является продолжением государственных программ "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы" и "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы", сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации.;
  • 11.07.2005г. Правительство России утвердило Постановление №422 «О Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Р. Ф.  на 2006 – 2010г.».

Во всех дошкольных и учебных заведениях в программу обучения детей было заложено патриотическое воспитание подрастающего поколения.

                       Задачи патриотического воспитания:

  • Развивать чувства привязанности к своему дому, д/саду, друзьям, близким,
  • Формировать любовь к родному краю, малой родине, приобщение к природе, культуре, традициям,
  • Формировать представление о России, Москве столицы России,
  • Воспитывать уважение к культурному прошлому: Музыка, изобразительная деятельность, художественная литература,
  • Воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России.

Методические приёмы по патриотическому воспитанию:

  • Словесные:
  • Беседа,
  • Чтение художественной литературы,
  • Заучивание стихотворений.
  • Наглядные:
  • Игровая и познавательная мотивация,
  • Демонстрация диафильмов и видеофильмов,
  • Рассматривание иллюстраций и фотографий,
  • Использование натуральных предметов и объектов.
  • Практические:
  • Творческие задачи,
  • Дидактические игры и дидактические упражнения,
  • Ролевая и режиссерская  игра,
  • Слушание музыки,
  • Целевые прогулки и экскурсии,
  • Развлечения.
  • Развивающие методы и приемы:
  • моделирование;
  • проблемные ситуации.

               Формы работы по патриотическому воспитанию:

  • Целевые прогулки,
  • Экскурсии,
  • Встреча с ветеранами,
  • Занятия (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные),
  • Праздники и развлечения.

 Содержание патриотического воспитания по «Программе воспитания и обучения детей» М. А. Васильевой:

Младший дошкольный возраст:

  • Воспитание интереса к трудовой деятельности взрослых,
  • Формировать опыт поведения в среде сверстников
  • Воспитание любви к родным и близким,
  • Воспитание отзывчивости на музыку и пение, понимание произведений изобразительно искусства, литературы.
  • Знать свой дом и квартиру,
  • Называть своё имя и имена членов семьи,
  • Напоминать детям название родного города, в котором живут,
  • Напоминать и. о. сотрудников д/сада: музыкального руководителя, медсестры, заведующей,
  • Знакомить с правилами дорожного движения,
  • Знакомить с трудом работников д/сада: медсестра, повар, воспитатель.

Средний дошкольный возраст:

  • Дать первоначальное представление о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь)
  • Учить ориентироваться в помещениях д/сада,
  • Закреплять правила дорожного движения,
  • Воспитывать любовь к родному краю,
  • Дать представления о государственных праздниках,
  • Рассказать о Российской армии: моряки, лётчики, пограничники,
  • Знакомить с профессиями: шофёр, почтальон, продавец, врач.
  • Вызвать интерес к профессиям родителей.

Старший дошкольный возраст:

  • Расширять представления о родной стране, государственных праздниках,
  • Россия много - национальная страна, воспитывать уважение к людям разных национальностей и  их обычаям,
  • Познакомить с флагом, гербом, гимном страны.
  • Ознакомить с военной техникой,
  • Познакомить с трудом взрослых: строители, земледельцы, работники транспорта и связи,
  • Знать название родного города, страны, её столицу,
  • Знать домашний адрес и телефон, ф. и. о. родителей, их профессии.
  • Уметь рассказать о наградах своих дедушек, бабушек, родителей,
  • Свободно ориентироваться в помещениях д/сада и на участке садика,
  • Соблюдать правила дорожного движения и техники безопасности, знать дорожные знаки,
  • Знать о героях космоса, первом космонавте,
  • Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти погибших бойцов,
  • Рассказать о разных странах на планете, учить уважать чужие традиции, обычаи.

Реализация задач патриотического (нравственного) воспитания через парциальные программы.

О.С. Ушакова «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду».

Младший возраст:

 Фото альбом «Моя семья», Д/игра «Профессии»

 Цель: Называть членов семьи по именам. Знакомить детей с профессиями повар, медсестра.

Средний возраст:

Фото альбом «Моя семья», «Наш детский сад», «Чем мы занимаемся».

Старший возраст:

Д/игра «Профессии», альбомы «Моя семья», «Наш детский сад». Чтение художественной литературы, заучивание загадок, пословиц, поговорок, стихотворений.

Парциальная программа Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности»

Младший дошкольный возраст:

Фотоальбом «Моя семья», д/игра «Семья», д/игра «Безликая кукла», иллюстрации «Опасные предметы», «Мир вокруг меня», книжки – малышки «Берегите животных», «Берегите растения», д/игра «Как растёт живое».

Старший дошкольный возраст:

Иллюстрации «Правила поведения в общественном месте», фото альбом «Моя семья», д/игра «Школа изящных наук» (этикет), иллюстрации, схемы -  «Правила поведения в природе», «Съедобные – несъедобные грибы», альбом «Ядовитые грибы и ягоды», «Зелёная аптека», «Кошки и собаки – друзья и враги человека».

Программа С. Н. Николаевой «Юный эколог».

Младший возраст:

Яркие сюжетные картинки с изображением разных мест планеты и разных частей суток, д/игра «Овощи», «Фрукты»,  «Растения», «Деревья».

Средний возраст:

Слайд – фильмы из серии «Географическая картина мира», «Ландшафты Земли», «География России», «Атлас для дошкольников», картинки с правилами охраны здоровья, книги со стихами об охране природы.

Старший возраст:

Глобус, кары: «Россия» (физические, политические, зоологические), «Мир», «Нижегородская  область», «Городецкий район»; макеты или план схемы: «Группа», «Улица», «Город»; портреты космонавтов; альбом «Птицы и животные родного края», «Красна книга» - России, родного края, мира, Иллюстрации «Правила безопасности в лесу».

Парциальная программа О. А. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Младший возраст:

Макет «Русская изба», игрушки обитатели «избы» (люлька, сундук, печка, рукомойник, чугунок, самовар, корыто, глиняный горшок); ознакомление с художественной литературой: потешки, р. н. с., заклички, колыбельные песенки; народный инструмент – гусли.

Средний возраст:

Макет «Русская изба» (прялка и веретено шерсть, спицы, скалка, деревянные ложки; кукла в народном костюме, ознакомление с художественной литературой: пословицы, поговорки, дразнилки, небылицы; музыкальные инструменты – рожок, балалайка, деревянные ложки, гусли, свистулька.

Старший возраст:

Макет «Русская изба» (серп, корыто, тяпка, глиняная посуда – кувшин, крынка, плошка, утюг на углях, жернова, лучина, свеча, керосиновая лампа, лоскутное одеяло), предметы с Городецкой росписью, учить народные приметы, пословицы, поговорки о  хлебе, о мастерстве, о предметах обихода, д/игры «Что как называется?», «Составь узор» (Городецкая роспись), знакомить с традициями (колядки, частушки, обрядовые песни), наборы открыток, фото Н. Новгород, Нижегородский кремль, предметы Хохломской, Палевской, Гжельской росписи, иллюстрации Русского народного костюма», русская матрёшка, д/игра «Кому, что нужно для работы» (плотник, хлебороб).

Парциальная программа С. А. Козловой  «Я – человек».

Младший возраст:

Картинки с эмоциями; альбомы «Мы помогаем дома»; альбом фотографий «Моя семья»; альбом «Наши мамы (папы) на работе»; картинки с изображением простых трудовых действий; книги с потешками, сказками; матрёшки, бирюльки.

Средний возраст:

Альбом «Как я помогаю дома»; куклы, отображающие разных членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка); фотоальбомы о семье; д/игра «У нас порядок такой»; атрибуты для игры «Семья», «Детский сад». Картинки с изображением людей разных профессий, фотоальбом «Наша мамы на работе»; д/игра «Кому это нужно»; предметы народно-прикладного искусства; фотоальбом «Мой любимый город»; наглядный материал о столице России, о красивых местах страны; Макеты детский сад, участка. Флаг России, куклы в национальных костюмах.

Старший дошкольный возраст:

Иллюстрации и фото с изображением детей (взрослых) разных национальностей, с разным цветом волос, кожи, глаз. Наглядный материал о населении нашей планеты. Наши эмоции (модели), д/игра «Что так, что не так» (закреплять правила поведения в общественных местах). Энциклопедии с разделами «Великие учёные», «Изобретатели», «Всё о космосе». Куклы, отображающие разных членов семьи, куклы отражающие принадлежность к другой расе, национальности, куклы в русских костюмах, костюмах народов России; фотоальбомы семьи, пособие «Свод законов». Фотоальбомы с фотографиями помещений д/сада, сотрудников, праздников, развлечений. Схема – план группы, детского сада, макет «Наш детский сад». Режиссерские игры «Семья», «Детский сад», «Школа». Иллюстрации «Все работы хороши», «Мамы всякие нужны», д/игра «Кому, что нужно для работы», лото «Кем быть?»; куклы отображающие людей разных профессий. Иллюстрации «Как мы отдыхаем», «Вместе с мамой, вместе с папой». Альбомы с изображением отдыха в городе, стране, в театре, в музее, достопримечательности, красивые панорамы, всенародные праздники, обычаи в проведении отдыха. Географическая карта, флаг России. Картинки с изображением герба, всенародные праздники России, фотоматериалы , открытки о Москве, Н. Новгороде и др. красивых городов, достопримечательности страны. Портреты знаменитых людей (учёные, писатели космонавты и др.). Предметы народно-прикладного искусства, д/игра «Моя страна, мой народ».

Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Весёлый рюкзачок».

Через программу «Весёлый рюкзачок» решаются следующие задачи по нравственно – патриотическому воспитанию старших дошкольников:

  • Знакомство с историей и культурой родного края,
  • Принятие ребёнком целостного идеала родной культуры как личностно значимого.

Задачи туристического воспитания:

  • Физическое воспитание дошкольников,
  • Коммуникативное воспитание,
  • Туристическое воспитание,
  • Познавательное воспитание:
  • Формировать устойчивый интерес к природе родного края, к окружающему миру,
  • Развитие психических познавательных процессов:
  • Развивать любознательность, устойчивый интерес к природе родного края,
  • Расширять объем знаний о родном крае – улице, районе, городе, области, социально – культурных и исторических объектах,
  • Формировать устойчивый познавательный процесс к  разным видам туризма, общению с разными людьми, получению новой информации об окружающем мире.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Приказ №655 от 23 ноября 2009г. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В главе «Требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования», отмечается, что процесс по нравственно – патриотическому образованию должен проводиться систематически через все образовательные области «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

  • Работа в области «Здоровье» направлена на охрану здоровья детей через решение задач:
  • Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
  • Работа в области «Безопасность» через задачи:
  • Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения, передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства,
  • Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
  • Работа в области «Социализация» через задачи:
  • Развитие патриотического, нравственного воспитания через игровую деятельность,
  • Приобщение к элементарным общепринятым нормам правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе с представителями разных национальностей),
  • Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
  • Работа в области «Труд» через задачи:
  • Воспитание первичных представлений к собственному труду, труду других людей и его результатам,
  • Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
  • Работа в области «Познание» через задачи:
  • Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
  • Работа в области «Коммуникация» через задачи:
  • Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, (людьми других национальностей и мировоззрений),
  • Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
  • Работа  в области «Чтение художественной литературы» через задачи:
  • Приобщение к словесному искусству, в том, числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
  • Работа в области «Художественное творчество»  направлена на развитие потребностей детей в самовыражении через задачи:
  • Развитие продуктивной деятельности детей (рисование «Моя мама на работе», аппликация «Военная техника», лепка «Это нужно повару»…)
  • Развитие детского творчества (концерт « День защитника Отечества»,  «Мамин день – восьмое марта»…)
  • Приобщение к изобразительному искусству (Коллективная работа «Мы люди одной планеты»…)
  • Работа в области «Музыка» задачи:
  • Приобщение к музыкальному искусству.

                                                 Литература.

1. Алёшина Н, В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.: 2008г.

2. С чего начинается Родина. Под ред. Кодрыкинской Л, А. - М.: ТЦ, 2003г.

3.. Зеленова Н, Г, Осипова Л , Е. Мы живём в России. – М.: 2008г.

4. Зацепина М, Б. Дни воинской славы, патриотическое воспитание дошкольников. - М.: Мозаика – Синтез, 2008г.

5. Дошкольникам о защитниках Отечества. Под ред. Кондрыкинской Л, А - М.: ТЦ, 2005г.

6. Алексеев С, П. Сто рассказов из русской истории. – М.: Юридическая литература, 1991г.

7. Данилов С, Ю., Никитин В, М. Очерки истории Отечества.– М.: Учебное пособие, Дошков и К, 2000г.

8.. Зацепина М, Б., Антонов Т, В. Праздники и развлечения в детском саду. Под ред. Комаровой Т, С. – М.: Мозаика – Синтез, 2005г.

9. Князева О, Л., Маханёва М, Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

10. Журнал Ребёнок в детском саду.  №4 2001г. Г. Юдина Патриотическое воспитание.

11. Журнал  Дошкольное воспитание.  №4 2001г.  Программа Весточка.

12. Большакова Л, И. Воспитание у детей любви к родному краю./Детство. №4, 2000г. с.42.

13. Романова  Е, А., Мамошкина А, Б. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005г.

14. Ривина Е, К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. – М.: Мозаика – Синтез, 2008г.

15. Саулина Т, Ф. Три сигнала светофора. – М.: Мозаика – Синтез, 2009г.

                                            Памятные даты:

  • 22 августа – День Российского флага (1991г. – в этот день спустя298лет бело- сине-красный стяг вновь стал государственным флагом России)
  • 4 ноября День Единения России,
  • 23 февраля День защитника Отечества,
  • 8 марта Международный Женский день,
  • 9 мая День Победы.

Разработать программное содержание занятия «Моя семья» в разных возрастных группах.

Мл. дошкольный возраст. «Моя семья»

Программное содержание: Познакомить детей с понятием «Семья». Закреплять умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семья, называть их. Развивать чувства любви, доверия. Воспитывать привязанность ребёнка к семье, любовь и заботливое отношении к членам своей семьи.

Ср. дошкольный возраст  «Моя семья»

Программное содержание: Дать детям первоначальное представление о родственных отношениях (мам, папа, сын, дочь, брат, сестра). Закреплять умение определять наименования родственных отношений в семье и называть всех членов семьи. Расширять кругозор, развивать речевую активность. Воспитывать любовь, к членам своей семьи, привязанность.

Старший дошкольный возраст «Моя семья»

Программное содержание: Расширять представления детей о семье. Учить ориентироваться в родственных отношениях. Пополнять знания детей о родных им людях, прививать любовь к ним. Формировать представление  о представителях разных профессий, их труде. Закреплять знание детьми  профессий родителей и других членов семьи. Развивать коммуникативные умения. Формировать способность использовать символические средства в играх и других деятельностях.

Анализ методической литературы по патриотическому воспитанию.

 Кондрыкинская Л,А.  Дошкольникам о защитниках__Отечества.-  М.: ТЦ, 2005г.

Это методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. В книге предлагаются конспекты занятий и развлечения для старших дошкольников по разделам: «Богатыри – защитники земли Русской», «Дошкольникам о войне 1812г.», «Расскажем детям о Дне Победы». В приложении книги напечатаны стихотворения, которые можно использовать как составляющие занятия.

Алёшина Н, В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. - М.: 2008г. (старшая и подготовительные группы)

В книгах разработаны перспективные планы занятий на весь учебный год. Оба пособия выстроены по следующим темам: семья, детский сад, родной город, наша Родина, труд взрослых, предметный мир. Пособия представляют собой разработку практической деятельности по разделу «Ребёнок и окружающий мир», предлагается ежедневное планирование работы воспитателя на занятиях и вне их. Занятия построены в форме диалога, где детям предлагаются вопросы на размышление, предположения.

С чего начинается Родина. Под ред. Кодрыкинской Л, А. - М.: ТЦ, 2003г.

В пособии разработаны конспекты занятий по темам «Мой дом – моя семья», «Русская народная культура», «Столица нашей Родины – Москва», «Земля – наш общий дом», «Защитники Отечества», прилагаются таблицы с перспективным планированием по темам в разных возрастных группах.

Зеленова Н, Г., Осипова Л, Е. Мы живём в России. – М.: 2008г.

Это пособие по гражданско–патриотическому воспитанию детей 5-6лет. Разработан перспективный план, подобраны конспекты занятий, утренники, развлечения. Предлагаемые занятия связаны между собой тематически и представляют целостную картину сведений о родном крае, культуре, родной стране – России, её прошлом и настоящем. В книге есть подборка пословиц и поговорок, авторские дидактические игры, которые способствуют гражданскому воспитанию дошкольников.

Зацепина М, Б., Антонов Т,В. Праздники и развлечения в детском саду. Под ред. Комаровой Т,С. – М.: Мозаика – Синтез, 2005г.

В пособии представлена методика работы, по патриотическому воспитанию посвящённая Дню защитника Отечества, разработаны сценарии праздников и развлечений, интегрированные блоки и конспекты занятий, есть подборка пословиц и поговорок о защите Родины и её защитниках., а так же есть перечень картин для бесед с детьми по данной теме, есть перечень музыкальных произведений для слушания и разучивания, подобрана литература для чтения детям.

Ривина Е, К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. – М.: Мозаика – Синтез, 2008г.

В книге даются методические рекомендации по ознакомлению детей с семьёй и родословной, а также конспекты занятий и досугов. В приложении данной книги есть теоретические материалы по составлению родословной, как определить степень родства, духовное родство, рассказано о способах ведения и оформления родословной. Есть генеалогические таблицы, древо и росписи. Пособие предназначено для работы с детьми 2 – 7лет.

Саулина Т, Ф. Три сигнала светофора. – М.: Мозаика – Синтез, 2009г.

В пособии разработаны конспекты занятий, игры, развлечения по ознакомления дошкольников 3 -7лет с правилами дорожного движения. В приложении книги предложен литературный материал для чтения и заучивания наизусть, а также есть иллюстрации дорожных знаков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что должны знать взрослые о ПДД

Рекомендации для родителей...

Консультация для родителей "Что дети должны знать о пожаре"

Консультация для родителей "Что дети должны знать о пожаре"...

Развлечение по безопасности дорожного движения "Правила дорожные, дети должны знать"

Формирование у детей устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах, развитие двигательной активности....

Что дети должны знать о снеге.

Снег - это атмосферные осадки, состоящие из  кристаликов льда. Кристалы - это застывшие капельки влаги. Снег бывает сухой, скрипучий и мокрый,  из такого можно лепить и играть в снежки,...

Что дети должны знать по ознакомлению с ПДД в разных возрастных групп

Что дети должны знать по ознакомлению с ПДД в разныхвозрастных групп  Старшая группаВ предшествующих группах дети знакомились с некоторыми правилами дорожногодвижения. В старшей группе предс...