Консультация для родителей: «Сказка спешит на помощь!»
консультация на тему

Михайлова Татьяна Викторовна

Иногда бывает трудно вывести ребенка на откровенный разговор, побеседовать с ним по душам. А с помощью сказок мы можем заглянуть в его внутренний мир, в который, по разным причинам, он никого не хочет впускать.

Испокон веков существует традиция, когда взрослые рассказывают детям сказки, а те слушают их с огромным интересом, восторгом и ожиданием. Но не все родители догадываются, что в эти моменты можно разрешить немало проблем, с которыми сталкиваются дети.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_skazka_speshit_na_pomoshch.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Сказка спешит на помощь!»

Иногда бывает трудно вывести ребенка на откровенный разговор, побеседовать с ним по душам. А с помощью сказок мы можем заглянуть в его внутренний мир, в который, по разным причинам, он никого не хочет впускать.

Испокон веков существует традиция, когда взрослые рассказывают детям сказки, а те слушают их с огромным интересом, восторгом и ожиданием. Но не все родители догадываются, что в эти моменты можно разрешить немало проблем, с которыми сталкиваются дети.

Грустная история

Порой приходится наблюдать, что веселый неунывающий ребенок вдруг становится молчаливым, скрытным, замкнутым. Ваши вопросы только нервируют его. И здесь самое время позвать на помощь сказку.

Попробуйте сочинить и рассказать ребенку незатейливую сказочную историю, где с вымышленным героем происходят события, схожие, по вашему мнению, с теми, которые в данный момент напрягают и нервируют ребенка. Ее можно придумывать и вдвоем, дав волю детской импровизации. В такой близкой ребенку сказочной форме ему легче будет увидеть, изложить и принять свою проблему. В процессе сочинения сказки он подсознательно начинает переносить историю героя на свой жизненный сценарий. Для сказочного героя ему легче придумать выход из затруднительного положения – тот, который он предпочел бы для использования в своей ситуации, ведь в сказках можно всё!

Маленький герой

Часто приходится слышать: «Мама, папа, послушайте, какую сказку я придумал(а)!» К сожалению, многие взрослые на подобный детский эмоциональный порыв не реагируют должным образом. Чаще всего им просто лень выслушивать «детский лепет». Но в подобных ситуациях родители должны найти несколько минут для своего чада. Конечно, это может оказаться на самом деле очередная байка про соседскую собачку или монстрика из мультфильма. Но зачастую дети таким образом пытаются привлечь к себе родительское внимание. И в сочиненной сказке о маленькой принцессе или истории о соседском мальчике они подразумевают себя (свои страхи, сомнения, тайные желания) и события, происходящие с ними (в семье, в детском саду).

В такие моменты не отталкивайте детей, а попытайтесь услышать их. И вы узнаете о вашем ребенке, его переживаниях много нового и сможете помочь ему в разрешении его проблем, трудностей.

Важный акцент

Действие сказок очень многогранно. Оно проникает во все уголки детского сознания и в кроющиеся в нем проблемы. Главное – подобрать такой сюжет, который будет напоминать ситуацию, где ребенку требуется помощь. Наиболее часто в детском возрасте встречаются такие проблемы, как неприятие себя, неконтролируемые вспышки агрессии, плаксивость, эгоизм, плохая успеваемость, замкнутость и т. д.

Как уже говорилось, сказки можно придумывать самим, но лучше, конечно же, вовлекать в этот процесс напрямую ребенка. Вначале, например, можно заинтересовать его названием истории, где будет проглядывать связь между основной темой сказки и проблемой ребенка: «Принцесса, которая не нравилась сама себе», «Очень злой королевич», «Фея-плакса», «Зазнавшийся принц», «Волшебник, который плохо учился» и т. п. Может быть, сразу, а может, постепенно, по ходу заинтересованности сюжетом, дети начнут отождествлять себя с героями новой сказки.

Проблемы

Но сочинить сказку – это половина дела. Рассказав сказку, побеседуйте о проблемах ее героев. Например, «А что бы ты посоветовал принцу, если бы ты его встретил?» или «Правильно ли поступила принцесса?», «А как бы ты поступила в этой ситуации?». Думая, размышляя, ребенок сам начинает искать и предлагать пути решения проблемы героя сказки, тем самым помогая себе. И в этот момент задача родителей – грамотно подытожить его выводы, при этом ненавязчиво напоминая о волнующей ребенка проблеме и способах ее решения. А главное – показать ребенку положительный выход из ситуации: «Вот видишь, девочка больше не боится темноты – они подружились. А ты бы хотела подружиться с такой доброй темнотой?». Или: «Смотри, сколько друзей появилось у принца, когда он перестал задирать нос и драться!»

Игры

Сказки воспитывают детей, развивают такие психические процессы, как память, мышление, воображение и т. п. Это помогает детям познавать окружающий мир, вызывает интерес к учебе, учит творчеству.

Вот, например, игра «Сказки наоборот» – хороший прием развития воображения. Назовите ребенку любую известную сказку. А он, в свою очередь, должен придумать и изложить ее так, чтобы в ней было всё наоборот (мышка охотится за котом, колобок съедает лису…). 

В другой игре «Случайные слова» ребенка просят назвать любые 5–7 слов, которые, по его мнению, часто встречаются в сказках. Затем вы вместе с ребенком сочиняете свою историю, в которой данные слова должны обязательно прозвучать.

Хорошо развивает логику игровой досуг «Встреча сказочных героев». Двое игроков (родители или другие члены семьи), независимо друг от друга, называют по одному сказочному герою из разных сказок. Ребенок должен придумать и рассказать небольшую историю про этих персонажей.

Такие игры способствуют укреплению дружбы и понимания между членами семьи, что так необходимо каждому ребенку.

 

СОВЕТЫ родителям

– Не пренебрегайте детской инициативой рассказать вам свою сказку, историю, фантазию. Возможно, ребенок хочет донести своей сказкой что-то важное и наболевшее.

– Важно выслушать все версии ребенка, но сконцентрировать внимание на подходящем и правильном, с родительской точки зрения, варианте решения проблемы.

– В конечном итоге ребенок должен быть уверен, что это его решение, он сам пришел к нему.

– Обязательно похвалите ребенка за смекалку, находчивость, фантазию и другие качества, которые он проявил в ходе работы над сказкой.

( Из материалов журнала Aquarelle - Апрель 2014)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей "Сказка спешит на помощь"

Цель: раскрытие потенциальных возможностей использования сказочного героя для развития ребенка в семье.Задачи:1. Познакомить родителей с воспитательными функциями сказки как хранительницы народно...

Мастер-класс для родителей на тему: «Сказка спешит на помощь»

Мастер-класс для родителей на тему:«Сказка спешит на помощь»Цель: раскрытие потенциальных возможностей использования сказочного героя для развития ребенка в семье.Задачи:1. Познакомить родителей с вос...

мастер-класс для родителей: "Сказка спешит на помощь".

Цель: раскрытие потенциальных возможностей использования сказочного героя для развития ребенка в семье.Задачи:1. Познакомить родителей с воспитательными функциями сказки как хранительницы народно...

Мастер-класс для родителей на тему: «Сказка спешит на помощь»

Цель:раскрытие потенциальных возможностей использования сказочного героя для развития ребенка в семье.Задачи:1. Познакомить родителей с воспитательными функциями сказки как хранительницы народной мудр...

Мастер-класс для родителей на тему: «Сказка спешит на помощь»

Цель: раскрытие потенциальных возможностей использования сказочного героя для развития ребенка в семье.Задачи:1. Познакомить родителей с воспитательными функциями сказки как хранительницы народно...

Мастер – класс для родителей воспитанников «Сказка спешит на помощь»

Мастер – класс для родителей воспитанников«Сказка спешит на помощь»...

Конспект совместного занятия с родителями и дошкольниками «Сказка спешит на помощь»

Раскрыть потенциал использования сказочного героя для развития ребенка в семье....