Предметно-развивающая среда в детской комнате.
консультация на тему
Построение предметно-развивающей среда дома для детей раннего и дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno-razvivayushchaya_sreda_v_detskoy_komnate.docx | 15.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметно-развивающая среда в детской комнате.
Предметно-развивающая среда в детской комнате должна содержать следующие зоны:
1.ЗОНА ОТДЫХЫ. Только для сна! Детская комната для малыша обязательно должна включать достаточно обособленную зону отдыха. Здесь, в уютном уголке, ребенок сразу сможет «переключиться» и уснуть. Поэтому лучше придумывать с ребенком игры, в которых не задействовано пространство кровати. И не разрешайте малышу читать лежа!
2.Рабочая зона в детской комнате дошкольника
Место для развития. Пока ребенок мал, рабочей эту зону назвать трудно. Тем не менее, вокруг стола или «уголка» нужно создать атмосферу, в которой даже малыш почувствует важность того, что он делает. Обязательно купите ребенку детский столик и стульчик. Они должны стоять обособленно и не восприниматься как место для игр. Рисование или лепка фигурок из пластилина помогут воспитать усидчивость, способность концентрироваться на занятии – это тоже своего рода работа.
Как выделить рабочую зону?
• Психологически. Здесь должен поддерживаться идеальный порядок, в отличие от игровой зоны, где могут быть разбросаны игрушки.
• Визуально. Можно выбрать мебель другого цвета, иной декор стен.
3.Игровая зона в детской комнате дошкольника
Для мальчика или для девочки? Если зона отдыха и рабочая зона планируются без учета пола ребенка, то игровые зоны в комнатах мальчиков и девочек сильно различаются. В первом случае игрушки должны быть собраны в одном-двух местах, например, в специальной корзине. Во втором – наоборот: «друзья» девочки могут «жить» где угодно: на полках, на кровати, за столиком.
Комната мальчика – максимум свободного пространства. Мебель расставляем по периметру комнаты, кровать придвигаем изголовьем к стене. Ни мебель, ни игрушки не должны мешать движению. Подумайте, какие игры могут заинтересовать вашего сына. Пусть в комнате будут:
• место для игры в прятки;
• «поляна», где можно будет поставить палатку;
• «окопы» для «перестрелки» с друзьями или папой;
• «гараж», где будут стоять все машинки;
• «стройка», где можно будет создавать «лего»-города.
Комната девочки – это, наоборот, укромные уголки, всевозможные секретики. Мебель расставляется так, чтобы свободные места были равномерно распределены по всей площади комнаты. Места для игр как бы отделяются друг от друга. В небольшом отгороженном местечке девочка сможет:
• построить кукольный домик, расставить в нем мебель;
• устроить чаепитие за столом с подружками и игрушками;
• обустроить свой собственный дом, где одеяльце будет заменять кровать;
• преподавать рисование плюшевым медведям, зайцу и кукле.
4.Зона хранения в детской комнате дошкольника
Всё в порядке. У ребенка множество вещей, и для каждой надо найти место в детской. Самый простой вариант – купить несколько предметов мебели определенного назначения: детский шкаф или шкафчик для одежды, стеллаж для игрушек, комод для белья…
Если же площадь комнаты невелика, можно использовать пространство:
• под кроватью (или бельевой ящик в диване);
• под лестницей (если вы решите купить кровать-чердак);
• под потолком (если высота потолков позволяет сделать антресоли).
Развивающая среда дома - это необходимый каждому ребенку домашний игровой уголок. До двух лет ребенок существует в тесной связи со взрослыми, его самостоятельные занятия очень кратковременны, он все время привлекает к ним взрослых. Для малыша весь дом- его развивающая среда, она широка и неконцентрирована. На подступах к дошкольному возрасту возникает необходимость в формировании сосредоточенности на самостоятельных занятиях. Приходит время, когда ребенка надо организовать.
Развивающая среда должна отделиться от домашней обстановки в целом, сконцентрироваться в особом пространстве, где ничто не помешает ребенку заниматься своим делом, а он не будет мешать взрослым. Прежде всего, для игрового уголка понадобится детский стол- просто, с ровной поверхностью. Нужны два детских стула - для ребенка и взрослого, который при необходимости сможет присоединиться к ребенку. Стол надо разместить так, чтобы к нему можно было подойти с любой стороны. Также необходим элементом игрового уголка является стеллаж, по высоте доступный руке ребенка, и несколько емкостей для игрового материала. Необходимо также предусмотреть свободное место на полу, которое целесообразно обозначить ковриком. Здесь ребенок сможет расставить игрушки и оставить все это на какое-то время.
Оформленный таким образом игровой уголок занимает немного места и при этом позволяет сконцентрировать материал для детских занятий. Ребенок получает личное пространство и личные вещи, которыми он свободно распоряжается сам, что важно для развития самостоятельности и личностной зрелости.
Чем же наполнить игровой уголок? Это связано с занятиями, которым может предаваться ребенок от 2 до 6-7 лет. "Играть, создавать, исследовать"-вот девиз, под которым происходит развитие дошкольника. Здесь объединяются игра, продуктивная деятельность и исследовательская. Для этого определены некоторые стержневые материалы, которые обеспечивают сразу несколько видов деятельности на протяжении всего возрастного диапазона.
По мере взросления ребенка меняются и его потребности. Игрушки, которые он перерос, следует убрать. Мозаика, пластилин, бумага и карандаши не теряют свое универсальной развивающей ценности. Также со временем должны появиться материалы для освоения письменной речи и счета.
Если у ребенка есть своя комната, можно дополнить игровой уголок материалами и оборудованием для развития двигательной активности: кегли, скакалка, мячи разных размеров и т. п.
Главное, надо помнить, что игровой уголок - личное пространство ребенка, которым он владеет полностью. Это пространство его свободы, его самореализации. Возможность управлять своими вещами способствует формированию у ребенка волевого усилия, самостоятельности и ответственности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении
Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....
Предметно-развивающая игровая среда самых маленьких
особености организации предметно-развивающей игровой среды для детей 2-3 лет...
Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста
Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...
"Организация предметно-развивающей музыкальной среды в группе"
Консультация для воспитателей ДОУ...
Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.
Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...
Предметно-развивающая пространственная среда в детском саду в рамках ФГОС
Организация развивающей предметно-пространственной среды, с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учето...
"Организация предметно-развивающей пространственной среды группы детского сада"
О том, как организовать зоны в группе...