Особенности преемственности при переходе из ясельной группы в дошкольную.
статья (младшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_.docx | 14 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности преемственности при переходе из ясельной группы в дошкольную.
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
Изменения речевой активности детей при поступлении в дошкольные образовательные учреждения относятся к параметрам оценки социальной адаптации воспитанников.
В этот период особое значение имеют индивидуальные особенности детей в сфере общения и их речевые умения и навыки.
Есть дети, которые уверенно и с достоинством вступают в новое для них окружение детского сада: они обращаются к воспитателю, к няне, чтобы узнать о чем-нибудь, обратить внимание взрослого на свою одежду, «достижения» в игре и т. д. , спокойно отдают игрушку или берут игрушку, протянутую другим ребенком.
Другие дети сторонятся чужих взрослых, стесняются, опускают глаза.
Есть и такие дети, которых общение с воспитателями пугает. Такой ребенок старается уединиться, отворачивается лицом к стене, чтобы только не видеть незнакомых людей, с которыми он не умеет вступать в контакт.
По присущим детям различиям в поведении и потребности в общении в период социальной адаптации можно условно выделить три группы.
Первая группа — это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.
Вторая группа — это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.
Третья группа — это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях и в общении с взрослыми. Речевая активность такого ребенка является выражением повышенного стремления к разговору, активизации внимания, преобладания положительного эмоционального тонуса, повышенного интереса к окружающей среде — повышенной умственной активности.
Из практики хорошо известно, что в процессе адаптации детей к ДОУ и при переходе ребенка из одной среды в другую происходят неблагоприятные для его развития изменения в поведении и психике.
Исследований, посвященных изменениям в речи детей раннего и младшего дошкольного возраста при их адаптации к новой среде, очень мало. В частности, доказано, что в первую неделю посещения как ясельной, так и младшей группы детского сада проявление речевой и игровой активности у детей резко снижается (в среднем, на 73 %). Даже при условии перехода детей во вторую младшую группу через месяц после их перехода все данные являются более низкими по сравнению с данными, полученными у этих же детей в яслях. Эти разработки представляют особую актуальность и значимость для практики. Вопрос о более быстрой и более легкой адаптации детей при переходе из одной среды в другую, вопрос о преемственности в обучении родному языку между яслями и младшей, средней группой детского сада вытекает из необходимости обеспечения высокоэффективного процесса развития и воспитания.
В связи с этим нельзя не упомянуть о результатах исследований Н. Д. Ватутиной, касающихся анализа изменения речевой активности детей в адаптационный период.
Согласно данным исследования, в этот период происходит изменение содержания потребности в общении. Оно проходит в 3 этапа:
- Потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания и сведений об окружающем. •
- Потребность в общении с взрослым как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем.
- Потребность в общении с взрослым на познавательные темы и в активных познавательных действиях.
Дети первой группы должны пройти все три этапа на практике. Их потребность на первом этапе привыкания в ласке, внимании, просьбу взять на руки и т. д. трудно удовлетворить в условиях группы. Поэтому адаптация таких детей происходит длительно, с осложнениями (от 20 дней до 2-3 месяцев) . Поэтому на данном этапе основной задачей воспитателя должно стать подведение ребенка ко второму этапу привыкания.
С переходом на второй этап для ребенка более характерной станет потребность в сотрудничестве с взрослым и получении от него сведений об окружающем