Консультация "Влияние литературы на речевое развитие ребёнка"
консультация (младшая группа) на тему
В консультации для родителей раскрыты речевые проблемы детей младшего дошкольного возраста, значение малых фольклорных жанров и рекомендации по подбору книг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_vliyanie_literatury_2_ml._gr.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые мамы и папы, содержащая в консультации информация, носит ознакомительный характер. Вы можете узнать в ней: какие речевые проблемы встречаются у детей младшего дошкольного возраста; влияние малых фольклорных жанров литературы на развитие речи ребёнка; как отбирать книги для чтения детям.
Дошкольники очень восприимчивы к слову, все быстро запоминают и воспроизводят: у них активно "работает" непроизвольная память, т.е. они запоминают все буквально, даже не желая того. Образная, богатая разнообразными словами речь у детей младшего дошкольного возраста - явление крайне редкое. А между тем овладение речью в возрасте 3-4 лет имеет ключевое значение: именно этот период наиболее благоприятен к ее усвоению.
Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. К сожалению, по причине занятости родителей, ребенок мало времени проводит в их обществе и мало с ними общается (учитывая, что основное и важное дети перенимают от своих родных). Во многом, по этой причине речь ребенка развивается более медленными темпами и вызывает неудовлетворенность у родителей и педагогов.
Наиболее типичные проблемы, встречающиеся в речи ребенка:
- Связная речь ребенка состоит из простых предложений (2-3 слов); грамматически неправильно построенных (не согласуются окончания слов).
- Бедный лексический словарь (ребенок знает и называет окружающие предметы, но может назвать их признаки – цвет, форму, величину, вес, состояние и т.д.); мало использует в речи слова - действия, синонимы, антонимы, наречия;
- Малыши используют в речи сленговые слова, хотя не всегда правильно понимают их значение.
- Дети испытывают большую сложность в логичном рассказывании произошедших событий, сказок, рассказов, в постановке вопроса на интересующие темы; в формулировании просьб, ответов на вопросы.
- Отсутствуют навыки культуры речи: не умеют использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и.т.д.
- Имеют плохое звукопроизношение.
Многих трудностей можно было бы избежать, если систематически заниматься с ребенком. Большое влияние на развитие речи оказывает художественная литература. Малышам для этой цели хорошо подходят малые фольклорные жанры: потешки, колыбельные песни, загадки, прибаутки и др.
Чтение (или пение) колыбельных песен и потешек
Колыбельные песни и потешки - бесценный материал, который позволяет ребенку "почувствовать" язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом, очистить свою речь от сленговых словечек. Колыбельные и потешки обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные слова (например, котя, котенька, коток; коза, козонька и.т.д.), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний, повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух.
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки.
Сели возле люленьки.
Стали люленьку качать.
Стали малышку усыплять.
Баю, баю, баиньки,
Прилетели галоньки.
Сели у качалоньки.
Стали галки напевать
И качалоньку качать.
Чтобы выучить текст песенки, необходимо его неоднократно повторять сегодня, завтра – постепенно). И только после этого малыш начинает его осмыслять и может ответить на вопросы по содержанию (о чем поется в песенке, кто прилетел, что делал и т. д.)
Знакомство с пословицами и поговорками
Произнесение поговорок и скороговорок полезно для всех детей. У малышей еще недостаточно координировано работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания; другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Поэтому для развития речи младшего дошкольника и устранения некоторых речевых проблем взрослые могут активно использовать задания, содержащие поговорки и скороговорки.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Знакомство со считалочками
Благодаря рифме слов и частому использованию, считалки хорошо развивают речь ребенка. Выучив слова – обогащается словарь детей, развивается правильное звукопроизношение; понимая содержание считалки, они могут отвечать на вопросы, что способствует развитию связной речи.
Лиса по лесу ходила,
Громким голосом вопила.
Лиса лычки драла,
Лиса лапти плела -
Кто лапти найдет,
Тот водить пойдет.
Использование загадок
Загадки развивают у детей умение составлять описательные рассказы о предметах и подбирать для них определения и сравнения. Для детей 3-4 лет подойдут загадки описательного характера о знакомых предметах и объектах.
Серая, усатая, вся полосатая,
На лапках – царапки.
Молоко пьет, песенку поет «мур-мур».
Рекомендации по подбору книг:
Первое на что нужно обратить внимание – переплет. Он должен быть очень крепким, чтобы малыш мог часто пользоваться книгой.
Шрифт в книге должен быть достаточно крупным, потому что дети часто перелистывают книгу с целью посмотреть на буквы.
Иллюстрации требуют особого внимания, ведь только по ним ребенок представляет героев сказок. И при выборе иллюстрации следует отказаться от компьютерной графики–анимации. Детям до пяти лет лучше выбирать книги, в которых картинка на каждой странице.
Как правило, главные персонажи детских книг – звери, и очень важно, как они нарисованы. Выбирайте такие иллюстрации, где животное максимально похоже на настоящее, а не является человеком со звериной головой.
Обратите внимание на выражение лиц у нарисованных героев: даже самые отрицательные герои не должны выглядеть злыми и пугать малыша, а их вид должен рождать уверенность, что добро обязательно победит зло, а добрый герой справится с плохишом.
Присмотритесь и к пейзажам на картинках. Они должны быть такими, чтобы ребенок как можно ярче мог представить обстановку сказки (в каком лесу заблудилась Машенька…). Так расширяется кругозор малыша и развивается фантазия.
Важны и цвета, и доказано что детям нравятся не открытые яркие цвета, а спокойные полутона. Да и богатство оттенков развивает способность к восприятию цвета.
Правильный выбор книги и её чтение влияет на развитие ребенка в целом. Чтение книг – это под силу каждому родителю.
Уважаемые мамы и папы, читайте книги вместе с ребенком, прививайте ему любовь к чтению, и тогда большинство проблем в их развитии будут решены, в том числе и речевые проблемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль детской художественной литературы в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика...
«Влияние детской художественной литературы на речевое развитие детей дошкольного возраста»
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика...
Проект по изо-терапии «Волшебный мир красок» ОО «Художественно – эстетическое развитие» (рисование), (чтение художественной литературы) ОО «Речевое развитие» (развитие речи)
Актуальность проекта. В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – моделирование эмоционального состояния и заботы о до...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)
Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)
Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развити...
Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка дошкольного возраста
Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка дошкольного возраста.Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых...
Презентация "Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка"
Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребе...