Консультация "Влияние литературы на речевое развитие ребёнка"
консультация (младшая группа) на тему

В консультации для родителей раскрыты речевые проблемы детей младшего дошкольного возраста, значение малых фольклорных жанров и рекомендации по подбору книг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_vliyanie_literatury_2_ml._gr.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые мамы и папы, содержащая в консультации информация, носит  ознакомительный характер.  Вы можете узнать в ней: какие речевые проблемы встречаются у детей младшего дошкольного возраста; влияние малых фольклорных  жанров литературы на развитие речи ребёнка; как отбирать книги для чтения детям.                                            

Дошкольники очень восприимчивы к слову, все быстро запоминают и воспроизводят: у них активно "работает" непроизвольная память, т.е. они запоминают все буквально, даже не желая того. Образная, богатая разнообразными словами речь у детей младшего дошкольного возраста - явление крайне редкое. А между тем овладение речью в возрасте 3-4 лет имеет ключевое значение: именно этот период наиболее благоприятен к ее усвоению.

Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. К сожалению, по причине занятости родителей, ребенок мало времени проводит в их обществе и  мало с ними общается (учитывая, что основное и важное дети перенимают от своих родных). Во многом, по этой причине речь ребенка развивается более медленными темпами и вызывает неудовлетворенность у родителей и педагогов.  

Наиболее типичные проблемы, встречающиеся в речи ребенка:

  • Связная речь ребенка состоит из простых предложений (2-3 слов); грамматически неправильно построенных (не согласуются окончания слов).
  • Бедный лексический словарь (ребенок знает и называет окружающие  предметы, но может назвать их признаки – цвет, форму, величину, вес, состояние и т.д.); мало  использует в речи слова - действия, синонимы, антонимы, наречия;
  • Малыши используют в речи сленговые слова, хотя не всегда правильно понимают их значение.
  • Дети испытывают большую сложность в логичном рассказывании произошедших событий, сказок, рассказов, в постановке вопроса на интересующие темы; в формулировании просьб, ответов на вопросы.  
  • Отсутствуют навыки культуры речи: не умеют использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и.т.д.
  • Имеют плохое звукопроизношение.

Многих трудностей можно было бы избежать, если систематически заниматься с ребенком. Большое влияние на развитие речи оказывает художественная литература. Малышам для этой цели хорошо подходят  малые фольклорные жанры: потешки, колыбельные песни, загадки, прибаутки и др.  

Чтение (или пение) колыбельных песен и потешек

Колыбельные песни и  потешки - бесценный материал, который позволяет ребенку "почувствовать" язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом, очистить свою речь от сленговых словечек. Колыбельные и потешки обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные слова (например, котя, котенька, коток; коза, козонька и.т.д.), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний, повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух.

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки.

Сели возле люленьки.

Стали люленьку качать.

Стали малышку усыплять.

Баю, баю, баиньки,

Прилетели галоньки.

Сели у качалоньки.

Стали галки напевать

И качалоньку качать.

Чтобы выучить текст песенки, необходимо его неоднократно повторять сегодня, завтра – постепенно). И только после этого малыш начинает его осмыслять и может ответить на вопросы по содержанию (о чем поется в песенке, кто прилетел, что делал и т. д.)

Знакомство с пословицами и поговорками

Произнесение поговорок и скороговорок полезно для всех детей. У малышей еще недостаточно координировано работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания; другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Поэтому для развития речи младшего дошкольника и устранения некоторых речевых проблем взрослые могут активно использовать задания, содержащие поговорки и скороговорки.

У осы не усы, не усищи, а усики. 

Знакомство со считалочками

Благодаря рифме слов и  частому использованию,  считалки хорошо развивают речь ребенка. Выучив слова – обогащается словарь детей, развивается правильное звукопроизношение; понимая содержание считалки, они могут отвечать на вопросы, что способствует развитию связной речи.

Лиса по лесу ходила,

Громким голосом вопила.

Лиса лычки драла,

Лиса лапти плела -

Кто лапти найдет,

Тот водить пойдет.

Использование загадок

Загадки развивают у детей умение составлять описательные рассказы о предметах и подбирать для них определения и сравнения. Для детей 3-4 лет подойдут загадки описательного характера о знакомых предметах и объектах.

Серая, усатая, вся полосатая,

На лапках – царапки.

Молоко пьет, песенку поет «мур-мур».

Рекомендации по подбору книг:

Первое на что нужно обратить внимание – переплет. Он должен быть очень крепким, чтобы малыш мог часто пользоваться книгой.

Шрифт в книге должен быть достаточно крупным, потому что дети часто перелистывают книгу с целью посмотреть на буквы.

Иллюстрации требуют особого внимания, ведь только по ним ребенок представляет героев сказок. И при выборе иллюстрации следует отказаться от компьютерной графики–анимации. Детям до пяти лет лучше выбирать книги, в которых картинка на каждой странице.

Как правило, главные персонажи детских книг – звери, и очень важно, как они нарисованы. Выбирайте такие иллюстрации, где животное максимально похоже на настоящее, а не является человеком со звериной головой.

Обратите внимание на выражение лиц у нарисованных героев: даже самые отрицательные герои не должны выглядеть злыми и пугать малыша, а их вид должен рождать уверенность, что добро обязательно победит зло, а добрый герой справится с плохишом.

Присмотритесь и к пейзажам на картинках. Они должны быть такими, чтобы ребенок как можно ярче мог представить обстановку сказки (в каком лесу заблудилась Машенька…). Так расширяется кругозор малыша и развивается фантазия.

Важны и цвета, и доказано что детям нравятся не открытые яркие цвета, а спокойные полутона. Да и богатство оттенков развивает способность к восприятию цвета.

Правильный выбор книги и её чтение влияет на развитие ребенка в целом. Чтение книг – это под силу каждому родителю.

Уважаемые мамы и папы, читайте книги вместе с ребенком, прививайте ему любовь к чтению, и тогда большинство проблем в их развитии будут решены, в том числе и речевые проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль детской художественной литературы в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Общеизвестно  воздействие  художественной  литературы  на   умственное   и  эстетическое   развитие   ребёнка.    Велика...

Сообщение на педсовете "Связь художественной отечественной литературы с познавательным развитием ребёнка"

Связь художественной отечественной литературы с познавательным развитием ребёнка можно проследить в работе над проектом "знакомство с творчество К.Д.Ушинского."...

Проект по изо-терапии «Волшебный мир красок» ОО «Художественно – эстетическое развитие» (рисование), (чтение художественной литературы) ОО «Речевое развитие» (развитие речи)

Актуальность проекта. В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель –  моделирование эмоционального состояния и заботы о до...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развити...

Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка дошкольного возраста

Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка дошкольного возраста.Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых...

Презентация "Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка"

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Средствами художе­ственного слова еще до школы, до усвоения грамматичес­ких правил маленький ребе...