Консультация для родителей "Хорошо ли ребенку в семье" анализ детских рисунков.
консультация (старшая группа) на тему
Хорошо ли чувствует себя ребенок в семье, в каком психологическом климате он находится? Разобратьтся в этом не всегда под силу даже любящей и думающей матери.
Помочь может психологический тест - рисунок.
Описание теста и комментарии психолога вы найдете в этой публикации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 65
комбинированного вида
Консультация для родителей
«Хорошо ли ребенку в семье»
Анализ детских рисунков
Старший воспитатель
Кабанкова О.А.
Одинцово
Хорошо ли чувствует себя ребенок в семье, в каком психологическом климате он находится? Разобраться в этом не всегда под силу даже любящей и думающей матери. Помочь здесь может психологический тест-рисунок с комментариями психолога, рассчитанный на детей в возрасте 5-7 лет, т.е. на тот возраст, когда ребёнок готовится к важному жизненному этапу-школе.
Рисунки ребёнка-это его внутренний мир, вот и попробуйте его понять.
Начните тестирование, когда ребёнок находится в хорошем настроении, не утомлён, не голоден. У ребёнка не должно сложиться впечатление, что его проверяют, лучше, если это будет игра. И никогда не говорите ребёнку, что он ответил неправильно: тест есть тест, а вот желание заниматься дальше после такой оценки может пропасть.
Итак, задание. Ребёнок должен нарисовать свою семью. При этом не нужно напоминать, кто входит в состав семьи, пусть рисует так, как он сам её себе представляет. Только попросите нарисовать сначала простым карандашом (так будет легче оценить силу нажима на карандаш-это важно), а потом раскрасить рисунок.
В рисунке ребёнка отражается то, как он сам себя в семье чувствует, как оценивает своё место в ней.
Оценка эта может сказаться уже в самом отношении к заданию. Так, в случае неудовлетворенности семейной ситуацией у малыша может появиться защитная реакция (Хочу рисовать другое!) или он может вовсе отказаться рисовать людей.
Но, допустим, задание выполнено. Что же можно увидеть на рисунке?
Особого внимания в рисунке ребенка заслуживает искажение реального состава семьи. За этим может стоять эмоциональный конфликт, душевный дискомфорт. Это сигнал о глубоких душевных переживаниях ребёнка.
Отсутствие кого-либо из членов семьи на рисунке указывает на то, что «забытый» автору рисунка неприятен или же совсем недавно его обидел.
Часто на рисунках нет братьев и сестёр или они нарисованы схематично, без лица, очень мелко. Это говорит об ощущении собственной отверженности, о ревности, конкуренции, борьбе за мамино и папино внимание.
В некоторых случаях ребёнок рисует зверушек. Здесь необходимо уточнить, с кем он их идентифицирует. Часто именно так изображаются братья и сёстры, чьё значение в семье ребёнок хочет приуменьшить.
Бывает так, что, рисуя семью, ребёнок вообще не изображает себя или рисует только себя. В обоих случаях он как бы не включает себя в состав семьи. Это может свидетельствовать о некотором эгоизме ребёнка, отсутствии у него чувства общности с членами семьи.
Например, ребёнок нарисовал только себя и кошку. Причём, рисуя себя, черты лица и пальцы на руках он изобразил непропорционально большими, с сильным нажимом карандаша (большой рот, огромные пальцы интенсивно чёрного цвета).
Это говорит о том, что малыш, пытаясь добиться любви и внимания окружающих, боится совершить ошибку, поэтому слишком напряжён, когда ему нужно что-то говорить или делать.
Отсутствие на рисунке родителей подтверждает предположение о недостатке любви и внимания к ребёнку со стороны родителей.
Даже если родителям некогда, и они поздно приходят с работы, они обязаны найти время для общения с ребёнком.
Расположение и размеры фигур на рисунках детей указывают на психологические особенности семейных взаимоотношений. Например, кто на рисунке выше ростом, тот, по мнению ребёнка, главенствует в семье. Кого он изобразил ближе к себе, тот для него наиболее желаем в общении.
Если же малыш нарисовал себя отдельно от основной группы фигур, это говорит об испытываемом им чувстве отчуждённости.
Следует присмотреться и к расположению семьи в ограниченном пространстве
( маленьком доме, комнате ). Близкое расположение персонажей на рисунке может указывать на попытку ребёнка объединить, сплотить семью.
Мелочей в рисунке нет, всё имеет значение. Поэтому обратите внимание на детали. Как правило, хорошие отношения в семье отражаются на рисунке в виде весёлых лиц, украшенных цветами и бантиками. Когда же отношения плохие, рисунок будет схематичным, незаконченным, небрежным.
Ребёнок, которого наказывают физически или угнетают нравственно, изображает себя маленьким, а родителей с оскалом зубов, с длинными руками, большими кулаками или, наоборот, без рук (без одной руки). Он как бы стремится вытеснить их из своего сознания.
Нужно иметь в виду, что «злые и страшные» родители на рисунке ребёнка не всегда свидетельствуют о физическом наказании детей. Возможно, что родители вовсе не чрезмерно строги и требовательны, просто ребёнок может оказаться очень чувствительным и ранимым, тогда любое наказание, в том числе и справедливое, он будет воспринимать как слишком строгое, а родителей считать злыми.
Присмотритесь к своему ребёнку с этой точки зрения, старайтесь, чтобы он не чувствовал себя обиженным понапрасну, стремитесь к взаимопониманию. Ведь непонимание, неприятие друг друга со временем может расти, а жить с колючим, как ёж, подростком будет ох как нелегко.
Обратите внимание на то, как на рисунке изображены руки. Если ребёнок рисует себя с поднятыми вверх руками, с длинными пальцами, то это часто бывает связано с его агрессивными желаниями и устремлениями. Если автор такого рисунка слабовольный ребёнок, это говорит о стремлении компенсировать свою слабость.
Иногда все члены семьи изображаются с руками, а себе художник «забывает» их нарисовать. Если при этом он рисует себя ещё и непропорционально маленьким, то, скорее всего, страдает от ощущения собственного бессилия, «незначительности» в семье.
Когда дети старше пяти лет пропускают на рисунке части лица (глаза, рот), это признак серьёзного нарушения в сфере общения (речевые затруднения, скованность, застенчивость).
Если ваш малыш нарисовал себя с очень длинными ногами, это свидетельствует о потребности в независимости. Большие, выделенные штриховкой ноги подразумевают потребность в безопасности.
Фигура без ног означает нестабильность, стойкое чувство тревоги, отсутствие ощущения основы.
Анализ детских рисунков позволил психологам сделать выводы о характерных особенностях рисунка в зависимости от психологического климата в семье, от душевного состояния ребёнка.
Ребёнку дома хорошо. Изображается общая деятельность всех членов семьи. Никто не забыт, не изображён изолированно. Линии рисунка равномерные, с нормальным нажимом. Рисунок внутри контура не заштрихован.
Ребёнок ощущает домашнюю обстановку как враждебную себе. Позы фигур агрессивные. Фигуры деформированы или зачеркнуты. Руки изображённых людей раскинуты в стороны, пальцы длинные, подчеркнутые.
Ребёнка волнуют происходящие дома конфликты. Фигуры разделены линиями (барьерами). Отдельные фигуры стёрты. У некоторых фигур отсутствуют части тела. Некоторые члены семьи изображены изолированно от других или их нет совсем.
Величина отдельных фигур несоразмерна (слишком большие или слишком маленькие). Кто-то из членов семьи изображён спиной к зрителю. На рисунке преобладают изображения вещей.
Ребёнку уделяют мало внимания. Автор рисунка изображён непропорционально маленьким, стоящим спиной к зрителю. Фигуры расположены в нижней части листа. Автор изолирован от других членов семьи или вообще отсутствует. Он может быть изображён неподвижным, когда другие действующие лица находятся в движении. Линия рисунка слабая, прерывистая.
Состояние ребёнка тревожное. Рисунок внутри контура заштрихован, видны следы стирания. Сильный нажим на карандаш, двойные или прерывистые линии. Рисунок ограничен линиями сверху (потолок) и снизу (пол). Преувеличенное внимание автора к деталям, преобладание на рисунке вещей.
А теперь обратите внимание на то, какие цвета были использованы ребёнком при раскрашивании рисунка. У детей выбор определённого цвета зависит от настроения и отношения раскрашиваемому объекту. Человек, который ему ближе или больше нравится, раскрашивается в те же цвета, что и он сам. Мальчики обычно раскрашивают себя в тот же цвет, что и папу, девочки рисуют себя похожими на маму.
Вы замечаете, что карандаш вашего ребёнка при раскрашивании выходит за границу контура, линии получаются размашистыми? Это значит, что ребёнок стремится к свободе и независимости, что он чувствителен к подавляющему влиянию взрослых.
Если он слишком аккуратен в раскрашивании, часто даже не доходит до границ контура, то не исключено, что он насторожен, не уверен в себе.
Присмотритесь также к тому, какие цвета предпочитает ваш малыш, расписывая книжки-раскраски.
Если ребёнок использует в основном тёплые тона, значит, он ощущает внутренний подъём, активен, настроен на действие и подвижные игры, т.е. ему нужно выплеснуть избыток энергии.
Если превалируют холодные цвета, то в данный момент ребёнок склонен к размышлению, созерцанию, он достаточно уравновешен.
Если используются контрастные цвета, да ещё в сочетании с резкими, угловатыми линиями, если штрихи рисунка «мохнатые», это говорит о перенапряжении, внутреннем возбуждении, поиске выхода из какой-то ситуации.
Попробуйте выяснить, что тревожит малыша, но будьте осторожны, не настаивайте: возможно, причина – в ваших с ним отношениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/04/picture-642949-1441345986.jpg)
Консультация для родителей "Как понимать и ценить детские рисунки"
Консультация для родителей по изобразительной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/28/picture-698057-1446050324.jpg)
Консультация для родителей "Как ценить и понимать детские рисунки"
Рисунок это творчество ребенка. Через творчество дети реализуют свой жизненный опыт, впитывают красоту окружающего их мира....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/26/picture-573538-1422303259.jpg)
Консультация для родителей "О чем может рассказать детский рисунок?"
Дети любят рисовать, и это не случайно. Для ребенка рисунок это способ выразить свое психоэмоциональное состояние, свой внутренний мир, свое отношение к окружающей действительности. По детскому рисунк...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/25/picture-820312-1474779040.jpg)
Консультация для родителей "Как понимать и ценить детские рисунки"
Детское рисование в начальном периоде представляет собой пачканье. Постепенно непокорные каракули оформляются в более или менее определенные очертания. Начинается мощный подъем изобразительной деятель...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/24/picture-626959-1495632224.jpg)
Консультация для родителей "Как понимать и ценить детские рисунки"
Почему дети предпочитают рисование другим занятиям? Как понимать и оценивать детские рисунки?Ответы на эти вопросы на первый взгляд кажутся затруднительными. Авторитетные, знающие и понимающие лю...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/26/picture-573538-1422303259.jpg)
Консультация для родителей "Как понимать и ценить детские рисунки"
В консультации говорится о том, как понимать и ценить детские рисунки....