Воспитательное значение внутрисемейных отношений в формировании личности ребенка. Методы воспитания детей
консультация (средняя группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательное значение внутрисемейных отношений в формировании личности ребенка. Методы воспитания детей
Семья - это результат, и, пожалуй, еще в большей степени творец цивилизации. Семья - важнейший источник социального и экономического развития общества.
Семейное воспитание - дело чрезвычайно тонкое и деликатное, ведь семья сейчас рассматривается педагогикой как один из самых влиятельных факторов, воздействующих на становление личности ребенка.
Влияние семьи осуществляется в период, когда психика ребенка наиболее чувствительна и пластична, поэтому в воспитании важнейшее значение имеют уровень нравственной культуры родителей, их устремления, семейные традиции, вся атмосфера семьи. Человек испытывает воздействие семьи со дня рождения до конца своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один другой воспитательный общественный институт.
В современном обществе семья выполняет и немало функций, таких как экономическая, коммуникативная, репродуктивная, воспитательная, организация досуга и отдыха.
В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства долга, потребности и умения быть гражданином, соблюдать нормы поведения; обогащение их интеллекта, эстетического развития, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект - систематическое воспитательное воздействие семьи на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий - постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Он включает эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью.
Также заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. Под досугом понимают внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмотрению. Свободное время - одна из важнейших ценностей, незаменимое средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннего развития личности. Повышению роли досуга способствует правильный ритм и режим жизни семьи, разумное распределение обязанностей межу ее членами, планирование труда и отдыха. В целом досуг является как бы показателем зрелости человека как личности: по характеру его досуга о человеке можно сказать очень многое.
Семейный досуг включает в себя: чтение, слушание радио, просмотр телепередач, встречи с родственниками, друзьями, знакомыми, посещение библиотек, театров, концертных залов и кинотеатров; проведение ежегодного отпуска; посещение парков, туристские походы, экскурсии, прогулки на природу; занятия спортом, участие в соревнованиях, в проведении праздников.
В организации семейного досуга обнаруживается немало ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора, мало бывают на свежем воздухе, родители зачастую недостаточно времени уделяют своим детям, ссылаясь на занятость, усталость и т. п. Преодолеть эти ошибки - задача современной семьи.
В формировании личности ребенка большую роль играет правильный выбор методов воспитания.
Методы семейного воспитания - это способы, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей.
Самые распространенные из них приведены ниже.
Методы формирования нравственного сознания:
Разъяснение. Оно направлено на формирование у воспитанника знания того, какое поведение от кого требуется, как и почему он должен вести себя так, а не иначе.
Внушение, посредством которого идеи воспитания преобразуются в личностный план воспитуемого. Внушение обеспечивается с помощью словесных средств воздействия (замечание, совет, просьба). Пример. Этот метод имеет большое место в жизни ребенка, потому что не имея достаточного опыта, устойчивых привычек, дети подражают поступкам взрослых, рассматривая их как образец для себя.
Методы формирования общественного поведения и опыта общественных отношений:
Приучение - это организация планомерного регулируемого выполнения детьми определенных действий в целях превращения его в привычную форму общественного поведения.
Упражнение - это метод направлен на формирование навыков и привычек нравственного поведения путем многократных повторений поступков, действий.
Методы поощрения и наказания (методы стимулирования поведения и деятельности):
Поощрение - это способ выражения обществом (семьей) положительной оценки поведения и деятельности ребенка. Оно вызывает у детей положительные эмоции, вселяет уверенность в своих силах и возможностях. Наказание - это такое воздействие на ребенка, которое выражает осуждение поступков и действий, противоречащих нормам общественной (семейной) морали, вызывает стремление к улучшению своего поведения.
Методы контроля и самоконтроля:
Наблюдение. Важно отслеживать наличие тех или иных особенностей ребенка, качеств его характера, черт личности для того, чтобы вовремя начать формирование необходимых ему навыков и правил поведения, либо наоборот - предотвратить появление отрицательных черт. Оценка и самооценка поведения. Обязательно давать положительную, либо отрицательную оценку действиям и поведению ребенка (с необходимым комментарием) и приучать его самостоятельно адекватно оценивать свои поступки.
Чтобы оказать полноценную помощь своему ребенку, правильно выбрать методы воспитания, родителям необходимы знания об особенностях психофизического развития детей. Они должны принимать ребенка таким, какой он есть, и адекватно оценивать его возможности и потребности. Воспитатель и родитель должны стать единомышленниками и помощниками, чтобы создать гармоничные условия для воспитания и развития.
Список использованной литературы:
- Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М, 1993.
- Баркан А.И. Его величество ребенок. - Киев, 1988
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М., 2001.
- Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1986.
- Ткачева В.В. Гармония внутрисемейных отношений. - М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение кукольного театра в формировании личности ребенка
Представлена теоретическая основа понятия и практические действия для организации кукольного театра в домашних условиях.....
Значение изобразительного творчества в формировании личности ребенка
Данная статья создана для родителей дошкольников. В ней обосновывается необходимость и полезность занятий детей рисованием для их личностного и художественно-эстетического развития. В ней привед...
Семинар-практикум детско-родительских отношений "Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка".
Детские годы—самые важные в жизни человека. Как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей. Главную роль в жизни маленького человека играет семья. Нормы поведения, характер взаимо...
Значение ручного труда для формирования личности ребенка
Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Этот вид труда открывает перед ними ш...
"Значение дидактической игры в формировании личности ребенка"
Дидактические игры имеют важное значение для формирования личности....
Значение воспитания для формирования личности ребенка.
О личности ребенка и этапах ее формирования...
Доклад "Значение художественной литературы в формировании личности ребенка"
доклад для пед.совета...