Логопедические игры с детьми дошкольного возраста
консультация по теме

Бортновская Светлана Николаевна

Здесь подобраны игры и задания, позволяющие устранить пробелы в развитии грамматического строя речи, обогатить словарный запас ребенка, развить интерес к слову, к речи, расширить знания и кругозор. Одновременно с развитием речи у ребенка тренируется память, внимание, он учится размышлять, делать выводы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vo_vremya_obucheniya.docx10.75 КБ

Предварительный просмотр:

Во время обучения в начальных классах у ребенка возникают трудности, особенно в овладении русским языком. Это связано с недостаточным уровнем развития речи. Многие дети с трудом строят фразу, не умеют грамматически правильно оформить предложения, у них бедный словарный запас. Такие недочеты не заметны дома, но выявляются на уроках в школе.

Для того, чтобы предотвратить эти трудности, необходимо развивать речь ребенка в дошкольном возрасте.

Здесь подобраны игры и задания, позволяющие устранить пробелы в развитии грамматического строя речи, обогатить словарный запас ребенка, развить интерес к слову, к речи, расширить знания и кругозор, что послужит хорошей базой для успешного обучения в школе. Параллельно с развитием речи у ребенка тренируется память, внимание, он учится размышлять, делать выводы, анализировать и фантазировать.

Если у ребенка что-то не получается, не ругайте его, помогите ему справиться с заданием, вернитесь к сложному упражнению позднее. Помните, что хорошие результаты достигаются долгой и упорной работой.

Существительное.

«Что это?»

Цель: Закреплять у детей обобщающие понятия.

Оборудование: мяч.

Описание: Дети стоят по кругу. Педагог бросает мяч то одному, то другому ребенку и называет предмет, а ребенок должен сказать, к какой логической категории он относится, (кукла - игрушка, стол - мебель, стакан - посуда).

«Что с чем?»

Цель: Учить правильному употреблению нарицательных имен существительных в ед. числе, творительном и родительном падежах.

Оборудование: Любые предметы, необходимые в быту (ключ, молоток, вешалка, тарелка).

Описание: Предлагается найти то, из чего едят суп, чем открывают дверь, из чего пьют молоко. Ребенок выбирает и называет нужный предмет. (Суп едят из тарелки).


«Кому это нужно?»

Цель: Закреплять в речи детей имена существительные в дательном падеже.

Оборудование: Предметные картинки с изображением орудий труда.

Описание:        Педагог        показывает        картинки,        изображающие

орудия труда, и спрашивает:

  •  Что это? Кому это нужно для работы?

Дети отвечают:

  •  Лейка - садовнику, и т.д.

Тот. Кто правильно ответит, получает картинку.

«Скажи наоборот»

Цель: Усвоение слов - антонимов.

Оборудование: картинка (или мяч).

Описание: зайчонок сидел на поляне и сравнивал предметы. Помоги зайчонку правильно подобрать слова.

Кошка большая, а котенок маленький.

Слон большой, а мышка        

Стол большой, а столик        

Ребенок маленький, а взрослый        

Арбуз большой, а яблоко        

Чемодан большой, а сумка        

Море большое, а озеро        

Грядка маленькая, а поле        

Туча большая, а облачко        

Город большой, а деревня        

Высокий - низкий.

Помоги зайчонку сравнить предметы по высоте, правильно подбери слова к предложениям.

Елка высокая, а земляника низкая.

Фонарь высокий, а забор        

Дом высокий, а избушка        

Бегемот низкий, а жираф        

Сосна высокая, а куст        

Холм низкий, а гора        


Куст высокий, а трава        

Шкаф высокий, а кактус        

«Мой, моя, мое»

Цель:        Практическое усвоение рода существительных.

Согласование местоимений «мой, моя, мое» с существительными в роде. Подбор к местоимению существительных с соответствующей родовой принадлежностью.

Оборудование: картинки.

«Найди и назови предметы, о которых можно сказать: «это мой, это моя, мое, мои».

Это мой карандаш.

Это моя футболка.

Это мое зеркало.

Это мои очки.

(Аквариум, тапочки, брюки, мыло, чашка, носки, зонт, яблоко, дерево, собака).

Предлоги.

Составь предложения.

Посмотри на картинки и составь предложения. Предлоги выделяй голосом.

Кот сидит на диване.

Кот лежит под кроватью.

Кот спит на кровати.

Кот сидит около шкафа.

Кот сидит в шкафу.

Расскажи о летнем отдыхе. Вставь в предложения необходимые предлоги.

Я отдыхал деревне бабушки.

 дома растут деревья и кустарники.

Я собирал ягоды кустов малины.

Днем мы ходим лес.

 опушке я нашел много грибов.

 дерева росла целая семейка подберезовиков.


Птицы заливисто поют лесу.

 тропинке я увидел следы лося.

 куста выскочил заяц и поскакал чащу.

 сосны сосну перескочила белка.

Она сорвала шишку и стала вытаскивать нее семечки.

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогами. Оборудование: картинки.

Описание: Посмотри на картинки и составь предложение.

«Какой сок»

Цель:        учить        детей образовывать относительные

прилагательные.

Оборудование: картинки с изображением фруктов, овощей, ягод.

Описание: Зайчик угощал своих друзей соком из яблок, из груш, из томатов, из слив. Помоги зайчонку назвать, какие

соки у

него получились.

Сок

из

яблок - яблочный

Сок

из

земляники -

Сок

из

клубники -

Сок

из

черники -

Сок

из

брусники -

Сок

из

ежевики -

Сок

из

груш -

Сок

из

слив -

Сок

из

персиков -

Сок

из

малины -

Сок

из

вишни -

Сок

из

смородины -

Сок

из

облепихи -

Сок

из

клюквы -

Сок

из

моркови -

Сок

из

томатов -

Сок

из

винограда -

Сок

из

арбуза -

Сок

из

огурцов -

Сок

из

капусты -


Сок из свеклы - Сок из крыжовника -

Эти игры научат ребенка подбирать слова - предметы, ориентируясь на окончание слова - признака.

Ах, как вкусно!

Зайчик с закрытыми глазами угадывал вкус овощей и фруктов. Попробуй и ты отгадать по слову - признаку о каком овоще или фрукте идет речь.

Сочное яблоко.

Сладкая        (малина)

Горькая        (редиска)

Медовая        (слива)

Хрустящая        (капуста)

Кислая        (клюква)

«Что потеряли животные?»

«Чей, чья, чьи?»

Цель:        Образование        и        употребление        притяжательных

прилагательных с суфф. и (ий, ья, ьи).

Животные растеряли свои уши, хвосты и лапы.

Помоги правильно назвать все, что потеряли звери.

Волк - лапа волчья, хвост волчий, уши волчьи.

Медведь - Лиса - Заяц - Белка - Барсук - Олень - Лев - Лось - Коза - Корова - Лошадь - Кошка - Собака -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВКЛЮЧЕНИЕ В ЛОГОПЕДИЧЕСКУЮ РАБОТУ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК

ВКЛЮЧЕНИЕ В ЛОГОПЕДИЧЕСКУЮ РАБОТУ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК...

Конспекты индивидуальных логопедических занятий с детьми дошкольного возраста, имеющими ФНР

Работа над развитием артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения - основные направления в работе с дошкольниками с фонетическим недоразвитием речи. Представленные конспекты раскрывают приме...

Игры с прищепками как одно из направлений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

Прищепкотерапия – это старинный народный способ массажа рук. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Наряду с главной це...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИГРЫ «ГЕОКЕШИНГ» В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье раскрывается понятие «Геокешинга» как современной формы коррекционной и развивающей работы логопеда. Описывается важность развития крупной, мелкой и артикуляционной моторики на ло...