Формирование математических способностей у детей дошкольного возраста.
консультация (старшая группа) по теме
"...Приохотить ученика к учению – гораздо более достойная задача учителя, чем приневолить его". (К.Д. Ушинский.) Опя-а-а-ть... матема-а-а-тика!... Интонация, с которой ребенок произносит эти слова, может послужить показателем его отношения к обучению вообще и к математике в частности. "Математика всегда... остается для учеников трудной работой". Так утверждал почти полтора века назад Д.И. Писарев. Изменилось ли с тех пор восприятие математики? Не очень. "Математика продолжает оставаться наиболее трудоёмким учебным предметом в школе", – об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики. А дошкольники? Они не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Наша задача – дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное – познать радость при преодолении трудностей. Учёными давно замечено: в словаре детей 5-6 лет наиболее часто употребляемое слово, "почему". С этого слова начинается по сути открытие мира. Дошкольника можно сравнить с исследователем, первооткрывателем, который с одинаковым интересом и тщательностью изучает дождевого червя, мыльный пузырь, вселенную, тень от собственной руки… Накопление различных фактов, размышления над ними, стремление объяснить их с позиций своего жизненного, а иногда и первоначального научного опыта – вот чем замечателен этот возраст. Привычные для взрослого вещи, понятнее ему и обыденные для него явления в глазах ребёнка являются значительными и заманчивыми. Прислушайтесь к разговорам и рассуждениям детей, и вы убедитесь, что далеко не всегда это просто детская болтовня, как считают многие взрослые. Оказывается, ребенок знаем довольно много интересных вещей, которые иногда выскакивают в весьма оригинальной форме. Как же нужны ему заинтересованные и доброжелательные собеседники! Ими могут и, конечно же, должны стать воспитатели и родители. Взрослые порой поражаются, как быстро ребенок усваивает довольно сложные математические представления: легко запоминает трёхзначный номер автобуса, двухзначный номер квартиры, ориентируется в »нулях» на денежных купюрах, умеет называть числительные по порядку в пределах 100, 1000, 10000. Чувствуя потенциальные возможности детей, взрослые нередко начинают форсировать изучение ими математики, давая им формализованные значения. Вот хорошо известная ситуация: перед пятилетним ребенком лежат 4-зеленых и 5-синих кружков. «Каких кружков больше? – спрашивает воспитатель. – Зелёных или синих? На сколько?» «Синих кружков больше, чем зелёных, на …пять», – отвечает юный математик. Мама в смятении: «Что ты говоришь? Ведь ты умеешь считать до 100… Как же не можешь ответить на такой простой вопрос?» А дело вот в чем. Вопрос является для ребёнка доступным, а поиск ответа не затрудняет его, когда он постигает закономерность, понимает логику рассуждений. Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт ребенка может быть объёмным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло – вот что необходимо в процессе обучения и познавательного общения, чтобы то и другое стало развивающим. Как сделать, чтобы, познавая математику, ребёнок достиг успеха? Практика обучения показала: на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна (или не способна) вызвать заинтересованность и познавательную активность детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_-shutki_zadachi-_lovushki.doc | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
В реке плавали пять щук. Они увидели мелких рыбок и нырнули в глубину, Сколько щук плавают в реке? (Пять щук, только они нырнули в глубину.)
Четыре мальчика и один дворник расчистили по одной дорожке в саду. Сколько дорожек расчистили мальчики? (Четыре дорожки.)
У Славы одна сестра и два брата. У Тани две сестры и один брат. Сколько детей в каждой семье? (По четыре ребенка.)
В доме четыре этажа. На каждом этаже живет Аня, если её соседом сверху является Петя, снизу – Вера, а на последнем, четвертом, этаже живет Вася? (На втором.)
Гусеница за час проползла расстояние равно пяти Машиным шагам. Какое расстояние гусеница проползет за два часа? (Расстояние равное 10 Машиным шагам.)
Косте шесть лет, а Мише четыре года. Кто из них будет моложе через три года? Миша будет моложе? (Миша.)
В солонке было соли на 10 порций супа. Пять человек посолили суп. Сколько соли осталось? (На пять порций.)
За обед котёнок съедает 10 шариков сухого корма. Сегодня у него нет аппетита: он съел только половину. Сколько шариков сухого корма осталось на ужин? (Пять шариков.)
Девочки учились вышивать. Галя вышила стежок длиной 5 см, а Зоя – 2 стежка по 3 см. Кто больше израсходовал ниток? (Зоя: она вышила стежок 6 см.)
Одна майка сохнет на солнце один час, а в тени четыре часа. Мама выстирала две майки своего сына. За сколько времени высохнут на солнце обе майки? (За один час.)
Ученик назвал числа в таком порядке: 1,3,5. Здесь есть одна хитрость. Разгадай её и продолжи называть числа в таком же порядке. (7,9,11…)
Клоуны мерились силой. Весельчак был слабее Музыканта, а Музыкант был такой же сильный, как Гимнаст. Кто из клоунов самый сильный? ( Гимнаст и Музыкант.)
Волшебница заколдовала всех животных, поэтому заяц стал храбрее волка, а волк храбрее льва. Кто теперь самый трусливый из этой компании? (Лев.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Формирование математических способностей у детей дошкольного возраста через сказку".
В докладе раскрывается проблема усвоения математики у дошкольников, а через сказку математика становится интереснее и усваивается легче....
Тетрадь воспитателя по самообразованию "«Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей у детей дошкольного возраста»
Тетрадь разрабтанадля работы с детьми младшего и среднего возраста...
Самообразование воспитателя на тему: "Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей у детей дошкольного возраста"
Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольниковУсвоение математических знаний на разных этапах школьного обучения вызывает ...
Обобщение опыта работы по теме: «Формирование математических способностей у детей дошкольного возраста через игру»
Содержание Введение1. Формирование математических способностей через игру как фактор успешного развития познавательных способностей детей дошкольного во...
План самообразования 2017-2018 г. "Формирование математических способностей у детей дошкольного возраста"
План самообразования 2017-2018 г. "Формирование математических способностей у детей дошкольного возраста"...
Значение дидактической игры в формирования математических способностей у детей дошкольного возраста.
Из опыта работы....
План перспективного развития на тему: «Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей у детей дошкольного возраста»
Цели повышения профессионального уровня:1. Повышение своего профессионального уровня в условиях введения ФГОС. Освоение работы по новым стандартам.2. Повышение эффективности использования современных ...