Сексуальное развитие ребенка
консультация на тему
СЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
На сегодняшний день точно установлено, что сексуальное возбуждение может отмечаться даже у зародыша и младенца. Многим родителям хорошо известна мастурбация их 2-3-4-летних детей. Исследователи называют различные причины такого поведения — снятие напряжения, поиск комфорта или просто баловство. Нет сомнений в том, что у всех детей на¬блюдается сексуальное поведение. Такое поведение носит исследователь¬ский характер. Это может быть наблюдение за собой или другими деть¬ми во время прикосновений, игра в «больницу», где ребенок может быть «больным» или «доктором», и т.п. Со временем ребенок все больше и больше начинает понимать, что семья, друзья и общество ус¬танавливают рамки вокруг его сексуальной активности, не поощряя и да¬же неодобрительно относясь к некоторым ее проявлениям. Маленькие дети обычно легко отвле¬каются от сексуальных исследований и готовы полюбопытствовать о других аспектах жизни, вернувшись к сексуальным вопросам только на более позднем этапе своего развития. По мере того, как ребенок становится старше, он начи¬нает испытывать все большее смущение, сталкиваясь с вопросами секса. Если ребенок испытывает чувство страха, гнева или тре¬воги, необоснованного стыда, соприкасаясь с сексуальными аспектами жизни, то что-то не в порядке, на это необходимо обратить внимание, т.к. это может свидетельствовать о каком-то негативном опыте.
В возрасте до 8-9 лет ребенку не требуется какое-то специальное сексуальное образование. Достаточно лишь просто и точно отвечать на во¬просы ребенка. Например, если ребенок спрашивает маму о том, как называется его пенис, то можно сказать: «Он называется пенис, но в нашей семье мы называем его "писей"». Обычно ребенок будет удовлетворен этим ответом. Через какое-то время ребенок может спросить свою мать: «Откуда я появился, мама?» Она может ответить: «В животик к ма-мочкам кладут семечко, и потом оно вырастает в ребеночка». Ребенок также может быть удовлетворен этим ответом, и, таким образом, ника¬кой дополнительной информации на этой стадии развития ему не нужно давать. По мере того, как ребенок становится старше, на те же самые во¬просы родители будут отвечать более подробно, опираясь на ту информацию, которую они уже ему дали.
Удивительно, что маленькие дети могут иметь такой словарь «взрослых» сексуальных слов, что взрослые могут подумать, будто их дети понимают больше того, чем это есть на самом деле. Поэтому родители должны быть уверены, что они понимают тот уровень, на котором ребенок задает вопрос.
Есть анекдот о папе, который на вопрос 8-летнего сына, что такое аборт, прочитал в ответ 30-минутную лекцию. В конце папа спросил: «Ты все понял?» «Да, папа», - ответил сын, - «Я только не понимаю, почему в книге написано - «…волны бились о борт корабля…».
ОБЫЧНОЕ (НОРМАЛЬНОЕ) СЕКСУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ
С рождения до 2 лет
Сексуальное поведение:
- дети приобретают опыт приятных чувств, когда ухаживающие за ребенком люди дотрагиваются до различных частей тела,
- знакомятся со строением своего тела, рассматривая себя и окружающих, и прикасаясь к различным частям своего тела и близких людей,
Сексуальные знания:
- язык для обозначения частей тела, включая гениталии, ограниченный, «детский».
В этом возрасте очень важно обеспечить ребенку безопасность и за¬щиту от вмешательств и неприемлемого поведения других людей.
Возраст от 2 до 6 лет
В этом возрасте может наблюдаться мастурбация. Она может иметь место в тот момент, когда ребенок нахо¬дится в состоянии стресса и тревоги, и приносить ему состояние комфор¬та. Дети, по мере того, как они становятся старше, учатся мастурбировать в одиночестве. Мастурбация не вредна ни в физическом, ни в психическом плане, однако, если дети навязчиво мастурбируют, то это должно обеспокоить взрослых, так как мастурбация истощает ребенка и неблагоприятно воздействует на его умственную и физическую сферу. Существует мнение, что достаточно часто мастурбируют дети, которым не хватает телесных контактов с родителями.
Сексуальное поведение:
- во время исследования тела могут трогать свои собственные гениталии и гениталии
других детей;
- играют в «больницу», в «дочки-матери» со сверстниками;
- интересуются собственным калом;
- с интересом смотрят, как другие используют туалет и ванную комнату;
- во время игр могут изображать, что имеют в животе ребенка;
- трут гениталии, мастурбируют, когда чувствуют себя некомфортно, несчастливо, напряженно, возбужденно или боятся чего-нибудь;
- учатся целоваться.
Сексуальные знания:
- становятся более любознательными и словоохотливыми в некоторых темах;
- развивают сексуальный словарь;
- имитируют сексуальные действия без понимания;
- имеют ограниченные знания относительно того, откуда появляются дети;
- узнают различия между полами;
- расспрашивают о гениталиях, половом акте;
- называют части тела более точно;
- используют сленг для обозначения процедур в ванной и туалете, гениталий и секса.
Дети осматривают гениталии других детей или прикасаются к ним гораздо чаще, чем полагают взрослые.
От 6 до 12 лет
Сексуальное поведение:
- могут заниматься мастурбацией, когда находится один;
- демонстрируют смущение при затрагивании сексуальных тем;
- имитирует половой акт, поцелуи и петтинг со сверстниками;
- могут иметь настоящий половой акт, как следует не зная о его последствиях.
Сексуальные знания:
- имеют словарь для обозначения гениталий;
- увеличиваются знания о сексуальном поведении, расширяется сексуальный словарь и сленг, заимствованный из СМИ и у сверстников;
- неясность в отношении полового акта и беременности.
В этот период своего сексуального развития дети все больше пони¬мают сексуальное поведение взрослых, получают информацию на эту те¬му от своих родителей или из других источников и начинают обменивать¬ся ею со сверстниками. Среди детей может распространяться неправильная информация. Мальчики и девочки в этот период часто играют совершенно отдельно друг от друга. Развивается моральное созна¬ние, причем главной моделью морального поведения и мышления выступает родители.
Что нужно знать родителям:
1. Если вы заметили, что ребёнок мастурбирует, лучше всего просто отвлечь его или сделать вид, что вас это занятие не интересует. Не стоит отводить его руку, бить по ней, угрожать или наказывать.
2. Когда вы видите проявления сексуального интереса в отношении сверстников, значит, пришло время заняться сексуальным воспитанием ребёнка. Не стыдите, не ругайте и не угрожайте ребёнку всевозможными ужасами. Скажите, что ответите на все вопросы, так как знаете обо всём гораздо лучше, чем друзья вашего ребёнка. Если можете, отвечайте на вопросы честно и без стеснения, но не углубляйтесь в тему.
3. Говорите с детьми о возможности изнасилований. Расскажите, что есть разница между прикосновениями любящего, близкого человека и чужого. Научите детей говорить «нет» на приглашения чужих людей куда-то пойти и посмотреть «что-то интересное». Научите обращаться за помощью, если кто-то излишне настойчив. Объясните, что тело принадлежит только ему и никто не имеет права дотрагиваться до него, вкладывать какие-нибудь органы или пальцы, даже если это приятно и не больно.Договоритесь, что ребёнок сразу расскажет вам о подобных случаях.
4. Если ребёнок начинает вести себя скрытно или проявляет не по возрасту осведомлённость в вопросе сексуальных отношений, объясните, что вам можно доверять, даже если кто-то попросил его никому не говорить о какой-нибудь тайне. Если вы считаете, что с ребёнком уже что-то произошло, задавайте наводящие вопросы. Постарайтесь не пугать его, заверьте, что с ним не произойдёт ничего плохого, если он доверится вам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seksualnoe_razvitie_rebyonka.docx | 19.69 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
На сегодняшний день точно установлено, что сексуальное возбуждение может отмечаться даже у зародыша и младенца. Многим родителям хорошо известна мастурбация их 2-3-4-летних детей. Исследователи называют различные причины такого поведения — снятие напряжения, поиск комфорта или просто баловство. Нет сомнений в том, что у всех детей на¬блюдается сексуальное поведение. Такое поведение носит исследователь¬ский характер. Это может быть наблюдение за собой или другими деть¬ми во время прикосновений, игра в «больницу», где ребенок может быть «больным» или «доктором», и т.п. Со временем ребенок все больше и больше начинает понимать, что семья, друзья и общество ус¬танавливают рамки вокруг его сексуальной активности, не поощряя и да¬же неодобрительно относясь к некоторым ее проявлениям. Маленькие дети обычно легко отвле¬каются от сексуальных исследований и готовы полюбопытствовать о других аспектах жизни, вернувшись к сексуальным вопросам только на более позднем этапе своего развития. По мере того, как ребенок становится старше, он начи¬нает испытывать все большее смущение, сталкиваясь с вопросами секса. Если ребенок испытывает чувство страха, гнева или тре¬воги, необоснованного стыда, соприкасаясь с сексуальными аспектами жизни, то что-то не в порядке, на это необходимо обратить внимание, т.к. это может свидетельствовать о каком-то негативном опыте.
В возрасте до 8-9 лет ребенку не требуется какое-то специальное сексуальное образование. Достаточно лишь просто и точно отвечать на во¬просы ребенка. Например, если ребенок спрашивает маму о том, как называется его пенис, то можно сказать: «Он называется пенис, но в нашей семье мы называем его "писей"». Обычно ребенок будет удовлетворен этим ответом. Через какое-то время ребенок может спросить свою мать: «Откуда я появился, мама?» Она может ответить: «В животик к ма-мочкам кладут семечко, и потом оно вырастает в ребеночка». Ребенок также может быть удовлетворен этим ответом, и, таким образом, ника¬кой дополнительной информации на этой стадии развития ему не нужно давать. По мере того, как ребенок становится старше, на те же самые во¬просы родители будут отвечать более подробно, опираясь на ту информацию, которую они уже ему дали.
Удивительно, что маленькие дети могут иметь такой словарь «взрослых» сексуальных слов, что взрослые могут подумать, будто их дети понимают больше того, чем это есть на самом деле. Поэтому родители должны быть уверены, что они понимают тот уровень, на котором ребенок задает вопрос.
Есть анекдот о папе, который на вопрос 8-летнего сына, что такое аборт, прочитал в ответ 30-минутную лекцию. В конце папа спросил: «Ты все понял?» «Да, папа», - ответил сын, - «Я только не понимаю, почему в книге написано - «…волны бились о борт корабля…».
ОБЫЧНОЕ (НОРМАЛЬНОЕ) СЕКСУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ
С рождения до 2 лет
Сексуальное поведение:
- дети приобретают опыт приятных чувств, когда ухаживающие за ребенком люди дотрагиваются до различных частей тела,
- знакомятся со строением своего тела, рассматривая себя и окружающих, и прикасаясь к различным частям своего тела и близких людей,
Сексуальные знания:
- язык для обозначения частей тела, включая гениталии, ограниченный, «детский».
В этом возрасте очень важно обеспечить ребенку безопасность и за¬щиту от вмешательств и неприемлемого поведения других людей.
Возраст от 2 до 6 лет
В этом возрасте может наблюдаться мастурбация. Она может иметь место в тот момент, когда ребенок нахо¬дится в состоянии стресса и тревоги, и приносить ему состояние комфор¬та. Дети, по мере того, как они становятся старше, учатся мастурбировать в одиночестве. Мастурбация не вредна ни в физическом, ни в психическом плане, однако, если дети навязчиво мастурбируют, то это должно обеспокоить взрослых, так как мастурбация истощает ребенка и неблагоприятно воздействует на его умственную и физическую сферу. Существует мнение, что достаточно часто мастурбируют дети, которым не хватает телесных контактов с родителями.
Сексуальное поведение:
- во время исследования тела могут трогать свои собственные гениталии и гениталии
других детей;
- играют в «больницу», в «дочки-матери» со сверстниками;
- интересуются собственным калом;
- с интересом смотрят, как другие используют туалет и ванную комнату;
- во время игр могут изображать, что имеют в животе ребенка;
- трут гениталии, мастурбируют, когда чувствуют себя некомфортно, несчастливо, напряженно, возбужденно или боятся чего-нибудь;
- учатся целоваться.
Сексуальные знания:
- становятся более любознательными и словоохотливыми в некоторых темах;
- развивают сексуальный словарь;
- имитируют сексуальные действия без понимания;
- имеют ограниченные знания относительно того, откуда появляются дети;
- узнают различия между полами;
- расспрашивают о гениталиях, половом акте;
- называют части тела более точно;
- используют сленг для обозначения процедур в ванной и туалете, гениталий и секса.
Дети осматривают гениталии других детей или прикасаются к ним гораздо чаще, чем полагают взрослые.
От 6 до 12 лет
Сексуальное поведение:
- могут заниматься мастурбацией, когда находится один;
- демонстрируют смущение при затрагивании сексуальных тем;
- имитирует половой акт, поцелуи и петтинг со сверстниками;
- могут иметь настоящий половой акт, как следует не зная о его последствиях.
Сексуальные знания:
- имеют словарь для обозначения гениталий;
- увеличиваются знания о сексуальном поведении, расширяется сексуальный словарь и сленг, заимствованный из СМИ и у сверстников;
- неясность в отношении полового акта и беременности.
В этот период своего сексуального развития дети все больше пони¬мают сексуальное поведение взрослых, получают информацию на эту те¬му от своих родителей или из других источников и начинают обменивать¬ся ею со сверстниками. Среди детей может распространяться неправильная информация. Мальчики и девочки в этот период часто играют совершенно отдельно друг от друга. Развивается моральное созна¬ние, причем главной моделью морального поведения и мышления выступает родители.
Что нужно знать родителям:
1. Если вы заметили, что ребёнок мастурбирует, лучше всего просто отвлечь его или сделать вид, что вас это занятие не интересует. Не стоит отводить его руку, бить по ней, угрожать или наказывать.
2. Когда вы видите проявления сексуального интереса в отношении сверстников, значит, пришло время заняться сексуальным воспитанием ребёнка. Не стыдите, не ругайте и не угрожайте ребёнку всевозможными ужасами. Скажите, что ответите на все вопросы, так как знаете обо всём гораздо лучше, чем друзья вашего ребёнка. Если можете, отвечайте на вопросы честно и без стеснения, но не углубляйтесь в тему.
3. Говорите с детьми о возможности изнасилований. Расскажите, что есть разница между прикосновениями любящего, близкого человека и чужого. Научите детей говорить «нет» на приглашения чужих людей куда-то пойти и посмотреть «что-то интересное». Научите обращаться за помощью, если кто-то излишне настойчив. Объясните, что тело принадлежит только ему и никто не имеет права дотрагиваться до него, вкладывать какие-нибудь органы или пальцы, даже если это приятно и не больно.Договоритесь, что ребёнок сразу расскажет вам о подобных случаях.
4. Если ребёнок начинает вести себя скрытно или проявляет не по возрасту осведомлённость в вопросе сексуальных отношений, объясните, что вам можно доверять, даже если кто-то попросил его никому не говорить о какой-нибудь тайне. Если вы считаете, что с ребёнком уже что-то произошло, задавайте наводящие вопросы. Постарайтесь не пугать его, заверьте, что с ним не произойдёт ничего плохого, если он доверится вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"
В брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....
Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...
Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...
Зайдуллина Юлия. Анализ научно - исследовательской работы «Общение ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками как важный фактор развития личности ребенка» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №7 «Елочка» Ханты-Мансийск.
Ребенок развивается в коллективе сверстников. Становление его личности определяет потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Между детьми могут возникать разные формы взаимоотношений....
Ребенок с преждевременным сексуальным развитием: будьте бдительны!?
Если ребёнку слишком много известно о сексе, если он совершает провокационные телодвижения, если пытается вовлечь других детей в игры, связанные с сексом, если пытается дотронуться до половых органов ...
Сексуальное просвещение ребенка
Сексуальное просвещение ребенка играет немаловажную роль в становлении личности. Но вот как говорить с ребенком на эту щекотливую тему, что нужно говорить, об этом большинство родителей не имеет предс...