Кризис 7 лет
статья (подготовительная группа) по теме

Кузнецова Вера Ивановна

Необходимым условием формирования общества зрелых общественных отношений, общества высокой организованности, идейности и сознательности трудящихся; общества законом жизни которого является забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех, является эффективное воспитание и обучение нового поколения. Воспитатель, учитель – ваятель духовного мира юной личности, доверенное лицо общества, которому оно вверяет самое дорогое, самое ценное – детей, свою надежду, свое будущее.

На современном этапе обучение детей дошкольного возраста перед педагогами ставится ответственная задача – обучить и воспитать детей. Учитель в ответе за их целенаправленное и систематическое физическое, умственное и духовное развитие. Для этого он должен знать особенности психологии детей этого возраста. Возрастной период дошкольного возраста характеризуется повышенной эмоциональностью, подражательностью, направленность на познание окружающего мира, чувствительностью к воздействию со стороны взрослых.

Очень важно, чтобы воспитатель знал общие закономерности психического развития ребенка, а также причины, обусловливающие многообразные индивидуальные различия детей, которых он примет для того, чтобы обучать, воспитывать и любить.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krizis_7_let.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение        

1. Проблема готовности ребенка к школе        

2. Кризис семи лет        

3. Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению        

Заключение        

Список используемой литературы        


Введение

Необходимым условием формирования общества зрелых общественных отношений, общества высокой организованности, идейности и сознательности трудящихся; общества законом жизни которого является забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех, является эффективное воспитание и обучение нового поколения. Воспитатель, учитель – ваятель духовного мира юной личности, доверенное лицо общества, которому оно вверяет самое дорогое, самое ценное – детей, свою надежду, свое будущее.

На современном этапе обучение детей дошкольного возраста перед педагогами ставится ответственная задача – обучить и воспитать детей. Учитель в ответе за их целенаправленное и систематическое физическое, умственное и духовное развитие. Для этого он должен знать особенности психологии детей этого возраста. Возрастной период дошкольного возраста характеризуется повышенной эмоциональностью, подражательностью, направленность на познание окружающего мира, чувствительностью к воздействию со стороны взрослых.

Очень важно, чтобы воспитатель знал общие закономерности психического развития ребенка, а также причины, обусловливающие многообразные индивидуальные различия детей, которых он примет для того, чтобы обучать, воспитывать и любить.

Выбор этой темы поможет мне, маме четырехлетнего ребенка, с ориентироваться в правильном воспитании малыша, обратить внимание на самые существенные моменты его развития, не упустить важное и наконец самое главное, подготовить своего сына к поистине переломному моменту – поступление в школу.


1. Проблема готовности ребенка к школе

Поступление в школу поистине переломный момент в жизни ребенка. В подготовке такого перехода принимают участие педагоги физиологи, психологи и врачи – гигиенисты. Важно было определить условия, необходимые для этого, разработать программу, методы обучения, подготовить соответствующие учебники для ребят и методические пособия для воспитателей.

В чем же проявляется психофизиологическая готовность ребенка к обучению, его «школьная зрелость».

Для дошкольников характерен довольно высокий уровень способностей, связанный с развитием органов чувств, Дети умеют определить размеры предметов, различить звуки, уловить ритм. Все это позволяет активнее развивать печь, музыкальные, изобразительные и двигательные навыки.

Необходимо трезво отнестись к определению готовности к обучению каждого ребенка – не шестилеток вообще, а этого, конкретного малыша. Особое значение при этом имеет сформированность личной позиции ребенка по отношению к новой для него роли ученика, желание учится, умение жить в коллективе, правильная реакция на требования взрослого, усвоение принятых норм поведения. Подчеркнем, что чрезвычайно важно как верно оценить состояние здоровья ребенка, так и создать условия, укрепляющие здоровье. Особого

внимания требует начальный период привыкания к школе. Родители, учитель, врач должны идти рука об руку, объединенные общей заботой о благополучии школьника – малыша. Надо создать теплую обстановку доброжелательности, поддержки, одобрения. Главная задача в подготовке дошколят – всесторонняя полная подготовка их к учебной деятельности.

Содержание каждого предмета нацелено, прежде всего, на формирование нового для малышей вида деятельности – учения. Особо повышается образовательная, развивающая роль таких дисциплин, как музыка, изобразительное искусство, трудовое обучение, физкультура и ритмика.

Поэтому дошкольник должен уметь:

- слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ; по вопросам

воспитателя или по иллюстрациям рассказать, что слушали.

- проводить звуковой анализ слов;

- читать слова;

- читать и записывать числа до 20;

- уметь решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; - уметь измерять длину отрезка в сантиметрах;

-распознавать простейшие геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат.

Дошкольник должен знать:

- свой домашний адрес;

- элементарные правила личной гигиены;

- Элементарные правила поведения на улице;

- значение цветов светофора и правила перехода улицы;

- характерные признаки времен года.

Теперь мы знаем, что необходимо знать, ребенку перед одиннадцатилетней школой, мы должны более близко познакомится с требованиями, которые предъявляются к его готовности учится.

Итогом развитием ребенка в дошкольном детстве являются предпосылки того, чтобы ребенок мог приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе. К таким предпосылкам относится, прежде всего, желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учится. Такое желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей оно связано с тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворяться, тем способом приобщение к жизни взрослых, который дает ему игра. Он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости, а учеба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.

Опросы детей, неоднократно проводившиеся в подготовительных группах детского сада, показали, что дети, за редким исключением, стремятся пойти в школу, не хотят оставаться в детском саду. Обосновывают это желание дети по – разному. Большая часть ссылается именно на учебу как на привлекательную сторону школы.

Остановимся подробнее на показателях готовности ребят к школе.

Важная сторона психологической готовности к школе – достаточный уровень волевого развития ребенка. У разных детей этот уровень оказывается различным, но типичной чертой, отличающей дошкольников, является соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением, и которое необходимо для того, чтобы сразу же,придя в первый класс, включится в общую деятельность. принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.

Что касается произвольности познавательной деятельности, то она хотя и начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу еще не достигает полного развития: ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объему материал. Обучение в начальной школе учитывает эти особенности детей и строится так, что требования произвольности их познавательной деятельности возрастают постепенно, по мере того как в процессе учения происходит ее совершенствование.

Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в первый класс, необходим известный запас знаний об окружающем мире – о предметах и их свойствах,о том, «что такое хорошо и что такое плохо», т.е. о моральных нормах поведения. Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество – степень правильности, четкости и обобщенности, сложившихся в дошкольном детстве представлений.

Вполне достаточно, если в итоге дошкольного обучения ребенок познакомится с теми областями и сторонами явлений, которые служат предметом изучения разных наук, начнет их выделять,отличать живое от неживого, растения от животных, природное от созданного руками человека, вредное от полезного. Систематическое ознакомление с каждой областью знаний, усвоение систем научных понятий-дело будущего.

Особое место в психологической готовности к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками, традиционно относящими собственно школьным, - грамотой, счетом, решением арифметических задач.

Начальная школа рассчитана на детей, не получивших не какой специальной подготовке, и начинает обучать их грамоте и математике с самого начала. Поэтому нельзя считать соответствующие знания и навыки обязательной составной частью готовности ребенка к школьному обучению. Вместе с тем значительная часть детей, поступающих в первый класс, умеет читать, а счетом в той или иной мере владеют почти все дети. Овладение грамотой и элементами математике в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Положительное значение имеет образование у детей общих представлений о звуковой стороне речи и ее отличии от содержательной стороны, о количественных соотношениях вещей и их отличии от предметного значения этих вещей. Поможет ребенку учиться в школе и усвоения понятия числа и некоторых первоначальных математических понятий. Что же касается навыков чтения, счета, решения задач, то их полезность зависит от того, на какой основе они построены, насколько правильно сформированы.

Так, навык чтения повышает уровень готовности ребенка к школе только при условие, что он строится на базе развития фонематического слуха и осознания звукового состава слова, нередко встречающееся у дошкольников, затруднит работу учителя, так как ребенка придется переучивать.

Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Так, ребенок, поступающий в школу, должен различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук в слове «ручка», то он должен ответить утвердительно. Для чего нужен первокласснику хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня методикой обучения чтенью, основанной на звуковом анализе слова. Развивать фонематический слух можно в игре. Вот, например:

Воспитатель рассказывает ребенку сказку о волшебнике, заколдовывающем в замке слова. Чтобы расколдовать слова, надо угадать его звуковой состав, то есть назвать по прядку звуки, из которых оно состоит. Если волшебник застанет в своем замке спасителя слов, то он заколдует и его. После сказочного выступления малышу объясняют, что такое звук и чем он отличается от буквы.(В эту игру играют с детьми, уже знающими название букв и их написание.)

Для этого ему говорят, что все слова звучат, и мы их слышим, потому что они состоят из звуков. Например, слово «мама» состоит из звуков «м-а-м-а» (слово произносится для ребенка на распев, так, что каждый звук слышен очень четко). Произносится звук «м»(как раз и являющийся фонемой),а не буква «эм». Взрослым необходимо помнить, что названия согласных букв не совпадают с тем, как эти буквы звучат в словах, то есть с их фонемами. Например, буква «эс» в словах звучит как звук «с», а буква «б» в словах звучит как «б» и т. д.

Трудность предлагаемых для расколдовывания слов должна возрастать постепенно. В начале должны предлагаться совсем простые слова типа: пол, кот, кит, каша, и т. д. Все звуки слова должны произносится взрослым очень четко, а гласные даже тянутся.

О готовности к усвоению школьной программы свидетельствуют не сами знания и навыки, а уровень развития познавательных интересов и познавательной деятельности ребенка.

Познавательные интересы складываются постепенно, в течение длительного времени и не могут возникнуть сразу при поступлении в школу, если в дошкольном возрасте их воспитанию не уделяли достаточного внимания. Наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать, решать задачи, прямо не связанные с какой – либо интересующей ребенка игровой или житейской ситуацией. Формированию устойчивых познавательных интересов способствуют условия систематического дошкольного обучения. Уровень развития познавательной деятельности, который может быть, достигнут детьми к концу дошкольного возраста и который достаточен для успешного обучения в начальной школе, включает в себя, кроме произвольного управления этой деятельностью, о чем говорилось раньше, и определенные качества восприятия и мышления ребенка.

Определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение простыми операциями обобщения. Обобщение позволяет человеку сравнивать различные предметы, выделять в них нечто общее, одновременно учитывая их различия. На основе обобщения проводится классификация, то есть выделение какого-то класса объектов, которым присущи общие свойства, для которых применимы общие правила работы с ними (например, решение задач того или другого типа).

От процесса обобщения зависит обучаемость ребенка. Обучаемость включает в себя два этапа интеллектуальных операций. Первый – усвоение нового правила работы (решение задачи и т. д.); второй – перенос усвоенного правила выполнения задачи на аналогичные, но не тождественные ему. Второй этап не возможен без умения обобщать.

В основном к моменту поступления в школу ребенок владеет эмпирическим, то есть основанным на опыте, обобщением.

Это значит, что сравнивая предметы, он находит, выделяет и обозначает словом их внешне одинаковые, общие свойства, позволяющие отнести все эти предметы к какому-то одному классу или понятию. Так, например, ребенок понимает, что автомобиль, поезд, самолет, автобус, троллейбус, трамвай и т. д. – это все транспорт, или средства передвижения.

Обобщение развивается в процессе познания ребенком свойств различных предметов. Поэтому очень важно предоставить малышу возможность исследовать окружающий его мир. Детям нравится возится с песком, водой, глиной, камешками и т. д. Им интересно готовить вместе с мамой или бабушкой тесто, а потом испечь пирог. Их интересует как пахнет, что съедобно, а что нет, что будет если что-нибудь посадить и т. д.

Для развития обобщения с детьми необходимо играть в развивающие игры типа лото. По ходу таких игр ребенок усваивает различные понятия и учится классифицировать предметы. При этом существенно расширяется его кругозор и представление о мире.

Развитию обобщения способствует составление ребенком рассказа по последовательным сюжетным картинкам, а также пересказ прочитанного ему художественного произведения.

Еще одной стороной психического развития, определяющей готовность ребенка к школьному обучению, является развитие его речи – овладение умением связно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, событие, передать ход своей мысли, объяснить то или другое явление, правильно.

Психическая готовность к школе включает качества личности ребенка, помогающие ему войти в коллектив класса, найти свое место в нем. Это общественные мотивы поведения, те усвоенные ребенком правила поведения по отношению к другим людям и то умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками, которые формируются в совместной деятельности дошкольников.

Основное место в подготовке ребенка к школе занимает организация игры продуктивных видов деятельности, именно в этих видах деятельности впервые возникают общественные мотивы поведения, складывается иерархия мотивов, формируются и совершенствуются действия восприятия и мышления, развиваются социальные навыки взаимоотношений. Конечно, это происходит не само собой, а при постоянном руководстве деятельностью детей со стороны взрослых, которые передают подрастающему поколению опыт общественного поведения, сообщают необходимые знания и вырабатывают нужные навыки.

Указанные компоненты психологической готовности к школе представляют собой необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для нормального начала обучения в школе по программе любой сложности, но грамотной и адекватной возрасту первоклассника. Если ребенок хочет учится, старательно выполняет все требования учителя, умеет работать по образцу и по правилу, обладает хорошей обучаемостью, то в школе у такого первоклассника не должно быть особых проблем.


2. Кризис семи лет

Для того чтобы понять механизмы формирования социальной готовности к обучению в школе, необходимо рассмотреть старший дошкольный возраст через призму кризиса семи лет. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Наряду с этим появляются специфические для данного возраста особенности: негативизм, упрямство, а также строптивость, нелепость, искусственность поведения; паясничание, вертлявость, клоунада. Ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, строит из себя шута. Такие особенности поведения семилеток свидетельствуют об «утрате детской непосредственности». Причиной таких изменений является разделение в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.

До семи лет поведение ребенка можно описать схемой: «захотел – сделал». Утрата непосредственности и наивности в поведении ребенка означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который как бы вклинивается между переживанием и действием ребенка. Его поведение можно описать схемой: «захотел – осознал – сделал». Осознание включается во все сферы жизни дошкольника: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, результаты собственной деятельности и т. д.

Одним из важных достижений дошкольника является осознанием своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции. Ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни.

Ребенок как бы «выпадает» из привычной жизни и применяемой к нему педагогической системы, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. Это прежде всего проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности («В школе – большие, а в детском садике – только малыши»).

Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка и возникает на том уровне, когда ему становится доступным осознание себя не только как субъекта действия, но и как субъектом в системе человеческих отношений. Если переход к новому социальному положению и новой деятельности своевременно не наступает, то у ребенка возникает чувство

неудовлетворенности, которое и находит свое выражение в негативной симптоматике кризиса семи лет.

Психологи выявили связь кризиса семи лет и успешной адаптации детей к школе. На основании опроса родителей и воспитателей было установлено, что большинство детей проявляют негативную симптоматику кризиса семи лет. Наблюдения за детьми показали, что они очень подвижны, легко начинают и бросают начатое дело или игру, постоянно пытаются занять себя чем, требуют к себе внимание взрослых. Они часто спрашивают о школе, предпочитают учебные занятия игре.

Другие дети по мнению родителей, послушны, бесконфликтны, в их поведении нет заметных изменений. Они предпочитают игру чтению, занятиям, помощи родителям и воспитателям. Это типичные дошкольники, тихие, послушные, проявляющие инициативу только в игре.

Повторное обследование показало, что у дошкольников демонстрировавших признаки кризиса в подготовительной группе, с начало обучения в школе негативная симптоматика как правило исчезает. Родители этих детей отмечают, что трудности в воспитании это «пройденный этап». И напротив дети внешне благополучные в дошкольный период, с приходом в первый класс переживали кризисный период. Учителя отмечают, что эти дети малоактивны на уроке, «играют под партой».

Какие выводы можно сделать, рассматривая старший дошкольный возраст как кризисный или переходный период развития?

Первое.

Кризисы развития неизбежны и в определенное время возникают у всех детей, только у одних кризис протекает почти не заметно сглажено, а у других бурно и очень болезненно.

Второе.

Независимо от характера протекания кризиса, появление его симптомов говорит о том, что ребенок стал старше и готов к более серьезной деятельности и более «взрослым» отношениям с окружающими.

Третье.

Главное в кризисе развитие не его негативный характер, а изменение в детском самосознании – формирование внутренней социальной позиции.

Четвертое.

Проявление кризиса в 6 -7 летнем возрасте говорит о социальной готовности ребенка к обучению в школе.

Смена места в системе общественных отношений (переход из детского сада и домашних условий в школу) создает ситуацию психологической открытости ребенка.

Воспитатель должен воспользоваться этой психологической открытостью своих малышей и начать обучать их правилам поведения в классе, в школе, вне школы. Ребенок сам заинтересованно относится к совершенно новым для него правилам. Он пытается разобраться в правилах. Хочет выяснить, какие правила действительно обязательны, какие можно обойти.

Приведем дневниковые записи, касающиеся отношения шестилетних детей к школьным правилам.

Кирилл. Сегодня поставили мальчика и девочку, которые смотрели букварь, когда надо было тихо сидеть и слушать. Учительница сказала: «Ребята, посмотрите на них. Все видели, кто нарушает порядок?»

Андрей. Меня сегодня наказали. Но я не виноват! У нас такие приличия: когда взрослый входит, надо стать. Я увидел, что Лена не встает. Я ей говорил, говорил, потом потрепал за волосы. А Гоша говорит: «Не трогай девочку!» Я ее еще потрепал. Гоша меня как ударит… Я его. Нас обоих поставили. А виновата во всем Лена.

Анализ отношения ребенка к наказанию приводит к выводу о том, что правило поведения от его нарушения занимают его с чисто интеллектуальной стороны: за это наказывают так, а за это так.

Поведение ребенка должно определять не наказание за невыполненные правила, а понимание необходимости выполнения.

Все дети дошкольного возраста испытывают трудности при адаптации к новым условиям обучения и воспитания. Они напряжены психологически – эффект не определенности, связанный с совершенно новой жизнью в школе. Они напряжены физически – новый режим ломает прежние стереотипы.

Это приводит к тому что, даже у хорошо воспитанного ребенка, который умеет соблюдать правила и жить в условиях трудового режима, изменится поведение, ухудшится качество сна. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, ухудшается состояние здоровья. У иных появляется возбудимость, раздражительность.

Перегрузки, которые испытывает ребенок, приводят к утомлению. Утомление – состояние, характеризующееся снижением работоспособности.

Работоспособность – обладание способностью к работе к работе - зависит от многих факторов. Здесь должна быть эмоциональная заинтересованность задаваемым делом. У ребенка должен быть интерес к конечному результату. Совершенно необходимо волевое усилие, а также участие внимания, мышления, памяти.

Напряжение всех психических процессов быстро утомляет ребенка. Если учитель и воспитатель спокойно и планомерно осуществляют режимные моменты, ребенок усваивает правила режима и его напряженность падает. Режим и снятие психологического напряжения стабилизирует и физическое самочувствие ребенка.


3. Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению

Психологическая готовность к школьному обучению - это многокомплексное явление, при поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Это ведет к нарушению или затруднению адаптации ребенка в школе. Условно психологическую готовность можно разделить на учебную готовность и социально-психологическую готовность

Ученики с социально-психологической неготовностью к обучению, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителем, а в остальное время отвлекаются, не следят за происходящим в классе, нарушают дисциплину. Имея завышенную самооценку, они обижаются на замечания, когда учитель или родители выражают недовольство их поведением, они жалуются на то, что уроки не интересные, школа плохая и учительница злая.

Существуют различные варианты различия детей 6-7-лет с личностными особенностями, которые влияют на уверенность в школьном обучении.

1) Тревожность Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольствии учебной работы ученика со стороны учителя и родителей, обилие замечаний и упреков. Тревожность возникает из-за страха что-то сделать плохо неправильно. Такой же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится хорошему, но родители ожидают от него большего и предъявляют завышенные требования, подчас нереальные.

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки, снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность приводит к ряду других особенностей - желанию бездумно следовать указанию взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Взрослые, недовольные низкой продуктивностью учебной работы ребенка все больше и больше сосредотачиваются в общении с ним на этих вопросах, что усиливает дискомфорт.

Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на качестве его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция усиливает в свою очередь сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот порочный круг можно, изменив установки оценки и родителя, и учителя. Близкие взрослые, концентрирующие внимание на малейшем достижении ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных задач.

2) Негативистическая демонстративность Демонстративность - особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе со стороны окружающих. Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно. Его утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения главной цели- обратить на себя внимание, получить одобрение. Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема- постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка -недостаток похвалы. Негативизм распространяется не только на формы школьной дисциплины, но и на учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи, периодически «выпадая» из учебного процесса, ребенок не может овладеть необходимыми знаниями и способами действий, успешно учиться.

Источником демонстративности, ярко проявляющейся уже в дошкольном возрасте, обычно является недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье «заброшенными», «недолюбленными». Бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах.

Завышенные требования предъявляются, как правило, избалованными детьми.

Дети с негативистической демонстративностью, нарушая правила поведения, добиваются необходимого им внимания. Это может быть даже недоброжелательное внимание, все равно оно служит подкреплением демонстративности. Ребенок действует по-принципу: «пусть лучше ругают, чем не замечают» - извращенно реагируют на внимание и продолжают делать то, за что его наказывают.

Таким детям желательно найти возможность самореализации. Лучшее место для проявления демонстративности - сцена. Помимо участия в утренниках, спектаклях, концертах, детям подходят другие виды деятельности, в том числе и изобразительная.

Но самое главное - снять или ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения. Задача взрослых объединиться без нотаций и назиданий, не обращать, как можно менее эмоционально делать замечания и наказывать.

3) «Уход реальности» - это еще один вариант неблагоприятного развития. Он проявляется, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовывать ее в резкой театральной форме не могут из-за своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию тревожности и еще большей пассивности, незаметности, которые обычно сочетаются с инфантильностью, отсутствием самоконтроля.

Не достигая существенных успехов в учении, такие люди, как и чисто демонстративные, выпадают из процесса обучения на уроке. Но выглядит это иначе, не нарушая дисциплины, не мешая работать учителю и одноклассникам, они витают в облаках.

Еще одной актуальной проблемой социально-психологической готовности детей к школе является проблема формирования у детей качеств, благодаря бы которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты одним делом и ему нужно обладать достаточно гибкими способами установления отношений с другими детьми, необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение отступать и защищаться.

Таким образом, социально-психологическая готовность детей к школе, предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умении подчиняться интересам и обычаям детской группы.


Заключение

Психологическая готовность к школе - целостное образование. Отставание или развитие одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других. Многие педагоги и психологи связывают с готовность к школьному обучению успешную адаптацию ребенка в 1 классе.

Значит, для успешной адаптации ребенка в школе выделяются несколько параметров развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них определяющий уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы.

Проблема готовности детей к обучению в школе - это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в конечном счете, судьба детей, их настоящее и будущее.

Критерии готовности или неготовности к школьному обучению связаны с психологическим возрастом ребенка, который отсчитывается не по часам физического времени, а по шкале психологического развития. Эту шкалу тоже надо уметь читать: понимать принципы ее составления, знать точки отсчета, размерность.

Работая над этой темой, я пришла к выводам:

- во-первых, обследование детей необходимо для школы и для детей, для их успешного обучения;

- во-вторых, обследование детей необходимо начинать раньше, тогда эта работа будет более эффективной, потому что, мало констатировать неготовность ребенка к обучению в школе, необходимо еще брать на учет и в течение года наблюдать и контролировать его развитие.

Список используемой литературы

1. Антошина М.А., Большакова Н.Г., Горячева Т.Г., Султанова А.С. Работа психолога в подготовительной группе детского сада // Психолог в детском саду - 2009 - №2

2. Белобрыкина О.А. Скоро в школу мы пойдем // Психолог в детском саду – 2008-№2

3. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 2008

4. Елагина М.Г. Кризис семи лет и подход к его изучению // Новые исследования в психологии - 2011 - №1

5. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии - 2010 - №6

6. Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2008

7. Ульенкова У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе // Вопросы психологии - 2009 - №4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИМПТОМЫ КРИЗИСА 7 ЛЕТ И МЕТОДЫ СГЛАЖИВАНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ КРИЗИСА В ВОСПИТАНИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА И ПРОЯВЛЕНИЕ КРИЗИСА 7 ЛЕТ1.1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА В 7 ЛЕТ1.2. ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ1.3.    СОД...

От кризиса до кризиса

 Принято считать, что «критические» годы бывают только у взрослых, например кризис среднего возраста. Однако и у детей существуют кризисные периоды, которые им нужно помочь преодолеть. Кто...

Статья для родителей " Кризис трех лет. Кризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка

Кризис трех лет. Кризис — это важный этап в психологическом развитии ребенкаКризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка.Возраст с 2, 5 до 3 лет в психологии называют кризисом 3 ле...

Кризис в дошкольном возрасте. Кризис 3-х лет. Методические рекомендации родителям и педагогам.

Причины возникновения, особенности протекания,а таже рекомендации родителям и педагогам по преодолению  кризиса трёх лет....

Консультация для родителей группы детей раннего возраста от 2 до 3 лет на тему: «О кризисах в развитии детей: кризис трёх лет» в форме аукциона идей.

Надеюсь, благодаря такой форме проведения консультации родители поймут, что знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно...

Консультация для родителей "Кризис семи лет. Основные симптомы. Как правильно общаться с детьми в период кризиса"

В материале дается описание кризисных проявлений детей семи лет. Предложены меры по продуктивному взаимодействию взрослых с детьми, переживающими кризис....