ЕСЛИ У РЕБЕНКА НЕТ « Ч , Щ »
консультация на тему
« Ч » и « Щ » звуки сложные. Они образуются от сочетания двух звуков : Ч – от слитного произношения ТЬ и ШЬ, а Щ произносится как ШШЬ или ШЬЧ. Положение губ и зубов при произведении звука Ч такое же, как и при Ш, но язык не образует « чашечки », а всей спинкой поднимается к твердому нёбу, с которым смыкается, и тут же слегка отходит вниз, образуя щель.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЕСЛИ У РЕБЕНКА НЕТ « Ч , Щ »
« Ч » и « Щ » звуки сложные. Они образуются от сочетания двух звуков : Ч – от слитного произношения ТЬ и ШЬ, а Щ произносится как ШШЬ или ШЬЧ. Положение губ и зубов при произведении звука Ч такое же, как и при Ш, но язык не образует « чашечки », а всей спинкой поднимается к твердому нёбу, с которым смыкается, и тут же слегка отходит вниз, образуя щель.
При воспроизведении звука Щ артикуляция та же, только струя воздуха проходит через щель, образуемую стенкой языка, кончик языка более приближен к верхним зубам. (ШШЬ)
Чаще всего звуки Ч и Щ заменяются на ТЬ и ССЬ. Дети говорят тяйник, мять, ти, ятик или ссяйник, мясь, сси, яссик ( чайник, мяч, щи, ящик ). Нередко дети искажают эти звуки, произносят их меж зубно или с носовым оттенком. Работая над воспитанием правильного Ч, можно использовать звукоподражательную игру « Поезд » (ч – ч – ч или чу – чу – чу) Если это не помогает, предложите, в названии которых в конце ТЬ, ЧЬ. Уговоритесь с ребенком называть только последний звук, Когда ребенок перестанет ошибаться, ускорьте темп их чередования. Совместите их так, чтобы ТЬ и ШЬ прозвучали слитно. Обратите внимание ребенка на то, что у него получился звук Ч.
Помочь ребенку вызвать звук Ч можно другим путем. Для этого, подложив под его язык черенок ложки, попросите его произносить ТЬ – ТЬ – ТЬ, а сами в этот момент слегка приподнимите и отодвиньте его язык от зубов. Губы ребенка должны быть немного вытянуты вперед. Новый звук у ребенка закрепляется последовательно – сначала отдельно, затем в слогах, словах, фразах. АЧ, ЧА – калач, грач, тачка, чай. ОЧ, ЧО – ночь, дочь, бочка, очки. ЕЧ, ЧЕ – меч, печь, Танечка, печенье, внучек. ИЧ, ЧИ – дичь, кирпич, мячик, чижик. У бочки лопнул обруч. Врач лечит больного. У бабушки очки. Мы пьем на чай. Танечка играет в мяч.
Вызвать звук Щ у ребенка, который правильно произносит Ш, Ж, Ч, обычно не трудно. В отличие от Ш при образовании этого звука спинка языка должна подниматься к нёбу. Чтобы добиться этого, можно использовать прием, рекомендованный для формирования звука Ч . Отличие здесь в том, чтобы приподнимаясь и отодвигаясь кончик языка ребенка не является преградой, следите чтобы струя воздуха шла не толчком (как при Ч) а продолжительно, язык не смыкается с нёбом. Закрепление звука Щ про- водится в слогах, словах, фразах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что делать, если ваш ребенок путает или не запоминает буквы
Даны рекомендации родителям, как помочь детям в игровой форме быстрее запоминать буквы....
Консультация для родителей по теме:«Что делать, если у ребенка плоскостопие».
Консультация для родителей по проблемам плоскостопия....
Что делать, если у ребенка дизартрия?
Советы родителям, у которых ребенку поставили диагноз "дизартрия"...
Если ваш ребенок часто болеет
Здоровьесберегающие технологии. Дыхательная гимнастика....
Как учить стихи с ребенком, если сам ребенок эти стихи учить отказывается.
Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно (задали в садике, в музыкальной школе ...
Шаги к здоровью ребенка. "Что делать, если у ребенка плоскостопие"
Что делать, если у ребенка плоскостопие...
Консультация "Если у ребенка нет друзей", ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ…
У вашего ребенка нет друзей? Конечно, это не может вас не тревожить. Дети должны учиться дружить с раннего возраста. Чем старше они становятся, тем труднее им заводить друзей....