ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ ЗВУКИ « Г, К, Х »
консультация на тему

Трушникова Алла Геннадьевна

       Ребенок может вовсе не произносить звуки « К и Г » (апуста, мешо, убы вместо капуста, мешок, губы). Чаще встречаются случаи, когда дети «Х» заменяют звуком «К» (клеб, сакар). Это происходит оттого, что ребенок не различает эти звуки на слух.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    ЕСЛИ   РЕБЕНОК   НЕ   ГОВОРИТ   ЗВУКИ   « Г, К, Х »

       Ребенок может вовсе не произносить звуки « К и Г » (апуста, мешо, убы вместо капуста, мешок, губы). Чаще встречаются случаи, когда дети «Х» заменяют звуком «К» (клеб, сакар). Это происходит оттого, что ребенок не различает эти звуки на слух. Развитием слухового внимания и  нужно  прежде всего  заняться. Нужно  уточнить с  ребенком  разное значение слов: муха – мука,  бах – бак,  хатка – кадка, гудеть – дудеть, хата – Тата, Коля – Толя,  калина – Галина,  рак – рад, кит – Тит, кости – гости и др.  Лучше  это делать  с  помощью  картинок,  показа  предметов,  объяснения  смысла. Далее, называя эти слова, добиваемся  их правильного узнавания. Вы четко произнесли слово «муха» и попросили: «Покажи мне её на картинке или расскажи, что ты о ней знаешь, где её видел». Если ребенок ошибся, снова четко повторите: «Разве я сказала мука? Нет, я сказала муха».

       Приготовьте несколько картонок с написанными на них буквами «К,Г,Х,Т,Д». Обучите  ребенка узнавать их, а затем предлагайте ему определять, какой звук вы произнесли: «К-Т,  К-Х,  Х-Т,  Г-Д». Он должен поднять соответствующую картонку. Прослушав слова: кашка, дом, хлеб, ребенок на слух определяет, какой звук имеется в названом вами слове и поднимает нужную карточку. Одновременно необходимо объяснять ему, как произносится тот или иной правильный звук, в каком положении находятся губы и язык. Покажите правильную артикуляцию на себе, используйте зеркало.

       Полезны игры, основанные на звукоподражании: « КУ-КУ (поет кукушка);  КУД-КУДА (хохлатка в курятнике);  КО-КО-КО (петух собирает кур);  КИС-КИС (зовем кошку);  ГА-ГА (гуси кричат);  УХ (устали), АХ! (удивились);  ОХ! (больно);  ХХХ-ХХХ (холодно, дуем на руки). Если нет успеха помогут следующие приемы.

       Предлагаем ребенку шире открыть рот, но дышать носом. В этом положении  язык оттягивается назад и поднимается. Сохраняя это положение

следует сделать неторопливый выдох через рот. Получается звук, похожий на «Х». В последствии, при тренировке в сочетаниях с гласными «Ы,У,О,А,Е, из него получается чистый звук «Х».

       Из описанного положения можно вызвать и звук «К».

Для этого следует в момент, когда ребенок резко выдыхает воздух, слегка сдавить пальцами его нос. Струя воздуха, изменив направление, прорвет смычку, преграждающую ей путь в полость рта, и вызовет звук «К». Сочетание полученного звука «С,Е,И» снимет с него первоначальный оттенок

       Можно применить и другой прием. Ребенок произносит «ТА-ТА-ТА». В это время шпателем прижать кончик языка вниз и постепенно отодвинуть его от передних зубов.  Вместо «ТА - ТА» слышится «ТЯ-ТЯ», затем «КЯ-КЯ» и, наконец, «КА-КА-КА». Обучите ребенка самостоятельно воспроизводить это упражнения.

       Используя этот же прием, можно получить звук «Ч». Для этого ребенок должен произносить «ДА-ДА-ДА», которое по мере отодвигания языка превратится сначала в «ДЯ -ДЯ», затем в «ГЯ-ГЯ» и в «ГА-ГА-ГА». Таким же образом получается и звук «Х» от сочетания «СА-СА-СА».

       Вызванные звуки закрепляются в слогах, словах, фразах.

«КА, АК» - капуста, палка, рыбак; «КО,ОК» - конь, окно, щенок; «КУ,УК» - курица, лук, паук; «КЕ,ЕК» - кедр, кекс, человек; «КИ,ИК» - кино, ботинки, кубик.

Коля катит колесо. С окна капают капли. Катя копает песок.

«ГА» - гармонь, магазин, рога; «ГО» - голубь, вагон, огонь; «ГУ» - губка, огурец, погулять; «ГИ» - гири, ноги, враги; «ГЕ» - герой, генерал, герань.

У Гали громкий голос. Гена поймал галку. В огород зашли гуси.

«ХА, АХ» - халат, неряха, запах. «ХО-ОХ» - ходики, охота, плохо, мох; «ХУ-УХ» - худой, пахучий, пух, лопух; «ХИ-ИХ» - хитрый, духи, стихи. По двору ходит петух. Мы поехали отдыхать. Хвастать нехорошо.

Затем научите ребенка отличать эти звуки «ДР» от «ДР» и от «Т и Д». Далее закрепление нового звука в стихах, сказках, скороговорках.        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если ребенок не говорит

Ваш ребенок не говорит. Что делать? Конечно, для решения этой проблемы необходима длительная программа комплексного воздействия - медицинского, логопедического, психолого-педагогического. Ст...

консультация для родителей "Если ребенок не говорит"

Родители маленьких болтунов сокрушаются по поводу неиссякаемого потока речи, который ребенок обрушивает на них день за днем. Но те, в чьих семьях растет молчун, напротив, готовы на все, чтобы крохотны...

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит?

Практически у большинства детей к 4-5 годам речь достигает нужной языковой нормы. Однако, в силу индивидуальных, социальных или патологических особенностей развития у некоторых детей дефекты про...

Консультация для родителей на тему: «Речь ребенка третьего года жизни. Что делать если ребенок не говорит?»

Слово является первичным инструментом нашего мышления, и чтобы совершать сложные умственные действия, детям не­обходима развернутая фразовая речь. Для некоторых детей оказывается достаточно о...

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит...

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит?

Практически у большинства детей к 4-5 годам речь достигает нужной языковой нормы. Однако, в силу индивидуальных, социальных или патологических особенностей развития у некоторых детей дефекты произноше...