ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ ЗВУКИ « Г, К, Х »
консультация на тему
Ребенок может вовсе не произносить звуки « К и Г » (апуста, мешо, убы вместо капуста, мешок, губы). Чаще встречаются случаи, когда дети «Х» заменяют звуком «К» (клеб, сакар). Это происходит оттого, что ребенок не различает эти звуки на слух.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ ЗВУКИ « Г, К, Х »
Ребенок может вовсе не произносить звуки « К и Г » (апуста, мешо, убы вместо капуста, мешок, губы). Чаще встречаются случаи, когда дети «Х» заменяют звуком «К» (клеб, сакар). Это происходит оттого, что ребенок не различает эти звуки на слух. Развитием слухового внимания и нужно прежде всего заняться. Нужно уточнить с ребенком разное значение слов: муха – мука, бах – бак, хатка – кадка, гудеть – дудеть, хата – Тата, Коля – Толя, калина – Галина, рак – рад, кит – Тит, кости – гости и др. Лучше это делать с помощью картинок, показа предметов, объяснения смысла. Далее, называя эти слова, добиваемся их правильного узнавания. Вы четко произнесли слово «муха» и попросили: «Покажи мне её на картинке или расскажи, что ты о ней знаешь, где её видел». Если ребенок ошибся, снова четко повторите: «Разве я сказала мука? Нет, я сказала муха».
Приготовьте несколько картонок с написанными на них буквами «К,Г,Х,Т,Д». Обучите ребенка узнавать их, а затем предлагайте ему определять, какой звук вы произнесли: «К-Т, К-Х, Х-Т, Г-Д». Он должен поднять соответствующую картонку. Прослушав слова: кашка, дом, хлеб, ребенок на слух определяет, какой звук имеется в названом вами слове и поднимает нужную карточку. Одновременно необходимо объяснять ему, как произносится тот или иной правильный звук, в каком положении находятся губы и язык. Покажите правильную артикуляцию на себе, используйте зеркало.
Полезны игры, основанные на звукоподражании: « КУ-КУ (поет кукушка); КУД-КУДА (хохлатка в курятнике); КО-КО-КО (петух собирает кур); КИС-КИС (зовем кошку); ГА-ГА (гуси кричат); УХ (устали), АХ! (удивились); ОХ! (больно); ХХХ-ХХХ (холодно, дуем на руки). Если нет успеха помогут следующие приемы.
Предлагаем ребенку шире открыть рот, но дышать носом. В этом положении язык оттягивается назад и поднимается. Сохраняя это положение
следует сделать неторопливый выдох через рот. Получается звук, похожий на «Х». В последствии, при тренировке в сочетаниях с гласными «Ы,У,О,А,Е, из него получается чистый звук «Х».
Из описанного положения можно вызвать и звук «К».
Для этого следует в момент, когда ребенок резко выдыхает воздух, слегка сдавить пальцами его нос. Струя воздуха, изменив направление, прорвет смычку, преграждающую ей путь в полость рта, и вызовет звук «К». Сочетание полученного звука «С,Е,И» снимет с него первоначальный оттенок
Можно применить и другой прием. Ребенок произносит «ТА-ТА-ТА». В это время шпателем прижать кончик языка вниз и постепенно отодвинуть его от передних зубов. Вместо «ТА - ТА» слышится «ТЯ-ТЯ», затем «КЯ-КЯ» и, наконец, «КА-КА-КА». Обучите ребенка самостоятельно воспроизводить это упражнения.
Используя этот же прием, можно получить звук «Ч». Для этого ребенок должен произносить «ДА-ДА-ДА», которое по мере отодвигания языка превратится сначала в «ДЯ -ДЯ», затем в «ГЯ-ГЯ» и в «ГА-ГА-ГА». Таким же образом получается и звук «Х» от сочетания «СА-СА-СА».
Вызванные звуки закрепляются в слогах, словах, фразах.
«КА, АК» - капуста, палка, рыбак; «КО,ОК» - конь, окно, щенок; «КУ,УК» - курица, лук, паук; «КЕ,ЕК» - кедр, кекс, человек; «КИ,ИК» - кино, ботинки, кубик.
Коля катит колесо. С окна капают капли. Катя копает песок.
«ГА» - гармонь, магазин, рога; «ГО» - голубь, вагон, огонь; «ГУ» - губка, огурец, погулять; «ГИ» - гири, ноги, враги; «ГЕ» - герой, генерал, герань.
У Гали громкий голос. Гена поймал галку. В огород зашли гуси.
«ХА, АХ» - халат, неряха, запах. «ХО-ОХ» - ходики, охота, плохо, мох; «ХУ-УХ» - худой, пахучий, пух, лопух; «ХИ-ИХ» - хитрый, духи, стихи. По двору ходит петух. Мы поехали отдыхать. Хвастать нехорошо.
Затем научите ребенка отличать эти звуки «ДР» от «ДР» и от «Т и Д». Далее закрепление нового звука в стихах, сказках, скороговорках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Если ребенок не говорит
Ваш ребенок не говорит. Что делать? Конечно, для решения этой проблемы необходима длительная программа комплексного воздействия - медицинского, логопедического, психолого-педагогического. Ст...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/04/picture-98156-1417720086.jpg)
консультация для родителей "Если ребенок не говорит"
Родители маленьких болтунов сокрушаются по поводу неиссякаемого потока речи, который ребенок обрушивает на них день за днем. Но те, в чьих семьях растет молчун, напротив, готовы на все, чтобы крохотны...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/24/picture-1047632-1532449029.jpg)
Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит?
Практически у большинства детей к 4-5 годам речь достигает нужной языковой нормы. Однако, в силу индивидуальных, социальных или патологических особенностей развития у некоторых детей дефекты про...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/31/picture-840289-1477923017.jpg)
Консультация для родителей на тему: «Речь ребенка третьего года жизни. Что делать если ребенок не говорит?»
Слово является первичным инструментом нашего мышления, и чтобы совершать сложные умственные действия, детям необходима развернутая фразовая речь. Для некоторых детей оказывается достаточно о...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/17/picture-1164751-1571333405.jpg)
Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит
Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/20/picture-1393015-1679303743.jpg)
Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит?
Практически у большинства детей к 4-5 годам речь достигает нужной языковой нормы. Однако, в силу индивидуальных, социальных или патологических особенностей развития у некоторых детей дефекты произноше...