Упрямство и капризы
консультация по теме

КОЛУМБАЕВА ЭЛЬВИРА АЛЕКСЕЕВНА

как распознать упрямство и каприз

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon upryamstvo_i_kaprizy.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Упрямство и капризы у детей нередкое явление. Они могут чередоваться у одного и того же  ребенка в разном возрасте. Чаще всего упрямство проявляется в резкой форме в 2,5-3 года, в дальнейшем поведение нормализуется, и лишь иногда наблюдается «вторая волна» - в 5 лет. Капризность же обычно развивается, начиная с 4 лет, и во многом определяет поведение ребенка до конца дошкольного возраста.

И упрямство, и капризы – две стороны одного и того же нарушения – проявление трудностей социализации: у детей более сильных это выражается в упрямстве, у слабых детей -  в капризах.

Развиваясь в обществе, ребенок овладевает определенными способами поведения, взаимоотношений с людьми, усваивает установленные нормы. Данный процесс и носит название социализации. На социализацию малыша в первую очередь влияет семья- первый коллектив в жизни ребенка. Личность родителей, взаимоотношения в семье, требования, предъявляемые к ребенку, их согласованность, умение учитывать возрастные и индивидуальные особенности - вот основные факторы, определяющие характер социального развития ребенка.

Как показывают многочисленные исследования, на упрямство детей жалуются те родители, которые всегда требуют от своих детей немедленного и безоговорочного повиновения. Малейшее промедление в выполнении требования или неудача ребенка, а тем более отказ подчиниться они склонны рассматривать как некую злонамеренность, протест и считают своим долгом это упрямство сломить, перебороть, во что бы то ни стало, т.е. применяют ту же самую тактику, что и ребенок. Родители начинают волноваться, приходить в ярость, но не делают никаких попыток разумно разобраться в ситуации и разрешить конфликт.

Это ведет лишь к усилению конфликта и закреплению упрямства как формы поведения ребенка. Кончается это плохо: сильный, энергичный ребенок иногда может «добиться  победы» в этой изнурительной борьбе и тогда постепенно превращается в семейного тирана с ярко выраженными эгоистическими чертами характера. Он ни с кем не считается и старается добиваться своего всегда, во всем и со всеми, не пытаясь никого понять. Нередко у таких детей наблюдается агрессивность, жестокое поведение по отношению к сверстникам, осмеливающимся их ослушаться, стремление, во что бы то ни стало главенствовать в группе детей. Но это бывает редко. Гораздо чаще строгим родителям удается «сломить» упрямство, а заодно и личность ребенка, подавить его активность, инициативность, формирующуюся независимость и чувство собственного достоинства. В результате ребенок растет покорным, печальным, боязливым, безынициативным, застенчивым.

Отношения с родителями у таких детей остаются на всю жизнь омрачены их вынужденным подчиненным положением, лишены эмоциональной близости. Это определяет и дальнейшее социальное поведение ребенка – неуверенность в себе, неумение найти место в коллективе, трудности при попытках подружиться со сверстниками, страх перед воспитателем и школьным учителем. Дети такого типа очень страдают, не столько в дошкольном возрасте, сколько в школьном из-за того, что не могут найти друга. А если это им удается, то они часто попадают в полную эмоциональную зависимость от него и подчиняются во всем, иногда даже с удовольствием. Это является довольно серьезным  нарушением личностного развития.

Искажения такого рода наиболее часто проявляются в подростковом возрасте, когда ребенок вступает в «решительный бой» с принятыми в семье формами воспитания и начинает отстаивать свои права с такой силой, что даже очень строгие родители обычно не в состоянии справиться с «упрямством» своего ребенка. Очень тяжелый подростковый период – нередко расплата за ущемление самостоятельности, активности, чувства собственного достоинства в детстве.

Первые проявления упрямства обнаруживаются в возрасте 2-3 лет. Именно в этот период у ребенка резко возрастает активность, самостоятельность, настойчивость в достижении своих желаний. В это время малыш уже может иметь свое собственное мнение, не всегда совпадающее с мнением родителей, и пытается отстаивать. Упрямство – один из способов настоять на своем, первая попытка самоутверждения.

Тактика родителей в этот период должна сводиться к терпеливому и настойчивому, но мягкому по форме и приобщению ребенка к правилам и нормам, принятым в обществе. От окружающих его взрослых малыш усваивает правильные способы действий с предметами. В общении с взрослым ребенок уясняет правила поведения с людьми: можно рассчитывать на помощь взрослых, если их об этом попросить, но нельзя добиваться своего криком, плачем и т.п.

Правильная организация жизни ребенка уменьшает вероятность появления у него нежелательных реакций, в том числе и упрямства. Одной из частых причин появления упрямства и капризов у малышей является отступление от привычного уклада жизни. Это может быть нарушение режима, резкая смена обстановки, обилие новых впечатлений, плохое самочувствие во время болезни. Как только нормализуется обстановка, исчезает и упрямство, поэтому необходимо отыскать, что мешает ребенку, что вызывает протест. Для этого надо хорошо представлять себе привычки, потребности и желания малыша, разумно их оценивать.

Одной из распространенных ошибок воспитания, ведущих к появлению упрямства, бывает повышенная требовательность в приучении ребенка к порядку без учета его реальных умений. Например, требовать от ребенка 3-4 лет, чтобы он всегда был чистым, не трогал руками землю или камушки, не становился на колени в новых брюках, не гладил бездомного котенка, не мял и не рвал одежду, а когда плачет, вытирал глаза не кулаком, а платочком, практически бесполезно. У ребенка нет врожденного стремления к чистоте – эти качества могут быть сформированы лишь в процессе длительного воздействия, обучения и воспитания.

Но есть и еще ряд причин более редких, но тоже влияющих на появление упрямства. Это биологические особенности функционирования центральной нервной системы, родовые травмы, асфиксия новорожденных, тяжелые инфекции, перенесенные матерью или ребенком.

В случае, когда органическая предрасположенность ребенка к тем или иным отклонениям в поведении сочетается со своеобразным типом воспитания в семье, и усугубляется неправильной реакцией родителей на попытки малыша проявить самостоятельность, может возникнуть тяжелая, болезненная форма упрямства. Это уже невротическая реакция, справиться с которой ребенок не может при всем желании. Без обязательного изменения семейного климата, ликвидации постоянной стрессовой ситуации победить такое упрямство и создать для ребенка и взрослых нормальные условия жизни не удастся.  

Невротические реакции такого рода могут выражаться в перевозбуждении ребенка, растущем беспокойстве, нетерпеливости, избыточной подвижности, неустойчивости внимания, неспособности контролировать свои действия. Такие дети не выносят ожидания, всегда требуют немедленного выполнения своих желаний, кричат, топают ногами, плачут «злыми слезами». Им трудно успокоиться, на все советы и замечания взрослого эти дети отвечают еще большим возбуждением. У более спокойных из них невротическая форма упрямства проявляется противоположным образом: они очень заторможены, замедленны, реагируют на замечание с большим опозданием, их все время приходится подгонять. Такие «копуши» очень раздражают взрослых. Возмущаясь медлительностью малыша, родители расценивают ее как непослушание и начинают бороться с этим всеми средствами – окриками, понуканиями, угрозами и наказаниями, что обычно только усугубляет непосильную для ребенка ситуацию.

Невротическая форма упрямства почти всегда результат неумеренных усилий взрослых «переупрямить» упрямого ребенка. Это в свою очередь может повлечь за собой расстройства речи (заикание), сна, постоянное отсутствие аппетита, двигательные нарушения (тики, подергивания), появление различных страхов и другие невротические проявления, которые требуют вмешательства специалистов, долгого лечения и очень осложняют жизнь ребенка и всей семьи.

Упрямство свойственно детям энергичным, достаточно «сильным духом», с высокой самооценкой, детям активным, имеющим собственное мнение и способным его отстаивать (пусть не всегда удачным способом и не всегда вовремя). Необходимо направить все качества, лежащие в основе упрямства, в нужное русло. Это возможно только при одном условии – уважении к малышу.

Уважение к ребенку, даже самому маленькому, подразумевает умение и желание взрослого его понять, встать мысленно на его место, допустить возможность существования у него собственного мнения. Крупный советский педагог Е.А. Аркин говорил: «Борьба с упрямством – это борьба за правильное воспитание, за правильную обстановку жизни ребенка, это борьба за правильное поведение взрослых, за право ребенка на самостоятельность, на уважение к нему даже и тогда, когда он делает ошибки. Не ломать надо упрямство, а направлять силы ребенка на полезные, нужные в жизни цели».

Капризы вызываются, в общем, теми же причинами, что и упрямство, но свойственны детям более слабым, более зависимым от взрослых, более нуждающимся в теплом эмоциональном контакте с матерью. Обычно они менее уверенны в себе, не умеют отстоять свою точку зрения. Это более изнеженные, более беспомощные дети, которые не овладели необходимыми умениями, чтобы достичь своей цели иначе, чем капризами и нытьем. Иногда это физически слабые малыши, часто болеющие, легко утомляющиеся, а иногда такие, которые без особых оснований оцениваются как «слабенькие» взрослыми, находятся в семье на положении самого маленького и слабого ее члена.

Временами все дети капризничают, например, в период болезни или при резком нарушении привычного жизненного уклада, но при нормализации обстановки капризы исчезают. Если же они становятся постоянными, привычной формой поведения, то это сигнал неблагополучия. Если упрямый малыш проявляет свое упрямство только в ответ на поведение или требование родителей, то капризный начинает кукситься, ныть и плакать по любому поводу. Если для «упрямца» самое главное – не уступить взрослому, а настоять на своем и если взрослый отстанет, махнет на него рукой, он будет только рад, то «капризуля», наоборот, стремиться добиться еще большего внимания к себе, к своей особе. Излюбленное выражение упрямого ребенка: «Я хочу!». У капризного ребенка любимые слова: «Я не хочу!». Он предпочитает последовательно отказываться от всего, что ему предлагают родители, в надежде, что он, наконец, согласиться. Ему очень нравится быть в центре внимания, поэтому, отказываясь от чего-то, малыш практически никогда не предлагает своего варианта.

Для борьбы с капризами необходима долгая воспитательная работа, в которой участвовали бы все члены семьи. При этом очень важно единодушие – твердо выработанная единая линия поведения всех окружающих ребенка взрослых: малыш легко нащупывает наиболее податливого, наиболее чувствительного к его капризам человека – именно того, кем можно управлять, пользуясь своим любимым оружием.

Без труда дети манипулируют и полученными от взрослых разрешениями или запрещениями. Внучка шантажирует бабушку: «А мама разрешает брать кошку в кровать. Она меня любит потому что. А ты не даешь Мурку. Ты меня не любишь, я знаю…». Бабушка болезненно переживает любое подозрение в недостаточной любви к внучке, что готова разрешить что угодно.

Если упрямство ребенка – результат излишней требовательности родителей, то капризы, наоборот, следствие чрезмерной уступчивости его близких. Соответственно, различными будут и способы преодоления этих нарушений поведения. Справиться с упрямством легче, чем с постоянными капризами ребенка, хотя преодоление упрямства тоже требует от родителей значительных усилий. Основное, что они должны сделать, - это изменить свое отношение к ребенку, отказаться от привычной «авторитарной» позиции, научиться относиться к нему не как к полностью подчиненному и зависимому существу, а как к человеку, имеющему определенные права, собственное мнение, которое вполне заслуживает уважения. Если взрослый найдет в себе силы попробовать договориться с ребенком, пойти иногда на компромисс, но не свысока, а как бы «на равных» с ребенком, то можно быть почти уверенным, что ему удастся добиться успеха. Упрямство относительно легче поддается коррекции именно потому, что изменений личности у упрямого ребенка в большинстве случаев нет, его неправильное поведение – во многом отражение неправильного поведения взрослых. Изменится позиция взрослого – изменится и поведение ребенка.

Иначе обстоит дело с капризами. Капризный ребенок обычно растет в атмосфере всеобщего потакания всем его желаниям. Он не встречает строгого, категорического отказа даже в тех случаях, когда это необходимо. Такой ребенок безынициативен, не умеет прилагать ни к чему усилий, незнаком с требовательностью взрослых и не представляет себе другой жизни. Капризные дети страдают от недостатка развития ряда важных личностных качеств. Фактически не владея никакими формами достижения своих целей, зачастую вообще не имея этих целей, они ждут, что все будет предоставлено им взрослыми. Последние, суетясь вокруг малыша и ублажая его, предлагают ему на выбор не один, а много различных вариантов: «Покушай суп, а не хочешь – тогда пирожок, конфетку» и т.п. При этом взрослые ставят ребенка в ситуацию множественного выбора, которая для ребенка вообще непосильна. Гораздо лучше он себя чувствует, если видит один вариант поведения: увидел за обедом тарелку с супом – съел, а увидел три разных тарелки с разным супом – уже не знает, как быть, и капризничает.

Чтобы ребенок перестал капризничать, для большинства родителей легче всего уступить его желанию. Но это прекращает только конкретный, сиюминутный каприз, а капризность, как форму поведения, наоборот, закрепляет. Чтобы преодолеть эту неприятную черту характера ребенка, от взрослых требуется огромная настойчивость и терпение.

Воспитательная работа должна идти по следующим основным направлениям.

Прежде всего, взрослым нужно изменить свое обычное поведение, вырваться из зависимости от капризного ребенка. Позиция родителей должна стать более твердой. Малыш, хоть и с опозданием, усвоит, что нельзя – это нельзя, а надо – это надо и что отказ от чего-то совсем не значит, что ему тут же предложат  что-то взамен.

Одновременно взрослые должны сформировать у ребенка адекватные способы поведения; научить его «хотеть» что-то конкретное и прилагать собственные усилия, чтобы удовлетворить свое желание; выработать настойчивость в достижении цели, научить преодолевать трудности, развивать активность и самостоятельность, которая у таких детей обычно совершенно не развита. Самое сложное – сделать все так, чтобы ребенок воспринял принятые меры не как наказание, а, наоборот, как радость. В этом нет ничего невозможного. Основным источником радости для ребенка является совместная с взрослым деятельность, разнообразное общение, не по привычной схеме «хочу – не хочу».

Дома надо всемерно поощрять самостоятельность ребенка, предлагать ему самому сделать что-то очень интересное: постирать белье для куклы и свои носочки, порадоваться, какими они стали чистыми; самому сложить книжки на полке, самому убрать игрушки или построить гараж и поставить туда машины. При этом важно помогать ребенку, не давая угаснуть его интересу к самостоятельным действиям, и громко радоваться вместе с ним всему, что он делает «сам». Элемент самостоятельности в большинстве случаев воспринимается дошкольником как очень важная и новая, прежде недоступная привилегия. Нужно всячески поддерживать в избалованном ребенке убежденность, что ему очень повезло, когда, например, ему разрешили самому поставить на стол тарелку, полить цветы, покормить рыбок. Стоит только приложить старание и преодолеть привычку все делать за ребенка  и предлагать ему уже в готовом виде – и тогда легко будет его заинтересовать, а затем и развить нужные умения. Чем содержательнее жизнь ребенка и чем больше он делает сам, тем меньше времени и сил остается на капризы.

В целом же для искоренения и упрямства и капризов необходимо осознанное изменение поведения взрослых, так как корни этих качеств лежат не в ребенке, а в родителях.                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Упрямство и капризы.

Представлены отличия упрямства от капризов и желательное поведение взрослых....

"УПРЯМСТВО И КАПРИЗЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

«Упрямство и капризы   детей дошкольного возраста» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПОМОЖЕТ КАК ПРАВИЛЬНО ОТРЕАГИРОВАТЬ НА УПРЯМСТВО И КАПРИЗЫ РЕБЕНКА...

Консультация для родителей "Упрямство и капризы".

Довести информацию для родителей о характерных возрастных особенностях ребенка, в результате которых возникают упрямство и капризы. Выясняется причины возникновения, последствия и поэтапное устранение...

ШКОЛА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Социально -личностное развитие ребенка (взаимодействие с семьей)» Советы психолога «Упрямство и капризы» Педагог-психолог Шмакова Г.Д

Работа посвящена вопросам воспитания ребенка в семье, трудностям, с которыми могут столкнуться при этом родители. Даются рекомендации в отношениях между взрослыми и детьми, предлагаются основные напра...

ШКОЛА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Социально -личностное развитие ребенка (взаимодействие с семьей)» Советы психолога «Упрямство и капризы» Педагог-психолог Шмакова Г.Д

Работа посвящена вопросам воспитания ребенка в семье, трудностям, с которыми могут столкнуться при этом родители. Даются рекомендации в отношениях между взрослыми и детьми, предлагаются основные напра...

ШКОЛА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Социально -личностное развитие ребенка (взаимодействие с семьей)» Советы психолога «Упрямство и капризы» Педагог-психолог Шмакова Г.Д

Работа посвящена вопросам воспитания ребенка в семье, трудностям, с которыми могут столкнуться при этом родители. Даются рекомендации в отношениях между взрослыми и детьми, предлагаются основные напра...