Система игр и упражнений, направленных на развитие памяти
статья (младшая группа) на тему

в статье предлагаются игры для развития памяти в младшем дошкольном возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakharova_statya1.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Система игр и упражнений, направленных на развитие памяти

Захарова Светлана Владимировна

Воспитатель

АНО ДО Планета детства «Лада»д/с № 67 «Радость» г.о. Тольятти

Успешность человека в профессии, общении, в разных жизненных ситуациях зависит от умения быстро мыслить: вспоминать, оперировать разной информацией без опоры на источник, узнавать людей, запоминать их имена и отчества и т.д. Перечисленные процессы относятся к понятию «память». Память – это сложный познавательный процесс, направленный на запечатление, сохранение и воспроизведение поступившей на органы чувств информации.

От того, насколько  развиты основные мнемические процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение - восстановление информации по слову, символу, узнавание и забывание усвоенной ранее информации, можно говорить о степени развития памяти. Слово «мнемические» произошло от греческого слова «мнемо» - память, которое связано с именем богини  Мнемозины,  одаряющей каждого человека памятью.

Считается, что человек использует собственную память только на 10%, поэтому не стоит переживать, что дополнительные упражнения на запоминание перегрузят память ребенка, тем более, что в детском возрасте новые знания впитываются  легко. У кого-то от природы цепкая память, но если провести исследование, окажется, что не все виды памяти работают одинаково успешно, например, замечательно развита слуховая память, но крайне тяжело запоминаются зрительные образы. Выполнение несложных упражнений в игровой форме поможет развить двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую память.

Двигательная память служит основой для запоминания практических и трудовых навыков, например, навыки бега, ходьбы, письма, игра на музыкальном инструменте, езда на велосипеде, выполнение работы на токарном станке и т.д. Двигательная пластика человека, красота движений так же напрямую зависит от развития его двигательной памяти.

Эмоциональная память важна для получения новых знаний - это память на чувства. Чувственное познание мира готовит почву для изучения точных классических наук. Эмоции подают сигнал о том, как складываются наши отношения с окружающим миром.

Образная память бывает зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, вкусовой, это память на звуки, вкусовые ощущения, запахи, зарисовки из жизни,  картины природы. Развитие образной памяти принципиально для многих творческих профессий – писатель, художник, учитель, дизайнер и др.

Опираясь на развитие двигательной, эмоциональной, образной памяти, формируется словесно-логическая память, которая становится ведущей по отношению к ним, от уровня ее развития зависит развитие этих видов памяти. Наши мысли становятся содержанием словесно-логической памяти. Без языка не существует мысль, а речь основана на логических связях, поэтому память называется не просто логической, а словесно-логической.

Малыши от двух до трех лет еще не умеют намеренно, произвольно запомнить и припомнить, у них еще не сформировались соответствующие действия произвольного запоминания и припоминания. В данном возрасте цель остается для ребенка понятной, внешне поставленной, но не принятой внутренне. У детей память носит непроизвольный характер, развита не достаточно хорошо (П. И. Зинченко).

Ярко просматривается зависимость памяти от вида деятельности ребёнка, например, один и тот же материал запоминается детьми по-разному, в зависимости от того, что они с ним делают. Если скучным голосом перечислять названия вещей ребенку, и при этом попросить их запомнить, то результат запоминания будет очень низкий. Но если предложить детям задание с опорой на дидактический материал (игрушки, картинки, карточки, предметы), с которым можно действовать, т.е. играть, перекладывать, переносить из одной корзинки в другую, при этом легко запоминая нужную информацию, то будет достигнут положительный результат.

Поэтому, при проведении игр и упражнений с детьми младшего дошкольного возраста важно соблюдать принцип деятельности, т.е. ребенок должен действовать с дидактическим (обучающим) материалом:

- отбирать нужные продукты с полки, которые попросила купить мама;

- подбирать определенное количество игрушек для Золушки в подарок;

- находить спрятавшиеся вещи в груде других вещей, которые принадлежат любимому сказочному герою;

- вспоминать цифры в нужном порядке, правильный код поможет открыть замок в волшебное царство;

- внимательно на слух определять, какой звучит музыкальный инструмент, подсказывая козлятам, можно ли открывать дверь гостю и т.д.

Малыши гораздо легче запоминают, а затем припоминают то, что их заинтересовало и вызвало  яркие впечатления. В этом возрасте дети еще не ставят себе специальной задачи запомнить что-либо, а названия предметов, цифры, буквы в процессе игровой деятельности  «запоминаются» сами собой. Игра не должна превышать по времени 10 минут.

При проведении игр и упражнений важно помнить, что ребенку становится интересен результат игры, достижение цели. Например, в игре «Домино» можно использовать только те изображения растений и животных, которые рассматривали перед игрой. Игра представляет для ребенка большой интерес, поэтому поставленная игровая задача принимается дошкольником, он начинает активно стремиться к её выполнению, при этом задействуются сложные психические процессы развития произвольной памяти. Игровые упражнения с детьми четырех-пяти лет не должны превышать 15 минут.

Все предложенные игры и упражнения можно использовать на занятиях в детском саду, так как в ходе игры решаются комплексные задачи, например:

- определяем на ощупь геометрические фигуры, закрепляя их название, заодно запоминаем их – это занятия математического развития;

- находим и запоминаем предметы по обобщающим признакам – это занятия логикой и ознакомлением с окружающим миром;

- припоминаем текст сказки, выделяя действия главных героев, – это занятия по развитию речи.

Игры и упражнения на развитие слуховой памяти

«День рождения»

Цель: способствовать умению соотносить внешние особенности игрушки с ее именем, развивать способность запоминать от 3 до 6 имен, припоминать имена по ходу игры.

Подготовьте игровую ситуацию.

- Сегодня у нашего медвежонка Вини день рождения, он ждет гостей, давай поможем ему украсить комнату и накрыть стол для праздничного чаепития. Он позвал белочку Алису, бегемота Кирюшу, кота Василия, ворону Каркушу, зайца Данилу.

Вместе с ребенком сервируйте кукольный стол на 3-6 персон для чайной церемонии. Помогая усаживать гостей за стол, повторяйте вместе с ребенком имя гостя. Помогите построить маленькие диалоги с гостями.

- Алиса, проходите, пожалуйста, к столу.

- Василий, вам налить молока?

- Алиса, вы любите конфеты с орешками?

-  Кирюша, вам можно предложить подушечку под спину?

- Каркуша, усаживайтесь удобно.

- Данила, чем вас угостить?

- Назови всех гостей Вини по именам.

Усложнение. Предложить ребенку дать свои имена гостям. Повторить новые имена, а затем, играя, обращаться к ним правильно, называя новое имя.

«Длинная и короткая песенка»

Цель: развивать умение различать на слух и воспроизводить по памяти долгие и краткие звучания.

Подготовьте небольшие игрушки (зайчики, машинки, куколки, солдаты) по количеству играющих детей, по две картонные цветные полоски на каждого, одна полоса длинная - 50 см., другая – короткая 5 см., ширина полос одинакова; свистульку.

Расположиться на ковре. Предложить положить перед собой длинную дорожку и короткую дорожку, выбрать игрушку. Задание:

- Послушать звук свистульки и решить, по какой дорожке успеет пробежать игрушка – по длинной или короткой.

- Звуки бывают короткими и длинными.

- Давайте поиграем с ними. (Звучит свистулька: коротко-коротко-длинный звук).

- Покажите, по каким дорожкам бегали игрушки. Молодцы.

- А теперь приготовьте ладошки, будем ловить звуки. Короткие звуки - быстрым хлопком, а длинный звук можно поймать в ладошки.

Используйте разные варианты сочетаний коротких и длинных звуков. Предложите детям сначала послушать песенку свистульки, а затем ладошками прохлопать ритмический рисунок песни постепенно усложняя и разнообразя ритм.

Игры и упражнения на развитие сенсорной памяти

«Что это?»

Цель: способствовать умению запоминать внешний вид предметов и на ощупь определять их название, развивать сенсорный опыт ребенка.

Приготовить салфетку, которая бы скрыла все предметы; сделать подбор игрушек из разного материала (деревянный паровоз, большой и маленький пластмассовые кубики, металлическая машина, мягкий пушистый заяц, средний мягкий резиновый мяч, маленький твердый теннисный мяч).

Рассмотрите все игрушки, дайте ребенку подержать каждую игрушку в руках, отметьте их особенности. Побуждайте ребенка к речевой активности, предложив ответить на вопрос: Что это? Какая это игрушка? (твердая или мягкая, большая или маленькая, пушистая или гладкая). Активизируйте повторение предложений: красный твердый кубик, большой пушистый заяц, маленькая холодная машина, маленький шершавый мяч, твердый теплый паровоз.

Накройте салфеткой игрушки, поменяйте их местами и предложите ребенку на ощупь, не заглядывая под салфетку обследовать пальцами игрушку (ощупать), определить, какая она на ощупь, какого она размера, определить ее форму и назвать ее.

После того, как ребенок правильно назвал игрушку, еще раз дать точное описание игрушки:

- Молодец, ты угадал, это большой мягкий пушистый заяц, возьми его, покачай, Зайка рад, что ты правильно выполнил задание.
«Ищем клад»

Цель: развивать умение запоминать предметы в определенном порядке,  соотносить зрительный образ предмета с тактильными ощущениями.

Подготовьте салфетку, пластиковый контейнер или коробку, в который нужно насыпать любые сыпучие продукты, например, песок, крупу, горох. Подберите  по два одинаковых предмета, рассмотрите приготовленные маленькие и средние по размеру предметы: колечки от пирамидки, кирпичики, кубики, пластмассовые шары разного размера, любые предметы, которые знакомы детям. Положите заранее в коробку с песком те предметы, которые вы будет рассматривать с детьми. Количество предметов зависит от возраста ребенка, уровня развития его памяти.

- Давайте рассмотрим эти предметы. Что можно о них рассказать?

- Правильно, это маленький твердый пластмассовый шар, а это деревянный кубик среднего размера.

- Это большое кольцо от пирамидки. Из чего оно сделано? (Деревянное).

- Я предлагаю поиграть, посмотрите на столе лежат разные шары, колечки, кубики, назовите их по порядку: маленький кубик, большой кубик, большое кольцо, маленький шар.

- Давайте еще раз рассмотрим эти предметы и назовем их, а теперь  нужно найти эти предметы в коробке. Доставать по одному в том порядке, в каком стоят эти предметы на столе. Посмотрите на стол еще раз (салфеткой накрыть предметы).

- Припомните, какие предметы стоят на столе, достаньте их по порядку. Нащупайте в песке нужный предмет, подумайте, что его отличает от других. Какой предмет стоит первый? (Шар). Правильно, какую следующую фигуру нужно искать? Кубик среднего размера.

Главное правило, предметы достаем из коробки тогда, когда точно догадаемся, что это.

Ребенок выставляет предметы на стол. Предложить самому снять салфетку и проверить, правильно ли выполнено задание.

Усложнение. Выполнять это же упражнение, но на стол выложить вместо таких же предметов картинки с их плоскостным изображением.

Усложнение. Предложить искать предметы по словесному указанию.

Взрослый называет по порядку предметы: куб, шар, кирпичик, кольцо, шар.

Усложняем задание: добавляем размер предмета.

- Достань, пожалуйста, предметы в том порядке, в котором я назову: большое кольцо, маленький шар, большой кирпичик, маленький куб, большой шар.

Таким образом, необходимо помнить, что я упражнения, направленные на развитие разных видов памяти, помогают ребенку более успешно справляться с процессом обучения, раскрыть в полной мере свой интеллектуальный потенциал личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, мышления у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Данную картотеку упражнений можно успешно применять для развития детей со слуховой депривацией и для детей с другими  обенностями  развития.  Упражнения направлены на развитие всех пси...

Игры и игровые упражнения, направленные на развитие внимания и памяти детей с задержкой психического развития.

Консультация для родителей "Игры и упражнения на развитие внимания и памяти"...

Игры и упражнения, направленные на развитие памяти, внимания, мышления

Предлагаемые упражнения не требуют от вас, родители,  больших затрат времени и подготовку. Некоторые из них можно проводить в виде игры во время прогулки, уборки, мытья посуды. Задания можно видо...

Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОНСКОГО;Картотека игр на развитие памяти у детей старшего дош.возрас

Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОН...

Картотека игр и упражнений направленных на развитие памяти детей старшего дошкольного возраста

Развитие памяти у детей дошкольного возраста помогает получить ребенку необходимые умения, навыки и знания, которые пригодятся при подготовке к школе и в ходе всего учебного процесса. Занимаясь с деть...