в помощь родителям
учебно-методический материал на тему
психологические рекомендации для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
agressivnye_deti.doc | 40.5 КБ |
osob._razvitiya_emots._sfery.doc | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Нередко приходится слышать от огорченных родителей: «Такой хороший был мальчик, а сейчас страшный драчун! Все дети как дети, а он…». К сожалению, как правило, эти жалобы вполне обоснованы. Такие превращения – из «хорошего, доброго мальчика» в «драчуна и задиру» - встречаются достаточно часто.
У самых маленьких (годовалых) детей осознанного агрессивного поведения не наблюдается практически никогда. Малыш может случайно, заигравшись, причинить боль взрослому или другому ребенку. Если взрослый остановит ребенка или предупредит возможность такого действия, то отпадет и всякая «опасность». Соответственно, не возникнет и вероятности закрепления подобных действий в поведении малыша. Но уже на втором году жизни ситуация несколько меняется. В этот период резко возрастает активность ребенка. Научившись ходить, он приступает к ознакомительной, исследовательской деятельности. С расширением возможностей для самостоятельных действий возрастает независимость в поведении ребенка. Подчас это стремление к самостоятельности – знаменитое «я сам» - выливается в первые попытки маленького человека «настоять на своем», вопреки желанию родителей. К 3 годам жалобы на «упрямство» ребенка звучат настойчивее. Добиваясь своего, ребенок использует любые средства, в том числе и крик, и плач, и капризы, и вспышки ярости, а иногда и «агрессивные» действия.
Вспышки ярости с элементами агрессивного поведения наблюдаются в ситуации, когда желание ребенка по какой-то причине не выполняется. Требование его чаще всего бывает связано с миром окружающих вещей: получить куклу или конфету, поиграть с чужой игрушкой, потрогать стеклянную вазу, и т.д. лишь малая их часть может быть осуществлена без неприятных последствий для самого ребенка или взрослого. Во всех остальных случаях приходится его ограничивать. Так возникает реальная возможность конфликта между ним и взрослым, который нередко сопровождается агрессивными проявлениями со стороны малыша.
Как надо вести себя в аналогичных ситуациях? Наиболее оправданно такое поведение взрослого, которое, не стесняя заметно притязания ребенка, направит его действия в другое русло, придавая им более адекватные, социально одобряемые формы. При этом влияние родителей должно быть умелым, ненавязчивым, чтобы в зародыше погасить начинающийся конфликт. Немедленные строгие, категоричные запреты – самое неэффективное средство. Они оправданны только в том случае, если действия ребенка представляют опасность для него или окружающих. В основном же следует использовать так называемый «отвлекающий маневр.
Дети раннего возраста легко переключаются, их эмоциональная сфера очень лабильна, а стремление достичь своей цели еще очень невелико. И практически всегда есть возможность еще до того, как ребенок начнет настаивать на исполнении своего требования, направить его интерес на какой-либо другой объект или привлечь его к другому виду деятельности.
Частое использование неоправданно строгих, категоричных запретов приводит, как правило, к совершенно противоположным результатам. Когда взамен того, что желает ребенок, ему ничего не предлагается, кроме строгого «нет», он воспринимает это как ущемление своих прав и начинает отстаивать эти «права» всеми доступными ему способами. Теперь взрослый уже не может легко переключить внимание малыша на другое занятие – да и обычно не пробует этого делать: он или продолжает категорически возражать своему ребенку, быстро раздражаясь и переходя от спокойного убеждения к крику, от слов к наказанию, шлепкам, либо, не выдержав, уступает. Последнее ведет к тому, что ребенок очень скоро усваивает, каков самый короткий путь к достижению цели. Закрепляется такой способ поведения очень быстро – с одного-двух раз.
Нередко агрессивные действия ребенка раннего возраста являются частью общей реакции «протеста» против действий взрослого, к чему-либо принуждающих его. Чаще это наблюдается в семьях, где молодые и неопытные родители переусердствовали в отношении тех или иных действий, которые они считают необходимыми. Слишком раннее высаживание на холодный горшок, обильное «насильное» кормление, несвоевременное укладывание спать, безжалостная борьба с вредными привычками (сосание пустышки, пальца, мастурбация и т.д.), надевание шерстяных вещей, раздражающих кожу – вот далеко не полный список причин/, ведущих к появлению выраженных реакций протеста у детей. Этот процесс может выражаться не только в крике и плаче, но и в сознательном осуществлении действий, противоположных тем, которых добивается взрослый. Эти действия могут носить и агрессивный характер. Ребенок начинает делать как бы «назло», а взрослый нередко теряет объективность и стремиться переломить упорство ребенка авторитарными способами.
В среднем и старшем дошкольном возрасте агрессивное поведение уже может рассматриваться как специфическая форма взаимоотношений ребенка с другими людьми. Чаще всего именно в этот период появляются жалобы на драки, на агрессивное поведение по отношению к младшим детям в семье, на попытки мучить животных.
Такое поведение дошкольника свидетельствует о неблагополучии в сфере социальных взаимоотношений и обычно вытекает из неудовлетворенности ребенка своим положением в группе детского сада или в семье. Практически всегда это говорит о дефиците или недостаточном уровне социальных контактов, причем именно с теми людьми, к общению с которыми ребенок стремится.
Появление агрессивных тенденций в поведении доброжелательного, спокойного ребенка настораживает. Если же агрессивные действия в той или иной форме уже закрепились в поведении ребенка дома, то их развитие и перенос на более широкую арену – в группу детского сада – дает повод для обоснованной тревоги за его дальнейшее развитие как личности.
Появление агрессивных реакций у дошкольников в ответ на насмешки детей, конфликты с взрослыми и прочие психотравмирующие ситуации – явление достаточно распространенное. Такие агрессивные проявления входят в группу общих реакций протеста, включающих наряду с ними множество преходящих нарушений поведения, в основе которых лежит целый комплекс аффективных личностно-значимых переживаний. Это могут быть переживания, связанные с обидой, ущемлением самолюбием, конфликты с близкими людьми (в первую очередь с матерью). Реакции протеста могут активными и пассивными. Для эмоционально возбудимого ребенка характерны реакции активного протеста, которые особенно сильно бросаются в глаза и вызывают больше всего тревог и жалоб у родителей. Они проявляются в грубости, непослушании, вызывающем поведении и агрессивных действиях в ответ на различные психологические трудности (неправильные методы воспитания, недостаток эмоциональных контактов с близкими людьми, конфликты в детском коллективе и др.).
В целом источники агрессивного поведения детей дошкольного возраста обусловливаются, с одной стороны, их биологическими, характерологическими особенностями, темпераментом, эмоциональной возбудимостью, а с другой – социальными причинами: положением в коллективе и семье, степенью удовлетворенности этим положением, умением общаться со сверстника ми, развитием игровых навыков и степенью овладения другими видами деятельности, ценящимися в группе.
Внимание к ребенку, умелое руководство его поведением, предупреждение упрямства и капризов, на основе которых в дальнейшем может сформироваться и развиваться агрессивное поведение, выработка у ребенка навыков общения, предоставление ему возможности контактировать с другими детьми, организация совместных игр, т.е. организация его социального опыта в условиях теплого, ровного эмоционального климата в семье может предупредить появление агрессии у дошкольника или не допустить ее дальнейшего развития.
Предварительный просмотр:
Об особенностях развития эмоциональной сферы.
«Почему в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность и почему все понимают одаренность и талантливость применительно лишь к интеллекту? Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать. Любовь может сделаться таким же талантом и даже гениальностью, как открытие дифференциального исчисления. И здесь и там человеческое поведение принимает исключительные и грандиозные формы…». Мысль эта принадлежит выдающемуся психологу Л.С,Выготскому. Наша практика свидетельствует: психическому развитию ребенка стали уделять внимание и в детском саду, и в семье; основной акцент, как правило, делается на интеллектуальные и волевые качества, однако игнорируется эмоциональная сфера развития ребенка.
Тревогу вызывает позиция, которой придерживаются многие: единственное направление эмоционального развития детей – воспитание способности контролировать свои чувства. Отсюда вытекает и соответствующая воспитательная позиция: жестко подавлять любые проявления эмоций. К чему это может привести? Как правило, к формированию личности, неспособной понимать не только чужие чувства, ног и свои, не владеющий так называемым словарем эмоций, т.е. не умеющий выражать (или сдерживать) свои эмоции. Как следствие психосоматическое заболевание, неудовлетворенность межличностными взаимоотношениями.
Известно: эмоциональное развитие детерминируется двумя группами факторов – внутренними (созревание коры головного мозга, развитие когнитивной сферы, самосознания и т.д.) и внешними (особенностями социализации ребенка). Для развития когнитивного компонента эмоциональной сферы факторы второй группы имеют доминирующее значение. Как показало исследование, современный дошкольник испытывает существенные затруднения в развитии эмоциональной сферы прежде всего в силу таких обстоятельств, как дефицит общения со взрослыми, стремление взрослых форсировать интеллектуальное развитие, бедный игровой и реальный опыт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей в детском саду «Помощь родителей на этапе подготовки детей к школе»
В разработке предлагается сценарий мастер-класса и презентация. На встрече родители узнают, что охватывает готовность ребенка к школе, им дается возможность оценить своего ребенка на предмет готовност...
Справочный материал для родителей "В помощь родителям"
Данный материал освежит знания родителей о звуках и буквах русского языка; в доступной форме познакомит со схемами "Место звука в слове", "Разбор слова по звукам"; поможет при выполнении упражнений с ...
Принципы отношений родителей с детьми. В помощь родителям.
Познакомьтесь с принципами, которые должны быть положены в основу вашего общения с детьми. Принципы отношений родителей с детьми ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ!!! В помощь родителям!
quot;ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ДЕТЕЙ" Двигательная активность детей дошкольного возраста является естественной биологической потребнос...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ!!! В помощь родителям!
Наши маленькие исследователиИгры-занятия для детей от 2 до 3 лет...
«Работа по оказанию ранней помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках проекта «Разработка и реализация инновационных проектов, направленных на оказание психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям
Оказание ранней помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках работы Консультационного центра...