Консультации для родителей дошкольников
консультация (подготовительная группа) на тему

Михайлова Анастасия Михайловна

Раскрываем темы, волнующие заботливых родителей: Зачем детям играть? Причины детских капризов. Секреты воспитания. О наказаниях и поощрениях Принципы сбалансированного питания дошкольников...

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Нужно ли старшим дошкольникам играть?»

          Игра — традиционный, признанный метод обучения и воспитания дошкольников. Это уникальное средство ненасильственного воспитания детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с ее помощью он будет учиться с удовольствием. 

          Далеко не всегда сам ребенок способен придумать такую игру, которая отвечает его возможностям и развивает способности. Нередко взрослые оставляют детей наедине с игрушками, так как считают, что они сами знают, как играть. Но даже самые полезные игрушки не могут подсказать ребенку, как с ними играть. Чтобы игра стала действительно развивающей деятельностью дошкольника, ему сначала нужно научиться играть, а уже после этого он сможет творчески развивать, дополнять и даже придумывать новые игры. А научить ребенка может только тот, кто уже умеет играть и знает интересные игры.

          Раньше такими учителями были старшие дети. Во дворе, в семье, в коммунальной квартире игры (и умение играть) передавались от одного поколения детей к другому. Все это происходило стихийно, естественно, без вмешательства взрослых. Но сейчас эта связь детских поколений прервалась. Поэтому в современном мире стали больше внимания уделять развитию игры в дошкольных учреждениях. Очень хорошо, если и родители будут больше внимания уделять играм детей.

        В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

 

         Благодаря игре личность ребенка совершенствуется:

          1. Развивается мотивационно-потребностная сфера: возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребенка, чем личные.

          2. Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм: ребенок, принимая роль какого-либо персонажа, героя и т.п., учитывает особенности его поведения, его позицию. Ребенку необходимо согласовывать свои действия с действиями персонажа — партнера по игре. Это помогает ориентироваться во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки у дошкольника.

          3. Развивается произвольность поведения: разыгрывая роль, ребенок стремится приблизить ее к эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношений людей в социальном мире, дошкольник подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребенку постигать и учитывать нормы и правила поведения.

          4. Развиваются умственные действия: формируется план представлений, развиваются способности и творческие возможности ребенка.

          5. Игра (а не только «занятия») помогает психологически подготовить ребёнка к учебной деятельности. 

I:\Настя\НАСТЁНКА 2013\НАСТЁНКА (КОЛЛЕДЖ)\ПРАКТИКА\ФОТО практика\2014-01-20 10.36.42.jpg



Предварительный просмотр:

«Что такое детские капризы?» 

Составила Михайлова А.М. (воспитатель ГБДОУ № 67 Приморского района СПб) по материалам педагога-психолога Борисевич О.Л. http://www.redbookmag.com/cm/redbook/images/qs/tantrumc.jpg

         Временами все дети капризничают, например, в период болезни или при резком нарушении привычного жизненного уклада – поступлении в дошкольное учреждение, в случае переутомления (физических и психических перегрузок), но при нормализации обстановки капризы исчезают. Если же они становятся постоянными, привычной формой поведения, то это уже сигнал какого-то неблагополучия. Что же такое детские капризы?

         Детские капризы – это особенность поведения ребенка, которая выражается в нецелесообразных и неразумных действиях и поступках, в необоснованном противодействии и сопротивлении указаниям, советам, требованиям взрослых, в стремлении настоять на своём. У маленького ребенка они выражаются обычно в попытках добиться желаемого плачем, криком. Таким образом, внешние проявления капризов характеризуются сильным раздражением, двигательным возбуждением.

         Капризы могут быть случайными, эпизодическими. Однако они могут превратиться в привычную форму поведения, которая проявляется в общении ребенка со взрослыми (чаще в домашних условиях, особенно с некоторыми членами семьи).

         Нервная система детей раннего  и дошкольного возраста достаточно слаба, процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения. Однако именно в этом возрасте у ребенка формируются первые тормозные процессы, а на их основе развиваются зачатки воли, нравственные чувства. Ребенок уже понимает характер поступков – какие из них хорошие, а какие плохие. Следовательно, капризы детей нельзя целиком отнести к возрастным особенностям; думать, что они могут со временем пройти сами собой.

         Американский психолог Д.Уайт считает, что до 8 месяцев все капризы ребенка обоснованы, и взрослый должен во всём идти навстречу малышу. Без серьёзного повода младенец не станет кричать и капризничать. Причинами его капризов и плача могут быть голод, боль, перегрузка нервной системы, усталость, отсутствие физического контакта с родителями и др. Но вот после 8 месяцев опасность воспитать капризного ребёнка-«тирана» очень велика. Действительно, дальнейшее развитие личности ребёнка, его отношений с окружающими людьми в большой степени зависят от того, как родители и другие близкие люди будут относиться к его запросам.

Признаки капризности:

  • постоянное состояние готовности к капризу,
  • плач, хныканье по любому поводу;
  • любимые слова «Я не хочу»;
  • стремление быть в центре внимания.

         Превращаясь в привычку, капризность может способствовать возникновению у детей отрицательных черт характера, таких как грубость, драчливость, недоверие к людям. Поэтому их лучше не допускать, а с возникновением искать пути устранения.

         Для возникновения капризов имеются свои причины, искать которые следует, прежде всего, внутри отношений, сложившихся между взрослыми и детьми в семье. Каковы же эти причины:

  • несогласованность требований со стороны взрослых;
  • чрезмерный эмоциональный и физический комфорт;
  • строгость, повышенный, раздражительный тон в общении взрослых с детьми;
  • срыв привычного распорядка дня,
  • дефицит общения со взрослыми;
  • малосодержательная деятельность ребенка в семье.

          Чтобы, устранить эти причины, родителям нужно перестроить систему воспитания.

Рассмотрим каждую из вышеназванных причин детских капризов и меры их преодоления.

         Несогласованность требований со стороны взрослых создаёт неблагоприятные условия для воспитания ребёнка. Что разрешает мать - может запретить отец, что запрещает мать - разрешает бабушка. Конечно, в таком случае ребёнок следует тем требованиям, которые совпадают с его желаниями. Дети обычно тонко чувствуют, как можно себя вести в каждом конкретном случае. «Я не тебе плачу, я - бабушке», - говорит ребёнок. Он знает, что при маме плакать нельзя, она строгая, при бабушке - можно: она не устоит против требований любимой внучки. Единые требования к ребёнку со стороны всех взрослых членов семьи, воспитывающих его, устраняют капризы, возникающие на этой основе.

         Беседы с ребёнком (иногда очень короткие) помогают сформировать у него осознанное отношение к своему поведению. Родители должны следить за выполнением своих требований, иначе дети привыкнут недобросовестно относиться к ним. Правильно организованный контроль предупреждает уклонение детей от выполнения требований и развивает у них чувство ответственности за свои поступки.

          Дети, как правило, выражают много различных желаний, и в этом проявляется их стремление к самостоятельности, активности. Хорошие желания ребёнка - довести начатое дело до конца, помочь маме в уборке квартиры сделать что-нибудь приятное бабушке и пр. - надо поддерживать и поощрять. Но дети выражают много и таких желаний, которые по разным причинам невыполнимы. Поэтому, запрещая, надо быть твёрдыми, настойчивыми, не поддаваться жалости - ребёнок должен подчиняться слову «нельзя». В таких случаях очень  важна помощь всех членов семьи. Если ребенок начнёт искать поддержки у других, то должен у всех встретить отказ, твёрдый и определённый.    

         Если капризы продолжаются, можно оставить ребёнка в комнате с рекомендацией подумать над своим поведением.

        В ряде случаев хорошо действует парадоксальное поведение (указание) родителей. Например, ребенку, который не хочет мыть руки, можно сказать: «Только не в коем случае не мой руки. А то будут чистые, как ты тогда сможешь кушать».

         Вместе с тем недопустимо злоупотреблять запретами, так как бесконечные запрещения вызывают у ребёнка стремление противодействовать им. Ребёнок задаёт вопросы, а родители, вместо того чтобы удовлетворить детскую любознательность, отмахиваются от, него; «Не надоедай», «Не мешай». Ребёнок берет нож, чтобы помочь почистить картошку, а родители отбирают его: «Положи - порежешься». И так на каждом шагу. В результате радость ребёнка сменяется унынием, его энергия - бездеятельностью.

          Надо чётко определить, что можно детям, а что нельзя. Запрещать, надо только, то, что действительно заслуживает осуждения, и при этом объяснить причину запрета. Тогда запрет станет более убедительным, и у ребёнка постепенно будет развиваться способность сдерживать свои желания.

         Но иногда искушение сделать что-нибудь запрещённое настолько сильно, что ребёнок не в состоянии ему противиться. В таком случае лучше всего постараться отвлечь малыша: напомнить, что он хотел о чём-то рассказать вам, вспомнить о каком-нибудь интересном случае, предложить вместе чем-нибудь заняться». Когда никакие отвлечения не помогают и ребёнок продолжает настаивать на своём, надо набраться терпения и не реагировать на капризы. Он увидит, что его слёзы остаются без внимания, и постепенно успокоится.

         Иногда следует отказаться от применения прямых запретов. Порой ребёнку даже полезно разрешить то, на чём он настаивает. Например, надеть в жаркую погоду новый шерстяной костюм, взять на улицу санки, когда снег только что выпал, и т.п. - пусть на собственном опыте убедится в неразумности своих желаний. Этот метод позволяет выработать у ребёнка доверие к советам старших и самому разобраться, что получиться из задуманного, приучает соизмерять цель и средство, пробуждает чувство ответственности за свои поступки.

      Чрезмерный эмоциональный и физический комфорт.

       В отдельных семьях маленькие дети с ранних лет живут в условиях чрезмерного эмоционального и физического комфорта, т.е. ребёнок изнежен, заласкан. Родители предупреждают каждое желание ребёнка и в то же время очень мало от него требуют. Дети в таком случае, наоборот, многого хотят от родителей, вымогают, плачут, капризничают. Так устанавливается неверный стиль отношений ребёнка со взрослыми.

        Эти отношения должны быть пересмотрены. Надо формировать у малыша желание самостоятельно одеваться, есть, убирать игрушки на место, охотно откликаться на просьбу взрослого оказать помощь: отнести, принести, поднять и т.п. Включение ребёнка в посильные дела, соучастие в деятельности взрослог - лучшие средства «сокращения» неразумных желаний.

          Взрослые, суетясь вокруг ребёнка и ублажая его, предлагают ему на выбор не один, а много различных вариантов: «Покушай суп, а не хочешь, тогда - пирожок, лимонад, конфетку, мороженое», «Пойдём погуляем или, если хочешь, поиграем в куклы, а ещё можно телевизор посмотреть» и т.д. При этом они ставят ребёнка в ситуацию множественного выбора, которая для него непосильна. Гораздо лучше он себя чувствует, если видит только один вариант поведения. Маленький ребёнок на первых этапах делает свой выбор стихийно, потом рассчитывает на взрослых и требует от них всё большего разнообразия.

        Чтобы ребёнок перестал капризничать, для большинства родителей легче всего уступить его желанию. Но это прекращает только конкретный, сиюминутный каприз, а капризность как форму поведения, наоборот, закрепляет. Чтобы преодолеть эту неприятную черту характера ребёнка, от взрослых требуются огромная настойчивость и терпение. Воспитательная работа должна идти по следующим основным направлениям. Прежде всего, нужно изменить своё обычное поведение, вырваться из зависимости, в которую попали родители и другие близкие от капризного ребёнка. Позиция родителей должна стать более твёрдой, требовательность увеличиться. Ребёнок должен, наконец, хотя с запозданием, усвоить, что нельзя - это нельзя, а надо - это надо и что отказ от чего-то совсем не значит, что ему тут же предложат что-то взамен.    

        Строгость, повышенный, раздражительный тон в общении взрослых с детьми.

         Некоторые взрослые считают, что воспитывать детей можно только строгостью. С маленькими детьми постоянно разговаривают в повышенном, раздражительном тоне, часто кричат. Дети очень чувствительны к этому. В результате такого воспитания ребёнок может стать обидчивым, капризным, плаксивым.

         В практике семейного воспитания бывает и так, что даже послушный ребенок не всегда выполняет требования родителей. Это объясняется разными причинами. В частности, дети, например, реагируют не на то, что взрослый потребовал, а на то, как он потребовал. Ребёнок отказывается выполнить требование, когда оно предъявлено ему тоном приказа или с раздражением. Повышенный тон нередко вызывает недовольство и сопротивление ребенка. Ему в это время кажется, что папа или мама его не любят, и он переживает отчуждение. Поэтому, чтобы вызвать у ребёнка желание выполнить требование, следует обращаться к нему спокойным, ровным, а порой и ласковым тоном.

       Срыв привычного распорядка дня, переутомление.

        Для здоровья и хорошего самочувствия ребёнка раннего и дошкольного возраста особо важно не допускать срывов установившегося привычного распорядка дня. То, что не вызовет большой нервной и эмоциональной усталости у взрослых, может стать причиной переутомления нервной системы ребёнка. Например, родители, желая доставить детям удовольствие, берут их с собой в гости, в кино, на праздники, разрешают подолгу смотреть телепередачи и т.п. Яркие новые впечатления, незнакомые лица, сильные слуховые раздражители нарушают привычную атмосферу, переутомляют ранимую ещё нервную систему ребёнка, приводят к эмоциональной перегрузке. В результате малыш плачет, отказывается есть, не может уснуть, требует недозволенного.      

         В детском саду воспитатели стремятся учитывать возрастные особенности детей, рационально распределять эмоциональные и физические нагрузки. Например, читают не более одной сказки, после занятий, требующих усидчивости, умственного напряжения, проводят физкультурные или музыкальные занятия и т.д. Дозировка во времени помогает усвоению детьми знаний и благоприятно влияет на их здоровье.  

       Дефицит общения со взрослыми

       Одной из важных потребностей ребёнка являются потребность в родительской заботе и внимании. Маленькому ребёнку постоянно необходимы эмоциональные контакты с любимыми людьми (тёплые руки и добрая улыбка матери, бабушки, приветливое слово отца). На протяжении дошкольного детства активно развиваются познавательные потребности. Он просит взрослых с ним поиграть, задаёт много вопросов, требует оценки своего поведения и т.д. Эмоциональное благополучие обеспечивается удовлетворением потребностей ребенка в эмоциональном общении со взрослыми.

    Профилактикой капризов может явиться применение в воспитании следующих правил:    

• безусловно принимать ребёнка;

• активно слушать его;

• бывать (читать, играть, заниматься) вместе;

  • не вмешиваться в его дела, с которыми он сам справляется;

  • помогать, когда просит;

  • поддерживать;

  • делиться своими чувствами (доверять)

• использовать в повседневном общении фразы: «Мне хорошо с тобой», «Я рада тебя видеть», «Мне нравится, как ты...», «Хорошо, что ты пришёл», «Давай посидим (что-то сделаем) вместе», «Как хорошо, что ты есть»;

  • обнимать всякий раз, когда предоставляется возможность.

         Родители как можно меньше должны раздражаться. Спокойный и убедительный голос гораздо эффективнее крика. Необходимо договариваться с ребёнком на равных. Можно присесть до уровня его роста и предложить ему вместе подумать, что надо сделать. И, конечно, учитывать его мнение.

        Основным источником радости для ребенка является совместная со взрослым деятельность, разнообразное общение.

       Малосодержательная деятельность ребенка в семье.

       Малосодержательная деятельность ребёнка в семье вызывает у него скуку, шалости, капризы.

       Правильно организованный день, насыщенный интересными, полезными делами, нормализует поведение ребёнка, способствует формированию положительных привычек, обеспечивает прочность и своевременность усвоения правил поведения.

         Дети по своей природе активны, деятельны. И очень важно, чтобы эта активность нашла свое применение в полезной деятельности. Ребёнок, который скучает, который должен сидеть тихо и «быть паинькой», становится капризным, непослушным, так как его энергия ищет выхода в шалостях, шумных затеях, бесполезной возне.

         Участвуя в поддержании чистоты, уюта, ребенок учится заботиться о родителях, братьях, сестрах. Любовь к ним приобретает активный, действенный характер.

         Известно, что ребёнок большую часть времени играет. Игра имеет огромное значение в его жизни: малыш отражает в ней окружающую жизнь, труд взрослых, в игре формируется первое элементарное понятие долга, создаются условия для умения уступать, считаться с другими и т.д.

         Когда ребёнок играет один, а близкие безучастно наблюдают, то такую деятельность нельзя назвать совместной. Дети очень любят, когда взрослые играют с ними. Совместные игры способствуют установлению контакта, взаимопонимания, помогают родителям добиваться от них выполнения требований без особого нажима. Родители, которые относятся к игре безучастно, равнодушно, лишают себя возможности сблизиться с ребёнком, узнать его внутренний мир. И в дальнейшем ребёнок не будет самостоятельно играть.

         Дома надо всемерно поощрять самостоятельность ребёнка, предлагать ему сделать что-то самому, например, постирать бельё кукле, свои носочки; сложить книжки на полке - сказки со сказками, раскраски с раскрасками; убрать игрушки или построить гараж и поставить туда все машины. При этом важно незаметно помогать ребёнку, не давая угаснуть его интересу к самостоятельным действиям, и громко радоваться вместе с ним всему, что он делает сам.

         Взрослым следует преодолеть в себе привычку всё делать за ребёнка. Чем содержательнее жизнь ребёнка и чем больше он делает сам, тем меньше времени и сил остаётся на капризы. И хотя капризы исчезают далеко не сразу; но, если родители терпеливы и настойчивы, этого можно добиться.

http://www.otcovstvo.info/wp-content/uploads/2010/10/ca600b99dfb1.jpg



Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи детей»   (Составила Михайлова А.М. (воспитатель ГБДОУ № 67 Приморского района СПб)).

     Работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо.

     Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и двигательного анализаторов.

     Развитию мелкой моторики способствуют:

1. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

     Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

     Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш.

     Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки…

     Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!

2. Вырезание ножницами.

     Особое внимание уделяется усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезать различные геометрические фигуры: прямоугольники, овалы, круги). Очень интересно вырезать силуэты сказочных героев. Но прежде чем приступить к вырезанию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т. е. планировать предстоящее действие.

3. Лепка из пластилина, глины и соленого теста.

     Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. (Можно надавить на лепешку настоящей монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток.) Оклеиваем полученными лепешками баночки, веточки, и. т. д.

4. Рисование, раскрашивание, штриховка. 

     Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет.

     В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью.

     Штриховка, как один из самых легких видов графической деятельности.

Виды штриховки:

раскрашивание короткими частыми штрихами;

раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;

центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка);

штриховка длинными параллельными отрезками.

Правила штриховки:

Штриховать только в заданном направлении.

Не выходить за контуры фигуры.

Соблюдать параллельность линий.

Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

     Выполняя перечисленные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи.

 



Предварительный просмотр:

О наказаниях и поощрениях  дошкольника.

Составила Михайлова А.М. (воспитатель ГБДОУ № 67 Приморского района СПб) по материалам педагогов-психологов О. Борисевич, О. Ребещенковой, психологов В. Леви, Ю. Гиппенрейтер, А. Спиваковской.

          Воспитание ребёнка складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений (одобрение, похвала, поощрение), но и отрицательных (порицание, запрет, наказание). Наказания и поощрения являются своеобразными рычагами воспитательного процесса. http://sudarinya13.ru/uploads/posts/2013-02/1360914555_383390583.jpg

Как наказывать и как поощрять?

          Психологический смысл наказания состоит в том, чтобы ребёнок понял, осознал, раскаялся, исправился и больше так не делал. И наказание, поскольку после него предполагается прощение провинившегося ребёнка, способствует снятию напряжения, которое возникает в результате проступка. Наказывая ребёнка, очень важно понимать, какие чувства он при этом испытывает (вина, раскаяние, беспокойство, замешательство, обида, унижение и другие) и от этого зависит эффективность воспитания. Именно чувства наказываемого ребёнка могут дать нам ответ: достигло ли наказание своей цели и служит индикатором эффективности данного наказания. Наказать – это, скорее, лишить ребенка хорошего, чем делать ему плохое.

          Физические наказания остаются популярными у отдельной части взрослых, хотя они понимают бесполезность и вред этого способа воздействия на ребёнка, но считают его наиболее эффективным: «Выпорол – и ребёнок на время как шёлковый» Но только на время и только пока страх господствует над ребёнком, пока он боится. Очень часто взрослые теряют рычаги управления в тот момент, когда ребёнок перестаёт бояться.

          Крик взрослых дети воспринимают как наказание, как своеобразное словесное битьё. Но не только крик, а даже неосторожно сказанное слово может травмировать ребёнка. Исключительно чувствительны к словам девочки дошкольного возраста, поэтому хвалить и уж тем более ругать их надо, учитывая эту особенность. Для девочки важно каждодневное подтверждение того, что она красивая, хорошая, замечательная и т.д. Они должны быть абсолютно искренними и звучать от отца, дедушки или другого значимого для неё мужчины. Возраст 5 лет – это удивительный возраст формирования, укрепления и открытия для себя самого главного чувства – чувства любви. Понимающее, поддерживающее отношение значимого взрослого к ребёнку в этом возрасте является основой формирования гармоничных семейных отношений в будущем. Девочки очень эмоционально реагируют на все оценки: и на положительные, и на отрицательные. Для девочек очень значимо, КТО их оценивает и КАК их оценивают. Для них очень важно быть хорошими в глазах взрослого и произвести хорошее впечатление. Мальчикам более важно, что оценивается в их поведении, в их деятельности. Мальчику обязательно нужно знать, что вызвало недовольство взрослых, для того чтобы мысленно проиграть свои неправильные действия и не повторять их.

          Чтобы наказание пошло ребёнку на пользу, нужно руководствоваться некоторыми правилами.

          1. Поставить в угол, посадить на стул – это формы наказания служат для временной изоляции нарушителей порядка и дисциплины. При применении таких штрафных санкций к детям необходимо учитывать возраст ребёнка (количество минут удаления ребенка соизмеримо возрасту, 4 года – 4 минуты). Необходимо также заранее оговорить с ребёнком те нарушения, за которые будет вводиться штраф.

          2. Неприемлемым считается наказание – лишение ребёнка своего внимания, не разговаривая с ним. Наказание не должно посеять сомнение в родительской любви, а, наоборот, усилить переживания ребенка, его любовь к родителям и ощущение того, как сильно его любят. Наказания не должны быть чрезмерны. Очень важным является вопрос о соотношении наказаний и поощрений. Чем больше поощрений, тем меньше наказаний. Необходим дифференцированный подход в использовании наказаний и поощрений в зависимости от пола. 

          3. Наказания не должны быть слишком частыми. Если ими злоупотреблять, дети привыкают к ним и перестают на них реагировать.

          4. Не стоит наказывать ребенка трудотерапией – после этого любая работа будет восприниматься ребенком, как наказание.

          5. Внимание! Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать:

- когда он болеет;

- перед сном и сразу после сна;

- во время еды (это самое прямое попадание информации, ребенок буквально «проглатывает» негативные сигналы; впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний);

- во время работы и игры;

- когда ребенок искренне старается что-то сделать, но у него не получается;

- когда родители сами находится в плохом настроении.

          6. Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.

          7. Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.

          8. Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:

  • Нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;
  • Проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений;
  • Упрямство – свидетельство желания быть независимым;
  • Агрессия - ребенок ищет способ самозащиты;
  • Суета, беготня – ребенок дает выход энергии.

          9.  Ребенок может принимать участие в вопросах выбора наказания. «Придумай себе наказание сам». Дети подчас бывают справедливыми в поиске подходящего для себя наказания, чувствуя доверие, которое оказали им родители. Осуществляя выбор, они к тому же лучше запоминают, что может последовать за определенным поведением, и это повышает их ответственность. Конечно, родителям нужно контролировать выбор наказаний, избегая как хитрости, так и уничижительства со стороны ребенка.

          10. Наказания должны быть реальными и обязательно исполняться. То есть взрослым важно быть последовательными!

          11. Наказания должны соответствовать возрасту ребенка и не быть длительными, отсроченными. Т.е. если ребенок сегодня «проштрафился», наказан он должен быть тоже сегодня, а не в течении всей недели.

          12. Наказание действенно, когда оно понятно ребенку и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с ребенком сохраняются нормальные отношения.

          13. Если ребенок провинился, его можно наказать только один раз. Даже если поступков совершено сразу несколько, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке - за каждый.

          14. Каким бы то не было наказание, ребенок не должен его бояться. Он должен знать, что в определенных случаях оно неотвратимо. Но не наказания он должен бояться не гнева, а вашего огорчения.

Чем можно заменить наказание? 

  • Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно краткими.
  • Отвлечением. Постарайтесь предложить ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, чем он занят сейчас.

          Психологический смысл поощрения состоит в том, чтобы ребёнок закрепил хорошее поведение, отношение и в дальнейшем делал, выполнял, поступал так же правильно и хорошо, как сейчас. Поощрение детей требует особого внимания, поскольку завершение какого – то дела, достижение того, за что мы хотим ребёнка поощрить, само по себе сопровождается положительными чувствами радости, гордости т.п. Они являются наградой за те усилия, которое приложил ребёнок. Чем меньше вознаграждение, тем сильнее изменения. При минимальном вознаграждении удовлетворённость от работы больше.

          Помните, что всё-таки главный метод воспитания – это убеждение. А для этого говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения Ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае Ваши мысли станут его мыслями, Ваши стремления станут его стремлениями.

          Чтобы поощрение пошло ребёнку на пользу, нужно руководствоваться следующими правилами.

           1. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это, прежде всего, должны поверить взрослые. Наказывать легче, воспитывать труднее. Используйте словесные способы поддержки ребёнка: «Ты делаешь это очень хорошо. Ты делаешь это сегодня значительно лучше. Хорошо! Ещё немного времени, и у тебя это получится. С каждым днём у тебя получается лучше. Я знал(а), что ты можешь сделать это. Твоя работа принесла мне много радости.»

          2. Не создавайте сами опасных прецедентов: если вы что-то разрешили ребенку вчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны.

          3. Не следует хвалить:

  • за то, что дано от природы (ум, здоровье, т. д.);
  • за то, что достигнуто не своими усилиями;
  • больше двух раз за одно и то же;
  • из жалости;

          4. Используйте минимальные вознаграждения, поскольку они оставляют место для тех ощущений радости, которое сопровождают успех и достижения ребёнка. Выбирая подарок для поощрения, необходимо понимать, что подарок – это лишь символ успеха или достижения.

          5. Поощрять не только за результат, но и за попытку ребёнком достигнуть результата, за старание сделать хорошо.        

          6.

        

        

        

        

        

        

        Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действеннее. При этом поощрения не должны восприниматься как подарок ко дню рождения (его все равно получишь). Чтобы поощрения выполняли свою функцию, они должны быть четко увязаны с действиями ребенка. Неожиданная награда лучше запоминается, а конфета за каждую пятерку теряет свою роль «быть поощрением».

          7. Старайтесь чаще использовать поощрения, чем наказания. Если нужное поведение поощрять, а ненужное игнорировать, то необходимые навыки формируются быстрее.

          8. Поощрения - это не обязательно подарки, это может быть интересное развлечение, семейный праздник.

          9. Не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь расположить к себе ребенка. Многие родители рассказывают о том, что результатом таких неоправданных похвал становилось совершенно невыносимое поведение отпрыска. Ребенок, словно чувствуя сомнение, а такой ли он «чудесный, милый, незаменимый», пытается опровергнуть похвалу своим поведением. Ребенок оценит только искреннюю похвалу, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

           Итак, если вы хотите похвалить ребенка (допустим, за убранную комнату), не спешите восклицать «Ты мой помощник, какой молодец!» Просто скажите с улыбкой: «Комната теперь чистая, так приятно зайти сюда». Поверьте, ребенок оценит, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

           А если вы хотите похвалить его за красивый рисунок, то не торопитесь с выводами вроде: «Ты у меня настоящая художница растешь!» — ребенок может засомневаться или расстроиться, если следующий рисунок выйдет не столь удачно. Лучше обратить внимание на сам рисунок, например: «Какой большой дом ты нарисовала, вокруг столько ярких цветов, и про животных не забыла. А дерево какое высокое — сколько яблок на нем!»

          10. Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность. Примерами вредных похвал могут быть такие: «Ты такая чудесная дочь!», «Ты настоящий мамин помощник!», «Ты такой добрый и отзывчивый, чтобы мы делали без тебя?» Ребенок может почувствовать тревогу — ведь он далеко не такой идеальный, как о нем говорят. И здесь есть два варианта поведения. Первый: скорее всего, ребенок, не дожидаясь «разоблачения», сам будет доказывать свою «не столь идеальную» натуру плохим поведением. Второй: ребенок сам перестанет быть искренним и будет подстраиваться под похвалу и предпочитать исключительно те ситуации, где можно покрасоваться только самой выгодной своей стороной.

           11. Не хвалите ребенка за естественные вещи. Не делайте из его социальности нечто необычайное: если ребенок сделал что-то полезное, например, сам оделся, покормил собаку.

          12. В семьях, где несколько детей, родители должны следить, чтобы поощрение одного ребенка не вызывало у остальных чувства зависти или обиды. Поощряя детей, родителям каждый раз следует действовать обдуманно и неторопливо.

           13. Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой. Дети, конечно очень любят полакомиться, но создавать культ из еды и воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит.

          14. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ваш ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать ребёнка всегда ожидать ее.

          15. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность, это может привести к серьезным нравственным проблемам.

http://kids.ya1.ru/uploads/posts/2012-05/1337047536_1231174251_semia_glavnoe.jpg



Предварительный просмотр:

Пословицы о семье:Подготовили и провели: Шабанова Елена Александровна Павловск 2012 г. Цели

Женился на скорую руку да на долгую муку.  (русская) 

Жену выбирай не глазами, а ушами.  (русская)

Жену выбирай не в хороводе, а в огороде.  (русская)

Муж - голова, а жена - шея, куда захочу, туда головушку верчу.  (русская)

Не тот отец, мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил.  (русская)

Живешь - не с кем покалякать; помрешь - некому поплакать.

Пословицы о маме: 

Всякой матери свое дитя мило.

Кому лежа работать, а кому стоя дремать.

При солнышке — тепло, при матушке — добро.

Гнев матери как снег - выпадет много, но тает быстро. (чеченская)

Для матери ребёнок до ста лет детёнок.  (русская)

Доброта отца, как гора - высока; любовь матери, как море - глубока.  (японская)

Лучше ребёнку плакать, чем потом его матери.  (немецкая)

Лучше соломенное от матери, чем шерстяное от мачехи.  (латышская)

Что мать в голову вобьёт, того и отец не выбьет.  (русская)

Пословицы о папе:

Каково дерево, таков и клин; каков батька, таков и сын.

Доброта отца, как гора - высока; любовь матери, как море - глубока.  (японская)

Пословицы о воспитании в семье:

Умел дитя родить, умей и научить.

И к худу и к добру приучаются смолоду.

Кто не мог взять лаской, не возьмёт и строгостью.

Гни дерево, пока гнется; учи дитятко, пока слушается.

Из молодого, как из воска: что хочешь, то и вылепишь.

Наказывать легче, воспитывать труднее.



Предварительный просмотр:

Принципы сбалансированного питания.

     Питание – поступление в организм питательных веществ и воды для обеспечения энергетических затрат организма. А в дошкольном возрасте питательные вещества ещё играют роль строительного материала организма, поэтому необходимо, чтобы оно было сбалансированным.

     Принципами сбалансированного питания являются:

1. Энергетическое равновесие (калорийность). Для дошкольников (от 4 до 7 лет) составляет приблизительно 1750 ккал в день.

2. Сбалансированность белков, жиров и углеводов: дошкольники 1:2:3 (Б:Ж:У).

Белки являются строительным материалом для мышц, стенок клеток, волокон. Пищевые белки содержатся в животных и растительных продуктах питания. Продукты, содержащие белок в большом количестве: мясо, рыба, молочные продукты, яйца, орехи, злаковые, соя.

Углеводы - один из основных источников энергии для организма. Представлены в продуктах питания, главным образом, в виде сахаров и крахмала. В организме превращаются в глюкозу, которую клетки используют для питания. Содержатся в крупах и хлебобулочных изделиях.

Жиры обладают высокой энергетической ценностью. Обеспечивая до 30% суточной потребности организма в энергии. Кроме того они очень важны для пищеварения, так как обеспечивают усвоение жирорастворимых витаминов, и ряда минеральных веществ. Содержатся в маслах, сырах, рыбе.

3. Режим питания. Приёмы пищи не реже 3-4 раз в день в одно и тоже время (желательно дома в выходные дни придерживаться режима питания в детском саду).

4. Распределение энергетической ценности по отдельным приемам пищи: 20% - завтрак; 5% - второй завтрак; 35% - обед; 20% - полдник; 20% - ужин.

5. Физическая активность активизирует работу всех органов и систем.

     Меню в дошкольных образовательных учреждениях обеспечивает разнообразие и сбалансированность питания детей.



Предварительный просмотр:

Профилактика «простудных» заболеваний.

     Здоровье человека определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным благополучием человека.

     Простудные заболевания — это условно названные болезни, вызванные охлаждением и инфекциями. Простудные заболевания чаще бывают в холодные месяцы года, когда колебания температуры воздуха наиболее выражены, отмечается повышенная влажность, сильные ветры. Пик детских простудных заболеваний традиционно приходится на зимний период. К простудным заболеваниям относят разнообразные острые инфекционные заболевания и обострение хронических заболеваний верхних дыхательных путей. Названия болезней соответствуют анатомическим образованиям, начиная сверху вниз: носовая полость, глотка, гортань, трахея и бронхи. Соответственно этому происходят названия: ринит, фарингит, ларингит, трахеит и бронхит.

     Ведущее место в структуре заболеваемости детей дошкольных учреждений занимают инфекции верхних дыхательных путей, входящие в группу острых респираторных вирусных инфекций. Вирусы распространяются воздушно-капельным путем при чихании и кашле. Острые респираторные инфекции наносят большой ущерб здоровью детей.

      Известно, что абсолютно любое заболевание намного легче и лучше предупредить, чем потом заниматься его лечением. Здоровый образ жизни играет важную роль в профилактике любых заболеваний. Лыжные прогулки, другие мероприятия на свежем воздухе, плавание в бассейне, закаливающие процедуры и т.д. способствуют оздоровлению организма детей. Лучшая защита от простуды - ее комплексная профилактика.

     1. Вакцина против гриппа ставится людям непосредственно перед зимним респираторным вирусным сезоном.

     2. Полноценный и разнообразный рацион ребёнка, витамин С (цитрусовые, капуста, шиповник), витамин А (морковь, сладкий перец, любая зелень), цинк (все зеленые овощи, яйца, молочные продукты), магний и селен (любые крупы).

     3. Чеснок и лук – самые доступные и незаменимые средства профилактики простудных заболеваний. Чеснок и лук нужно есть как можно чаще.

     4. Массаж особых зон на коже, которые связаны с регуляторами деятельности внутренних органов (точечный массаж). Массаж повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов.

     5. Чтобы избежать простудных заболеваний надо одевать ребенка по сезону, не теплее и не легче необходимого.

     6. Пчелиный мед (чайная ложка) разводить в 1/2 стакана тёплого чая и пить перед сном в течение месяца. Затем следует перерыв 1 месяц, и курс повторяется.

     7. Фитонциды - это продуцируемые растениями антимикробные вещества. Можно измельчить лук или чеснок и оставить его в помещении для обеззараживания воздуха.

      8. Закаливание — целенаправленное использование естественных факторов природы (воздух, вода), обеспечивающее повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию низких и высоких температур воздуха, ветра, влажности, резких перепадов атмосферного давления путем систематического дозированного воздействия этими факторами.

      При закаливании необходимо:

 - дозирование процедур в зависимости от возраста детей и их здоровья;

 - постепенное повышение интенсивности процедур;

 - ежедневное, без перерывов, их проведение;

 - положительная эмоциональная настроенность.

 - после каждого простудного заболевания или достаточно длительного перерыва в проведении закаливающих процедур необходимо начинать закаливание сначала.

 



Предварительный просмотр:

 «Секреты воспитания»http://stat18.privet.ru/lr/0a1d8a886513cffa56688731a8c3d92f

         1. Безусловная любовь – это когда мы любим и принимаем ребёнка таким, какой он есть, а не таким, каким МЫ хотели бы его видеть.

          Дети узнают о себе только через отношение к ним близких. От нашего отношения к ребёнку зависит уровень его самооценки, оптимистом или пессимистом он вырастет, насколько сильно он будет верить в себя, сможет ли противостоять жизненным трудностям.

         2. Главный способ передать нашу любовь ребёнку – это внимание. Внимание потребует от нас некоторого времени и сил. Порой придётся отказаться от чего-то, отрываться от своих дел.

          Вместе с ребёнком вечером, перед сном, обсуждайте каждый прожитый день. Вспоминайте хорошие поступки ребёнка, хвалите его за них. Детям так необходимо внимание родителей!

         3.  Дисциплина – это неотъемлемая часть воспитания. Правила, ограничения должны быть в жизни ребёнка. Тогда жизнь для него становится более предсказуемой и понятной. Если же родители разрешают абсолютно всё, то ребёнок начинает сам искать себе запреты, проверяя на прочность нервы родителей. От самых безобидных поступков он может перейти к более опасным: может причинить вред себе или кому-либо из окружающих людей, ожидая, что мама или папа, наконец, объяснят ему, что так делать нельзя.

          Дети чувствуют, что за родительским «нельзя» скрывается забота о них. И если в их жизни нет никаких ограничений, они считают, что родителям до них нет никакого дела.

          Для того, чтобы ребёнок чётко знал и выполнял правила, они должны быть согласованы взрослыми между собой.

          Сообщайте о своём требовании или запрете дружественно-разъяснительным тоном. (Можно даже прошептать.)  Важные правила необходимо напоминать ребёнку, повторяя их вновь и вновь, пока он не станет их придерживаться.

         4.  Родителям следует постоянно совершенствоваться, потому что дети постоянно меняются, меняется их мировоззрение, отношение к себе и близким.

         5.  Если родители приучили себя к чистоте и порядку – их ребёнок будет тоже стремиться быть аккуратным, опрятным, пунктуальным. Дети воспринимают главным образом то, что мы делаем, а не то, что мы говорим.

         6. Говоря с детьми о своих чувствах, выражайте своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом. Ребёнок не должен чувствовать, что он плохой, он должен понять, что совершил нежелательное действие.

         7. Нужно учиться уважать ребёнка и считаться с его мнением и желаниями. Нужно «впустить» в себя мысль о том, что МЫ, взрослые, можем ошибаться, а РЕБЁНОК может быть прав.

          Чтобы научиться понимать ребёнка попробуйте использовать технику активного слушания. Для этого необходимо озвучить чувства ребёнка, которые, по вашему мнению, он испытывает в данную минуту.

          Например, когда ребёнок сообщает нам: «Воспитательница отругала меня перед всеми», не стоит выяснять подробности. Тем более не надо спрашивать: «За что? Ты наверняка заслужил это. Что же ты сделал?» Не надо жалеть ребёнка: «Бедняжка!» Нам необходимо показать ему, что мы понимаем его расстроенные чувства, его боль, обиду. Для этого подойдёт любое из следующих утверждений:

– Тебе было очень неприятно.

– Ты, наверное, страшно разозлился.

– Ты обиделся на воспитательницу.

– Тебе было неудобно перед ребятами.

После таких слов поддержки ребёнок сам всё расскажет и сам же найдёт выход из этой ситуации и сделает выводы о своём поведении.

         8. Чувства самих родителей не менее важны. Ведь мы тоже часто волнуемся, сердимся, устаём и обижаемся. Нам тоже бывает трудно с детьми, но нас некому выслушать. Когда мы сдерживаем наши эмоции. ребёнок думает, что всё хорошо, что он всё делает правильно, а потом из-за какой-нибудь мелочи мы взрываемся. Тогда ребёнок никак не может понять, что же он сделал не так, ведь до этого мама была спокойна. Поэтому, если ребёнок своим поведением вызывает у вас отрицательные чувства, обязательно сообщите ему об этом (от первого лица).

          Например, ваша дочь не желает причёсываться. Сообщите ей о своём переживании: «Мне не нравятся непричёсанные, растрёпанные дети». Такие предложения, в которых содержатся личные местоимения «я, мне, меня», психологи называют «Я-сообщениями».

«Я-сообщения» помогают нам выражать свои чувства не обижая и не осуждая ребёнка. Если бы мы сказали: «Какая ты растрёпа», то такое высказывание, содержащее слова «ты, тебе, из-за тебя», называют «Ты-сообщением». «Ты-сообщения» в основном содержат критику и обвинения в адрес ребёнка. Мы как бы сообщаем ему информацию о нём самом, о его личных качествах, подчёркивая нашу правоту и его несостоятельность.

           Используя «Я-сообщения» в разговоре с ребёнком, старайтесь избегать самой распространённой ошибки: когда предложение начинается с «Я-сообщения», а заканчивается «Ты-сообщением». Например: «Мне не нравится, как ты себя ведёшь!», «Я переживаю, что ты плохо учишься». А надо сказать так: «Мне не нравится смотреть на такое поведение», «Я переживаю, когда дети плохо учатся».

         9. Разговаривайте с ребёнком, как со взрослым человеком, но только на понятном для него языке. «Ты-сообщения» помогают наладить контакт с ребёнком. Например: «Ты мне очень помогла, спасибо!», «Мне очень понравилось, как ты сегодня вёл себя в гостях».

         10. Давайте ребёнку отдельные и короткие задания вместо сложных. Например, вместо «прибери в своей комнате» лучше сказать: «Положи книжки на полку», а после того, как ребёнок справится с этим заданием, дайте ему новое: «Убери, пожалуйста, свои вещи в шкаф» и т.д.

          Начинайте свои просьбы словами: «Как только ты...» или «Когда ты...» вместо «Если ты...», потому что со слов «Если ты...» обычно начинаются угрозы: «Если ты сейчас не сядешь за уроки, я тебя накажу». Эти фразы только провоцируют ребёнка на открытое неповиновение. Скажите лучше: «Ты сможешь пойти гулять, когда сделаешь уроки», «Как только ты уберёшь в своей комнате, мы вместе пойдём в гости».

          Вместо слов можно использовать записки или картинки. Например, чтобы ребёнок знал, что именно ему одеть на прогулку, можно нарисовать картинки с вещами и расположить их в соответствующем порядке: колготки, кофта, джинсы, куртка, ботинки, шапка, перчатки. Тогда он сможет самостоятельно собраться на улицу.          

          Что касается помощи по дому, то старайтесь всегда предлагать ребёнку выбор, особенно, если принуждение неизбежно: «Ты помоешь посуду или подметёшь пол?»

        

          11. Заранее предупреждайте детей о том, что скоро вместе начнёте уборку, или пойдёте гулять, или спать, есть, умываться. Главное – держать своё слово. Если вы сказали, что через 5 минут нужно идти домой, то именно через 5 минут вы уходите. Если уступить ребёнку, то в следующий раз он не будет вас слушать, ожидая, что вы снова измените своё решение и пойдёте у него на поводу.

         12. Не запрещайте слишком многого, это мешает ребёнку понять самые мудрые наставление, он будет чувствовать несправедливость. Всегда предоставляйте ребёнку альтернативный выбор. Если «это» нельзя, то нужно обязательно сообщить, что же тогда можно. Например, если ребёнок рисует на обоях, то надо дать ему листок или раскраску и сказать о том, что нельзя рисовать на обоях, а можно на бумаге.

          Давайте ребёнку позитивные указания, то есть говорите, что ему нужно сделать, а не что ему не делать. Например, если ребёнок хлопает дверью, вместо фразы «Не хлопай дверью», скажите: «Закрой, пожалуйста, тихонько дверь». Вместо «Не деритесь!» - «Помиритесь и играйте вместе». Вместо «Прекрати качаться на стуле», скажите: «Слезь со стула и подойди ко мне».

          Вместо «Нет», говорите «Да», не изменяя при этом правил. Например, вместо фразы «Нет, я не дам тебе конфет» скажите: «Да, ты получишь конфету, но только после того, как съешь суп».

         13. Помогать ребёнку больше или меньше, чем ему нужно, значит мешать достижению им результатов. Взрослым часто тяжело просто наблюдать за действиями ребёнка, хочется вмешаться, научить, показать, помочь, уберечь от ошибок. На ошибки, естественно, надо указывать, иногда просто необходимо, но делать это надо осторожно.

  • Во-первых – не нужно замечать каждую ошибку,
  • во-вторых – обсуждайте её потом, а не тогда, когда ребёнок занят делом,
  • в-третьих – делайте замечание на фоне общего одобрения.

          Развитие природных возможностей происходит в условиях преодоления трудностей. То есть ребёнок приобретает ту силу, которую преодолевает. И нам следует самим создавать эти трудности, выступая в роли посредника между трудностью и силами ребёнка.

         14. Ребёнку жизненно необходимо принимать активное участие в жизни семьи. Хочет ребёнок помочь вам приготовить ужин  - дайте ему такую возможность, даже если вам некогда.

          15. Физические наказания не учат ребёнка послушанию, а учат агрессии.

          16. Не бойтесь признавать перед ребёнком свои ошибки. Некоторые родители после ссоры с ребёнком винят себя за то, что были слишком резки, что не смогли до конца понять его и т.д. Чтобы не испытывать эту вину лучше просто сказать ребёнку о своём неверном поведении, попросить прощения, сказать о своей любви. Объяснить, почему вы так поступили, что именно вас разозлило. Не обвиняйте ребёнка: «Ты меня разозлил!» - а просто скажите о своём чувстве: «Я разозлилась, мне сейчас плохо». Ребёнок всё поймёт и простит. Отношения наладятся, а ссора забудется, не оставив неприятного осадка в душе.

         17. Большинство детей в обычных условиях оптимистично смотрят на жизнь. Окружающий мир кажется им устроенным самым лучшим образом. Наша задача – сохранить такое видение мира ребёнка как можно дольше. Поэтому вместо постоянных предостережений лучше нацеливать ребёнка на успех. Вместо «Не бойся» скажите: «Ты же смелый!».

          18. Что делать, если вы уже несколько раз объясняли ребёнку, что кричать, драться, ссориться, ломать нехорошо, но он вас будто бы не слышит? Тогда пробуем плохое поведение игнорировать, а хорошее – поощрять. Замечайте ребёнка в те минуты, когда он спокоен. Если же начинаются какие-либо выходки, то любые замечания сводите к минимуму. Ведь ребёнок добивается от вас именно ярких эмоциональных реакций: «Сейчас я ещё раз хлопну дверью и мама мне покажет увлекательный «спектакль»! Дети любят наблюдать за нашей бурной реакцией. В такие минуты они управляют нами и очень этому рады. Игнорировать ребёнка следует до тех пор пока он не перестанет вести себя плохо. Наберитесь терпения и занимайтесь своими делами. Как только ребёнок перестаёт плохо себя вести, его нужно похвалить: «Я так рада, что ты перестал кричать. У меня от этого болит голова» или «У нас так никто не делает, подумай об этом».

          Если ребёнок дерётся, то необходимо жалеть пострадавшего, успокаивать, обнимать его, оставив того, кто его ударил без внимания.

         19. Детям необходима физическая активность. Если ребёнок кидается камнями, предложите ему поиграть в мяч.

         20.  Бывает, что одних слов недостаточно и объяснить помогают реальные действия.

          Одна мама постоянно ругала своего старшего сына за то, что он бьёт своего младшего брата. Но мальчик на слова не обращал никакого внимания. Тогда, осознав, что слова не дают нужного результата, во время очередного конфликта мама  подошла к старшему ребёнку сзади, крепко обняла, не давая ему возможности снова ударить, и сказала сыну на ухо: «Драться нельзя!» Как ни странно, такой простой приём остановил мальчика. И после нескольких таких «объяснений» драки сошли на нет. Вот так мама изменила поведение своего ребёнка без криков и нравоучений.

         21. Хвалите поступки и дела ребёнка, а не его самого.  Похвалы, оценивающие самого ребёнка, а не его поступок – вредны: «Ты замечательный сын!», «Ты настоящая мамина помощница», «Ты такой молодец!», «Ты у меня самый умный!». С одной стороны эти слова могут сделать ребёнка излишне самоуверенным. И он всю жизнь будет страдать от своей «исключительности». Поэтому лучше строить свои комментарии так, чтобы ребёнок сам сделал положительные выводы о себе и своих способностях.

         

          Правильная похвала: «Спасибо тебе за то, что уложил свою сестрёнку спать».

          Возможный вывод ребёнка: «Я помог маме».

          Неправильная похвала: «Ты у меня просто молодец».

         

          Правильная похвала: «Твоя картинка мне очень понравилась!».

          Возможный вывод ребёнка: «Я хорошо нарисовал. У меня получилось».

          Неправильная похвала: «Для твоего возраста это неплохой рисунок».

          Правильная похвала: «Стул, который ты смастерил, такой красивый!».

          Возможный вывод ребёнка: «Я умею плотничать».

          Неправильная похвала: «Ты хороший плотник».

          Правильная похвала: «В твоём сочинении есть хорошие мысли».

          Возможный вывод ребёнка: «У меня начинает получаться писать сочинения».

          Неправильная похвала: «Ты пишешь неплохо, но надо ещё многому учиться.

          22. Сказкотерапия – замечательный способ скорректировать нежелательное поведение ребёнка, чему-то научить, избавить от страхов и внутренних переживаний, показать, как вести себя в той или иной жизненной ситуации.

          Язык сказок гораздо ближе и понятнее ребёнку, нежели скучные родительские нотации и замечания. Сказка не вызывает внутреннего сопротивления, поэтому ребёнок способен к ней прислушаться. В сказках детям не читают наставлений, их не обвиняют и не принуждают говорить о своих затруднениях и проблемах – они просто слушают и делают свои собственные выводы. Слушая сказки, дети находят в них отголоски собственной жизни и стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими проблемами.

 

         

          Сказки можно придумывать самим. Подойдут простые, незамысловатые истории из жизни белочек, зайчиков, детей, похожих на вашего ребёнка. Например, история о застенчивом медвежонке, который учится знакомиться с другими зверюшками, лучше всяких родительских наставлений расскажет ребёнку как находить себе друзей.

          Если вы хотите научить ребёнка чему-то хорошему. то расскажите ему сказку, в которой он САМ совершает этот поступок. Если хотите устранить нежелательное поведение, то расскажите историю, в которой ДРУГОЙ ребёнок совершает это нежелательное поведение и в итоге исправляется.

Составила Михайлова А.М. (воспитатель ГБДОУ № 67 Приморского района СПб) по материалам Ирины Маниченко «10 законов воспитания», «10 секретов воспитания».

http://dreamworlds.ru/uploads/posts/2009-05/1241540034_49gge0ob.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей дошкольников "Математические сказки для дошкольников"

Консультация "Математические сказки для дошкольников" поможет родителям  дошкольников....

Консультация для родителей дошкольников "Расскажите дошкольникам о Великой Отечественной войне…"

Консультация для родителей дошкольников "Расскажите дошкольникам о Великой Отечественной войне…"...

Консультация для родителей дошкольников на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»

Консультация для родителей дошкольников на тему:«Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»...

Трудовое воспитание дошкольников в семье. Консультация для родителей дошкольников.

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения детей дошкольного возраста к труду. Именно в семье нравственный смысл и цель труда для дошкольника особенно наглядны. Трудовые поручения, кот...

Консультация для родителей дошкольников"Культура речи дошкольников"

Дети строят свою речь в соответствии с той речью, которую слышат вокруг. Подражая родителям и близким людям, ребенок бессознательно перенимает стиль общения, который становится его натурой. Обладающая...

Консультация для родителей дошкольников «Половое воспитание дошкольников»

Не будет преувеличением сказать, что судьба ребенка, его становление во многом зависят от того, насколько тактично и правильно смогут взрослые дать ему представление о половых отношениях людей. Тема э...