адаптация детей в детском саду
консультация (младшая группа) на тему
консультация для родителй по адаптации детей в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya.docx | 551.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Как проходит адаптация ребенка
к условиям детского сада?
Каждый ребенок переживает 3 периода привыкания;
Острый. У ребенка ярко выражено рассогласование между привычным поведением и требованиями новой среды. Происходят изменения во взаимоотношениях ребенка со взрослыми, со сверстниками, в речевой активности, в игре, функционировании нервной системы.
Подострый. Ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывает соответствующие формы поведения. Уменьшаются изменения в деятельности систем его организма, их функционирование стабилизируется. Нормализуется аппетит, развивается игровая деятельность и речевая активность.
Компенсация (адаптированность к новым условиям). В этот период нормализуются и достигают своего исходного уровня, а иногда и превышают его все показатели адаптации ребенка.
Адаптация бывает легкая: ребенок привыкает к детскому саду в течении 2-3 недель.
При адаптации средней степени привыкание наступает через 30-40 дней, при этом все нарушения у ребенка выражены ярко.
При тяжелой форме адаптации наблюдаются грубые нарушения всех реакций ребенка. Протекает она от 2 до 6 месяцев. Данный тип адаптации наблюдается у 8-9% детей.
Показателями адаптации являются сон, аппетит, эмоциональное состояние, ориентировочная деятельность, речевая активность, двигательная и игровая активность, взаимодействие со взрослыми и сверстниками, функциональные изменения (нервная система), заболеваемость ребенка. Для того, чтобы эти показатели пришли у ребенка в норму, требуются разные временные периоды, которые отражены в таблице:
Степень адаптации | Показатели адаптации | Приходят в норму в течении |
Легкая | Временные нарушения сна Временные нарушения аппетита Неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенность и т.д.),изменения в речи, ориентировочной и игровой деятельности. Взаимоотношения со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются. Функциональные нарушения практически не выражены, заболеваний не возникает | 7-10 дней 10 дней 20-30 дней 2-4 недели |
Средней степени | Сон и аппетит Ориентировочная деятельность Речевая активность Эмоциональное состояние Двигательная активность Взаимоотношение со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные нарушения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, ОРВИ) | 20-40 дней 20 дней 30-40 дней 30 дней 30-35 дней 30-40 дней |
Тяжелая адаптация | Длительное снижение аппетита, иногда возникает рвота при кормлении. Резкое нарушение сна. Избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, проявляет агрессию. Подавленное состояние в течении длительного времени (плачет, пассивен, иногда происходит резкая смена настроения). Видимые изменения в речевой и двигательной активности, возможна задержка в психическом развитии. Заболевает в течении первых 10 дней и продолжает повторно болеть в течении всего времени привыкания к коллективу сверстников | Более 40 дней, от 2 до 6 месяцев |
Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка
к детскому саду
Адаптационный период - серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние малыша. Поэтому мы рекомендуем:
- привести домашний режим в соответствие с режимом группы детского сада, в которую будет ходить ребенок;
- познакомиться с меню детского сада и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда;
- обучить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок. Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста, оптимальный вариант: брючки или шорты без застежек и лямок;
- расширить "социальный горизонт" ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т.д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми;
- необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации;
- первый день лучше прийти в детский сад, взяв с собой любимую игрушку;
- планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения детского сада должны быть ограничены 2-3 часами, позже можно оставить малыша до обеда, в конце месяца (если это рекомендует воспитатель) приводить малыша на целый день;
- в период адаптации дома необходимо соблюдать режим дня, больше гулять в выходные дни, снизить эмоциональную нагрузку;
- ребенок должен приходит в детский сад только здоровым. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ необходимо принимать витамины, смазывать ходы носа оксолиновой мазью.
Выполнение всех вышеуказанных рекомендаций не является обязательным. Но выполнение их поможет Вашему ребенку безболезненно пройти период адаптации.
Чего нельзя делать ни в коем случае:
- Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не
эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще
раз напомните, что вы обязательно придете. - Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
- Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
- Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Советы родителям
1. В первую очередь родители должны познакомиться с воспитателями.
2. Приблизительно за месяц можно начинать подготавливать ребенка психологически - рассказать про то, что такое детский сад, кто туда ходит, что там происходит, желательно, как можно чаще гулять около него, чтобы малыш привыкал к территории. Однако одновременно с этим нужно не перестараться - не стоит слишком часто акцентировать внимание на предстоящем событии, что может вызвать у ребенка страх и неуверенность в собственных силах.
3. К режиму детского сада необходимо подготовиться также заблаговременно - обычно детей приводят к 8-9 утра, а забирают в 6 вечера, тихий час - с 13 до 15. Далеко не все дети привыкли вставать в 7 утра, поэтому перестраиваться под новый лад нужно начинать как минимум за 2-3 месяца. Отправляться ко сну лучше в 21.00.
4. В первые несколько дней ни в коем случае не следует оставлять ребенка более чем на 2-3 часа. Наблюдая за его реакцией, можно постепенно увеличивать время пребывания в детском саду.
5. Еда в детском саду отличается от домашней, поэтому родителям стоит заблаговременно подготовить ребёнка, приучая его к обычной и здоровой пище - супам, кашам, салатам и т.д.
6. Стоит заранее приучать ребёнка к самостоятельности и навыкам самообслуживания.
7. Собираясь в детский сад, можно и даже нужно разрешать ребенку брать с собой какие-либо игрушки, чтобы он привнёс туда «частичку» родного дома.
8. Во время прощания с мамой часто ребенок начинает капризничать - держится всеми силами за маму, иногда даже громко кричит, рыдает и устраивает истерики. Нужно спокойно поцеловать малыша, помахать ему рукой и "передать" в надежные руки воспитателя (если он сам отказывается идти). Обычно дети, особенно ясельного возраста, плачут минут 5-10 и успокаиваются.
9. В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо «выпускать» эмоции в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает — это ему необходимо.
10. Когда ребенок находится вне детского сада, родителям нужно стараться посвящать ему как можно больше времени - гулять, играть, разговаривать.
11. Будьте в контакте с воспитателями – интересуйтесь поведением ребёнка в саду, его отношениями с взрослыми и сверстниками, обсуждайте возникающие проблемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада.
Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада. 7.12.2016 Матвеева Л.В....
Консультация для педагогов "Адаптация детей к детскому саду", "Правильное заполнение листа адаптации".
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация детей к ДОУ – пространство, с которого все начинается. Родители и ДОУ мечтают о то...
Памятка «Подготовка детей к поступлению в детский сад. Адаптация детей к детскому саду».
Цель: Расширить знания родителей о подготовке ребёнка к поступлении в детский сад. Предупредить возможные негативные ситуации в период адаптации....
Конспект родительского собрания в младшей группе на тему :"Как живём мы в детском саду.Адаптация детей в детском саду".
Создать условия для знакомства родителей друг с другом.Познакомить родителей с программой развития детей,задачами развития и воспитания детей....
"Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для адаптации"
Консультация для родителей...
Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.
Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....
Консультация для родителей детского сада.Адаптация детей к детскому саду.
Консултация для родитейлей....