Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с общим недоразвитием речи
статья по теме

Гарагазиева Альфия Назанбековна

эта статья о развитии мелкой моторики рук у детей с ОНР в процессе действий с предметами у у детей развивается ручная моторика. играя  с игрушками ребенок совершенствуетсогласованность рук. так же в помощь родителям в этой статье представлен комплекс упражнений на развитие моторики у детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл garagazieva_a.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Гарагазиева А.Н.

Развитие мелкой моторики рук

у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Современное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношение с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека.

  Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.

Специальные исследования детей, имеющие речевую патологию, свидетельствуют о наличии у них особенностей состояния двигательной сферы. Это может быть недостаточная координация сложных движений, неточность, моторная неловкость, отставание от темпа выполнения движений в упражнениях по показу и по словесной инструкции.

В специальной литературе представлены отдельные приемы работы по развитию мелкой моторики у детей нарушением речевого развития, в которых рекомендуется стимулировать речевое развитие путем тренировки движений пальцев рук, что является, по мнению Кольцовой М.М., « мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга».

В процессе действий с предметами у детей в младенческом возрасте начинается развитие ручной моторики. Оно тесно связано с физиологическим и психологическим развитием ребенка.

В развитии ручной моторики у детей раннего возраста большую роль играют соотносящие действия, т.е. такие действия, при которых нужно совместить два предмета и две части предмета. Принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек ( башенки, матрешки,

пирамидки и т.д.). играя с ними, ребенок совершенствует ловкость рук, глазомер, согласованность действий рук.

Дидактические упражнения – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечили усвоение программного материала. Необходимо стремится к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели. Например в игре « Что катится, что не катится» обучающая цель состоит в том, чтобы научить детей различать предметы по форме ( куб и шар ), обращая их внимание на свойства предметов. Перед детьми ставится только игровая задача – докатить предмет до определенной черты, показав при этом свою ловкость. Добиться цели может лишь тот ребенок, который научиться различать куб и шар, поймет, что до черты докатится только шар.

Дидактические упражнения для развития кинестетической основы движения руки.

  1. Вытянуть руки вперед и вниз; все пальцы, кроме большого, сжать; большой палец поднять вверх.
  2. Опустить кисть правой руки вниз. Все пальцы, кроме большого, сжать, большой палец вытянуть влево.
  3. Опустить вниз кисть левой руки. Все пальцы, кроме большого, сжать, большой палец вытянуть вправо.

Дидактические упражнения по развитию кинетической основы движений руки.

Развитие динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движений

  1. Поочередно прикоснуться большим пальцем правой руки ко второму, третьему, четвертому и пятому пальцам в обычном и максимальном темпе.
  2. Выполнять аналогичное задание пальцами левой руки.
  3. Выполнять аналогичное задание одновременно пальцами обеих рук в обычном и максимальном темпе.

Развитие динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений

  1. Уложить спички в коробку одновременно обеими руками: большим и указательным пальцами обеих рук одновременно брать лежащие на столе спички и одновременно складывать их в спичечную коробку.
  2. Взять в правую и левую руки по карандашу и одновременно постукивать ими по бумаге, расставляя точки в произвольном порядке.
  3. Одновременно менять положение кистей рук: одну сжимать в кулак, другую разжимать, выпрямляя пальцы.

Развитие хватания

Плыви, рыбка!

Цель. Учить детей действовать целенаправленно: хватать и бросать предметы одной рукой.

Оборудование. Бассейн ( или большой таз, или аквариум) с водой; ведерко с пластмассовыми рыбками (удобного для захвата рукой ребенка размера).

Развитие соотносящих действий

Цветная горка

Цель. Развивать внимание, целенаправленные действия; учить соотносить отверстие шарика ( деревянного или пластмассового) со стержнем.

Оборудование. Цветная ( однотонная ) горка, небольшие подносики по количеству детей.

Ход игры. Педагог снимает все шарики со стержней и просит детей выполнить те же действия. Педагог берет в руки один шарик, рассматривает и обращает внимание на отверстие. Дети находят отверстие в своих шариках. Педагог указывает на стержень и говорит: « я сейчас надену шарики на эту палочку» - и выполняет действие. Затем он просит малышей одень все шарики на палочки. Дети выполняют действие по подражанию. При нанизывании педагог следит за тем, чтобы ребенок действовал обеими руками: одной рукой придерживал горку за основание, а другой ( ведущей ) брал и нанизывал шарики. Если он затрудняется совместить шарик со стержнем ( зрительные и моторные нарушения ), педагог помогает ему, применяя совместные действия и жесты.

Развитие моторики кистей и пальцев рук

Дорожка для зайчика

Цель. Учить продевать тесьму в отверстие по подражанию действиям педагога; продолжать развивать мелкие движения рук, целенаправленность действий; создавать эмоционально – положительные отношения к выполнению задания; формировать зрительно –двигательную координацию и чувство пространства на листе бумаги.

Оборудование. По количеству детей – листы плотного картона с изображением домика ( внизу прикреплена тесьма, около домика – отверстие); картонные фигурки зайчат. Для второго варианта игры в картонных листах делаются   три отверстия, с тем чтобы дорожка шла под прямым углом.

Ход игры. Педагог раздает листы картона и просит детей показать домики. «  в этих домиках живут зайчики,- говорит он и показывает фигурки. – они хотят попасть домой, но нет дорожек. Помогите сделать для них дорожки». Педагог объясняет, как сделать дорожку, продевая кончик тесьму в отверстие: « вот и получилась дорожка к домику». Ведет своего зайчика по дорожке к домику. Дети выполняют задание по подражанию. При затруднениях педагог помогает им.

 У детей с речевыми нарушениями хватание без специального воздействия взрослого не возникает, что в сочетании с физиологической незрелостью ведет к несформированности  ручных умений. С такими дошкольниками необходимо длительная систематическая коррекционная работа по развитию зрительно – двигательной координации рук, чтобы подготовить детей к обучению в школе ( к письму ), выполнению трудовых заданий, а в будущем получить доступную профессиональную подготовку. Дидактические упражнения способствуют развитию ручной моторики.

Список литературы

  1. Бот О.С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с ОНР.  ж – л  Дифектология. - 1983.- №1
  2. Кольцова М.М. двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М; 1973.
  3. Стребелева Е.А. Коррекционно - развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя – дефектолога/ Е.А. Стребелева – М:. Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2008.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению....

Обобщение опыта «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6»МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯСТАРОМИНСКИЙ РАЙОН           ТЕМА: «РАЗВ...

План самообразования по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи через использование техники"оригами".

Целью данного материала является изучение и использование в практике новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий, овладение новыми ме...

Презентация на тему: «Игровой самомассаж кистей рук как средство совершенствования мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня»

Игровой самомассаж — это уникальное средство, которое оказывает комплексное комбинированное воздействие на ребёнка, важным аспектом которого Игровой самомассаж — это уникальное средст...

Мастер-класс "Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников с общим недоразвитием речи"

Мастер-класс "Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников с общим недоразвитием речи"...