Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с общим недоразвитием речи
статья по теме
эта статья о развитии мелкой моторики рук у детей с ОНР в процессе действий с предметами у у детей развивается ручная моторика. играя с игрушками ребенок совершенствуетсогласованность рук. так же в помощь родителям в этой статье представлен комплекс упражнений на развитие моторики у детей с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
garagazieva_a.docx | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Гарагазиева А.Н.
Развитие мелкой моторики рук
у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Современное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношение с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека.
Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.
Специальные исследования детей, имеющие речевую патологию, свидетельствуют о наличии у них особенностей состояния двигательной сферы. Это может быть недостаточная координация сложных движений, неточность, моторная неловкость, отставание от темпа выполнения движений в упражнениях по показу и по словесной инструкции.
В специальной литературе представлены отдельные приемы работы по развитию мелкой моторики у детей нарушением речевого развития, в которых рекомендуется стимулировать речевое развитие путем тренировки движений пальцев рук, что является, по мнению Кольцовой М.М., « мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга».
В процессе действий с предметами у детей в младенческом возрасте начинается развитие ручной моторики. Оно тесно связано с физиологическим и психологическим развитием ребенка.
В развитии ручной моторики у детей раннего возраста большую роль играют соотносящие действия, т.е. такие действия, при которых нужно совместить два предмета и две части предмета. Принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек ( башенки, матрешки,
пирамидки и т.д.). играя с ними, ребенок совершенствует ловкость рук, глазомер, согласованность действий рук.
Дидактические упражнения – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечили усвоение программного материала. Необходимо стремится к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели. Например в игре « Что катится, что не катится» обучающая цель состоит в том, чтобы научить детей различать предметы по форме ( куб и шар ), обращая их внимание на свойства предметов. Перед детьми ставится только игровая задача – докатить предмет до определенной черты, показав при этом свою ловкость. Добиться цели может лишь тот ребенок, который научиться различать куб и шар, поймет, что до черты докатится только шар.
Дидактические упражнения для развития кинестетической основы движения руки.
- Вытянуть руки вперед и вниз; все пальцы, кроме большого, сжать; большой палец поднять вверх.
- Опустить кисть правой руки вниз. Все пальцы, кроме большого, сжать, большой палец вытянуть влево.
- Опустить вниз кисть левой руки. Все пальцы, кроме большого, сжать, большой палец вытянуть вправо.
Дидактические упражнения по развитию кинетической основы движений руки.
Развитие динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движений
- Поочередно прикоснуться большим пальцем правой руки ко второму, третьему, четвертому и пятому пальцам в обычном и максимальном темпе.
- Выполнять аналогичное задание пальцами левой руки.
- Выполнять аналогичное задание одновременно пальцами обеих рук в обычном и максимальном темпе.
Развитие динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений
- Уложить спички в коробку одновременно обеими руками: большим и указательным пальцами обеих рук одновременно брать лежащие на столе спички и одновременно складывать их в спичечную коробку.
- Взять в правую и левую руки по карандашу и одновременно постукивать ими по бумаге, расставляя точки в произвольном порядке.
- Одновременно менять положение кистей рук: одну сжимать в кулак, другую разжимать, выпрямляя пальцы.
Развитие хватания
Плыви, рыбка!
Цель. Учить детей действовать целенаправленно: хватать и бросать предметы одной рукой.
Оборудование. Бассейн ( или большой таз, или аквариум) с водой; ведерко с пластмассовыми рыбками (удобного для захвата рукой ребенка размера).
Развитие соотносящих действий
Цветная горка
Цель. Развивать внимание, целенаправленные действия; учить соотносить отверстие шарика ( деревянного или пластмассового) со стержнем.
Оборудование. Цветная ( однотонная ) горка, небольшие подносики по количеству детей.
Ход игры. Педагог снимает все шарики со стержней и просит детей выполнить те же действия. Педагог берет в руки один шарик, рассматривает и обращает внимание на отверстие. Дети находят отверстие в своих шариках. Педагог указывает на стержень и говорит: « я сейчас надену шарики на эту палочку» - и выполняет действие. Затем он просит малышей одень все шарики на палочки. Дети выполняют действие по подражанию. При нанизывании педагог следит за тем, чтобы ребенок действовал обеими руками: одной рукой придерживал горку за основание, а другой ( ведущей ) брал и нанизывал шарики. Если он затрудняется совместить шарик со стержнем ( зрительные и моторные нарушения ), педагог помогает ему, применяя совместные действия и жесты.
Развитие моторики кистей и пальцев рук
Дорожка для зайчика
Цель. Учить продевать тесьму в отверстие по подражанию действиям педагога; продолжать развивать мелкие движения рук, целенаправленность действий; создавать эмоционально – положительные отношения к выполнению задания; формировать зрительно –двигательную координацию и чувство пространства на листе бумаги.
Оборудование. По количеству детей – листы плотного картона с изображением домика ( внизу прикреплена тесьма, около домика – отверстие); картонные фигурки зайчат. Для второго варианта игры в картонных листах делаются три отверстия, с тем чтобы дорожка шла под прямым углом.
Ход игры. Педагог раздает листы картона и просит детей показать домики. « в этих домиках живут зайчики,- говорит он и показывает фигурки. – они хотят попасть домой, но нет дорожек. Помогите сделать для них дорожки». Педагог объясняет, как сделать дорожку, продевая кончик тесьму в отверстие: « вот и получилась дорожка к домику». Ведет своего зайчика по дорожке к домику. Дети выполняют задание по подражанию. При затруднениях педагог помогает им.
У детей с речевыми нарушениями хватание без специального воздействия взрослого не возникает, что в сочетании с физиологической незрелостью ведет к несформированности ручных умений. С такими дошкольниками необходимо длительная систематическая коррекционная работа по развитию зрительно – двигательной координации рук, чтобы подготовить детей к обучению в школе ( к письму ), выполнению трудовых заданий, а в будущем получить доступную профессиональную подготовку. Дидактические упражнения способствуют развитию ручной моторики.
Список литературы
- Бот О.С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с ОНР. ж – л Дифектология. - 1983.- №1
- Кольцова М.М. двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М; 1973.
- Стребелева Е.А. Коррекционно - развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя – дефектолога/ Е.А. Стребелева – М:. Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению....
Использование оригинальных методов пластилинографии , как одного из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Использование пластилина в работе с детьми дошкольного возраста по пластилинографии....
Обобщение опыта «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6»МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯСТАРОМИНСКИЙ РАЙОН ТЕМА: «РАЗВ...
План самообразования по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи через использование техники"оригами".
Целью данного материала является изучение и использование в практике новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий, овладение новыми ме...
Презентация на тему: «Игровой самомассаж кистей рук как средство совершенствования мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня»
Игровой самомассаж — это уникальное средство, которое оказывает комплексное комбинированное воздействие на ребёнка, важным аспектом которого Игровой самомассаж — это уникальное средст...
Мастер-класс "Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников с общим недоразвитием речи"
Мастер-класс "Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников с общим недоразвитием речи"...
Статья: Особенности развития мелкой моторики рук у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития
http://pedprospekt.ru/servisy/publik/publ?id=4827 переход по ссылке...