Совместные игры для детей и родителей "На волшебном острове слов"
консультация (старшая группа) по теме

Сухарева Светлана Александровна

развиваем речь детей в кругу семьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx29.19 КБ

Предварительный просмотр:

Совместные игры для детей и родителей

«На волшебном острове слов»

Желание ребёнка читать, а потом и писать, заниматься сочинительством – две ветки одного дерева. Их корень – интерес малыша к живой жизни слова.

Чем является для ребёнка слово? Оно сродни фантастическому существу, способному к превращениям, обладающему магическими возможностями порождать предметы, явления и целые миры. И ребёнок получает огромное удовольствие, обнаруживая эти его особенности, играя словами, подобно тому, как Танечка и Ванечка Корнея Чуковского играли с Тянитолкаем.

Взрослый должен только вовремя и умело включиться в это замечательное занятие, помогая малышу пополнить арсенал словесных игр и превращений.

“ Я придумал слово,

или Как играть словами? ”

Чтоб словами поиграть,

Надо научиться... врать!

Пожалуйста, не удивляйтесь. Врака враке рознь. Это нам ещё в детстве объяснили Мишка с Толиком из рассказа “Фантазёры”, который должен был бы стать введением во все учебники по детской психологии. Те самые враки, в которых упражнялись герои Н. Носова, по природе своей родственны серьёзному сочинительству настоящих писателей и поэтов. И если мы всегда предпочитаем иметь дело с тем, что понимаем, необходимо учесть, что в процессе “пустяшной” деятельности по придумыванию врак ребёнок подсознательно осваивает законы словесного творчества, постигает их изнутри.

В фольклоре для этого существует более точное слово – небывальщина:

По поднебесью, братцы,

Медведь летит.

Медведь летит,

Хвостом вертит.

На этом принципе построен целый пласт детской поэзии, куда внесли свой вклад и Корней Чуковский (вспомните знаменитую “Путаницу”), и Юнна Мориц, и Роман Сеф, и Борис Заходер, а также многие
другие.

Для начала, всё это надо откопать, прочитать и выучить с ребёнком наизусть. А потом – предложить ему игру с не очень благозвучным названием: “Кто кого переврёт?”. (Можете предложить ребёнку более пристойное, но менее понятное название: “Кто кого перенелепит?” На выбор.)

Играющих может быть двое, а может быть две команды по 3–4 человека. Сначала (очерёдность устанавливается по жребию) играющий одной команды придумывает враку:

– А я видел, как кошка по небу летала!

Игрок другой команды подхватывает:

– А я видел, как самолёт на тучу лаял!

И так до тех пор, пока у кого-то из играющих не истощится
фантазия.

Ребёнок очень быстро понимает, что придумывать – совсем непросто, особенно что-то новенькое. Легче всего использовать старые, уже кем-то выдуманные враки. Но это никогда не спасает от поражения. Чтобы победить, приходится напрягать воображение, искать образы, подбирать слова.

Попробуйте сыграть в небывальщину вдвоём со своим малышом. После двух-трёх туров вы обречены на хроническое поражение. Взрослые, как правило, проигрывают детям в этой игре.

Если они, конечно… не поэты.

“ Лошадёнок ”

Помните, как замечательно Корней Чуковский описал природную способность ребёнка к словотворчеству в своей книге “От двух до пяти”?

Внимательный и заинтересованный родитель, вы, конечно, записываете за ребёнком его забавные словечки и выражения. Это ваша памятная коллекция. Возможно, со временем ею заинтересуется какой-нибудь детский журнал.

Но некоторые из “продуктов словотворчества” можно заставить поработать на своего создателя уже сейчас.

Представьте, что в стандартной ситуации, когда ваш малыш должен запомнить названия детёнышей животных (у лисицы – лисёнок, у волчицы – волчонок, у тигрицы – тигрёнок, у зайчихи – зайчонок), в его речи появляется... лошадёнок. С точки зрения официальной методики по подготовке к школе будущих отличников, этот лошадёнок подлежит полному и немедленному искоренению. Так пусть же дрогнет ваша рука. Вспомните, что любой недомерок может оказаться Коньком-Горбунком (а быть может, и Пегасом?). Иными словами, перефразируя Винни-Пуха, никогда не знаешь точно, чем кончится, если имеешь дело с подобными словечками.

Конечно, ребёнок должен узнать настоящее название детёныша лошади, но почему бы и за лошадёнком не оставить право на существование? Может быть, поселить его вместе с коровёнком, овчонком, свинёнком и им подобными на каком-нибудь подходящем волшебном острове, где возможна захватывающая, полная событий туземная жизнь? Но поскольку никто толком не знает, как выглядят обитатели этого острова, необходимо нарисовать их портреты, уточнить, чем они питаются, как спят, что любят делать. А это уже огромный совместный труд (ваш и малыша) по созданию энциклопедического словаря неизвестных науке животных.

“ Висит груша – нельзя скушать ”

Замечательное, до сих пор неоценённое по достоинству занятие – загадывание загадок.

Между прочим, слово гадать изначально означало думать: загадка была первой формой прафилософского осмысления мира.

Сначала загадывайте ребёнку множество разных загадок и сообщайте их отгадки.

Кстати, настоящие фольклорные загадки невозможно отгадать, не зная ответа. В загадках выражалось тайное знание древнего племени. Если надо было убедиться в принадлежности человека к какому-нибудь сообществу, в его посвященности, причастности к таинствам, устраивали испытания загадками. Известны пришельцу отгадки – он свой и имеет право на жизнь в племени. Не известны – значит, это чужой, и лучше его съесть поскорее, чтобы не наделал каких-нибудь бед.http://lib.1september.ru/2010/01/19-1.jpg

Когда ребёнок запомнит достаточное количество загадок с отгадками, можно устраивать “загадочные” состязания: сначала один загадывает загадку, потом – другой. У кого быстрее загадки кончатся, тот проиграл. Это очень древний вид состязаний. Только раньше поражение могло стоить проигравшему головы.

Следующий этап – самостоятельное придумывание загадок. Например, в воскресенье вы садитесь завтракать, никуда не торопитесь и говорите перед началом еды:

– Я задумал(а) предмет, который стоит на столе. Он плоский, круглый, белый, с тонкой голубой линией по кругу.

Ребёнок тут же догадывается, что это тарелка, и предлагает вам свой вариант загадки.

По такому же принципу можно сочинять загадки о животных: “Хищник серо-зелёного цвета, издалека похожий на бревно. Живёт по берегам Лимпопо, Амазонки и других водоёмов”. Это занятие дети очень любят. А какой простор для использования полученных ими из различных телепередач и видеофильмов обширных знаний об экзотических животных!

А вот самая трудная игра в разгадывание загадок.

Выбирается водящий. Он выходит из комнаты, а остальные играющие выбирают какой-то предмет, который водящему нужно будет отгадать. Указывается место, где этот предмет находится: на столе, на потолке, около окна, – чем взрослее дети, тем шире поле для поиска предмета. Водящий возвращается и пытается определить задуманный предмет с помощью вопросов:

– Он плоский?

– Он красного цвета?

– Он из дерева?

Остальные игроки имеют право отвечать либо “Да”, либо “Нет”. Чтобы участвовать в такой игре, нужно знать достаточно широкий набор свойств для характеристики предметов. Эта игра хорошо развивает ребёнка, если играть в неё в разновозрастной группе.

Надо отметить, что текст таких загадок включает условие,
вопрос и ответ, при этом требуется найти решение на основе непростой работы: сравнивать и сопоставлять получаемые данные. Потому игры в загадки являются прекрасной формой подготовки к решению математических задач.

“ Запретные слова ”

Самый известный вариант игры в запретные слова – “Чёрное с белым не берите, “Да” и “Нет” не говорите!” Это диалог, в котором ведущий задаёт вопросы, хитроумно пытаясь вынудить отвечающего к употреблению слов: чёрное, белое, да, нет.

– Вы поедете на бал?

– Поеду.

– И конечно, наденете ослепительно белое платье?...

И так далее.

Через некоторое время ребёнок научится виртуозно избегать запретных слов, а потом и водить. Хотя задавать вопросы детям нравится меньше, чем отвечать.

Существуют различные варианты подобной игры. При желании вы легко придумаете их сами. Например, условьтесь с ребёнком в течение часа не употреблять слово “я”. В этом случае говорящие вынуждены пользоваться другими речевыми конструкциями. Например, вместо
“Я хочу” – “Мне хочется” или “Мне бы хотелось”.

“ Молчанка ”

Кто-то из великих сказал, что только в молчании познаётся истинный смысл речи.

В одном из племён североамериканских индейцев юноша, проходивший посвящение в мужчины, должен был три дня провести один в лесу, сидя в магическом кругу. При этом юноша должен был хранить молчание. Он не мог ни пожаловаться на что-то, ни попросить о помощи.

Любой уважающий себя современный мальчик (не говоря уж о современной девочке, которая мало в чём ему уступит) должен быть готов к подобным испытаниям. Тренироваться лучше начать заранее. Например, решить, что среди бела дня нужно промолчать ровно 15 минут.

Если же вы с ребёнком принимаете обоюдное решение обходиться в течение двух часов без помощи слов, то для общения придётся пользоваться другими средствами. Возможно, вы даже сумеете разработать что-то похожее на азбуку жестов. Этому, кстати, обучают актёров, чтобы сделать их речь более выразительной.

Итак, ведите словари, загадывайте загадки,

молчите  “на  время”  и  сочиняйте  враки  от  души.

Это  то  поле  живой  речи,  которое  превращает  ребёнка

в “охотника за словами” и в будущем заставит его открыть книгу.

Кстати,  многие  игры  будут  иметь  и  другой,  косвенный  результат:

ваши  семейные  детские  праздники  наполнятся  новым  содержанием!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста “Подбери слова”

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста “Подбери слова”Цель: выявить знания детей по ПДД, уровень развития словарного запаса речи.Инструкция: Воспитатель называет определение, напри...

Конспект интегрированного занятия по организации и проведению совместной/партнерской деятельности детей и взрослых «Волшебные подушечки» в 1 младшей группе.

Тема: Волшебные подушечкиЦель: развивать речь детей,  мелкую моторику, тактильные ощущения, двигательную активность детей, расширять представления об окружающем мире, формировать интерес к взаимо...

Дидактическая игра для детей 5 - 7 лет "Продолжи слово"

Играть в эту игру можно с детьми в группе,  дома с родителями, а так же между сверстниками, умеющими читать....

Совместные творческие работы детей и родителей "Волшебные листья"

Совместные творческие работы детей и родителей "Волшебные листья"...

Интегрированная НОД (познавательно - речевое развитие дошкольников) для детей средней группы «Волшебные острова» с учетом ФГОС

Интегрированная НОД (познавательно - речевое развитие дошкольников)для детей средней группы «Волшебные острова» с учетом ФГОСВоспитатель Анисимова Наталья ВладимировнаМБДОУ ...

Дидактическая игра для детей 5- 7 лет "Продолжи слово"

Д/игра: "Продолжи слово"Правила: Врослый медленно произносит первые буквы слова, а ребенок договаривает все остальное слово целиком, которое подходит к указанной картинке....

Интерактивная дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста "Учим слова"

Интерактивная дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста "Учим слова"Разработала воспитатель МБДОУ ДС "Голубые дорожки" г.Волгодонска, Ростовской области  - Ме...